В.К. Кедринский
Институт гидродинамики им. М. А. Лаврентьева СО РАН, 630090 Новосибирск kedr@hydro.nsc.ru
Ключевые слова: волна декомпрессии, диффузия, зона насыщения, вязкость, нуклеация, концентрация газовой фазы, микрокристаллиты
Страницы: 3-10
Методом гидродинамических ударных труб выполнено экспериментальное моделирование динамики структуры кавитирующего потока магмы за фронтом волны декомпрессии. Показано, что при определенном режиме ударно-волнового нагружения в исследуемом образце жидкости может сформироваться дискретная система интенсивно кавитирующих зон с чередованием низкой и высокой плотностей газовой фазы. На основе результатов численного анализа процесса формирования (в потоке кавитирующей магмы) аномальной зоны со скачками характеристик потока, как минимум на порядок превышающими значения этих характеристик вне зоны, предложена модель мгновенного превращения кавитирующей магмы в аномальной зоне в газокапельную систему, ее извержения и образования свободной поверхности на границе раздела. Численный анализ показал, что в окрестности этой свободной поверхности оставшейся в канале (после извержения) части потока достаточно быстро восстанавливаются характерная волновая структура и аномальная зона насыщения, в которой вновь формируются указанные скачки характеристик потока.
Б.М. Поляшев
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, 190008 Санкт-Петербург boris_polyashev@mail.ru
Ключевые слова: электрический разряд в воде, магнитная гидродинамика, сопротивление движению в жидкости
Страницы: 11-20
Рассмотрен ряд физических явлений, возникающих при электрическом разряде в воде при наличии поперечного магнитного поля. На основе известных гидродинамических представлений о протяженном электрическом разряде в воде с использованием принятых допущений получено приближенное уравнение баланса энергии. Выполнена экспериментальная оценка значения импульса реактивной силы в ограниченной среде.
П.А. Поливанов, О.И. Вишняков, А.А. Сидоренко, А.А. Маслов
Институт теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича СО РАН, 630090 Новосибирск vis_ol@itam.nsc.ru
Ключевые слова: ионный ветер, барьерный и скользящий разряды, PIV-метод измерения скорости
Страницы: 21-29
Проведено сравнение двух типов электрических разрядов, которые предполагается использовать для управления течением воздуха. В эксперименте измерены электрические характеристики разрядов, а также скорость генерируемого ими потока. Показано, что в скользящем разряде скорость ионного ветра меньше, чем в диэлектрическом барьерном разряде. Проведена оценка объемных сил, действующих со стороны разряда на воздух, а также эффективности электрогазодинамического воздействия. Установлено, что наличие у скользящего разряда дополнительного электрода оказывает существенное влияние на распределение пространственного заряда и приводит к изменению сил при неизменных электрических характеристиках.
Н.И. Макаренко1,2, В.К. Костиков1,2 1Институт гидродинамики им. М. А. Лаврентьева СО РАН, 630090 Новосибирск makarenko@hydro.nsc.ru 2Новосибирский государственный университет
Ключевые слова: свободная поверхность, эллиптический цилиндр, нелинейные нестационарные волны, начальная асимптотика движения
Страницы: 30-41
Рассматривается задача о генерации нелинейных нестационарных волн на поверхности идеальной жидкости в бесконечно глубоком водоеме при движении погруженного эллиптического цилиндра. Для этого используется метод сведения исходной постановки к интегродифференциальной системе уравнений для функции, задающей форму свободной поверхности, а также для нормальной и тангенциальной составляющих скорости на свободной поверхности. Для случая движения цилиндра с постоянным ускорением из состояния покоя построена начальная по времени асимптотика решения задачи.
Е. В. Гордиенко
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева lenchagor@mail.ru
Ключевые слова: личность и сознание, ожидаемые оценки (экспектации), социальное мышление
Страницы: 245-252
В статье представлены материалы исследования, цель которого - теоретическое и практическое обоснование экспектаций как составляющих индивидуального сознания личности, в которых воплощены ее представления об отношении к ней других людей. Обосновано положение о том, что ожидаемые оценки (экспектации) отражают потребность человека в отношении к нему других людей. Экспектации личности являются выражением личностного выбора и образуют комплекс, характеризующий сознание личности. Автор анализирует теоретические предпосылки изучения экспектаций как механизма индивидуального сознания личности, выделяет личностные особенности ожидаемых оценок.
