В статье проводится анализ ценностно-ориентационной деятельности как важнейшего фактора формирования ценностной системы личности. Предпринимается попытка исследовать механизмы, влияющие на формирование ценностной структуры личности и регулирующие мотивацию личности и ее поведение в социуме.
Н. А. Голиневич
Академия экономической безопасности МВД РФ pegasi@mail.ru
Ключевые слова: кинестетическое сознание, феноменология музыки, телесность, феноменология образования, «плоть мира»
Страницы: 298-304
В статье с целью ознакомления широкого круга читателей с достижениями феноменологической мысли представлена попытка экспликации проблем музыкального образования средствами феноменологического анализа. Сущность музыкальной практики представлена в терминах феноменологии Э. Гуссерля и М. Мерло-Понти. Некоторые аспекты музыкального исполнения, такие как проблема индивидуального стиля, освоения навыка игры, истолкованы с помощью понятий телесности и примордиальной открытости сознания. Жесты и движения музыканта интерпретируются как интенциональное движение воплощенной субъективности, «осваивающей» музыкальное пространство и выражающей его смысл.
Д. В. Легенчук
Курганский государственный университет aua.80@mail.ru
Ключевые слова: концепция, преемственность, принципы, система, система образования, системный характер преемственности, образовательная деятельность
Страницы: 266-271
В статье рассматриваются принципы концепции преемственности среднего и высшего профессионального образования в условиях модернизации российского образования.
М. А. Морозова, Е. Н. Бойко
Сибирская академия государственной службы majamorozova@mail.ru, ekaterina-boyko@mail.ru
Ключевые слова: информационная компетентность, информационная грамотность, информационная культура, информационное мировоззрение
Страницы: 273-280
Авторами статьи предпринимается попытка анализа имеющегося отечественного и зарубежного опыта по формированию системы информационных компетенций. В статье исследован используемый в современной научной литературе понятийно-терминологический аппарат, уточнено содержание понятия «информационная компетентность». Авторы предлагают систему информационных компетенций, необходимых для формирования информационной культуры, и характеризуют условия их формирования, позволяющие осуществлять успешную деятельность в информационном пространстве.
К. В. Луговой
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета keer@hotmail.ru
Ключевые слова: культурная парадигма, традиционная культура, инновационная культура, трикстер, социальный статус
Страницы: 275-282
Автор анализирует содержание и смыслы традиционной культуры, ее значение в современном мире, а также особенности развития традиционных компонентов в рамках инновационных культурных тенденций. В статье исследована специфика образа трикстера, содержащего в себе потенциальную возможность трансформации традиции и ее динамического развития. Основными характеристиками образа трикстера, иллюстрирующими его способность выполнять данную функцию, являются способность смены социального статуса, специфическая трюковая поведенческая модель, а также оборотничество. Таким образом, трикстер обладает возможностью изменения реальности традиции и трансформации ее определяющих парадигм.
Л. П. Загорулько
НВИ внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России lpzagorulko@list.ru
Ключевые слова: языковая политика, национальная безопасность, миграционная политика, глобальное коммуникационное пространство, экономическая интеграция
Страницы: 217-221
В статье рассматривается языковая политика в категориальном поле социальной философии. Автор исследует проблемы языковой политики в контексте проблем национальной безопасности, миграционной политики, формирования глобального коммуникационного пространства, экономической интеграции, взаимовлияния языка и науки, а также соотношения власти и языка.
Р.А. Гуща1, И.В. Иванов2 1Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И. К. Яковлева МВД России, Новосибирск Gusha.Roman@mail.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск igvasiv@yandex.ru
Ключевые слова: здоровье, саморегуляция, психосоматика, соматическое воспитание, валеология
Страницы: 215-220
Критерием результативности культурологического и профессионально-педагогического проектирования воспитания в контексте личностной ответственности за качество здоровья как профессионального качества является смена личностных приоритетов, обусловливаемая степенью соответствия принятым в обществе нормам, стандартам, жизненным ценностям и одобряемым стратегиям поведения.
