O. Yu. Podyacheva1, N. V. Shikina1, Z. R. Ismagilov1, V. A. Ushakov1, A. I. Boronin1, N. A. Rudina1, I. A. Ovsyannikova1, S. A. Yashnik1, O. P. Solonenko2, A. A. Michal'chenko2 and H.Veringa 3 1 G. K. Boreskov Institute of Catalysis, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentyeva 5, Novosibirsk 630090 (Russia), E-mail:pod@catalysis.nsk.su 2Institute of Theoretical and Applied Mechanics, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Ul. Institutskaya 4/1, Novosibirsk 630090 (Russia), 3ECN, P. O. Box 1, 1755 ZG Petten (The Netherlands)
Страницы: 233-238
Some prospects of application of plasma spraying technique for the synthesis of supported catalysts are demonstrated. It was shown that Mn-containing catalysts deposited on γ-Al2O3 by means of plasma spraying demonstrate superior activity in methane oxidation reaction compared with those of reference catalysts prepared via standard conventional route. Gradient alumina layer sprayed on the surface of metal supports of different geometry improves the performance characteristics of combustion catalysts on metal supports during long term operation at high temperatures. A catalytic heat-exchanging (HEX) tubular reactor for combining exothermic combustion and endothermic methane steam reforming has been developed. The methane combustion and steam reforming catalysts were synthesized on the heat-conducting metal foam support materials by application of preliminary plasma spraying in order to increase adhesive properties of the active layer. The HEX reactor with perovskite or Pt supported catalyst on Ni–Cr foam material on the external surface of the HEX tube and with Ni containing reforming catalyst on the internal Ni foam was successfully tested in methane combustion reaction combined with methane steam reforming.
Рассматривается динамическое взаимодействие (контакт) упругого полупространства и нескольких гладких штампов. Предполагается, что размеры областей контакта существенно меньше расстояний между ними и временной масштаб рассматриваемого процесса сравним со временем пробега упругой волны от одной области до другой. Предлагается асимптотический подход к решению задачи, и строятся два первых члена асимптотики перемещения в области контакта и ее окрестности.
В. Н. Наумов, В. П. Шпаков, И. К. Игуменов, В. Р. Белослудов, Н. А. Немов, П. А. Стабников, Г. И. Фролова, В. В. Ногтева
"Институт неорганической химии СО РАН, пр-т Акад. Лаврентьева, 3, Новосибирск 630090 (Россия)"
Представлены результаты исследования динамических и термодинамических характеристик молекулярного кристалла трис-ацетилацетоната хрома Cr(C5H7O2)3 методами решеточной динамики и низкотемпературной калориметрии. Теплоемкость кристаллов Cr(AA)3 измерена адиабатическим методом в интервале 5320 K. Вычислены спектры межмолекулярных колебаний при различных температурах и на их основе теплоемкость в интервале 5320 K. Проведен расчет колебательных спектров молекулы и найдена компонента теплоемкости, соответствующая внутримолекулярным колебаниям. При расчете использовались экспериментальные данные ИК- и КР-спектроскопии и литературные данные о силовых константах межатомного взаимодействия и постоянных межатомных потенциалов. Силовые константы, ответственные за низкочастотный участок спектра внутримолекулярных колебаний, выбирались таким образом, чтобы добиться наилучшего согласия между рассчитанной и экспериментальной теплоемкостями во всей области температур ниже 320 K. Проведено сравнение рассчитанной и экспериментально измеренной теплоемкостей. Получено хорошее согласие расчетных и экспериментальных характеристик.
Х. Сакаи, Ш. Номура, С. Араки, К. Кашивайя, Ю Тани, Я. Шибата, Т. Каваи, В. А. Кравчинский, Дж. Пек, Дж. Кинг
Ключевые слова: Донные осадки, гравитационный керн, магнитная восприимчивость, анизотропия магнитной восприимчивости.
