А.В. ВИКУЛИН1, А.Г. ИВАНЧИН2 1Институт вулканологии и сейсмологии ДВО РАН, бульвар Пийпа, 9, г. Петропавловск-Камчатский, 683006, Россия vik@kscnet.ru 2ООО Торговый дом “Музыка”, ул. Фрунзе, 20, 683000, г. Томск, Россия
Ключевые слова: геосреда, напряжения с моментом силы, ”ротационные волны”, реидность, волны маятникового типа
Страницы: 67-84 Подраздел: Геомеханика
Обсуждается и находит свое дальнейшее развитие известная концепция блоковой геосреды А.В. Пейве – М. А. Садовского в области наук о Земле. Показано, что слагающие геосреду структурные блоки, механически взаимодействуя между собой, приводят к возникновению момента сил. Это позволило построить ротационную модель геосреды и предсказать существование “ротационных” волн. В рамках этой модели дано объяснение реидным свойствам гесреды. Оказалось, что характерные значения скоростей “ротационных волн” близки к скоростям волн маятникового типа (μ-волн по В. Н. Опарину).
А.Г. МИХАЙЛОВ, М.Ю. ХАРИТОНОВА, И.И. ВАШЛАЕВ, М.Л. СВИРИДОВА
Институт химии и химической технологии СО РАН, ул. Академгородок, 50, стр. 24, 660036, г. Красноярск, Россия
Ключевые слова: лежалые хвосты обогащения, водные растворы металлов, цветные и благородные металлы
Страницы: 188-196 Подраздел: Обогащение полезных ископаемых
Исследовано перераспределение цветных и благородных металлов при прохождении водных и слабокислых растворов через слой лежалых хвостов обогащения медно-никелевых руд. Получено распределение металлов по минеральным фазам для различных уровней фильтрующего слоя хвостов и различных контактных растворов. Показана потенциальная возможность извлечения золота до 28.4 % и платины до 3.9 % от общего количества запасов с использованием слабокислого контактного раствора.
Н. В. Наливайко1, В. В. Петров2 1 Институт философии и права СО РАН 2 Специализированный учебно-научный центр Новосибирского государственного университета nnalivaiko@mail.ru, v.v.p@ngs.ru
Ключевые слова: образовательные концепции, инновационное образование, гуманистическая традиции, социокультурные условия, личность, модернизация
Страницы: 62-70
В статье дан анализ зарубежной традиции формирования системы образования и становления зарубежных образовательных теорий конца XIX - начала XX вв. Показано, насколько законы образования адекватны законам общества. Прослежена эволюция образовательных концепций на пути к глобализационным процессам, выявлена суть и необходимость модернизационных процессов, которые приводят к развитию инновационного образования. Сделан вывод о том, что для определения дальнейшего направления развития образования в России требуется внимательное изучение накопленного исторического опыта других стран, причем необходим не только тщательный отбор наиболее эффективных схем развития образования, но и вдумчивая адаптация выбранных моделей к российским социокультурным условиям.
Е. Б. Бабошина
Курганский государственный университет KGU_PF@ mail.ru
Ключевые слова: культура, гуманитарный, личность, ценность, отношение, гуманизм, смысл, существование, самореализация, образование
Страницы: 71-79
Статья посвящена анализу понятия «гуманитарная культура» личности. Автор рассматривает основные подходы к определению сущности гуманитарной культуры личности, сопоставляет с понятием культуры. Один из главных выводов: гуманитарная культура - ценностная основа культуры в целом. С позиций ценностного подхода анализируются структурные компоненты гуманитарной культуры личности, обсуждаются проблемы человеческого существования. Автор видит в качестве главной цели образования - формирование гуманитарной культуры личности
Т. С. Килина
Новосибирский государственный университет экономики и управления kilinoi@gmail.com
Ключевые слова: гуманитарное образование, европейский университет, гуманизм
Страницы: 79-85
Статья посвящена анализу процесса формирования системы гуманитарного образования в Европе, которая была заложена в эпоху Возрождения и окончательно сложилась в эпоху Просвещения. Исследуются социокультурные факторы в изменении интеллектуальной жизни общества, повлиявшие на становление гуманитарных дисциплин. Автор анализирует данный процесс как с точки зрения университетской традиции (факультеты свободных искусств), так и с позиции деятельности кружков гуманистов, повлиявших на построение новой системы европейского образования.