Для волокнистых композитов с полимерной матрицей рассмотрены различные модели докритического разрушения, позволяющие объяснить существенное уменьшение эффективного коэффициента концентрации напряжений по сравнению с теоретическим. Обоснована необходимость введения параметра материала с размерностью длины для описания масштабного эффекта прочности. Сформулирован биомеханический принцип уменьшения концентрации напряжений за счет использования криволинейных волокон, <обтекающих> отверстие.
Рассмотрено влияние гидроразрыва на фильтрационное сопротивление зоны дренирования угольного пласта параллельными скважинами. Выполнен анализ сопротивлений притоку газа в зависимости от ориентации разрывов, мощности пласта и расстояния между скважинами. Дано сравнение эффективности одно и многостадийных гидроразрывов при формировании множественных поперечных и магистральных продольных трещин.
Рассмотрено экспериментальное скважинное оборудование для измерения упругих свойств скальных горных пород, обеспечивающее регулируемое одноосное нагружение стенок необсаженной скважины перпендикулярно ее оси и измерение деформаций в широком диапазоне нагрузок с автоматической регистрацией получаемых данных.
С.Е. Алексеев, Б. Кубанычбек, Е.М. Черниенков
"Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия alex@misd.ru"
Ключевые слова: Погружной пневмоударник, бурение, скважина, мощность, энергоноситель, система воздухораспределения, упругий клапан
Страницы: 249-254
Представлена схема погружного пневмоударника и рассмотрен вопрос надежности машины с трехступенчатым ударником, выполненным по данной схеме. Показаны особенности системы очистки забоя таких машин. Определены возможности использования эластичного клапана, располагаемого на большей ступени ударника. Приведены результаты промышленных испытаний погружных пневмоударников,
"С.А. Неверов1, А.И. Конурин1, А.А. Неверов1, Н.П. Медведева2"
"1Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия nsa_nsk@mail.ru 2Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия nado2004@bk.ru"
Ключевые слова: Система разработки, подэтажное и этажное обрушение, рейтинговая оценка, развитие, устойчивость, показатели извлечения, область применения
Страницы: 252-259
По отношению к классу систем разработки с обрушением руды и вмещающих пород рассмотрена методология выбора и обоснования вариантов технологий на основе рейтингового подхода к анализу определяющих факторов по условиям безопасности и эффективности горных работ. Разработан формализованный прием бальной системы, позволяющий оперативно решать вопросы в части освоения геотехнологий на основе прогнозируемой устойчивости горных выработок, величины потерь и разубоживания руды с учетом ценности добываемого минерального сырья. Установлена область рационального влияния вариантов подэтажного и этажного обрушения в различных горно-геологических и геомеханических условиях выемки.
P. V. Snytnikov1, V. A. Sobyanin1, V. D. Belyaev1 and D. A. Shlyapin2 1G. K. Boreskov Institute of Catalysis, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentyeva 5, Novosibirsk 630090 (Russia), E-mail: sobyanin@catalysis.nsk.su 2Omsk Branch of the United Institute of Catalysis, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Ul. Neftezavodskaya 54, Omsk 644040 (Russia)
Страницы: 297-302
Selective oxidation of CO in excess hydrogen and in the presence of CO2 and H2O has been studied over monometallic Pt, Ru and bimetallic Pt–Ru supported on porous carbonaceous material catalysts. The catalysts provided CO conversion ³98 % and seem to be promising for efficient single-step removal of CO from hydrogen-rich streams containing CO2 and H2O.
Т. М. Полянская, В. В. Волков, C. Price*, М. Thornton-Pett*, J. D. Kennedy*
"Институт неорганической химии СО РАН, пр-т Акад. Лаврентьева, 3, Новосибирск 630090 (Россия) *School of Chemistry, University of Leeds, LS2 9JT Leeds (UK)"
Методом рентгеноструктурного анализа определена кристаллическая структура [PhCH2Py]+[BPh4]при 190(2) K. Кристаллы моноклинные, пр. гр. P21/с,a = 18.4968(3), b = 13.4402(2), c = 21.8638(3) , = 97.0610(6)o, Z = 8, dвыч = 1.205 г/см3, R = 0.0506 (автодифрактометр Nonius KAPPA CCD, MoK, 10551 независимых рефлексов). Кристаллы построены из двух кристаллографически независимых сортов катионов [PhCH2Py]+ и двух кристаллографически независимых сортов анионов [BPh4]. Оба катиона неплоские, двугранные углы между плоскостями фенильного и пиридинового колец равны 93.2 и 79.4о. В структуре зафиксированы взаимодействия ароматических фрагментов катионов с Ph-кольцами анионов типа edge-to-face.
