Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Гуманитарные науки в Сибири

2021

Выпуск №

6041.
ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИСТОРИОГРАФИЯ ПОЗДНЕГО НЕОЛИТА ЗАПАДНОГО ПРИАМУРЬЯ В 1980-2010-Х гг.

С.В. Коваленко
Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области, РФ, 675000, г. Благовещенск, пер. Уралова, 5/2
stas-kov7@yandex.ru
Ключевые слова: Западное Приамурье, историография, поздний неолит, осиноозерская культура, генезис, хронология
Страницы: 5-13

Аннотация >>
Статья посвящена анализу культурно-хронологических схем позднего неолита Западного Приамурья, представленных в историографии первой половины 1980-х - начала 2010-х гг. Работа, будучи второй частью обобщающего историографического исследования, включает подробную характеристику четвертого и пятого историографических этапов. Четвертый этап (первая половина 1980-х - вторая половина 1990-х гг.) связан преимущественно с расширением картографии осиноозерской культуры и накоплением источниковой базы для ее дальнейшего изучения. Пятый историографический этап (2000-2010-е гг.) представлен работами Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (ИАЭТ СО РАН) и Центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области. Рассматривается связь основополагающих эталонных концепций 1960-1970-х гг. с современными наработками начала 2010-х гг.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Философия образования

2021

Выпуск № 1

6042.
"ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ" КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ДИСЦИПЛИНА В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРА

К.В. Щурин1,2
1Белорусский государственный аграрный технический университет, Минск, Беларусь
tteng@mail.ru
2Московский государственный областной технологический университет, Минск, Беларусь
Ключевые слова: инженер, технический прогресс, техносфера, коэволюция, синергия, метафизика процесса, инженерное образование
Страницы: 87-103

Аннотация >>
Введение. Постоянно возрастающий объем специальной информации в техносфере и усиливающийся дефицит времени на освоение программ высшего образования обусловливают необходимость повышения избирательности при назначении номенклатуры и объема социально-гуманитарных дисциплин вариативного блока в учебных программах технико-технологических направлений. Номенклатура и содержание таких дисциплин должны быть гармонизированы с общепрофессиональными и специальными дисциплинами, мотивируя обучающихся к самостоятельному творческому применению полученных знаний. Методология и методика исследования основаны на применении системно-синергетического подхода к анализу и прогнозированию оптимального пути технического прогресса как взаимно интегрированных принципов философского рационализма, экзистенциализма и метафизики. Результаты исследования. Наличие в образовании ряда дидактических фильтров препятствует адекватному восприятию человеком объективной реальности и созданию оптимальной техносферы. Технически ориентированное мировоззрение обусловливает расширенное применение методов логики и метафизики процесса. Современный инженер на уровне подсознания должен обладать умением распознавать и отсеивать неприемлемые варианты решений, своевременно выявляя и учитывая объективные ограничения и локальные требования. Системообразующей дисциплиной в инженерных образовательных программах должна стать «Философия техники», анализирующая многофакторную траекторию технического прогресса и энергично участвующая в формировании оптимальных направлений его развития. Формируясь как дисциплина-катализатор при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, «Философия техники» становится одновременно базовой в блоке «Инженерная философия техники» - «Гуманитарная философия техники» - «Основы инженерного творчества» - «Инноватика». Заключение. «Философия техники» как системная дисциплина стала полноправной частью учебного процесса в сфере высшего технического образования многих высокоразвитых стран. Сформированный и апробированный нами комплекс дисциплин на основе «Философии техники», информационная и дидактическая эффективность которого подтверждена позитивной практикой применения, рекомендуется к внедрению в образовательные программы подготовки специалистов, магистров, аспирантов наукоемких технико-технологических направлений.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

6043.
О КОММУНИКАТИВНО-ПРОДУКТИВНОМ МЕТОДЕ ОБУЧЕНИЯ

Ю.В. Ванцев
Частное общеобразовательное учреждение школа «Эврика», Самара, Россия
gorov63@mail.ru
Ключевые слова: коммуникация в школе, коммуникативная дидактика, концепция общества Н. Лумана, открытое содержание обучения, коммуникативно-продуктивный метод обучения
Страницы: 104-127