Страницы: 339-347 Подраздел: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЛИМНОЛОГИИ В СВЯЗИ С ИЗУЧЕНИЕМ ОСАДКОВ ОЗЕРА БАЙКАЛ
Изучение магнитной восприимчивости проводилось на образцах, отобранных из коротких (первые метры) кернов осадков озер Байкал и Бива. По результатам измерений было отмечено, что образцы, отобранные из кернов оз. Байкал, характеризуются "сплющенными" эллипсами анизотропии магнитной восприимчивости. Минимальные оси анизотропии имеют направления, близкие к вертикальной линии, в то время как образцы из кернов оз. Бива имеют минимальные оси, близкие к горизонтальной плоскости, и их "сплющенная" структура не проявляется четко. Различные свойства анизотропии магнитной восприимчивости между кернами двух озер могут быть обусловлены различными условиями осадконакопления (глубина воды в месте отбора керна в оз. Байкал составляет 200–1600 м, в то время как глубина воды в месте отбора кернов на оз. Бива – несколько десятков метров). Анизотропия магнитной восприимчивости увеличивается с глубиной и достигает достаточно стабильной величины на определенной глубине и имеет прямую корреляцию с изменением глубины воды в месте отбора кернов. Гидравлическое давление, которое испытывают озерные осадки, по-видимому, связано с глубиной стабилизации анизотропии магнитной восприимчивости. Были изучены также два гравитационных керна из оз. Байкал. Восприимчивость керна Ver-99 М6, отобранного на противоположном берегу оз. Байкал напротив устья Селенги, характеризуется значительными изменениями в районе возрастов от 11 до 12 тыс. лет. Причем анизотропные параметры меняются одинаково для разных кернов в интервале одних и тех же возрастов. Восприимчивость керна Ver-97 ст. 6 с Академического хребта также имеет характерные подобные вариации. Порядок изменений восприимчивости, возможно, связан с так называемым событием похолодания Моложе Дриас (11-12 тыс. лет). Определенный перенос осадков мог произойти на значительной площади оз. Байкал на стадии Моложе Дриас. Изменение восприимчивости керна Ver-97 ст. 6 с возрастом почти полностью согласуется с изменениями 18О, полученными по глубинным морским осадкам. Однако в сравнении с изменениями 18О изменения восприимчивости более значительны на границе межледникового интервала по сравнению с толщей ледникового интервала. На основе этих результатов можно предположить, что на континенте (оз. Байкал) изменение климата от межледниковой к ледниковой стадии могло произойти более быстро, чем в океане.
"Т. С. Юсупов,Е. А. Кириллова"
"Институт геологии и минералогии Сибирского отделения РАН, проспект Коптюга, 3, Новосибирск 630090 (Россия) Е-mаil: yusupov@uiggm.nsc.ru"
Страницы: 225–228
Исследовано влияние механической активации на флотационную способность сульфидных минералов – пирита, пирротина, арсенопирита, галенита и сфалерита. Показано, что увеличение флотируемости механически активированных арсенопирита, галенита и пирротина связано с гидрофобизацией их поверхности вследствие преимущественного образования полисульфидных форм серы. На поверхности же механически активированных пирита и сфалерита также возможно формирование полисульфидных форм серы, но интенсивное образование гидроксидных соединений железа приводит к значительному снижению их флотируемости.
Sridhar B., Ravikumar K.
Laboratopy of X-ray Crystallography, Indian Institute of Chemical Technology, Hyderabad-500007, India
Ключевые слова: ZYPREXA, atypical agents, piperazine, protonation, intermolecular hydrogen bond
Страницы: 194-198 Подраздел: КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
Olanzapinium benzoate, 1-methyl-4-(2-methyl-10H-thieno[2,3-b][1,5]benzodiazepin-4-yl)-piperazin-1-ium benzoate, (C17H21N4S)+(C7H5O2)– (I), crystallizes in triclinic space group P-1 with unit cell dimensions a = 9.2957(6), b = 11.2416(7), c = 12.0003(8) Å ; a = 64.585(1), b = 87.568(1), g = 83.248(1)° ; V = 1124.8(1) Å 3. The asymmetric part of the structure comprises a singly charged olanzapinium cation and a singly charged benzoate anion. The central 1,5-diazepine ring adopts the expected boat conformation, while the piperazine ring favors the chair conformation. The olanzapinium and benzoate ions are linked by intermolecular N—H…O hydrogen bonds forming infinite chains running along the c-axis of the crystal.
В статье представлен анализ материалов о системе высшего профессионального образования в США, Англии, Франции, Японии, Новой Зеландии и Германии, а также личный опыт общения автора с представителями зарубежного инженерного образовательного сообщества.
В данной статье предпринимается попытка показать одну из сторон взаимосвязи социальных ожиданий субъекта социальной деятельности и соотношение рационального и иррационального в общественном сознании.