Понятия «компетенции» и «управление компетенциями» стали использоваться в зарубежной литературе с начала 1990-х гг., причем возникло огромное количество трактовок и вариантов определений. Поэтому нам представляется целесообразным проанализировать существующие определения как самого понятия «компетенции», так и сопутствующих ему понятий с точки зрения целостного подхода, в рамках современного отраслевого менеджмента. Появление компетенций в подходе к управлению в бизнесе, а затем и в сфере образовательных услуг есть результат объективных процессов развития хозяйственной деятельности.
Т. Е. Солодова
Волгоградский государственный университет, Волжский филиал Международного юридического института при Министерстве юстиции РФ, staisiya@mail.ru
Страницы: 245-251
Современное образование нуждается в разработке новой методологии, в центре внимания которой находится человек. В статье рассматриваются принципы гуманизации образования, которые должны быть адекватными для современной ситуации, сформулированы и проанализированы условия и тенденции развития образования, которое автор рассматривает как важный компонент культуры.
С. В. Андросенко
Алтайский государственный университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: философское образование, политологическое образование, власть, государство, государственная власть
Страницы: 231-236
Гуманитарная сфера системы образования является важнейшим элементом духовной культуры, отражает трансформационные процессы, происходящие в современном российском государстве, формирует политическое сознание, политическую культуру граждан страны, готовит специалистов в сфере управления и власти на микро- и макро- уровнях жизни социума. От качества подготовки специалистов высшей школы, имеющих прочный мировоззренческо-идеологический фундамент, во многом зависит судьба российского государства. Поэтому в сфере высшего специального политологического и философского образования необходимо рассматривать следующие вопросы: определение понятий «власть», «государственная власть»; взаимодействие субъекта и объекта властных отношений; социальная организация, взаимодействие общества и власти на разных этапах развития российского государства.
В статье критически рассмотрена концепция нового реального гуманизма И. Т. Фролова, а также необходимость постепенной практической гуманизации социогуманитарных наук и социогуманитарных дисциплин, которые изучаются в вузах. Определяются возможные тенденции их взаимоотношений и влияния на общественную жизнь.
В. И. Байтуганов
Новосибирский государственный педагогический университет, vasyuganie@mail.ru
Ключевые слова: моделирование воспитательного пространства, этнокультурный образовательный стандарт, социальная и социокультурная компетентность
Страницы: 262-266
По мнению автора, философия культуры сегодня выступает как методология системного гуманитарного знания; как часть познавательного процесса; как аксиология ценностного поведения и ориентаций личности; как смысловые и мировоззренческие универсалии, а также совокупные формы человеческой жизнедеятельности. Анализ культурной традиции, понимаемой как универсальный механизм моделирования воспитательного пространства, может послужить основой для культурологического подхода, реализация которого будет способствовать формированию этнокультурного образовательного стандарта, необходимого для социальной и социокультурной компетентности учащихся.
М. П. Яценко
Сибирский федеральный университет, ymp1957@rambler.ru
Ключевые слова: историческая преемственность, интеграционные процессы, глобализация, национальные ценности, взаимодействие цивилизаций, «страны второго и третьего мира», историческое познание, информационное общество
Страницы: 265-270
Автор исходит из того факта, что трансформация, которую несет в себе глобализация, вызывает необходимость в адекватной оценке специфики аксиологических особенностей, характеризующих исторические традиции социума, что играет решающую роль в формировании целост-ного социокультурного мировоззрения. Аксиологическое содержание исторического познания в современных российских условиях позволяет обозначать национальные ценности, которые находят актуальное социально-политическое выражение в определении национальных интересов и конкретизируются в национальных целях. Таким образом, можно говорить о включенности исторического познания в сферу национальной безопасности России.