Аннотация >>
Введение. Междисциплинарный анализ коммуникативных школьных практик, проведенный с применением теории коммуникации Н. Лумана, позволяет диагностировать блокирование публичной школьной коммуникации как один из системных кодов общего образования. Этот код используется для поддержания в состоянии безотказной работоспособности статусно-ролевой и предметно-центрированной систем школьного обучения и воспитания. Фиктивность самоидентификации личности и социальной интеграции, а также репродуктивный характер учебной деятельности обусловлены постоянными срывами коммуникации и отсутствием доступа к источнику самостоятельности ученика. Этот источник «находится» не во внутренних «структурах личности» (психическая система), а в коммуникации (социальная система), которая устанавливается лишь тогда, когда обнаруживает в сознании членов школьного сообщества благоприятную среду обитания. Методология и методика исследования. В ходе исследования осуществлены теоретическая разработка междисциплинарного контекста проблемы и поиск новых структурных связей между индивидуальным сознанием и коммуникацией (как селекцией информации, ее сообщения и понимания). Условия, защищающие коммуникацию, были обнаружены и гарантированно воссоздаются благодаря многолетнему наблюдению за учениками, коммуницирующими в рамках специальных форм. Эти формы соответствуют теоретической модели идеальной речевой ситуации Ю. Хабермаса и концепции коммуникации Н. Лумана. Результаты исследования. В психологическом плане определяется тождество страха говорить, страха самостоятельно действовать и страха творить. В плане лингвопрагматики свободный диалог требует равенства шансов на высказывание, критику, тематизацию мнений, самовыражение и управление ходом обсуждения, что обеспечивается формальными правилами и их строгим соблюдением всеми участниками. «Естественные» преимущества взрослых (возраст, информированность, опыт и более высокий социальный статус) обязывают их добровольно отказаться от привилегий, дающих им преимущество в дискурсе с учениками, которые из-за заведомо ущемленной позиции предпочитают не коммуницировать с взрослыми в публичной школьной ситуации. Теоретический анализ дидактического контекста эксперимента привел к интересным результатам. Выявлен новый вид содержания образования - социальное содержание. Его открытая (заранее неизвестная педагогу) часть производится коммуникацией. В статье очерчиваются основные особенности нового коммуникативно-продуктивного метода обучения, который может быть использован как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Заключение. Статья ставит ряд новых конкретных вопросов и намечает разнонаправленные междисциплинарные исследования в области философии образования, психологии, социальной психологии (психологии коммуникации), теории образовательных систем и дидактики коммуникации.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

6044.
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

А.В. Говорушенко, Л.Н. Кретова, В.Г. Храпченков
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
govorushenkoaljona@mail.ru
Ключевые слова: адаптация, первокурсники, вуз, мотивация, обучение студентов вуза, учебный процесс
Страницы: 128-142

Аннотация >>
Введение. Успешное обучение студентов-первокурсников во многом зависит не только от наличия общих когнитивных способностей, но и от реализации в образовательном пространстве различных типов адаптации, от умения на начальном этапе обучения правильно распределить колоссальный объем интеллектуальной нагрузки, преодолеть тревожность и неуверенность. Актуализируя «пограничную проблему» адаптации первокурсников к учебному процессу в высшей школе, авторы в центр исследования ставят успешную профессиональную состоятельность студента и реализацию таких образовательных ценностей, как мотивированность к учебному процессу, самостоятельность усвоения знаний, конкурентоспособность на рынке труда и др. Методология и методика исследования. Применен описательный метод различных типов адаптации посредством сбора, обобщения и анализа литературы. Материалом для работы послужили результаты исследований отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблеме адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе, таких как С. В. Сергеева, О. А. Воскресенская, Е. С. Емельянова, О. А. Вагаева, С. В. Дюмина, Ю. А. Тихонов, А. А. Хазова, С. В. Снадченко и др. Результаты исследования. В статье рассмотрен процесс адаптации, сформулированы основные виды адаптации, с которыми сталкиваются студенты первого курса в процессе обучения. Показаны особое значение академической и педагогической адаптации, их реализация в современном образовательном процессе. Кроме того, выявлено, что существует множество факторов, влияющих на процесс адаптации, таких как отношения с родителями, учебной группой, а также внутренняя мотивация к получению знаний. Заключение. Обобщив данные научных источников, авторы пришли к выводу, что адаптация первокурсников к обучению в вузе является важнейшим фактором успешности дальнейшего обучения и профессиональной реализации студента. Вместе с тем выявлено, что процесс адаптации на первом курсе может осуществляться такими способами, как введение специальных учебных предметов, применение тьюторства, различных анкет, опросников для определения уровня адаптации. Выделены такие методики, как проектная, социальное проектирование, которые способствуют повышению мотивации и успешной профессиональной адаптации.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

