Н. Л. Худякова
Челябинский государственный университет, hudyakovaNL@gmail.com
Ключевые слова: философия образования, предмет педагогики, предмет философии образования, структура содержания философии образовании, системный подход, генетический подход, антропологический подход, культурологический подход, аксиологический подход, деятельностный подход
Страницы: 139-145
В статье ставится проблема выявления инвариантной структуры содержания философии образования как раздела философии. Решение этой проблемы предлагается найти через соотнесение философских знаний с потребностями педагогики в теоретических основах изучения и построения образовательного процесса и с сущностными качествами образовательного процесса как предмета педагогики.
Н. А. Нехаева
Российский государственный социальный университет, neheva75@mail.ru
Ключевые слова: самоидентификация личности, образовательные коммуникации, информационная агрессия, консциентальные войны
Страницы: 146-151
Целью статьи является исследование роли средств массовой информации в процессе разрушения традиционных механизмов самоидентификации личности; автором показано, что этот процесс осуществляется целенаправленно и агрессивно и направлен на дезориентацию граждан и атомизацию социума.
З. А. Шукшина
Сибирская академия государственной службы, shukshina@sapa.nsk.su
Ключевые слова: непрерывная социализация, человеческие ресурсы, социальный контекст, диверсификация образования, побудительные стимулы, непрерывное обучение, индивидуальная траектория обучения
Страницы: 152-158
В статье освещены актуальные проблемы получения образования в условиях становления информационного общества. Автор акцентирует внимание на феномене обучения взрослых, обусловленном современными социальными изменениями, процессе диверсификации целей и задач всей системы образования, переосмыслении социальных ролей обучающегося и преподавателя.
"Т. С. Косенко1, Н. В. Наливайко2"
"1 Новосибирский государственный педагогический университет 2 Институт философии и права СО РАН, nnalivaiko@mail.ru"
Ключевые слова: глобализация, глобальные проблемы, глобальное воспитание, глобальное образование
Страницы: 158-164
В данной статье, рассуждая о глобальных вопросах современности и их влиянии на проблемы воспитания человека, мы попытаемся выявить тенденцию развития современной российской системы воспитания с учетом трансформаций глобального характера и качественных преобразований самого российского общества.
С. В. Яковлев
Московский педагогический государственныйуниверситет, yakovlevaim@yandex.ru
Ключевые слова: воспитание, общая теория воспитания, аксиология, система ценностей личности
Страницы: 165-172
Целью статьи является поиск методологических подходов к обоснованию общей теории воспитания с позиции аксиологии. Отмечена тенденция к обобщению теорий воспитания; выделяются ценностные группы, включающие традиционные направления воспитания. Автор выделяет инвариантные компоненты системы ценностей личности, формируемые в процессе воспитания, предлагает научные принципы, составляющие аксиологические основания общей теории воспитания.
Л. В. Прохорова
Новосибирский государственный технический университет, Assoc.NSTU-NETI@inter.nstu.ru
Ключевые слова: самореализация, самореализация пожилых людей, активность пожилых людей, образование пожилых людей
Страницы: 172-179
Проблему самореализации можно отнести к числу «вечных» в истории гуманитарной мысли. Сложность, противоречивость самореализации предопределила множество определений данного научного понятия. Самореализация пожилых людей - исключение, так как она является высшей в иерархии потребностей. Выход на пенсию резко изменяет не только образ жизни, но и социальный статус, и положение в обществе. Для решения этой проблемы необходимо участие государства. Такой формой участия в решении проблемы самореализации пожилых людей является народный факультет НГТУ. Эта новая форма социальной работы с пенсионерами, помогающая им сохранить активность и быть адаптированными к быстро развивающемуся информационному пространству.
Л. В. Гомбоева
Восточно-Сибирский государственный технологический университет, lida67@mail.ru
Ключевые слова: образование, гуманизация, индивидуализм, человечность, духовность
Страницы: 179-185
Автор критически оценивает попытки воплощения идеи гуманизации российского образования. Отсутствие успеха в гуманизации образования автор статьи объясняет распространенностью сциентистских и материалистических представлений в обществе и в образовании, исключающих общечеловеческое и метафизическое понимание сущности ноумена «человечность» и, тем самым, провоцирующих распространенность в обществе явления «недочеловеченности». Рассмотрены виды «недочеловеченности»: авторитарный коллективизм, индивидуализм, пессимизм. Постулируется, что человечность изначально присуща каждому человеку, но скрыта под слоем психологических защит. Отмечены два пути гуманизации человека: самопознание и диалог. Показано, что гуманизация образования зависит от распространения сферы диалогического образования.
Ю. В. Олейникова
Новосибирский государственный педагогический университет, prizvanie@ngs.ru
Ключевые слова: философия образования, экологическое образование, экологическое сознание, экологическое поведение сибирских крестьян
Страницы: 185-191
В статье с социально-философской точки зрения проанализированы административные, политические и экологические факторы, повлиявшие на формирование особенностей экологического поведения крестьян Сибири в ХIХ - начале ХХ вв. Раскрыты факторы формирования экологически ответственного поведения в условиях окружающей среды в рамках экономической деятельности и также факторы, которые ведут к деградации экологического сознания.
"Н. П. Несговорова1, В. Л. Савиных2"
"1 Курганский государственный университет, Nesgovorova@yandex.ru 2 Курганский государственный университет"
Ключевые слова: экологическое образование, интегративный подход, личностно-профессиональная готовность педагога
Страницы: 192-199
Экологическое образование является до некоторой степени самостоятельным направлением педагогической деятельности, образующим собственную систему, определяемую заложенной в нем экологической культурой. Использование интегративного подхода позволяет обосновать требования к готовности педагогов к его осуществлению. Личностно-профессиональная готовность педагога представляет собой открытую, полифункциональную и многокомпонентную систему, модель которой включает интегральные (целостные) свойства, присущие личности социально зрелого человека, - эти качества составляют необходимую базу ее экологической культуры. Основными компонентами профессиональной готовности педагога-эколога, по мнению автора, являются: уровень развития профессионально значимых качеств личности, уровень методической готовности, уровень усвоения эколого-педагогической этики.
Е. А. Пушкарёва
Новосибирский государственный педагогический университет, Pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: образование, современное общество, гуманизм, гуманизация образования, общечеловеческие ценности
Страницы: 200-204
Автор статьи подчеркивает высокую актуальность обращения к проблеме гуманизации образования в современных условиях, поскольку динамика гуманитарных изменений в современном обществе относится к числу развивающихся глобальных явлений и понятий общественной жизни. Обосновано, что гуманизм в широком смысле есть признание ценности человека как личности. Эта ценность приоритетна по отношению ко всем остальным ценностям. Отмечено, что гуманизация как важнейшая характеристика концепции гуманизма есть отражение идей гуманизма в обществе и реализуется в зависимости от конкретных исторических условий, целей и задач социального развития на основе общечеловеческих ценностей. Безусловным признается, что решение социально-экономических проблем невозможно без высокого уровня развития образования на основе базовых ценностей гуманизма.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее