О. В. Немирович
Московский государственный институт международных отношений nemirovolga@yandex.ru
Ключевые слова: методы преподавания иностранного языка в вузе, компетентность, педагогические технологии, педагогика высшей школы, высшее профессиональное образование, мировая и национальная культура
Страницы: 187-192
В статье привлекается внимание к проблеме формирования ино-язычной коммуникативной компетентности специалистов, указывается на возможность и условия формирования данной компетентности в рамках высшей школы. Автор предлагает в современном процессе обучения иностранным языкам делать особый акцент на сопоставление не столько разных языковых явлений, сколько разных концептуальных систем в контексте мировой и национальной культур, что должно привести к осознанию студентом собственной уникальной сущности как культурно-исторического субъекта. Автор дает собственное определение компетентности как интегрального, универсального качества личности, как готовности к любым ситуациям жизни и ситуациям профессионального взаимодействия в области иноязычной и инокультурной коммуникации.
Ю. Б. Петросов
Нижневартовский государственный гуманитарный университет Opgub_8@nvtel.ru
Ключевые слова: профессиональное становление, начальное профессиональное образование, личностный потенциал
Страницы: 192-198
В статье рассматривается профессиональное становление будущего специалиста как процесс, на который может быть ориентировано современное учреждение начального профессионального образования. Автор характеризует существующие в педагогике предпосылки переноса актуальных философских основ образования в практику организации образовательных процессов учреждений начального профессионального образования и управления ими. Описывается возможность осуществлять влияние на развитие как операционального, так и личностного потенциала будущего специалиста с помощью педагогического ресурса, имеющегося в распоряжении учреждений начального профессионального образования. В качестве примера автор рассматривает программу развития одного из профессиональных училищ г. Нижневартовска, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
О. В. Мицук
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования MichukO@yandex.ru
Ключевые слова: профессиональный рост, самообразование, профессиональное самосовершенствование учителя
Страницы: 199-205
В статье анализируется комплекс психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме профессионального совершенствования и самосовершенствования учителя в системе высшего профессионального и дополнительного профессионального образования; раскрываются содержательные характеристики рассматриваемого феномена. В статье дается определение понятия «профессиональное самосовершенствование учителя» применительно к системе дополнительного профессионального образования, выделяются его структурные компоненты и сущностные характеристики.
Н. И. Чуркина
Омский государственный педагогический университет n_churkina@mail.ru
Ключевые слова: история образования, методология истории образования, междисциплинарная методология, мультидисциплинарная методология, образовательная регионалистика, регион
Страницы: 205-211
В статье обосновывается необходимость разработки междисциплинарной методологии становления региональной системы образования, адекватной современному уровню развития цивилизации, научной мысли и самому объекту исследования. При изучении педагогических феноменов автор предлагает использовать междисциплинарный подход. В статье анализируются принципы образовательной регионалистики - нового направления педагогических исследований, доказывается возможность их применения в рамках междисциплинарной методологии.
В. В. Патрина, Е. В. Филатова
Кемеровский государственный университет cm@kemcity.ru, alex85@kemcity.ru
Ключевые слова: профессиональная ориентация, продуктивное обучение, социокультурное пространство города, наставничество
Страницы: 211-217
В статье раскрываются особенности профессиональной ориентации на современном этапе, исследуются педагогические способы профессиональной ориентации молодежи, анализируется их эффективность. Авторы предлагают прогноз результатов реализации предложенных педагогических путей. В статье характеризуется деятельность по использованию социально-культурного пространства города в рамках реализации проекта «Город как школа». Раскрываются возможности наставничества для реализации процесса профессиональной ориентации молодежи, определяются функции деятельности наставников.
Е. В. Петунина
Алтайский государственный университет optimologia@mail.ru
Ключевые слова: начальное профессиональное образование, оптимологический подход, гуманизация образования
Страницы: 217-221
В статье проводится анализ системы начального профессионального образования с позиции оптимологии, рассматривается проблема реализации функций системы начального профессионального образования. В частности, отмечается, что происходит усиление тенденции, направленной на достижение экономической целесообразности. Автором обосновывается необходимость более пристального внимания к формированию личности обучающегося в системе начального профессионального образования с учетом социально-демографических и социокультурных характеристик.
Д. В. Легенчук
Курганский государственный университет aua.80@mail.ru
Ключевые слова: синергетика и преемственность, система образования, образовательная деятельность, непрерывное образование, многоуровневое образование, теория самоорганизации
Страницы: 222-226
В статье рассматриваются синергетические основы преемственности среднего и высшего профессионального образования в условиях модернизации российского образования. Рассматриваемая система профессионального образования саморазвивается, а импульс для саморазвития несут все субъекты образовательной системы, ориентированные на социальные условия развития общества в целом.
Л. П. Загорулько
Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России zalex82@list.ru
Ключевые слова: информация, «информационный взрыв», языковой барьер, образование, социальная система, информационное общество
Страницы: 226-233
В статье обосновывается актуальность исследования современного развития языка как элемента социальной системы в образовательном процессе. Так как основной ценностью становится информация, а умение работать с ней как на родном, так и на иностранном языке обеспечивает путь к успеху, проблемы языка, особенности картины мира в родной и иноязычной языковой культуре приобретают особую актуальность в условиях открытой рыночной экономики и постепенного изменения понимания нравственных ценностей.
Н. В. Буравцова
Новосибирский государственный университет экономики и управления burawzov@yandex.ru
Ключевые слова: психологическое пространство личности, ценности профессионального образования, смысложизненные ориентации, профессиональная идентичность
Страницы: 234-240
В статье анализируются основные характеристики психологического пространства личности студентов, выявляются особенности психологического пространства личности в зависимости от выбора будущей профессии. Доказано, что уровень суверенности личностных границ студентов-гуманитариев влияет на формирование их профессионально важных качеств.
Т. С. Базарова
Бурятский государственный университет tbazarova@rambler.ru
Ключевые слова: профессионализация, социальный работник, социализация, ценностные ориентации, студенчество
Страницы: 240-245
В статье рассматриваются проблемы профессиональной адаптации студентов к будущей деятельности, приводятся результаты автор-ских исследований процесса формирования личности и деятельности социального работника как профессионала. Автор выявляет основные характеристики социального портрета современного студенчества.