6045.
МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ПЕДАГОГА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОФЕССОРА Т. Н. ТРОИЦКОЙ

Т.В. Мжельская, И.А. Дураков, О.Н. Катионов
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
mzel08@mail.ru
Ключевые слова: педагогика, модель воспитания, археология, ценности, воспитательное воздействие
Страницы: 143-159

Аннотация >>
Введение. Качественная подготовка профессиональных кадров должна сопровождаться реализацией разносторонних воспитательных задач. Их решение особенно актуально для выпускников педагогических вузов, у которых должны быть сформированы соответствующие воспитательно-образовательные компетенции. Проблема сокращения контактных часов работы преподавателя со студентами, перевод части занятий на дистанционную форму и, как следствие, сокращение воспитательного процесса в вузе приводят к тому, что у обучающихся снижается возможность перенимать непосредственный опыт профессионального мастерства у своих наставников. Уникальный опыт преподавателей, успешно работавших в советской педагогической школе, необходимо изучать и применять в вузах, что может способствовать подготовке высокопрофессиональных учителей, поэтому целью настоящей статьи является обобщение идеи по воспитанию студентов-историков доктора исторических наук, профессора ФГБОУ ВО «НГПУ» Т. Н. Троицкой. С ее точки зрения, настоящий преподаватель вуза должен организовывать не только образовательную, но и воспитательную деятельность. Анализируя ее педагогические идеи, их реальное воплощение в процесс воспитания студентов-историков, можно говорить о создании профессором собственной модели воспитания. Методология и методика исследования. В основе исследования лежат идеи философии воспитания, связанные с вопросами формирования воспитательной модели в высшей школе, развития качеств солидарности, нравственности, гражданственности, межличностных отношений, интересов и потребностей индивида в социальной активности. Результаты исследования. Профессиональный педагог Т. Н. Троицкая в процессе многолетней учебно-практической деятельности на основе личного примера смогла реализовать образец педагогической модели воспитания студентов. Изучение воспоминаний учеников Т. Н. Троицкой, личные взаимоотношения авторов статьи позволили сделать вывод, что ее идеи в совокупности составляют вполне сложившуюся модель воспитания будущего педагога: это профессионально-ориентированное развитие в семье, взаимоотношения с родственниками и их ближайшим окружением, умение достигать поставленной цели. Значительным воспитательным потенциалом обладают публикации Т. Н. Троицкой. Изложенные в них воспоминания позволяют сформировать у студентов уважение к старшему поколению, понимание того, через какие трудности ему пришлось пройти и с честью из них выйти. Целенаправленно воспитывая любовь к чтению книг, уважение к культуре других народов, людям с ограниченными возможностями здоровья, преданности делу, педагог одним из главных подходов считает индивидуальный подход с учетом интересов и возможностей каждого. Созданный ею археологический кружок и учебно-практическая деятельность в условиях экспедиции стали благоприятной средой для формирования исследовательских и коммуникативных компетенций будущих педагогов. Заключение. Проанализировав основные педагогические идеи профессора Т. Н. Троицкой, мы приходим к очень важному выводу о ценности личного примера преподавательской деятельности. Только собственная заинтересованность, альтруизм, коллективная жизнедеятельность смогут научить будущих учителей уважать и любить своих учеников, уметь общаться с ними, заряжать их интересом к своему предмету.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

6046.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ПАРАДОКСА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК СПОСОБ РАСШИРЕНИЯ ГРАНИЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ

