Н. А. Медова
Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования medov@sibmail.com
Ключевые слова: инклюзивное образование, интеграция, сегрегация, гуманистическая педагогика, ограниченные возможности здоровья
Страницы: 160-164
В статье предложен историко-педагогический анализ систем общего и специального образования в рамках меняющейся парадигмы на этапе становления инклюзивного образования в российском и мировом образовательном сообществе. Исследуемые предпосылки к сближению систем общего и специального образования рассматриваются как тенденция к становлению инклюзивного образования на современном этапе развития общества.
С. А. Кулешов
Новосибирский государственный технический университет kushenko@fgo.ru
Ключевые слова: междисциплинарные связи, гуманитарные науки, дублирование в преподавании, новейшие исследования, качество образования
Страницы: 165-170
В статье обоснована необходимость расширения и совершенствования междисциплинарных связей, устранения дублирования в преподавании гуманитарных и правовых наук. Автор отмечает важность и необходимость философского осмысления наиболее острых и актуальных проблем в курсах отечественной истории и политологии, предлагает рекомендации по повышению качества преподавания, по привлечению студентов к изучению новейших фундаментальных исследований отечественных и зарубежных авторов по истории России и Сибири, в частности, подчеркивает необходимость объективной самооценки деятельности преподавателя и повышения статуса гуманитарных наук.
М. В. Тарасова
гуманитарный институт Сибирского федерального университета delight1@yandex.ru
Ключевые слова: образование, система, подсистема, система образования, диктатный, энтузиазный, обучение, развитие
Страницы: 170-178
Целью статьи является многоаспектное определение образования как системы. Для достижения данной цели проводится рассмотрение традиционных концепций системно-целостного качества образования, в рамках которых образование предстает как многоаспектная система. В работе исследуются возможности установления целеполагающего, содержательного, технологического и организационного единства между рядом концепций, что дает возможность выявить принципиальную дуальность образовательного пространства, состоящую из диктатных и энтузиазных систем образования. Автором раскрывается специфика каждой из систем, а также их общие основания.
О. А. Ефремова1, Л. А. Барахтенова1, А. Т. Пименов1, А. А. Киринюк2 1 Новосибирский государственный педагогический университет 2 Московский городской университет управления Правительства Москвы uchotdel@list.ru, uchotdel@list.ru, uchotdel@list.ru, uchotdel@list.ru
Ключевые слова: система мониторинга, принципы организации, классификация по основаниям, выбор и оценивание инструментария и программ
Страницы: 178-191
В статье показаны основы формальной методологии системы мониторинга, определены принципы структурной и функциональной ее организации, предложены основания для классификации с учетом эмерджентности составляющих ее элементов, а также требования к проектированию, включая этапы разработки, использование методов и инструментария оценивания программ.
Н. Г. Шнипа
Алтайская государственная педагогическая академия modern.language@bk.ru
Ключевые слова: методологические подходы и принципы, педагогические условия обучения; компоненты модели
Страницы: 191-198
В данной статье представлена модель формирования готовности студентов к дидактическому исследованию в процессе преподавания частных методик обучения. Модель базируется на совокупности определенных методологических подходов и принципов, педагогических условий и представляет собой совокупность взаимосвязанных структурных компонентов.
И. В. Рябцева
Кузбасская государственная педагогическая академия ryabtseva2010@mail.ru
Ключевые слова: модернизация образования, предпрофильная подготовка, профильная ориентация, профессиональная ориентация
Страницы: 198-202
Автор анализирует состояние и проблемы предпрофильной подготовки обучающихся на современном этапе развития системы образования. В статье исследован характер организации предпрофильной подготовки, ее содержание; раскрыты особенности базовой модели и модели предпрофильной подготовки в отдельной предметной области знаний; выявлена преемственность понятий «профильная ориентация» и «профессиональная ориентация».
С. В. Мальцева
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского sv-maltseva@bk.ru
Ключевые слова: всемирный язык, комбинаторика, праязык, словотворчество
Страницы: 203-208
Данная статья посвящена анализу идеи создания мира как лингвистического феномена с позиции этико-философского мировоззрения. Рассматривается вопрос реконструкции естественного языка и переосмыслении границ личностного творчества, в котором проявляется субъективное восприятие мира, сложный опыт познания человеком реальности, включающий способность познающего субъекта к самокоррекции. Выдвигается предположение о связях между различными сторонами реальности и влиянии языка на данную реальность.
В данной статье автор рассматривает многоаспектность двуязычия, анализирует основные направления изучения билингвизма, определяет цели педагогического исследования, в основе которых лежит психологический механизм развития полиязычной личности в многокультурном мире. Второй язык есть средство, изменяющее психическую индивидуальность, взгляд человека на мир, на жизненные ценности, определяющее характер и содержание его поступков и деяний. И только личность, способная понимать (в широком смысле этого слова) представителей других культур, сможет содействовать эффективной реализации общечеловеческих задач обучения языкам - установлению мира и взаимопонимания между разными культурами.
Г. С. Попова
Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова GSpopova@yandex.ru
Ключевые слова: герменевтика, механизм и методы воссоздания устного и письменного аутентичного текста олонхо
Страницы: 217-224
Целью статьи является раскрытие возможностей герменевтического анализа текстов олонхо. Предполагается, что первоисточник олонхо заложен в архетипах, хранимых в каждом из индивидуальных представителей этноса. Сказительство может возрождаться при триединстве: 1) нахождения субъекта в центре события по принципу синхроничности; 2) непосредственной вертикальной связи субъекта со вселенским порядком; 3) владения субъектом родным языком. Автор выделяет две группы методов (путей). Во-первых, воссоздание устного аутентичного текста олонхо: а) спонтанное пробуждение дара сказительства при вхождении сказителя в измененное состояние сознания; б) изустная передача-перенятие между двумя живыми сказителями;
в) воспроизведение в состоянии синкретизма детского возраста услышанного многократно устного текста олонхо. Во-вторых, воссоздание письменного аутентичного текста олонхо: а) «прочитывание» заново письменного текста методом герменевтики; б) создание письменного авторского текста олонхо; в) создание нового синтетического письменного жанра, основанного на пробудившемся эпическом мышлении.
Л. П. Загорулько
Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России zalex82@list.ru
Ключевые слова: миграционные процессы, языковое образовательное пространство, интеграция, родной язык, неродной язык
Страницы: 224-231
В статье обосновывается актуальность исследования языкового образовательного пространства с учетом современных миграционных процессов. Интеграция мигрантов представляет собой сложный общественный процесс, который затрагивает многие стороны социально-экономической жизни, в том числе и процессы языкового образования. Миграционные процессы, обусловленные развитием информационного общества и глобализацией, изменяют архитектуру языкового образовательного пространства.