Н. В. Волынкина
Военный авиационный инженерный университет volynkina_n@mail.ru
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, духовно-нравственный потенциал, развитие интеллектуально-творческих способностей, стратегия личностного развития, теория решения изобретательских задач, системно-прогностическое мышление
Страницы: 86-93
В статье раскрывается комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эффективному развитию творческой личности в контексте современной социополикультурной среды; представлен алгоритм стратегии личностного развития; определена роль теории решения изобретательских задач, направленной на формирование системно-прогностического мышления как осознанного, целенаправленного, управляемого и эффективного процесса мыследеятельности в развитии интеллектуально-творческих способностей современного специалиста
Статья посвящена одному из направлений русской либеральной мысли - консервативному либерализму, который рассматривается автором в качестве подлинного либерализма. В статье подчеркивается важность изучения в условиях глобализации отечественного либерализма, являющегося органической частью русской религиозно-философской мысли. В работе дается социально-философский анализ теоретического опыта русского либерализма, актуализирующий одну из ключевых тем современной философии образования - проблему становления личности. Автор обращает внимание на своеобразие русского либерализма по сравнению с западным аналогом, усматривая в трактовке личности их принципиальную разницу.
Л. А. Аксенова
Новосибирский государственный технический университет pip@fgo.nstu.ru
Ключевые слова: жизненные ценности, толерантность, индивидуальность, общение
Страницы: 99-104
В статье исследуются взаимосвязи жизненных ценностей личности и особенностей поведения в межличностных отношениях. В соответствии с идеями Б. Г. Ананьева о целостности онтогенеза, единства и взаимосвязи всех периодов человеческого развития, общение на протяжении всей жизнедеятельности человека можно считать одним из ведущих факторов его развития. Установлено, что для студенческой молодежи (возраст 18-20 лет) ценность сохранения индивидуальности, ответственность и толерантность взаимосвязаны между собой. Осознание собственной ценности, уникальности, чувство собственного достоинства способствуют принятию другого человека, открытости его опыту, его взглядам, а также принятию на себя ответственности во взаимодействии с окружающими. Автор выдвляет особенности стилей поведения в семье и в кругу сверстников.
Н. Б. Куклина
Новосибирский государственный технический университет Kuklina_NB@mail.ru
Ключевые слова: образование, формирование, социальное мышление, духовность как социальное качество и фактор социальной адаптации личности
Страницы: 104-111
В статье рассмотрены адаптивная модель социального мышления личности как проявление духовности и социальный заказ современной школе; духовность как фактор жизнеспособности личности и общества и ориентир современного образования; социальные качества адаптирующейся личности как проявление духовности.
Е. В. Горелова, Н. Е. Седова
Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет gele0na@yandex.ru, gele0na@yandex.ru
Ключевые слова: гражданское воспитание, патриотическое воспитание, младший школьник, компоненты модели
Страницы: 112-118
В статье дано философское обоснование компонентов модели младшего школьника, обладающего гражданственностью и патриотизмом, - личностного, мотивационного, деятельностного, процессуального, когнитивного и компонента саморазвития. Компоненты модели раскрываются через философское осмысление таких понятий, как «человек», «личность», «свобода личности», «нравственность», «ответственность», «совесть», «общение», «опыт», «саморазвитие», «познание», «мотивация». В качестве основных философских идей для обоснования компонентов модели рассмотрены идеи немецкой классической философии (И. Кант), антропологии (Л. Фейербах), философии жизни (Ф. Ницше, С. Кьеркегор), экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. Бубер и др.), персонализм (Н. Бердяев, Л. Шестов, Н. Лосский).