Л.И. Крупина1, Е.И. Баронская2
1ООО "Консалтинговый центр "25 кадр"", Кемерово, Россия
yatsuta@yandex.ru
2Кузбасский РЦППМС "Здоровье и развитие личности", Кемерово, Россия
Ключевые слова: категории, мышление, понятие, культурно-исторический подход, единство интеллекта и аффекта, система категорий, категориальная методология, осознанность
Страницы: 160-190

Аннотация >>
Введение. В статье раскрывается сущность познавательного процесса, процессуальных содержательных основ развития познания в форме образования системы научных понятий посредством предельных переходов значений - смыслов - значений. По Л. С. Выготскому, значение слов развивается как по своему строению, так и по той системе познавательных процессов, которые лежат в его основе. Иными словами, с развитием значения слова меняется не только его смысловое, но и его системное строение. Методология и методика исследования. Основанием исследования является категориально-диалектическая методология, средства, соотнесенные с теорией познания, диалектической системой категорий. Методической базой экспериментального исследования парадокса познавательных процессов является авторская «Методика предельных переходов» (Л. И. Крупина). Одной из сторон содержательного проявления этой методики выступает двойной переход «единиц сознания» значений - смыслов - значений в процессе видоизменения «смысловой структуры при ее воплощении в словах» посредством категорий. При этом требуется дифференциация обеих сторон внешней и внутренней речи, осознание их различия и природы каждой из них. Эксперимент, проведенный вне границ классической педагогики, потребовал принципиально иной структуры, где категория одновременно выступала средством и объектом исследования, а также организатором процесса познания субъекта, что обеспечивало результативность двойного перехода: значение - смысл - значение. В исследовании приняли участие 65 учащихся 10-х классов с углубленным изучением физики (гимназии № 1 г. Кемерово). Возраст участников - 15-16 лет. Результаты исследования представлены в форме невербального, самоличного осознанного, произвольного, системного действия субъектов образовательного процесса по формированию и развитию системы научных понятий на материале идеи эволюции принципа относительности как одного из фундаментальных понятий физики. Заключение. В результате теоретического и экспериментального исследования авторам удалось определить сущность парадокса познавательного процесса, потребовавшего для своей элиминации иных условий и средств, способствующих расширению границ классической науки. Научная новизна и теоретическая значимость состоят в выявлении парадокса, определении его внутреннего противоречия, содержания, сопровождающих ограничений классической педагогики, посредством которых невозможно образование и развитие системы научных понятий, различий в представлениях о значениях и смыслах, ответственных за образование научных понятий, и единства целостности нашего сознания как системно-смыслового строения, обеспечивающего всеединство и культурно-исторический опыт человечества.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Криосфера Земли

2021

Выпуск № 1

6047.
ПОЗДНЕЧЕТВЕРТИЧНЫЕ ПЕСЧАНЫЕ ПОКРОВЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЯКУТИИ (ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ): СТРОЕНИЕ, ФАЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ И ПАЛЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

А.А. Галанин
Институт мерзлотоведения СО РАН им. П.И. Мельникова, 677010, Якутск, ул. Мерзлотная, 36
agalanin@gmail.com
Ключевые слова: Дюны, покровные пески, дьолкуминская свита, криогенно-эоловая и нивейно-эоловая слойчатость, поздний неоплейстоцен, бёллинг, аллерёд, дриас, Якутия
Страницы: 3-34

Аннотация >>
Комплексное изучение обнажения Песчаная Гора и других разрезов покровных эоловых песков в Центральной Якутии показывает, что они вместе с лессово-ледовыми (едомными) покровами являются двумя родственными гранулометрическими и минералогическими дериватами, сформировавшимися в результате эоловой переработки четвертичного аллювия на протяжении второй половины позднего неоплейстоцена. Эпизоды опустынивания имели место 22.0-14.0, 12.8-11.8 и 0.6-0.1 тыс. лет назад. Снижение эоловой активности и закрепление дюнных массивов почвенно-растительным покровом происходили в интервалах 14.0-13.0, 10.0-0.6 тыс. лет назад. Наиболее крупный эпизод опустынивания относился ко времени последнего глобального термического минимума (МИС-2) и привел к резкому сокращению численности мамонтового биома, исчезновению шерстистых мамонта и носорога в Центральной Якутии.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