И. Г. Багно
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, fr2003@bk.ru
Ключевые слова: сущностные характеристики техники, свойства техники в аспекте локальной культуры, эволюционные и локально-культурные типы техники
Страницы: 226-233
В статье рассматриваются два важнейших аспекта проблемы оптимального сочетания отечественного и мирового опыта подготовки специалистов. Первый аспект - непрерывность и органичность связи профессиональной культуры с общей культурой конкретного общества, второй - зависимость динамики развития общества от таких основополагающих механизмов, как самопроизводство и самообновление. С точки зрения автора, техника - явление общечеловеческое, универсальное, представляющее собой феномен человеческой культуры. Признание многообразия различных типов техник, прямо и опосредованно связанных с духовными ценностями той или иной локальной культуры, создает необходимые предпосылки для самопонимания и развития самосознания общества. По мнению автора ориентация на индивидуальность может стать стратегией выживания и развития периферийного вуза, для чего необходимо сохранить и преумножить положительный опыт, накопленный отечественной образовательной системой.
Н. П. Орлова
Алтайский государственный университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: высшая школа России, образование в широком и узком смыслах, сфера образования, социально-философский социогенетический закон
Страницы: 183-189
В статье проводится теоретико-методологический анализ трансформаций высшей школы России на рубеже XX-XXI вв. Раскрывается потенциал философии образования для целостного осмысления трансформаций российского высшего образования; роль методологических принципов холизма и парциальности в исследовании проблемы. Отмечается эвристичность рассмотрения образования в широком смысле - как образования-воспитания, применительно к высшей школе. Автором обоснован подход к образованию как атрибутивной сфере современной общественной жизни. Подчеркивается необходимость оптимального соотношения государственного и частного сектора в высшем образовании, примерно 60/40, для укрепления потенциала российского государства.
В. И. Панарин
Управление общественно-политических связей администрации Новосибирской области, Kav@obladm.nso.ru
Ключевые слова: глобализация, высшее образование, воспитание
Страницы: 233-239
Явление глобализации - это объективное явление, закономерно возникшее в ходе эволюции человечества. С развитием глобализации набирает силу экономическое, информационное и культурное объединение различных регионов Земного шара. Расширяется интенсивный обмен материальными и духовными ценностями, создаваемыми в локальных общностях людей. Образование находится в эпицентре глобализации, поскольку в сфере образования закладываются основы стратегии развития всего человечества и каждой страны.
Автор рассматривает проблему выбора ценностей как основы становления и развития профессиональной направленности личности, анализирует ведущие ценности студентов-психологов на разных этапах обучения. В статье исследуется роль профессиональной направленности в становлении профессиональной деятельности, где определяющей выступает система ценностей.
Е. А. Шушарина1, К. Ю. Колтунов2, С. А. Громилов3, А. И. Смоленцев4 1 Новосибирский государственный университет 2 Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН, Новосибирск 3 Институт неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН, Новосибирск, grom@che.nsk.su 4 Институт неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН, Новосибирск
Ключевые слова: 6, 11-дигидро-6, 11-метано-5H-бензо[5, 6]циклогепта[1, 2-b]пиридинол-11, рентгеноструктурный анализ
Страницы: 798-799
Е. А. Куштым
Челябинский государственный университет, saa@urags-chel.ru
Ключевые слова: субъективное бытие, духовное творчество, классический университет
Страницы: 204-211
Статья посвящена философско-методологическому аспекту проблемы образования в контексте духовно-интеллектуального становления и развития личности специалиста. Смысл образования состоит в созидании субъективного бытия и социальных отношений. Ведущая роль отводится духовному творчеству. Созидание как смысловая характеристика классического университета положено в основу разработки концептуальных положений его развития в условиях постоянно обновляющегося информационного пространства современной социальной реальности.
