С.И. Черных1,2 1Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск 2560380@ngs.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет
Ключевые слова: андрагогика, образовательное пространство, новый технологический уклад, новые образовательные технологии, реформирование образования, «заводская модель» образования, «информационная революция»
Страницы: 8-14 Подраздел: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НАУЧНОМ ОСМЫСЛЕНИИ
В статье рассматриваются некоторые аспекты развития высшей школы России в свете ее дальнейшего реформирования. Автор, анализируя тексты закона «Об образовании в Российской Федерации» и проекта государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 гг.», обосновывает тезис о том, что базовые принципы этих документов в большей мере соответствуют «заводской модели» образования, чем педагогическим технологиям XXI в. и принципам «информационной революции, породившей «общество знания». Тем не менее автор считает, что эти документы (при соответствующей доработке) могут служить основанием для возвращения российского образования на лидирующие позиции в мировом образовательном пространстве.
Н.А. Князев
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск knyazev@sibsau.ru
Ключевые слова: философия образования, глобализация, инставрация, философская модель мира, традиция теоретизирования, сущность, существование
Страницы: 49-57 Подраздел: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НАУЧНОМ ОСМЫСЛЕНИИ
Анализируются философские проблемы глобализации и образования. Глобализация представлена особой формой организации социально-исторического процесса. Она включает в себя объективную и субъективную составляющие. Абсолютизация субъективной составляющей глобализации ведет к выдвижению исключительной роли ее сильных субъектов, насаждающих другим участникам планетарных отношений свои интересы и свою шкалу ценностей. Абсолютизация объективной составляющей глобализации приводит к рассмотрению ее как независимого от целенаправленных действий субъектов хода исторического процесса. Каждая из обозначенных крайностей обусловлена одной из двух философских моделей мира – диалектической или метафизической (репрезентативистской). В диалектике глобализация адекватна «человекоразмерным» системам. Такие системы существуют по объективным законам. Но в процессе исследования таких систем необходимо учитывать присутствие в них в качестве одного из структурных компонентов человека (деятельного социума) со своими интересами и целями. Рассматривается тенденция к инставрации духовного исторического потенциала. Раскрывается сущностный исследовательский подход на основе принципа единства сущности и существования исследуемых явлений в современном обществе.
М.М. Чернякова
Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, Новосибирск mariamix@mail.ru
Ключевые слова: образование, модернизация, социальное партнерство, риски
Страницы: 57-63 Подраздел: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НАУЧНОМОСМЫСЛЕНИИ
В статье описываются проблемы современной социальной политики в системе образования и необходимость их решения. В этой связи возникает необходимость модернизации образования, в том числе через создание социальных партнерств, что позволит учреждениям образования не только выжить, но и развиваться на современном рынке образовательных услуг в соответствии с ожиданиями общества и государства. Социальное партнерство рассматривается как механизм взаимодействия государственных, общественных организаций, бизнеса, учреждений образования, общественности, выявляющий общие направления взаимодействия в целях развития образования.
А.А. Грякалов1, Н.А. Грякалов2 1Российский педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург alexagr@mail.ru 2Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
Ключевые слова: глобальный мир, константы культуры, жизненный мир, образовательный дискурс, транспедагогика
Страницы: 63-72 Подраздел: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НАУЧНОМОСМЫСЛЕНИИ
Ценностные константы образовательных стратегий рассмотрены в соотношении с теоретическим контекстом глобального мира. Феномен транспедагогики понят как реальный процесс и рефлексия. Философия образования рассмотрена в диалоге с философией события. Определены перспективы топологически ориентированной философии образования в диалоге с философией события.
Т.А. Павлова
Алтайский государственный университет, Барнаул tapavlov@mail.ru
Ключевые слова: общество, человек, безопасность, социальная безопасность, тенденции социальной безопасности, властная тенденция, элитарная тенденция
Страницы: 73-78 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБЩЕСТВЕ
Цель статьи – исследовать специфику влияния властной и элитарной тенденций на социальную безопасность общества. Речь идет о специфике влияния, оказываемого властной и элитарной составляющими на социальную безопасность общества. Данная проблема в рассмотрении любого ее аспекта является определяющей для развития человечества. В настоящее время в мире произошло множество изменений, связанных с появлением властной и элитарной тенденций, которые постепенно охватили все сферы человеческой жизнедеятельности (в том числе и социальную безопасность человека).
Н.Н. Богдан1, Г.В. Касьяненко2 1Сибирский институт управления филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Новосибирск bogdan-nn@mail.ru 2Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток galina.kasyanenko@vvsu.ru
Ключевые слова: компетентностный подход в образовании, социальная компетентность, структура и модель социальной компетентности, взаимосвязь социальной и профессиональной компетентности
Страницы: 78-84 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБЩЕСТВЕ
В статье рассматривается феномен социальной компетентности. На основе анализа различных подходов к сущности и содержанию социальной компетентности сделан вывод о ее структуре, составляющих, а также создана модель, отражающая взаимосвязь компонентов. Показана актуальность формирования социальной компетентности у студентов в вузе.
Е.Д. Жукова
Башкирский государственный педагогический университет, Уфа kpnzhukova@yandex.ru
Ключевые слова: социализация, ценности культуры, стратификация, образование, мозаичность культуры
Страницы: 85-90 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБЩЕСТВЕ
В статье рассматривается процесс социализации личности, в котором образование выступает как ведущий элемент. Однако проблема социализации и инкультурации личности сегодня связана с тем, что образование носит мозаичный характер – как и вся система передачи информации в постиндустриальном обществе. В статье рассматриваются различные аспекты данной проблемы, характерной для процессов культурного воспроизводства.
Р.Н. Афонина
Алтайская государственная педагогическая академия, Барнаул ARN1960@yandex.ru
Ключевые слова: конвергентный подход, обучение естествознанию, культурно-антропологическая парадигма образования, студенты гуманитарных факультетов вуза
Страницы: 90-97 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБЩЕСТВЕ
В статье показано, что оптимизация процесса обучения естество-знанию студентов гуманитарных факультетов вуза определяет необходимость разработки и реализации педагогических условий взаимодействия гуманитарной и естественнонаучной систем знаний. Автор рассматривает конвергентный подход как принцип, лежащий в основе обучения естествознанию, обусловливающий взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной систем знаний в формировании единой научной картины мира обучающихся. В статье представлены основные положения концепции обучения естествознанию студентов гуманитарных факультетов педагогического вуза в логике конвергентного подхода.
В.К. Пичугина
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград Pichugina_V@mail.ru
Ключевые слова: антропологический дискурс, премодерн, модерн, постмодерн
Страницы: 148-154 Подраздел: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Антропологический дискурс «заботы о себе» западной педагогики конкретизирован через педагогические концепты «наставник», «город», «душа» и «тело», отражающие изменения, происходящие в педагогической реальности при переходе от премодерна к модерну, а затем к постмодерну.
И.А. Грешилова
Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Чита IAGreshilova@yandex.ru
Ключевые слова: педагогическая антропология, андрагогика, философия образования
Страницы: 154-158 Подраздел: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье рассмотрена одна из основных задач современного образования: соотнесенность с естественными, природными способностями человека, их совершенствованием в течение всей жизни. Обосновано, что решение можно найти в исходных установках педагогической антропологии, которую следует рассматривать в качестве методологии новой философии образования. Сделан вывод о том, что современная система образования должна выполнять нравственную и этическую функции, способствуя формированию целостной картины мира.