6048.
ОЦЕНКА ИНТЕНСИВНОСТИ ЗАМЕРЗАНИЯ КАПЕЛЬ СОЛЕНОЙ ВОДЫ ПРИ ЗИМНЕМ ДОЖДЕВАНИИ

А.В. Сосновский, Н.И. Осокин
Институт географии РАН, 119017, Москва, Старомонетный переулок, 29
sosnovsky@igras.ru
Ключевые слова: Замерзание капель, зимнее дождевание, интенсивность льдообразования, математическое моделирование, соленая вода
Страницы: 35-44

Аннотация >>
Получены упрощенные зависимости для оценки доли льда, образующегося в капле пресной воды при падении в атмосферном воздухе. На основе математического моделирования определена интенсивность замерзания капель соленой воды с различными вариантами отторжения солей от границы промерзания. Дана оценка повышения температуры воздуха в капельном факеле, состоящем из капель соленой воды. Рассчитана доля льда в капле соленой воды, падающей в атмосферном воздухе и капельном факеле, в зависимости от температуры воздуха и размера капель.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

6049.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ВАРИАНТОВ РАЗВИТИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЭРОЗИОННО-ТЕРМОКАРСТОВЫХ РАВНИН

А.С. Викторов, Т.В. Орлов, В.Н. Капралова, О.Н. Трапезникова
Институт геоэкологии имени Е.М. Сергеева РАН, 101000, Москва, Уланский пер., 13, стр. 2, Россия
vic_as@mail.ru
Ключевые слова: Математическая морфология ландшафта, эрозионно-термокарстовые равнины, морфологическая структура
Страницы: 45-54

Аннотация >>
Рассмотрены четыре варианта гипотез о путях развития эрозионно-термокарстовых равнин на основе математического моделирования их морфологической структуры. В основу создания моделей положены подходы математической морфологии ландшафта с широким использованием теории случайных процессов. Для каждого варианта развития характерен свой вид вероятностного распределения размеров, прежде всего площадей термокарстовых озер. Эмпирическая проверка осуществлялась на 17 ключевых участках, находящихся в различных физико-географических и геокриологических условиях (северные регионы Западной и Восточной Сибири, северо-восточная Канада). Анализ позволяет сделать вывод, что на однородных участках эрозионно-термокарстовых равнин с разными физико-географическими условиями в подавляющем большинстве случаев выполняется интегрально-экспоненциальный закон распределения площади термокарстовых озер и справедлива модель развития морфологической структуры, отвечающая асинхронному старту и росту размеров озер, пропорциональному плотности тепловых потерь через боковую поверхность. Таким образом, на значительных площадях морфологическая структура эрозионно-термокарстовых равнин находится в состоянии динамического равновесия, что должно учитываться при прогнозе ее развития и оценке природных рисков.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

6050.
ИНСТИТУТ МЕРЗЛОТОВЕДЕНИЯ ИМЕНИ П.И. МЕЛЬНИКОВА СО РАН НА РУБЕЖЕ 60-ЛЕТИЯ СО ДНЯ ОБРАЗОВАНИЯ

М.Н. Железняк, Р.В. Чжан, В.В. Шепелёв, М.Н. Григорьев, А.Н. Фёдоров, О.И. Алексеева
Институт мерзлотоведения имени П.И. Мельникова СО РАН, 677010, Якутск, ул. Мерзлотная, 36, Россия
fe1956@mail.ru
Ключевые слова: Криолитозона, мерзлотоведение (геокриология), инженерное мерзлотоведение, здания и сооружения, криогенные процессы, изменение климата, мерзлые грунты
Страницы: 55-68

Аннотация >>
В 2020 г. исполнилось 60 лет со дня образования Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН. В статье приведены краткая историческая справка об его образовании, научные достижения и основные итоги научно-исследовательской деятельности за последние 10 лет. Представлены научные направления и проекты для перспективного развития и расширения геокриологических исследований. Отмечено, что в условиях интенсивного промышленного освоения территории криолитозоны необходимо придание Институту мерзлотоведения СО РАН статуса Национального исследовательского института и соответствующая государственная поддержка.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину



Статьи 6041 - 6050 из 44020
Начало | Пред. | 603 604 605 606 607 | След. | Конец Все