М. Цабель1, В. И. Павловский2, А. Л. Позняк3 1 Институт неорганической химии университета Регенсбурга, Manfred.zabel@chemie.uni-regensburg.de 2 Институт физики им. Б.И. Степанова НАН Беларуси, val.pawlowski@mail.ru 3 Институт физики им. Б.И. Степанова НАН Беларуси
Ключевые слова: кристаллическая структура, ион бис(иминодиацетато)хромата(III), соль кальция
Страницы: 602-604
В кристаллах [Ca(H2O)5][Cr(Ida)2]2·4H2O (триклинная сингония, a = 10,1056(10), b = = 13,0077(11), c = 13,1185(13) Å, α = 70,186(11)°, β = 81,248(11)°, γ = 78,996(11)°, Z = 2, пространственная группа P1) присутствуют циклические центросимметричные тетрамеры, в которых ионы кальция связаны с атомами кислорода карбоксильных групп двух октаэдрических комплексных ионов цис(N)-[Cr(Ida)2]- (Ida - анион иминодиуксусной кислоты). Атомы О пяти молекул воды дополняют окружение атома Са до искаженной пентагональной бипирамиды. Изолированные ионы [Cr(Ida)2]- подобного строения нейтрализуют положительный заряд тетрамеров.
С. В. Шихов
Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России, shihova_julia@pm.convex.ru
Ключевые слова: иллюзия, виртуальная модель, игра, дефицит реальности, виртуальная панорама
Страницы: 224-232
Целью данной статьи является исследование возможностей компьютерной виртуальной реальности для использования в системе военного образования на фоне меняющегося облика современной войны. Среди за трагиваемых проблем можно выделить следующие: взаимосвязь образовательных и военных компьютерных технологий на современном этапе развития общества; восполнение дефицита реальности посредством компьютерной симуляции; стирание различий между войной и игрой в войну. Большинство статей о применении систем компьютерной виртуальной реальности посвящено виртуальным симуляторам и их использованию в процессе подготовки военных специалистов к практическим действиям на поле боя. В нашей работе на основе материалов из открытых источников рассмотрен более широкий спектр возможного применения технологий виртуального моделирования, как в системе военного образования, так и на различных этапах высокотехнологичной войны.
В. И. Мурашов
главный редактор журнала «Культура здоровой жизни», vm_myrashov@mail.ru
Ключевые слова: кризис культуры, эволюционное назначение человека, национальная идея, антикризисные ресурсы, идея государства
Страницы: 211-220
Необходимость осознания глобального кризиса как дезинтеграции национальных социумов и мировой цивилизации, его глубинной причины, природы и средств преодоления вытекает из самой сущности человеческой жизни, знания законов своего бытия, смысла и эволюционного назначения, реальных условий и способа жизнедеятельности в соответствии с добытым знанием. На классическом философском языке это называется идеей жизни, которая представляет собой единство понятия как самосознательной истины и его внешнего, реального существования. Эта идея - абсолютный принцип преодоления кризиса, за логикой развития которого мы и должны проследить.
Y.Y. Zhang1, Y. Gio2, H.X. Chen3, W.J. Xu4, Z.M. Jin5 1 Zhejiang University of Technology 2 Zhejiang University of Technology 3 Zhejiang Sci-Tech University 4 Zhejiang University of Technology 5 Zhejiang University of Technology
Ключевые слова: whole molecule disorder, hydrogen bond, co-crystal, hydroxycinnamate, ortho-coumaric acid, 4,4?-bipyridine
Страницы: 1260-1263
4,4′-Bipyridinium bis(trans-2-hydroxycinnamate) bis(4,4′-bipyridine), 0.5(C10H10N2)2+· ·(C9H7O3)-·C10H8N2, crystallizes in triclinic system, space group P-1, with a = 7.4211(8), b = 9.9516(11), c = 13.8587(15) Å, β = 92.510(2), α = 96.772(2), γ = 99.164(2)°, V == 1001.33(19) Å3, ρcalc = 1.321 g/cm3, Z = 2. In the crystal, the whole trans-2-hydroxycinnamate is disordered over two sites with different occupancies. The molecular species are linked by O-H…N and N-H…O hydrogen bonds into five-molecule hydrogen bonded chain associates that are further linked by C-H…O hydrogen bonds into layers with the major orientation of the disordered 2-hydroxycinnamate. However such hydrogen bonds are not observed with the minor orientation.
Н. И. Чуркина
Омский государственный педагогический университет n_churkina@mail.ru
Ключевые слова: история образования, методология истории образования, междисциплинарная методология, мультидисциплинарная методология, образовательная регионалистика, регион
Страницы: 205-211
В статье обосновывается необходимость разработки междисциплинарной методологии становления региональной системы образования, адекватной современному уровню развития цивилизации, научной мысли и самому объекту исследования. При изучении педагогических феноменов автор предлагает использовать междисциплинарный подход. В статье анализируются принципы образовательной регионалистики - нового направления педагогических исследований, доказывается возможность их применения в рамках междисциплинарной методологии.