В. Г. Леонов
Новосибирская государственная академия водного транспорта gtf@nsawt.ru
Ключевые слова: гуманитарное образование, гуманизация общественной жизни, гуманитарные дисциплины, гуманитарное научное знание
Страницы: 253-258
В статье исследуются процессы гуманитаризации культуры и гуманизации общественной жизни на основе общих демократических принципов в политике, экономике, организации среды. Современное общество, по мнению автора статьи, осознает экологическую, гуманитарную гуманистическую недостаточность современного существования и одновременно - необходимость обращения к новому мышлению, новой деятельности, новому существованию, основой которого может (и должно) выступать гуманитарное образование. Под широким гуманитарным образованием понимается приобщение не только к кругу гуманитарных дисциплин, но и к основам научного знания как такового. В центре предметного поля научного знания находится человек, к какому бы предмету оно ни было обращено.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы, опираясь на некоторые современные представления о возникновении, динамике и итогах адаптации личности в социуме, определить основные механизмы и проблемы адаптации студентов к среде высшей школы. Главной темой статьи является осмысление адаптации как динамичного явления, построенного на основе закономерностей процесса и требующего детального анализа. В статье исследуются проблемы формирования студенческого коллектива, воспитания специалистов, востребованных обществом, создания адаптивного пространства вуза.
Е. А. Крутько
Сибирская академия государственной службы krutko@ngs.ru
Ключевые слова: социально-философский анализ, детская безнадзорность, общество, маргинальность, отчуждение
Страницы: 305-309
В статье автор предлагает социально-философский анализ проблемы детской безнадзорности через объяснение категорий «общество», «маргинальность», «отчуждение» и др. Общество рассматривается как специфическая подсистема объективной реальности, которая влияет на преломление качественного и количественного характера человеческих отношений и под влиянием определенных обстоятельств вызывает социальные стрессы, разрушающие привычные условия существования и социального взаимодействия, что ведет к отчуждению людей. Отмечается, что процессы отчуждения отражаются наиболее существенным образом на маргинальных, низкостатусных группах общества, в которых и появляются безнадзорные дети
Л. В. Черникова
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования kp50@mail.ru
Ключевые слова: профессиональная успешность, современный педагог-воспитатель, структурные компоненты профессионализма, профессионально-личностное новообразование, социально-философский анализ
Страницы: 271-279
В статье изложены базовые положения авторской концепции развития профессиональной успешности современного педагога как воспитателя в процессе повышения квалификации. В качестве альтернативы широко распространенной информационно-рациональной схеме обучения взрослых, основанной на системной интеграции современных психолого-педагогических теорий, предложена эволюционно-динамическая модель развития профессиональной успешности посредством педагогически организуемой регуляции внешне-внутренних движений педагога.
Г. И. Плясуля
Сибирская академия государственной службы common@sapa.nsk.su
Ключевые слова: гражданское общество, гражданское сознание, гражданская культура, гражданская зрелость, синергетический подход, самоорганизация, нелинейный диалог, технология модерации
Страницы: 280-286
Автор анализирует причины неразвитости гражданского сознания у большей части молодежи современной России и обосновывает необходимость изменения образовательной политики, которая должна быть направлена на формирование активной гражданской позиции у творческой, инициативной личности. Для достижения данной цели нужен новый подход к процессу обучения. Автор раскрывает преимущества синергетического подхода, делая вывод о том, что процесс обучения должен строиться в режиме самоорганизации; приоритетным методом должен стать нелинейный диалог, в построении которого наиболее результативной является технология модерации.
