The character of alkaline (M<sup>+</sup>= Li, Na, K) and alkaline earth metal ions (M<sup>2+</sup>= Be, Mg, Ca) interactions with disilyne and acetylene has been studied by using high-level <i>ab initio</i> computations. The interaction energies were calculated at MP2/6-311++G(2<i>d</i>,2<i>p</i>) level. These calculations show that the size and charge of cation are two significant factors that affect the character of interaction. AIM and NBO analyses of M<sup><i>n</i>+</sup>…X<sub>2</sub>Y<sub>2</sub> interactions specify that the variation of densities and the extent of charge transfers upon complexation correlate well with the obtained interaction energies.
The synthesis of alkyl 2-chloro-3-formylacrylates 1 from alkyl pyruvates was carried out using Vilsmeier reaction. The reaction is highly stereoselective and leads to a 95:5 mixture of <i>Z</i> and <i>E</i> stereoisomers. Both stereoisomers were characterized by <sup>1</sup>H and <sup>13</sup>C NMR. In CDCl<sub>3</sub> solution, the NMR data, particularly the NOEDIFF experiments, show that the major species formed is the <i>Z</i> stereoisomer. Heating compound 1 in THF at reflux afforded the cyclic product 2 in 90 % yield. The interpretation of the experimental data were further supported by DFT/B3LYP calculations.
П. А. Абрамов1, А. Л. Гущин2, М. Н. Соколов3, В. П. Федин4 1 Учреждение Российской академии наук Институт неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН, Новосибирск, abramov@niic.nsc.ru 2 Учреждение Российской академии наук Институт неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН, Новосибирск Новосибирский государственный университет, 630090 Новосибирск, ул. Пирогова,2 3 Учреждение Российской академии наук Институт неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН, Новосибирск Новосибирский государственный университет, 630090 Новосибирск, ул. Пирогова,2 4 Учреждение Российской академии наук Институт неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН, Новосибирск Новосибирский государственный университет, 630090 Новосибирск, ул. Пирогова,2
Ключевые слова: кластеры, сера, селен, хлороаквакомплексы, кукурбитурил, супрамолекулярные комплексы, кристаллическая структура
Страницы: 391-395
При обработке смесей продуктов в системах Mo-S-Se-Br и W-S-Se-Br были выделены и структурно охарактеризованы следующие аддукты кукурбит[6]урила со смешанными по халькогену треугольными кластерными хлороаквакомплексами молибдена и вольфрама: {[W3S3Se(H2O)7Cl2]2(C36H36N24O12)}Cl2·15H2O (1), {[W3S1,5Se2,5Cl1,5(H2O)7,5]2(C36H36N24O12)}Cl5·18,5H2O (2) и {[Mo3SSe3(H2O)7,5Cl1,5]2×(C36H36N24O12)}Cl5·11H2O (3). Во всех кристаллических структурах за счет водородных связей присутствуют супрамолекулярные комплексы кукурбит[6]урил-кластерный катион состава 1:2.
Y. Kim, H.G. Koo, D.H. Shin, L.O. Park, J.H. Lee, H.G. Jang, C. Kim
Ключевые слова: zinc citrate, synthesis, crystal structure, citric acid
Страницы: 396-398
In the crystal of K4[Zn(Citrate)2], two citrate anions coordinate Zn(II) cation with octahedral geometry in the [Zn(Citrate)2]4- complex anion, and the charge is balanced by four potassium ions. Crystal dat a:monoclinic, P21/c, a = 8.502(2) Å, b = 13.210(3) Е, c = 8.942(2) Е, β = 113.132(4)°, V = 923.5(4) Е3, Z = 2, R = 0.0229.
Two new zinc(II) complexes have been synthesized and studied by single crystal X-ray diffraction method: [Zn(L1)Cl<sub>2</sub>]·2DMF (1) and [Zn(L2)Cl<sub>2</sub>]·DMF (2) (L1 = 3,3′-bis(2-benzimidazolyl)-2,2′-dipyridine, L2 = 3,3′-bis[2-bis(2-ethylbenzimidazolyl)]-2,2′-dipyridine). Compound 1 is monoclinic, <i>C</i>2/<i>c</i>, <i>a</i> = 23.142(3), <i>b = </i>11.845(1),<i> c</i> = 14.735(3) Å; compound 2 is orthorhombic, <i>C</i>222<sub>1</sub>, <i>a</i> = 12.140(7), <i>b = </i>16.283(9),<i> c</i> = 16.51(1) Å. In both compounds, Zn(II) cations are coordinated by two chlorine atoms and two benzimidazole nitrogen atoms in a slightly distorted tetrahedron fashion. Structural features responsible for fluorescent properties of the complexes are discussed.