В. Г. Леонов
Новосибирская государственная академия водного транспорта gtf@nsawt.ru
Ключевые слова: гуманитарное образование, гуманизация общественной жизни, гуманитарные дисциплины, гуманитарное научное знание
Страницы: 253-258
В статье исследуются процессы гуманитаризации культуры и гуманизации общественной жизни на основе общих демократических принципов в политике, экономике, организации среды. Современное общество, по мнению автора статьи, осознает экологическую, гуманитарную гуманистическую недостаточность современного существования и одновременно - необходимость обращения к новому мышлению, новой деятельности, новому существованию, основой которого может (и должно) выступать гуманитарное образование. Под широким гуманитарным образованием понимается приобщение не только к кругу гуманитарных дисциплин, но и к основам научного знания как такового. В центре предметного поля научного знания находится человек, к какому бы предмету оно ни было обращено.
О. Д. Олейникова
Новосибирский государственный педагогический университет Sophos310@mail.ru
Ключевые слова: современное отечественное образование, нравственное воспитание, аксиологический подход в образовании, ценностное развитие
Страницы: 259-266
Данная статья рассматривает проблемы развития современного отечественного образования на основе единства гносеологического и аксиологического подходов в формировании личностных качеств представителей подрастающего поколения. По мнению автора статьи, нравственное воспитание должно пониматься как воспитание гуманизированного ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека.
А. Н. Аргунов
Алтайский государственный университет alekseiargunov@rambler.ru
Ключевые слова: дискретное социальное время, субъект-субъектный подход и субъект-объектный подход в образовании
Страницы: 266-272
В статье анализируется дискретный характер социального времени, которое, с точки зрения автора, связано со сменой поколений. Дискретное социальное время делает необходимым обращение образования к субъект-субъектному подходу. Однако в российском образовании до сих пор доминирует субъект-объектный подход. Автор считает, что это связано с тем, что в российском образовании время воспринимается как физическое явление. В статье говорится о необходимости преодоления физического понимания времени и перехода к пониманию времени как социального феномена.
П. В. Ушаков
Алтайская академия экономики и права ushakov@bk.ru
Ключевые слова: основной вопрос образования, парциальный подход и холистический подход к человеку в образовании, символы человека в образовании
Страницы: 273-282
В статье раскрывается сущность и специфика существования человека в системе образования, представляющей собой подсистему в структуре общества, а также сферу деятельности, обращенную к человеку.
Автор анализирует характеристики человека как основной, исходной структурно-организационной единицы общества и как продукта системы образования, обосновывая многомерность взаимодействий человека, образования и общества в современной социокультурной жизни. Основной вопрос образования раскрывается в аспекте парциального и холистического подхода к формированию человека. В целом в статье предлагается исследование проблемы человека в образовании с позиций основного вопроса образования, в разных вариантах - одностороннего (парциального) и целостного (холистического) подхода к человеку в образовании.
Т. С. Косенко1, В. И. Панарин2 1 Новосибирский государственный педагогический университет nnalivaiko@mail.ru 2 Администрация Новосибирской области Kav@obladm.nso.ru
Ключевые слова: воспитание, этапы становления отечественной философии воспитания, глобализация
Страницы: 282-289
Авторами статьи предпринята попытка анализа этапов становления отечественной философии воспитания. Для проведения данного анализа авторы описывают два различных подхода, которые связаны, во-первых, с представлением о проблематике философии воспитания как о части более широкого контекста философии образования, поскольку философия воспитания имеет тот же, что и философия образования, объект и предмет, а также методологию исследования. Второй подход основан на положении несовпадения контекста философии воспитания и философии образования. Основываясь на второй точке зрения, авторы дают периодизацию становления философии отечественного воспитания.