Ю. В. Пушкарёв
Новосибирский государственный педагогический университет pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: инновационное развитие системы образования, инновационная способность нации, качество образования, образовательные инновации
Страницы: 210-215
Автор статьи исследует проблему инновационного развития системы образования в современных условиях. Подчеркивается, что образование сегодня само по себе является жизненно важной функцией, ключевой системой и условием существования общества. Роль знаний в развитии общества стремительно возрастает, опережая значимость средств производства и природных ресурсов. Особо отмечается, что инновационное образование должно воспитывать в человеке способности и стремление к развитию и преобразованию.
Целью настоящей статьи является исследование роли образования в социальной адаптации молодежи. Образование рассматривается как ресурс социальной адаптации молодежи, а знания, в свою очередь - как метасредство. Выделяются особенности естественного и организованного образования молодежи в контексте социальной адаптации. Анализируется противостояние традиционной и нетрадиционной систем образования. Автор предлагает использовать нормативно-интерпретативный подход на основе общенаучного принципа дополнительности
Т. Н. Дребущак1, М. A. Михайленко2, M. E. Брезгунова3, Т. П. Шахтшнейдер4, С. А. Кузнецова5 1 Учреждение Российской академии наук Институт химии твердого тела и механохимии СО РАН, Ново- сибирск Научно-образовательный центр ″Молекулярный дизайн и экологически безопасные технологии″ при Новосибирском государственном университете, 630090 Новосибирск, ул. Пирогова,2, tanya@xray.nsu.ru 2 Учреждение Российской академии наук Институт химии твердого тела и механохимии СО РАН, Ново- сибирск Научно-образовательный центр ″Молекулярный дизайн и экологически безопасные технологии″ при Новосибирском государственном университете, 630090 Новосибирск, ул. Пирогова,2 3 Учреждение Российской академии наук Институт химии твердого тела и механохимии СО РАН, Ново- сибирск Научно-образовательный центр ″Молекулярный дизайн и экологически безопасные технологии″ при Новосибирском государственном университете, 630090 Новосибирск, ул. Пирогова,2 4 Учреждение Российской академии наук Институт химии твердого тела и механохимии СО РАН, Ново- сибирск Научно-образовательный центр ″Молекулярный дизайн и экологически безопасные технологии″ при Новосибирском государственном университете, 630090 Новосибирск, ул. Пирогова,2 5 Институт химии и химической технологии СО РАН, 660049, Красноярск, ул.К.Маркса,42
Ключевые слова: бетулин, сольваты, водородные связи, рентгеноструктурный анализ
Страницы: 823-826
Определена кристаллическая структура сольвата бетулина, широко распространенного природного соединения, с этанолом 1:1. Данный сольват бетулина кристаллизуется в ромбической сингонии, в пространственной группе P212121, Z = 4. Параметры элементарной ячейки: a = 7,0159(1), b = 12,4425(2), c = 33,7500(5) Å; V = 2946,22(8) Å3. Молекулы бетулина соединены друг с другом и с молекулами этанола водородными связями, в результате чего в структуре выделяются слои, перпендикулярные кристаллографическому направлению с. Внутри слоя все молекулы соединены водородными связями, между слоями существуют только ван-дер-ваальсовые взаимодействия.
Н. Ф. Кириллов1, В. С. Мелехин2, З. Г. Алиев3 1 Пермский государственный университет, kirillov@psu.ru 2 Пермский государственный университет 3 Институт проблем химической физики РАН, 142432, Черноголовка Московской обл., пр-т Академика Семенова, 1
Ключевые слова: диоксопираны, спирогетероциклы, цинкеноляты, рентгеноструктурный анализ
Страницы: 1026-1027
рентгеноструктурное исследование кристаллов метилового эфира 4-метил-3,5-диоксо-1-фенил-2-оксаспиро[5.5]ундекан-4-карбоновой кислоты показало, что фенильный и метоксикарбонильный заместители находятся в экваториальной позиции по одну сторону диоксопиранового цикла, который имеет конформацию скрученной ванны.
Л. П. Загорулько
НВИ внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России zalex82@list.ru
Ключевые слова: языковой барьер, языковое образование, язык международного общения
Страницы: 249-256
В статье рассматриваются тенденции развития языкового образования в условиях глобализации. Автор исследует взаимозависимость проблем мирового развития и современной системы языкового образования. Обращение к вопросам иноязычного образования в современных условиях обусловлено экономическими и политическими, а не лингвистическими проблемами. Незнание иностранных языков в условиях роста международных контактов наносит огромный моральный и материальный ущерб. Изучение иностранных языков превращается в необходимость, что требует изменения подходов к изучению языков, позволяющих использовать их с целью реального общения.
