Представлена математическая модель для анализа напряженно-деформированного состояния ледяного покрова при наличии слоя снега, которое возникает под действием динамических нагрузок. С использованием модели неразрушаемого льда выполнены численные расчеты и проведено их сравнение с известными экспериментальными данными.
В.В. Михаськив1, И.О. Бутрак1, И.П. Лаушник2 1Институт прикладных проблем механики и математики им. Я. С. Подстригача НАН Украины, 79060 Львов, Украина butrak@iapmm.lviv.ua 2Львовский филиал Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта, 79052 Львов, Украина
Ключевые слова: трехмерная упругая матрица, дисковое включение, трещина, гармоническая упругая волна, коэффициенты интенсивности динамических напряжений, метод граничных интегральных уравнений
Страницы: 141-148
Исследована задача о распространении гармонических упругих волн в трехмерной бесконечной матрице, содержащей взаимодействующие дисковое включение с малой жесткостью и трещину. Задача сведена к системе граничных интегральных уравнений относительно функций, характеризующих скачки перемещений на включении и трещине. Искомые функции определяются путем численного решения системы граничных интегральных уравнений. Для симметричной задачи приведены графики зависимости коэффициентов интенсивности динамических напряжений в окрестности круговых включения и трещины от волнового числа при различных расстояниях между ними и параметрах податливости включения.
Ф. Йонгфэн, Ч. Жианьюнь
Университет Сидянь, 710071 Сиань, Китай fangyf_9707@126.com
Ключевые слова: стохастические нагрузки, комбинации стохастических нагрузок, динамическая надежность, прогнозирующая модель
Страницы: 149-154
Предложена модель, предсказывающая надежность конструкции при действии на нее четырех наиболее распространенных типов нагрузок, объединенных в три комбинации в соответствии с правилом Туркстра. Прогнозирующая модель строится на основе теории прочности как без учета деградации прочности материала, так и с ее учетом. Приведен пример, показывающий эффективность предложенной модели.
М. Дж. Кетабдари, А. Н. Рузбахани
Технологический университет им. Амиркабира, 15875-4413 Тегеран, Иран ketabdar@aut.ac.ir
Ключевые слова: обрушение "ныряющих" волн, слабосжимаемые сглаженные гидродинамические частицы, модель больших вихрей, модель частиц различных масштабов
Страницы: 155-165
С использованием так называемой модели слабосжимаемых сглаженных гидродинамических частиц (МСССГЧ), представляющей собой двумерную модель слабосжимаемой жидкости, проведено численное моделирование обрушения "ныряющих" волн. С помощью данной модели решаются уравнения вязкой жидкости для определения полей скорости и плотности, для определения поля давления используется уравнение состояния. Показано, что вычисления с помощью МСССГЧ являются более эффективными по сравнению с вычислениями на основе базовой модели сглаженных гидродинамических частиц. Для моделирования турбулентного течения в волне обрушения используется модель частиц различных масштабов, которая строится на основе модели крупных вихрей. Для оценки точности стандартной МСССГЧ без учета турбулентности рассмотрена задача о разрушении плотины и проведено сравнение полученных результатов с известными экспериментальными данными.
М.Н. Кирсанов
Национальный исследовательский университет "МЭИ", 111250 Москва mpei2004@yandex.ru
Ключевые слова: нестабильность, плоская задача теории упругости, неоднородная среда
Страницы: 166-169
Рассмотрена возможность вырождения связи напряжений с их производными по координатам в плоской задаче теории упругости. Для конкретных зависимостей параметров упругости от координат приведены кривые, для которых выполняются условия вырождения. Показано, что даже малая неоднородность среды вызывает нестабильность напряжений.
В.В. Шевелев, Р.А. Осипов
Московский государственный университет тонких химических технологий им. М. В. Ломоносова, 119571 Москва valeshevelev@yandex.ru
Ключевые слова: трещина, математическая модель, хрупкое разрушение, интегральное уравнение, численные методы
Страницы: 170-180
Предложена математическая модель круговой дискообразной трещины хрупкого разрушения, между берегами трещины действуют силы сцепления, величина которых определяется расстоянием между этими берегами. Разработан алгоритм численного решения сингулярного нелинейного несобственного интегрального уравнения, определяющего профиль трещины, который может быть использован для решения других интегральных уравнений данного типа. Показано, что учет сил сцепления между берегами трещины приводит к их постепенному смыканию по мере удаления от центра трещины.