The crystals of 2-(6-chloro-4-(<i>p</i>-tolylamino)pyrido[3,2-d]pyrimidin-1-ium-1-yl)acetate (zwitterionic form) oxonium bromide, C<sub>16</sub>H<sub>13</sub>ClN<sub>4</sub>O<sub>2</sub>·Br<sup>-</sup>·H<sub>3</sub>O<sup>+</sup> (I) were prepared and studied by single-crystal X-ray diffraction method. The compound crystallizes in the triclinic space group <i>P</i>-1 with <i>a</i> = 8.3121(8), <i>b</i> = 9.3885(8), <i>c</i> = 13.2903(12) Å, α = 106.788(2), β = 95.204(3), γ = 110.871(2)°, <i>V</i> = 905.81(14) Å<sup>3</sup>, <i>Z</i> = 2; final <i>R</i> = 0.053, <i>wR</i>2 = 0.150. It is interesting that methylene C in the BrCH<sub>2</sub>COOH molecule binds to the N1 of the pyrimidine ring. In the crystal studied, two neighboring organic molecules are connected by hydrogen bonds through carboxylate oxygen, oxonium and bromide ions to form a dimer.
Л. П. Загорулько
Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России zalex82@list.ru
Ключевые слова: миграционные процессы, языковое образовательное пространство, интеграция, родной язык, неродной язык
Страницы: 224-231
В статье обосновывается актуальность исследования языкового образовательного пространства с учетом современных миграционных процессов. Интеграция мигрантов представляет собой сложный общественный процесс, который затрагивает многие стороны социально-экономической жизни, в том числе и процессы языкового образования. Миграционные процессы, обусловленные развитием информационного общества и глобализацией, изменяют архитектуру языкового образовательного пространства.
Н. А. Потапова
Новосибирский государственный педагогический университет n_potapova07@mail.ru
Ключевые слова: гуманизация образования, социально-психологическая адаптация, психологическая безопасность образовательной среды, факторы социально-психологической адаптации
Страницы: 232-238
В статье рассматриваются некоторые аспекты гуманизации высшего военного образования. Автор выделяет проблемы гуманизации высшего военного образования, обеспечивающей психологическую безопасность образовательной среды в военном вузе, раскрывает особенности военно-профессиональной подготовки и сложности переноса процесса гуманизации образования. Кроме того, в статье выделяются некоторые факторы социально-психологической адаптации курсантов к обучению.
И. В. Борисов
Новосибирский государственный университет igbor@ngs.ru
Ключевые слова: гуманизация образования, онтология самоопределения личности, иррационализм
Страницы: 239-246
В статье рассматриваются противоречивые отношения между задачами гуманистического образования и воспитания, нацеленных на формирование навыков целостного личностного самоопределения, и тем, как это самоопределение представлено в изучаемых современных философских концепциях. Автор утверждает, что философская тема гуманистического самоопределения личности в последние десятилетия оказалась монополизирована направлениями иррационалистического толка. В статье рассматриваются те особенности иррационалистического самосознания (герметичность, детеоретизированность, синкретизм и т. п.), которые противоречат задачам самоопределения личности в действительной сложности общественных процессов. Предлагается дидактическая схематика, которая могла бы представить альтернативные подходы к указанной проблематике.
Т. С. Косенко, Н. В. Наливайко
Новосибирский государственный педагогический университет tany0879@mail.ru, nnalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: образование, диалог, самообразование, общество
Страницы: 246-253
В данной статье речь пойдет о диалоге как о способе реализации современного образования. Данная позиция выбрана не случайно, поскольку в государственных образовательных стандартах второго поколения определены компоненты научного знания и ключевые компетентности, ключевой является коммуникабельность. Таким образом, авторы отмечают, что в основу современного образования (обучения и воспитания) должны быть положены диалоговые отношения. Поскольку диалог в обучении и воспитании ориентирует на принципиально новое качество образования - создает условия для личностного становления человека: мыслящего, самостоятельного, способного к слову, умению общения, выбору, действию, самоопределению, рефлексии и т. д.