Т. В. Рыбалова1, В. М. Карпов2, Ю. В. Гатилов3 1 Учреждение Российской академии наук Новосибирский институт органической химии им. Н.Н. Ворожцова СО РАН, rybalova@nioch.nsc.ru 2 Учреждение Российской академии наук Новосибирский институт органической химии им. Н.Н. Ворожцова СО РАН 3 Учреждение Российской академии наук Новосибирский институт органической химии им. Н.Н. Ворожцова СО РАН, gatilov@nioch.nsc.ru
Ключевые слова: температурный рентгеноструктурный анализ, полифторированные енаминоимины, индан, инден, таутомеры, равновесие
Страницы: 218-222
Проведено рентгеноструктурное исследование сокристаллов 3-(1-амино-2,2,2-трифторэтилиден)-2-имино-1,1,4,5,6,7-гексафториндана (1) с 1,4-диоксаном при температурах 100, 200 и 273 K. Показано, что соединение 1 находится в равновесии со своим таутомером - 2-амино-3-(1-имино-2,2,2-трифторэтил)-1,1,4,5,6,7-гексафторинденом (1а).
М. В. Теряева
Сибирский государственный университет путей сообщения, 2991528@ngs.ru
Ключевые слова: гендерная социализация, социальная роль, социальный пол, биологический пол, институты гендерной социализации
Страницы: 233-239
В свете трансформационных процессов современного общества актуализируются проблемы формирования личности, по-иному рассматриваются соотношения биологического и социального факторов, воспитания и образования в процессе социализации. В статье анализируется понятие гендерной социализации с позиции социальной философии. Автор приводит разные подходы к определению социализации, дает краткий анализ соотношения процессов социализации и гендерной социализации человека. В статье исследуется роль основных институтов социализации: семьи и школы.
В статье обосновывается необходимость учета принципа единства обучения и воспитания в сфере образовательной деятельности в современном российском обществе. Показывается, что в странах Западной Европы на основе метафизического философского теоретизирования широко распространена софистская концепция образования - так называемая «образовательная технология». В России на основе диалектической методологии получила развитие платоновско-аристотелевская концепция, основу которой составляет принцип единства обучения и воспитания. Подробный анализ отечественной образовательной доктрины позволяет определить причинно-следственные связи и указать основные факторы развития личности и общества. В результате институты управления образованием смогут опираться на всестороннее понимание закономерностей отечественного образовательного процесса.
С. В. Мальцева
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского sv-maltseva@bk.ru
Ключевые слова: всемирный язык, комбинаторика, праязык, словотворчество
Страницы: 203-208
Данная статья посвящена анализу идеи создания мира как лингвистического феномена с позиции этико-философского мировоззрения. Рассматривается вопрос реконструкции естественного языка и переосмыслении границ личностного творчества, в котором проявляется субъективное восприятие мира, сложный опыт познания человеком реальности, включающий способность познающего субъекта к самокоррекции. Выдвигается предположение о связях между различными сторонами реальности и влиянии языка на данную реальность.
A.D. Khalaji1, K. Fejfarova2, M. Dusek2 1 Department of Chemistry, Faculty of Science, Golestan University 2 Institute of Physics of the ASCR alidkhalaji@yahoo.com
Ключевые слова: single crystals, grown, spectroscopy, crystallography
Страницы: 854-859
The reaction of 3,4-dimethoxybenzaldehyde with 4-chloroaniline (1:1 molar ration) leads to the formation of a new Schiff base (E)-4-chloro-N-(3,4-dimethoxybenzylidene)aniline (1) that is successfully obtained and characterized by elemental analyses, FT-IR and 1H NMR spectroscopy, and single crystal X-ray diffraction. The strong absorption band at 1620 cm-1 in the FT-IR spectrum and a singlet signal at 8.32 ppm in the 1H NMR spectrum of 1 clearly proves the presence of the C=N (azomethine) group. Single crystal X-ray analyses reveal that the title compound adopts an E configuration with respect to the C=N bond.