А.А. Карабутов1, Н.Б. Подымова2, Е.Б. Черепецкая3 1Международный учебно-научный лазерный центр Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 119991 Москва 2Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 119991 Москва npodymova@mail.ru 3Московский государственный горный университет, 119991 Москва
Ключевые слова: изотропные композитные материалы, пористость, модуль Юнга, лазерный оптико-акустический метод
Страницы: 181-190
Предложен и экспериментально реализован лазерный оптико-акустический метод анализа влияния пористости на локальный модуль Юнга изотропных композитных материалов. На примере образцов металломатричного композита на основе силумина с добавлением упрочняющих микрочастиц карбида кремния SiC в различной концентрации показано, что для обеспечения эффективного возрастания модуля Юнга при увеличении концентрации SiC пористость готового образца не должна превышать 2 %.
А.А. Штерцер, Б.Е. Гринберг
Институт гидродинамики им. М. А. Лаврентьева СО РАН, 630090 Новосибирс asterzer@mail.ru
Ключевые слова: гидроабразивная струя, затопленная струя, испытания, износ, след износа
Страницы: 191-201
Экспериментально исследован износ стальных пластин в результате воздействия гидроабразивной струи в зависимости от расстояния между поверхностью образца и насадком, угла падения струи на пластину, концентрации абразива в воде и внешней среды (струя в воздухе, затопленная струя). Проведено сравнение полученных результатов с известными данными о структуре струи и струйном обтекании препятствия. Показано, что добавление в жидкость абразивных частиц позволяет изучать картину обтекания струей жидкости препятствия, поскольку по форме износа поверхности можно определять область воздействия ядра струи, область торможения и область пристенного течения до отрыва потока.
В.А. Виноградов1, М.А. Гольдфельд2, А.В. Старов2 1Центральный институт авиационного моторостроения им. П. И. Баранова, 111116 Москва 2Институт теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича СО РАН, 630090 Новосибирск starov@itam.nsc.ru
Ключевые слова: сверхзвуковые скорости, камера сгорания, водород
Страницы: 3-11
Представлены результаты экспериментальных исследований многоинжекторной камеры сгорания в режиме присоединенного трубопровода. В качестве источника высокоэнтальпийного газа (воздуха) использована аэродинамическая труба импульсного типа ИТ-302М ИТПМ СО РАН. Испытания проведены при числах Маха 3, 4 и 5 в диапазоне значений полной температуры 2000-3000 К и статического давления 0.08-0.23 МПа. Секция с инжекторами была выполнена в двух вариантах с различной относительной высотой клиновидных инжекторов с инжекцией водорода спутно потоку. Исследовано влияние условий на входе в камеру сгорания на воспламенение и устойчивое горение водорода. Интенсивное горение водорода получено только при числах Маха 3 и 4. Исследован механизм «двухступенчатого» развития процесса горения топлива в камере сгорания. Представлен анализ экспериментальных данных, проведено сравнение с результатами расчетов.
Разработана кинетическая модель воспламенения и горения тяжелых n-алканов ( n-С10H22 и n-C12H26), бензола, а также авиационного керосина Jet-A, который моделируется суррогатом БД, состоящим из 80 % n-декана и 20 % бензола. Проведено тестирование разработанной кинетической модели с использованием большого набора экспериментальных данных по времени задержки воспламенения как в высокотемпературной (T>1000 K), так и в низкотемпературной (T= 650-950 K) области, а также по изменению концентраций компонентов при окислении бензола в проточном реакторе и при его горении в специальной горелке. Дан краткий анализ других реакционных механизмов, разработанных для описания горения различных суррогатов, моделирующих авиационный керосин. Показано, что предложенная в работе модель лучше описывает измеренные значения времени задержки воспламенения, чем другие известные кинетические модели, особенно в области низких температур (T= 650-950 K). Проведен анализ особенностей кинетики низкотемпературного окисления суррогата БД.