Н. В. Багрова
Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия a2000407@yandex.ru
Ключевые слова: проектирование основных образовательных программ подготовки архитекторов, компетентностный подход в профессиональной архитектурной подготовке, критическое мышление
Страницы: 282-288
В статье, в рамках описания методологических проблем проектирования основных образовательных программ нового поколения при профессиональной подготовке архитекторов, анализируется возможность разрешения противоречий путем интерпретации эйдетической основы и целеполагания образовательных программ с позиций развития критического мышления.
Л. Ф. Щербинина
Алтайская государственная педагогическая академия hist-mpi@uni-altai.ru
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, конституционное право, органы государственной власти, особый статус, контрольная власть, контрольная ветвь власти, образовательный процесс
Страницы: 222-225
Автор рассматривает важность преподавания в вузах учебной дисциплины «Конституционное право Российской Федерации», способствующей формированию правового самосознания, политической культуры, социальной ответственности личности.
В статье показана зависимость качества содержания данного теоретического курса от актуальности развития дисциплины «Конституционное право». В связи с этим в статье анализируется роль и значение органов государственной власти, не относящихся ни к одной ветви власти, установленных Конституцией Российской Федерации, подчеркивается необходимость более глубокого и целостного изучения данной проблемы в рамках образовательных программ.
Д.Ю. Тарасов
Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И. К. Яковлева МВД России, Новосибирск parus77777@yandex.ru
Ключевые слова: критерии эффективности познавательной деятельности, критерий «цель», критерий «знания», критерий «качества личности», критерий «педагогическое взаимодействие» и критерий «практика»
Страницы: 220-224
Автор анализирует имеющиеся взгляды на критерии эффективности познавательной деятельности курсантов военных институтов. В статье раскрываются некоторые показатели, влияющие на уровень профессиональной подготовки курсантов. Обсуждается содержание критериев эффективности познавательной деятельности.
В. Л. Присекин, Н. В. Пустовой, Г. И. Расторгуев
Новосибирский государственный технический университет, 630073 Новосибирск rector@nstu.ru
Ключевые слова: самолет, крыло, моделирование, система управления силами, программа испытаний
Страницы: 198-206
На примере крыла большого удлинения, которое рассматривается как балка, нагруженная аэродинамическими и инерционными силами, проведено исследование эффективности алгоритмов автоматического управления силами, заданными программой испытаний.
"А.С. Сердюков1,2, А.В. Яблоков1,2, Г.С. Чернышов1,2"
"1Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия aleksanderserdyukov@yandex.ru 2Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН, Новосибирск, Россия"
Ключевые слова: Рудная сейсморазведка, обработка сигналов, преобразование Фурье, вейвлеты, S-преобразование, Ore mining seismic survey, signal processing, Fourier transform, wavelets, S-transform
Страницы: 233-237
Предложены методы, основанные на применении частотно-временных представлений. Полезный сигнал восстанавливается по пикам амплитуд частотно-временных спектрограмм, полученных с помощью S-преобразования. В результате численных экспериментов показано, что, используя узкие по времени частотно-временные окна (порядка 10 - 20 отчетов по времени), удается определить параметры сигнала импульсного типа существенно большей длительности.
В.М. Серяков
"Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия vser@misd.nsc.ru"
Ключевые слова: Породный массив, выработка, крепь, напряженно-деформированное состояние, метод расчета, алгоритм, зоны опорного давления, Rock mass, development, support, stress-strain state, calculation method, algorithm, bearing pressure zones
Страницы: 234-238
Предложен метод расчета напряженно-деформированного состояния крепи, позволяющий при любых значениях их механических параметров учитывать величину смещений контура выработки до его контакта с крепью. Метод основан на использовании матрицы жесткости, формируемой для нетронутого горными работами породного массива. Моделирование образования выработки и совместного деформирования крепи и приконтурного массива проведено с помощью итерационных процедур методов начальных напряжений и начальных деформаций. Разработан алгоритм и комплекс программ для расчета нагрузок на крепь горных выработок.
Рассмотрены условия самоторможения в волновых передачах с гибким колесом, выполненным в виде втулочной цепи. Показано, что особенностью волновой передачи является конструкция, имеющая сдвоенный генератор и двухвенцовую звездочку, которая позволяет исключить перекос цепи под нагрузкой. Определены критерии самоторможения в волновой цепной передаче: в диапазоне передаточных отношений свыше 30 эффект самоторможения обеспечивается, до 30 - для его достижения необходимо использовать внецентроидное зацепление.
