Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 54.234.191.202
    [SESS_TIME] => 1638533794
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 2dc1dce1f7f4536058db3c6ea32d66be
    [UNIQUE_KEY] => 2abd77ba05f0a134581ccd90557b4852
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2021 год, номер 1

О КОММУНИКАТИВНО-ПРОДУКТИВНОМ МЕТОДЕ ОБУЧЕНИЯ

Ю.В. Ванцев
Частное общеобразовательное учреждение школа «Эврика», Самара, Россия
gorov63@mail.ru
Ключевые слова: коммуникация в школе, коммуникативная дидактика, концепция общества Н. Лумана, открытое содержание обучения, коммуникативно-продуктивный метод обучения
Страницы: 104-127

Аннотация

Введение. Междисциплинарный анализ коммуникативных школьных практик, проведенный с применением теории коммуникации Н. Лумана, позволяет диагностировать блокирование публичной школьной коммуникации как один из системных кодов общего образования. Этот код используется для поддержания в состоянии безотказной работоспособности статусно-ролевой и предметно-центрированной систем школьного обучения и воспитания. Фиктивность самоидентификации личности и социальной интеграции, а также репродуктивный характер учебной деятельности обусловлены постоянными срывами коммуникации и отсутствием доступа к источнику самостоятельности ученика. Этот источник «находится» не во внутренних «структурах личности» (психическая система), а в коммуникации (социальная система), которая устанавливается лишь тогда, когда обнаруживает в сознании членов школьного сообщества благоприятную среду обитания. Методология и методика исследования. В ходе исследования осуществлены теоретическая разработка междисциплинарного контекста проблемы и поиск новых структурных связей между индивидуальным сознанием и коммуникацией (как селекцией информации, ее сообщения и понимания). Условия, защищающие коммуникацию, были обнаружены и гарантированно воссоздаются благодаря многолетнему наблюдению за учениками, коммуницирующими в рамках специальных форм. Эти формы соответствуют теоретической модели идеальной речевой ситуации Ю. Хабермаса и концепции коммуникации Н. Лумана. Результаты исследования. В психологическом плане определяется тождество страха говорить, страха самостоятельно действовать и страха творить. В плане лингвопрагматики свободный диалог требует равенства шансов на высказывание, критику, тематизацию мнений, самовыражение и управление ходом обсуждения, что обеспечивается формальными правилами и их строгим соблюдением всеми участниками. «Естественные» преимущества взрослых (возраст, информированность, опыт и более высокий социальный статус) обязывают их добровольно отказаться от привилегий, дающих им преимущество в дискурсе с учениками, которые из-за заведомо ущемленной позиции предпочитают не коммуницировать с взрослыми в публичной школьной ситуации. Теоретический анализ дидактического контекста эксперимента привел к интересным результатам. Выявлен новый вид содержания образования - социальное содержание. Его открытая (заранее неизвестная педагогу) часть производится коммуникацией. В статье очерчиваются основные особенности нового коммуникативно-продуктивного метода обучения, который может быть использован как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Заключение. Статья ставит ряд новых конкретных вопросов и намечает разнонаправленные междисциплинарные исследования в области философии образования, психологии, социальной психологии (психологии коммуникации), теории образовательных систем и дидактики коммуникации.

DOI: 10.15372/PHE20210107
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину