Я. А. Мазуренко
Новосибирский государственный технический университет yana_maz@bk.ru
Ключевые слова: эмпатия, позитивная психотерапия, механизм доминанты, актуальные способности, эмоциональный резонанс, особенности развития
Страницы: 118-123
Формирование нравственно развитой личности опирается на эмпатийные способности человека. Исследование особенностей развития эмпатии у подростков и молодых людей позволяет проследить моменты, являющиеся ключевыми в развитии личности, строящей гармоничные отношения с окружающим миром. В качестве характеристик, помогающих оценить роль воспитания и социального взаимодействия, выбраны «актуальные способности» (понятие, введенное Н. Пезешкианом).
Актуальные способности, взаимосвязанные с такой глубинно-психологической категорией, как чувство самоценности, дают нам дополнительные дифференциально-диагностические указания и открывают новые возможности для воспитания, самопомощи и саморегуляции
В статье анализируется вопрос о том, что в современных условиях развития общества и образования важен процесс осмысления воспитания как философского и социально-культурного феномена; особенно важное значение имеет то, какие ценности, идеалы, цели будет воплощать современный педагог в своей профессиональной деятельности. Подобное понимание рождается «изнутри», в процессе таких аналитических и рефлексивных действий, как поиск, осознание, выработка представления о сфере своих действий и отношении к ней.В статье подробно рассматриваются философско-антропологический и экзистенциальный подходы к воспитанию; взаимосвязь и преемственность идей, положенных в основу воспитательной деятельности, за счет усвоения опыта зарубежной и отечественной педагогики.
А. Е. Демидчик, А. В. Динельт
Новосибирский государственный педагогический университет a-demidchik@yandex.ru, annadi@yandex.ru
Ключевые слова: аксиология образования, цели образования, непрерывное образование, древнеегипетская письменность, «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа», «Прославление писцов»
Страницы: 130-134
Вопросы аксиологии образования всего раньше стали специально рассматриваться в письменности Древнего Египта. В статье реконструируются концепции ценности и целей образования, отразившиеся в «Поучении Ахтоя, сына Дуауфа» и «Прославлении писцов».
С. А. Маврин1, Н. Л. Шевченко2 1 Омский государственный педагогический университет 2 Информационные технологии natali.pa73@mail.ru, natali.pa73@mail.ru
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, взаимодействие субъектов, конкурентоспособность специалиста, дистанционное высшее профессиональное образование, развитие профессиональной компетент-ности студентов
Страницы: 135-143
В статье представлена трактовка педагогического сопровождения как целесообразной деятельности субъектов образовательного процесса дистанционного высшего профессионального образования, направленной на решение проблемы развития конкурентоспособности специалистов. Дана характеристика общих условий развития профессиональной компетентности студентов высших учебных заведений. Рассмотрен опыт работы Современной гуманитарной академии Республики Казахстан с точки зрения форм реализации педагогического сопровождения развития конкурентоспособности молодых специалистов.
М. С. Ашилова
Новосибирский государственный педагогический университет alibek557@rambler.ru
Ключевые слова: общество, духовность, образование, философия Абая, пантеизм, глобализация
Страницы: 143-149
Во все времена образование выступало обязательным аспектом духовного развития общества, а духовность - сущностной основой образования. Проводимая на переломных этапах истории модернизация общества могла быть успешной, если опиралась на органическое единство духовно-образовательных факторов социума. Подобное единство, целостность как закономерность проявили себя на рубеже двух веков в начале ХХI в. В данной статье раскрываются в основном аспекты, связанные с целостным, универсалистским видением основ современного образования
Ю. Ю. Кушнерова1, Н. В. Дмитриева2 1 Сибирская академия государственной службы 2 Новосибирский государственный педагогический университет yulia1146@yandex.ru, dnv2@mail.ru
Ключевые слова: аддикции, идентичность, образование
Страницы: 150-155
В статье рассматриваются взаимосвязь формирования Эго-идентичности в подростковый и юношеский периоды и возникновения пивной и наркотической зависимости как способов преодоления кризиса взросления, анализируется влияние образования на данный процесс. Кроме того, обсуждаются способы формирования идентичности; описывается специфика аддиктивного поведения; определяются причины его возникновения, особенности и этапы профилактической деятельности в отношении аддиктивного поведения.
А. Ш. Руди
Омский государственный технический университет amina_rudi@mail.ru
Ключевые слова: образование, культура, конфликт, конфликтоустойчивость, личность, когнитивное противоречие
Страницы: 155-162
Статья посвящена рассмотрению одной из важнейших задач образования в обществе - формированию культуры устойчивости в конфликтах, а также личности, способной выстраивать гармоничное взаимодействие с различными социальными субъектами. В качестве способа реализации данной задачи рассматривается ситуация когнитивного противоречия, способствующая развитию самостоятельного критического мышления личности и ее нравственной ориентации. Сделано предположение, что осознание оснований конфликта - это фактор, позволяющий рассматривать любой конфликт как когнитивный. Таким образом, разрешение когнитивного противоречия может выступать в качестве единой методологии разрешения конфликтов вообще.
О. И. Бойкова
Международный университет природы, общества и человека oboikova@mail.ru
Ключевые слова: социальный потенциал, социальная активность, студенческое самоуправление, профессиональное становление
Страницы: 162-166
Статья посвящена роли студенчества в современном российском обществе. В ней акцентируется мысль о том, что студенчество выступает в качестве социального капитала будущего общества; показано значение участия молодых людей в работе органов студенческого самоуправления как одного из механизмов качественной подготовки будущих специалистов, формирования умения принимать самостоятельные решения, брать ответственность за результаты работы, за коллектив и свое профессиональное становление. Рассматриваются тенденции студенческого движения, а также проблемы, возникающие в отношениях государства и общества к студенческой молодежи как стратегическому ресурсу развития России в условиях модернизации.
Е. А. Крутько
Сибирская академия государственной службы krutko@ngs.ru
Ключевые слова: социализация, общество, безнадзорные дети, семья, асоциализация, философский анализ
Страницы: 166-171
Социализация личности - это кардинальная для социальной философии проблема взаимоотношений человека и общества, их взаимодействия, взаимовлияния. Проблемы социализации безнадзорных детей в структуре общества обусловливаются ростом количества социальных проблем, связанных с поведением данной группы. Фрагментарность социализации затрудняет у детей формирование навыков эффективного функционирования в обществе.
В данной статье дается авторское определение понятия «асоциализация безнадзорных детей», рассматриваются особенности асоциализации безнадзорных детей и выделяются объективные и субъективные факторы, влияющие на асоциализацию безнадзорных детей.
О. И. Николина
Омский государственный педагогический университет olga_nikolina@mail.ru
Ключевые слова: система воспитания через воображение, средневековое общество, культура трубадуров, феномен любви
Страницы: 171-178
В средневековой Европе на основе воображения появляется новый тип трубадуров любви. Это явление дает пример преобразования средневековой культуры, человек образования дороже показов новой культуры.