С.А. Павлов
"Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия pavlov_s_a@inbox.ru"
Ключевые слова: Вентиляция, проветривание шахт, продольная перегородка, вычислительное моделирование, тупиковая выработка, расход воздуха, аэродинамическое сопротивление
Страницы: 260-266
Приведены результаты исследования аэродинамических процессов, протекающих в протяженных тупиковых выработках. Отражено изменение местного аэродинамического сопротивления исследуемого участка при нагнетательном и всасывающем режиме работы шахтной вентиляции. На основании результатов вычислительного моделирования показано, что использование обособленно установленных продольных перегородок позволяет проветривать тупиковые выработки (до 100 м) без применения местной механической вентиляции за счет возникающего эжекционного эффекта.
S. N. Vereshchagin1, N. N. Anshits1, A. N. Salanov2, O. M. Sharonova1, T. A. Vereshchagina1 and A. G. Anshits1 1Institute of Chemistry and Chemical Technology, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Ul. K. Marxa 42, Krasnoyarsk 660049 (Russia), E-mail: snv@icct.ru 2G. K. Boreskov Institute of Catalysis, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentyeva 5, Novosibirsk 630090 (Russia)
Страницы: 303-308
The present paper reviews the processes of separation of microspheres from fly ash and their possible applications for the creation of catalytic supports, adsorbents and catalysts. To isolate magnetic microspheres and cenospheres of stabilized composition, the process flowsheets of concentrate separation, based on the combination of hydro- or aerodynamic and granulometric classification, followed by the separation in magnetic field of different intensity, were developed. Novel materials based on cenospheres of stabilized composition, such as mesoporous microspherical glasses (specific surface area Ssp = 3–50 m2/g), the supported iron oxide systems (Ssp = 50–200 m2/g), and zeolites are described. Spherical zeolites demonstrated good ion exchange properties of in cesium and strontium removal from the technological solutions. The catalytic properties of Fe2O3/cenosphere catalysts and magnetic microspheres in deep oxidation of methane are discussed.
Изучение структуры границ раздела важно для понимания и предсказания поведения материалов. Среди множества типов интерфейсов межзеренные границы особенно важны из-за того, что играют решающую роль в поликристаллических материалах. Доступность просвечивающей электронной микроскопии с точечным разрешением 0.2 нм или менее сделала возможным изучение атомных конфигураций на межзеренных границах. Исследование интерфейсов в материалах двух типов – нанокристаллических фазах и квазикристаллических системах – в настоящее время представляет значительный интерес. В нанокристаллических материалах доля поверхностных атомов велика и может достигать даже 50 %. В случае квазикристаллических систем существуют возможности сочетания решеток квазикристаллической фазы и структурно соответствующей ей кристаллической фазы. Трансляционное упорядочение кристаллической фазы сменяется квазипериодическим упорядочением по интерфейсу. Нанокристаллические фазы характеризуются размером зерен порядка нескольких нанометров. В Центре атомных исследований им. И. Ганди (Kalpakkam, India) интенсивно изучались структура межзеренных границ и линий тройных стыков в нанокристаллических металлах – палладии и титане, а также в керамических диоксиде тория и диоксиде циркония. Эти исследования помогли понять природу дефектов и релаксационных процессов. Показано, что в структуре межзеренных границ наблюдается меньшее разупорядочение, чем отмечалось при использовании других методов исследования. Проведена интерпретация изображений линий тройных стыков и межзеренных границ в соответствии с дисклинационной моделью. Изучение нанокристаллического состояния актуально, поскольку было показано, что это состояние предпочтительнее для проведения таких процессов, как аморфизация твердого тела. Отмечен удивительный факт – никакие особенности структуры в двух классах изученных нанокристаллических материалов не удалось соотнести с природой химического взаимодействия. В настоящее время изучаются структурные соотношения между квазикристаллической и соответствующей кристаллической фазами. Эти соотношения используются для описания структуры интерфейсов. Границы раздела между структурно сходными фазами, отличающимися друг от друга периодичностью, по-видимому, выражают степень соответствия решеток. Исследование границ раздела в системах Аl – Cu – Fe и Al – Pd – Mn, выполненное нами при помощи электронной микроскопии высокого разрешения (ЭМВР), показало, что в этих системах присутствуют отчетливо видные выступы. Это явление было объяснено на языке обычных структурных представлений о двухфазных системах и геометрического соответствия их межфазных границ. Структурное исследование квазикристаллических фаз не позволило непосредственно выявить их структуры, но полученные результаты могут помочь решить эту проблему.
