Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.204.56.185
    [SESS_TIME] => 1660546494
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 55e15ad934e422d8e5537854ab5ab7af
    [UNIQUE_KEY] => 95e70731eb882cc3ce93a5b2ff2d81f2
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2021 год, номер 1

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПАРАДОКСА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК СПОСОБ РАСШИРЕНИЯ ГРАНИЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ

Л.И. Крупина1, Е.И. Баронская2
1ООО "Консалтинговый центр "25 кадр"", Кемерово, Россия
yatsuta@yandex.ru
2Кузбасский РЦППМС "Здоровье и развитие личности", Кемерово, Россия
Ключевые слова: категории, мышление, понятие, культурно-исторический подход, единство интеллекта и аффекта, система категорий, категориальная методология, осознанность
Страницы: 160-190

Аннотация

Введение. В статье раскрывается сущность познавательного процесса, процессуальных содержательных основ развития познания в форме образования системы научных понятий посредством предельных переходов значений - смыслов - значений. По Л. С. Выготскому, значение слов развивается как по своему строению, так и по той системе познавательных процессов, которые лежат в его основе. Иными словами, с развитием значения слова меняется не только его смысловое, но и его системное строение. Методология и методика исследования. Основанием исследования является категориально-диалектическая методология, средства, соотнесенные с теорией познания, диалектической системой категорий. Методической базой экспериментального исследования парадокса познавательных процессов является авторская «Методика предельных переходов» (Л. И. Крупина). Одной из сторон содержательного проявления этой методики выступает двойной переход «единиц сознания» значений - смыслов - значений в процессе видоизменения «смысловой структуры при ее воплощении в словах» посредством категорий. При этом требуется дифференциация обеих сторон внешней и внутренней речи, осознание их различия и природы каждой из них. Эксперимент, проведенный вне границ классической педагогики, потребовал принципиально иной структуры, где категория одновременно выступала средством и объектом исследования, а также организатором процесса познания субъекта, что обеспечивало результативность двойного перехода: значение - смысл - значение. В исследовании приняли участие 65 учащихся 10-х классов с углубленным изучением физики (гимназии № 1 г. Кемерово). Возраст участников - 15-16 лет. Результаты исследования представлены в форме невербального, самоличного осознанного, произвольного, системного действия субъектов образовательного процесса по формированию и развитию системы научных понятий на материале идеи эволюции принципа относительности как одного из фундаментальных понятий физики. Заключение. В результате теоретического и экспериментального исследования авторам удалось определить сущность парадокса познавательного процесса, потребовавшего для своей элиминации иных условий и средств, способствующих расширению границ классической науки. Научная новизна и теоретическая значимость состоят в выявлении парадокса, определении его внутреннего противоречия, содержания, сопровождающих ограничений классической педагогики, посредством которых невозможно образование и развитие системы научных понятий, различий в представлениях о значениях и смыслах, ответственных за образование научных понятий, и единства целостности нашего сознания как системно-смыслового строения, обеспечивающего всеединство и культурно-исторический опыт человечества.

DOI: 10.15372/PHE20210110
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину