Ю. В. Пушкарёв
Новосибирского государственного педагогического университета, pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: инновационное образование, исследовательский университет, модель открытого университета
Страницы: 69-75
В статье исследуется образование как система, представляющая собой разветвленную сеть множества социальных структур, собственно образовательных, просветительных, исследовательских учреждений, деятельность которых определяется необходимостью социального производства знаний и навыков и их передачи от поколения к поколению. В современных условиях необходимо развитие инновационно-исследовательской системы подготовки кадров как наиболее прогрессивной и конкурентоспособной. Сегодня складываются такие условия деятельности исследовательских учреждений и высших учебных заведений, когда именно их взаимодействие становится одной из решающих предпосылок их выживания и последующего роста. В качестве базовой модели университета следует принять модель исследовательского университета, основой которого является интеграция учебного процесса и научных исследований как ведущий методологический принцип.
Л. В. Степаненко
Новосибирский государственный технический университет, kushenko@fgo.ru
Ключевые слова: модернизация образования, инновационные технологии, компьютеризация, инновационные формы и методы обучения
Страницы: 75-79
В статье анализируются возможности применения инновационных технологий в системе высшего профессионального технического образования. Конкретизация содержания статьи связана с рассмотрением блока гуманитарных дисциплин, в ходе изучения которых применяются инновационные технологии.
Т. А. Шергина
Педагогический институт Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова, Sherginata@mail.ru
Ключевые слова: инновация, опережающее обучение, сельская малокомплектная школа, среда обучения
Страницы: 79-85
В работе представлены результаты исследования нового научного знания об опережающем обучении в сельской малокомплектной школе, введено понятие «опережающее обучение», раскрыты компоненты средств опережающего обучения. Автор анализирует роль опережающего обучения в сохранении населенных пунктов коренных жителей, в создании культурно-образовательного пространства в сельском социуме.
М. П. Барболин
Института образования взрослых Российской академии образования, barbolin333@mail.ru
Ключевые слова: методологическая концепция, инновационное развитие, образовательные системы
Страницы: 85-94
В статье с позиций инновационного развития человека в структуре единой организации жизни человека, общества и природы, с учетом принципа иерархии уровней управления и регулирования подсистем человеческого организма предлагается модель инновационного развития образовательных систем, которая может быть использована для формирования образа жизни человека в системе образования и других пространствах общественной жизни в условиях инновационного развития экономики и жизни общества в целом.
В. С. Ежов
Сибирский государственный университет коммуникаций и информатики, ezhov@sibsutis.ru
Ключевые слова: техника, художественная деятельность, воображение, творчество, красота формы, целесообразность
Страницы: 95-104
В статье анализируются пути формирования творческих способностей личности современного специалиста высшей школы. Автор, используя опыт преподавания технической эстетики дизайнерам, обозначает формы и способы развития воображения, эстетических и художественных вкусов у студентов для будущей профессиональной деятельности в процессе проектирования и конструирования технических систем.
В. Л. Чечулин1, О. Л. Русакова2 1 Пермский государственный университет, chechulinvl@rambler.ru 2 Пермский государственный университет, rol58@yandex.ru
Ключевые слова: отражение действительности, гносеологическая структура, уровни абстракции (обобщенности) понятий, психологические возрасты, содержание курса информатики
Страницы: 104-109
В статье описывается процесс формирования системы абстрактных понятий различного уровня сложности, отражающий стадии формирования логико-информационных представлений о действительности у учащихся по мере их взросления. По мнению авторов, существует корреляция между психологическим возрастом учащихся и содержанием курса информатики, соответственно обозначаются границы применимости информационных методов
Проблема природы, распространенная и важная для философии в античности и средневековье, в субъектно-объектном мышлении Нового времени уходит из метафизических размышлений. Кажется, что онтологически неопределенное понятие природы отслужило свое. Распространилось убеждение, что природа - это распространенная предметность, к которой человек не относится, потому что благодаря интеллекту и культуре он выше по сравнению с любой внечеловеческой действительностью. Стремительное развитие техники как бы и сегодня подтверждает, что характер природных явлений лучше, чем философия, постигают практические естественные науки, например физика.
А. Н. Неустроева
Саха государственная педагогическая академия, annette2001@yandex.ru
Ключевые слова: компетентность, компетенция, компетентно-стный подход, профессиональная подготовка педагога, методологические подходы, принципы в образовательном процессе
Страницы: 122-129
В статье рассматриваются сущность и обусловленность внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс подготовки педагогов, определены и раскрыты методологические подходы к формированию компетентности современного учителя в вузе.
Л. А. Голышкина
Новосибирский государственный технический университет, Ludmila200273@mail.ru
Ключевые слова: развитие компетенций, текстовая компетенция, текстовая деятельность, аксиологический статус, ценностная доминанта, риторический канон, текстообразование (текстопорождение), структура текстовой компетенции, субкомпетенции
Страницы: 129-135
В статье поднимается проблема осмысления аксиологического статуса текстовой компетенции, определяющей качество текстовой деятельности человека, столь актуальной в условиях современной социокультурной ситуации. Текстовая компетенция рассматривается как система субкомпетенций, которая коррелирует с определенными этапами риторического канона, признаваемого сегодня эффективной технологией текстообразования.
О. П. Сологуб
Новосибирский государственный технический университет, olsolpa@mail.ru
Ключевые слова: функционализм, текстоцентризм, компетенция, текстовая компетенция, интеграционные образовательные процессы
Страницы: 135-141
В статье обосновываются ценностные ориентиры современного российского филологического образования, сложившиеся в условиях компетентностного подхода. Главное внимание при этом уделяется проблеме формирования и развития текстовой компетенции будущих специалистов-филологов - качества, которое становится все более востребован- ным во многих областях профессиональной деятельности. В работе представлена попытка интегрированного подхода к проблеме формирования текстовой компетенции, предполагающего объединение усилий специалистов многих отраслей гуманитарного знания.