Международный туризм играет значительную роль во взаимодействии и взаимообогащении культур, что соответствует современной философии диалога культур. Туризм одна из перспективных отраслей экономики, имеющая огромный потенциал роста (причем более значительный, чем в любой другой отрасли).
В. М. Ефимов, А. Л. Резник, Ю. В. Бондаренко
Институт автоматики и электрометрии СО РАН, г. Новосибирск E-mail: reznik@iae.nsk.su bjuv@iae.nsk.su
Страницы: 41-51
Исследованы особенности синусно-косинусных преобразований на интервале –0,5T ≤ t ≤ ≤ 0,5T, эквивалентных косинусному преобразованию на интервале 0 ≤ t ≤ T. Получены соотношения для дисперсии ошибки реконструкции сигнала, позволяющие в зависимости от априорных сведений об анализируемом сигнале выбрать для его представления наиболее подходящее ортогональное разложение. Для сравнения последнего с традиционным синусно-косинусным преобразованием использована модель стационарного случайного сигнала.
Атмосфера системного кризиса, в которой российское общество оказалось на рубеже 1990-х гг., явилась причиной роста как общего уровня преступности в стране, так и детских и молодежных правонарушений. Рассматриваются возможности для профилактики молодежной преступности в системе российского образования.
Д. О. Заречнев
Барнаульский юридический институт МВД России, zarechnev@buimvd.rv
Ключевые слова: образовательная политика, наркотизм среди несовершеннолетних, социализация молодежи
Страницы: 237-242
Д. О. Заречнев (Барнаул) Представленная статья посвящена актуальной сегодня проблеме вовлечения детей в незаконный оборот наркотиков. Автором рассматривается влияние семьи, школы и сферы досуга на процесс социализации подростков и выявляются социальные условия, влияющие на вовлечение несовершеннолетних в употребление наркотических средств. Уточнено содержание понятия «наркотизм среди несовершеннолетних», определен комплекс мер по организации профилактической работы для различных учреждений и организаций. Отмечено, что в региональных и муниципальных программах эти меры должны быть детализированы, с учетом конкретных вопросов практики по противодействию наркотизма среди несовершеннолетних. Основные результаты исследования могут найти применение в деятельности различных учреждений и организаций, занимающихся профилактикой наркотизма среди несовершеннолетних.
24 октября 2008 г. в г. Новосибирске состоялась Всероссийская конференция «Качество современного отечественного образования: сущность и проблемы», организованная Институтом философии и права СО РАН, совместно с учебно-методическим центром философии образования Новосибирского государственного педагогического университета. Конференция явилась результатом работы постоянно действующего семинара с одноименным названием, проводившегося учебно-методическим центром философии образования НГПУ в течение года.
Г. С. Петрищева
Бийский государственный педагогический университет им. В. М. Шукшина, kpetrishev@mail.ru
Ключевые слова: восприятие как этап познания, предметное содержание, внетекстовые компоненты
Страницы: 270-275
Данная статья посвящена анализу восприятия, понимаемому как этап познания предметного содержания, отраженного в школьных учебниках. Цель статьи - рассмотрение условий возникновения и развития восприятия как этапа познания при организации работы учащихся. В работе представлен анализ содержания школьных учебников биологии и предложено объяснение особенностей их структуры, а также возможностей их использования с позиций восприятия текстов и внетекстовых компонентов.