О. Б. Казакова1, Э. Ф. Хуснутдинова1, К. Ю. Супоницкий2 1 Учреждение Российской академии наук Институт органической химии УНЦ РАН 2 Учреждение Российской академии наук Институт элементоорганических соединений им. А.Н. Несмеянова РАН obf@anrb.ru
Ключевые слова: рентгеноструктурный анализ, 1-изопропенил-5a,5b,8,8,14a-пентаметил-1,2,3,3a,4,5,5a,5b,6,7, 7a,8,9,14,14a,14b,15,16,16a,16b-икосагидроциклопента[7,8]фенантро[2,1-b]карбазол-3a-карбоксилат
Страницы: 1055-1057
Определена молекулярная и кристаллическая структура метил 1-изопропенил-5a,5b,8,8,14a-пентаметил-1,2,3,3a,4,5,5a,5b,6,7,7a,8,9,14,14a,14b,15,16,16a,16b-икосагидроциклопента[7,8]фенантро[2,1-b]карбазол-3a-карбоксилата. Соединение С37Н51NО2 II кристаллизуется в хиральной пространственной группе С2: a = 27,0380(5), b = 7,9817(15), c = 18,1980(3) Å, β = 123,580(3)°.
С. Д. Юдина
Сибирская академия государственной службы sveud@rambler.ru
Ключевые слова: творческая личность, психологические факторы, креативность, мотивация, коммуникация
Страницы: 233-241
В. А. Зверев1, Т. Г. Недзелюк2 1 Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета 2 Сибирская академия государственной службы sosna232@yandex.ru, tatned@mail.ru
Ключевые слова: факторы формирования картины мира, мотивация к обучению
Страницы: 228-233
Статья посвящена анализу роли образования в формировании картины мира. В качестве объекта исследования выбраны католические общины Сибири конца XIX - начала ХХ в. Авторы анализируют мотивацию к обучению, легитимность процесса получения конфессионального образования, методику преподавания закона божьего и ряда других учебных дисциплин. Сделаны выводы о специфике религиозного образования, о влиянии образования на формирование ментальности обучающихся.
А. В. Наливайко1, Н. В. Наливайко2 1 Новосибирский государственный педагогический университет 2 Институт философии и права СО РАН nnalivaiko@mail.ru , n-nalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: региональное образование, образовательная политика, глобализация, региональная идентичность, внутригосударственные процессы, культура
Страницы: 259-266
В статье рассматривается современная концепция регионализации образования в условиях глобализации. Анализируются факторы нестабильности развития регионального образования (Сибирский регион). Приведены 9 антикризисных мер, необходимых для нашей отечественной образовательной политики, сформулированных О. Н. Смолиным.
Ю. К. Воронина, Д. Б. Криволапов, А. В. Богданов, В. Ф. Миронов, И. А. Литвинов
Институт органической и физической химии им. А.Е. Арбузова КазНЦ РАН juliavoronina@mail.ru
Ключевые слова: рентгеноструктурный анализ, изоиндиго, конформация молекул, межмолекулярные взаимодействия
Страницы: 408-411
Методом рентгеноструктурного анализа изучена кристаллическая и молекулярная структура 1,1′-диметилизоиндиго. Показано, что молекулы 1,1′-диметилизоиндиго неплоские за счет разворота двух оксиндольных циклов относительно двойной связи.
Е. А. Барахсанова, А. В. Мордовская, С. В. Панина
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова pimav@yandex.ru, psv1148@rambler.ru
Ключевые слова: научно-методическое сопровождение, исследовательская деятельность, основная образовательная программа, кейс-технологии
Страницы: 187-192
В статье рассматривается научно-методическое сопровождение исследовательской деятельности аспирантов посредством реализации кейс-технологии. Особое значение для внедрения кейс-технологии имеет разработка основной образовательной программы подготовки аспирантов «Общая педагогика, история педагогики и образования».
Работа посвящена исследованию воспламенения пылей при нестационарном взаимодействии проходящей ударной волны (УВ) с протяженным пылевым облаком. Экспериментально показано, что в присутствии дисперсной фазы с объемной концентрацией ≈10-3 температура за УВ с числом Маха Ms = 4,5 может превышать невозмущенную на 400 К и более. Предложен физический механизм разогрева несущей фазы. Он основан на эффекте торможения сверхзвукового потока за УВ в условиях стесненности, создаваемой частицами пыли в период скоростной релаксации. Получен аналитический вид газодинамических функций от числа М потока. В частности показано, что для температуры газа имеет место равенство Т/Т0 = М0/М. Найден вид функции М от параметров дисперсной фазы и количественный критерий нестационарности. Установлено хорошее согласие функции М с экспериментом.
Л. Е. Халудорова
Республиканский институт кадров управления и образования L.E.Khaludorova@mail.ru
Ключевые слова: взаимосвязь образования и окружающей среды, эколого-образовательная среда, развитие региона
Страницы: 208-214
В настоящей статье на основе анализа современного состояния образования в целом и экологического образования в частности исследованы особенности взаимной обусловленности образования и социокультурной среды. Обозначены подходы к обновлению содержания образования, образовательной политики в регионе. Раскрыты проблемы создания такой эколого-образовательной среды, которая способствовала бы развитию региона. При этом эколого-образовательная среда должна быть очень привлекательной, отвечающей запросам новой образовательной парадигмы.
К. Ф. Толенгутов1, С. У. Баяхметов2 1 Комитет ВВ МВД Республики Казахстан 2 Военный институт ВВ МВД Республики Казахстан Adal.e@mail.ru, bayahmet1963@mail.ru; serik.bajahmetov@yandex.ru
Ключевые слова: саморазвитие, самопознание, личность, философская сущность и смысл личностно-профессионального саморазвития, творчество, духовные ценности
Страницы: 216-222
Авторы анализируют идеи о самосовершенствовании человека, его самопознании, пожизненности и бесконечности этого поиска в философии с эпохи древности до наших дней. В статье исследованы философская сущность и смысл личностно-профессионального саморазвития как способности личности совершенствоваться в соответствии со своей индивидуальностью. Таким образом, обоснованы роль и место личностно-профессионального саморазвития курсанта, направленные на активную деятельность по развитию у себя личностно и профессионально значимых качеств.
Т. В. Конюхова1, Е. Т. Конюхова2 1 Томский политехнический университет 2 Кузбасская государственная педагогическая академия konykhova@sibmail.com, konjuhova50@mail.ru
Ключевые слова: социально-личностные ресурсы, образовательное пространство, жизнестойкость личности, типы поведения человека, паттерн установок
Страницы: 181-185
В данной статье представлены результаты исследования социально-личностных ресурсов жизнестойкости личности и выявлено, каким образом формируются ресурсные возможности (на примере образовательного пространства Центра подготовки и переподготовки специалистов) при актуализации субъектом «паттерна установок» в образовательном поле.
Л.И. Васильев
Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (филиал в г. Мелеуз), Мелеуз li@narod.ru
Ключевые слова: антропология, синергетика, многомерность образовательного процесса, познавательный, чувственный и поведенческий компоненты психики, фрактальное движение
Страницы: 157-165
В статье представлено обоснование многомерной сущности целостной природы человека. Взаимная проникновенность мысленной, чувственной и поведенческой сторон психической жизни свидетельствует о том, что человек в своей деятельности предстает очень сложным самоорганизующимся и преобразующим мир фракталом. Синтез теорий антропологического и синергетического подходов создает основу для выявления нелинейности образовательного процесса в вузе и его участников, что позволяет использовать креативные возможности преподавателей, студентов и открытого образовательного пространства. Нацеленность и структурное соответствие образовательного процесса развивающейся личности студента когерентно соединяет все входящие в него подструктуры и синхронизирует темп их эволюции. В таком случае можно получить общесистемный резонансный педагогический результат.
С единых петиций вводится определение m которых видов объективных производных. Предлагаемый способ позволяет достаточно просто, без использования компонентной записи тензоров, определить физический смысл анализируемых коротационных производных. Рассматривается возможный вариант обобщения теории упругопластических процессов А. А. Ильюшина на случай больших пластических деформаций.
Представлены результаты экспериментальных исследований поведения сплава АМгбМ при скоростях деформации 103 с-1. Эксперименты выполнены на установке с разрезным стержнем Гопкинсона. Показано существенное влияние скорости деформации на механические свойства исследованного материала. В экспериментах с динамическим циклическим нагружением отмечена независимость упругих характеристик от истории деформирования.
Излагаются результаты экспериментальных исследований по определению предельных динамических диаграмм сжатия для песчаных грунтов различной влажности и плотной глины. Приводятся количественные данные по соответствующим механическим характеристикам, снабженные необходимыми оценками точности и надежности.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее