Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Rambler's Top100

Поиск по журналу

Философия образования

2013 год, номер 2

1.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В КОНТЕКСТЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Н.В. Скачкова
Томский государственный педагогический университет, Томск
Nvs-07@mail.ru
Ключевые слова: информационное общество, компьютеризированная образовательная среда, продуктивные поведенческие стереотипы, сетевая образовательная стратегия
Страницы: 4-8
Подраздел: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НАУЧНОМ ОСМЫСЛЕНИИ

Аннотация >>
В статье анализируются факторы, влияющие на уровень развития личности студента в условиях вызовов и рисков информационного общества, а также возможности влияния на формирование продуктивных поведенческих, коммуникационных, эмоциональных и когнитивных стереотипов у обучающихся в процессе профессиональной подготовки. Отмечается необходимость использования современными педагогами ресурсов сетевой образовательной среды.


2.
РЕФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ В СВЕТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ XXI В

С.И. Черных1,2
1Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск
2560380@ngs.ru
2Новосибирский государственный педагогический университет
Ключевые слова: андрагогика, образовательное пространство, новый технологический уклад, новые образовательные технологии, реформирование образования, «заводская модель» образования, «информационная революция»
Страницы: 8-14
Подраздел: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НАУЧНОМ ОСМЫСЛЕНИИ

Аннотация >>
В статье рассматриваются некоторые аспекты развития высшей школы России в свете ее дальнейшего реформирования. Автор, анализируя тексты закона «Об образовании в Российской Федерации» и проекта государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 гг.», обосновывает тезис о том, что базовые принципы этих документов в большей мере соответствуют «заводской модели» образования, чем педагогическим технологиям XXI в. и принципам «информационной революции, породившей «общество знания». Тем не менее автор считает, что эти документы (при соответствующей доработке) могут служить основанием для возвращения российского образования на лидирующие позиции в мировом образовательном пространстве.


3.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЫТИЯ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Г.А. Шулугина
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, Саранск
shuluginagalina@mail.ru
Ключевые слова: современное общество, наука как социальный институт, традиционная наука, технологически ориентированная наука, информация, знание, знание как товар, дигитализация знания, образование, самообразование, личность
Страницы: 14-21
Подраздел: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НАУЧНОМОСМЫСЛЕНИИ

Аннотация >>
Целью данной статьи является анализ особенностей функционирования науки в условиях сциентификации общества. Автор рассматривает позиции науки в современном обществе, выявляет новые тенденции в развитии социального института науки, прослеживает определенные изменения в характере научной деятельности и ее структурных компонентах. В статье исследованы и сопоставлены основания познавательной деятельности, специфика знания, роль субъекта и субъективности в традиционной науке и технологически ориентированной науке, показано усиление в науке технико-информационной составляющей, во многом способствующей возникновению принципиально новых условий функционирования и освоения научного знания, что в определенной мере сказывается на образовательном процессе. Таким образом, обосновывается необходимость должной философско-педагогической рефлексии новых условий функционирования и освоения научного знания, поскольку от них зависят социокультурные измерения формирования человека, а следовательно, и параметры личности.


4.
К ВОПРОСУ О ПРЕДМЕТЕ И СТАТУСЕ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Н.М. Аль-Ани
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербург
namr_ani@yahoo.com
Ключевые слова: философия образования, предмет философии образования, образование, воспитательно-образовательный процесс
Страницы: 21-29
Подраздел: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НАУЧНОМОСМЫСЛЕНИИ

Аннотация >>
В статье прослеживается история становления образования: сначала в качестве предмета научного исследования, а затем и объекта философской рефлексии. В связи с этим автор осуществляет критический анализ предлагаемых в отечественной литературе подходов к решению проблемы предмета и статуса философии образования. Определяя образование с философской точки зрения как способ бытия человека в обществе и, следовательно, как способ становления человеческой индивидуальности и считая философию определенной формой вненучного знания, он обосновывает свое понимание предмета и статуса философии образования.


5.
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРАВА

А.В. Пугачёв
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
pugachev-1967@mail.ru
Ключевые слова: аксиология, онтология, взаимодействие, социальный институт
Страницы: 30-35
Подраздел: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НАУЧНОМОСМЫСЛЕНИИ

Аннотация >>
В статье рассматриваются во взаимосвязи онтологические и аксиологические аспекты взаимодействия социальных институтов образования и права. На основе характеристик указанных аспектов автором делается вывод о наличии существенного противоречия между социальным заказом и содержанием российского права, что связано с вопросами аксиологии и онтологии.


6.
О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ АСПЕКТАХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.К. Абдина
Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, Астана, Республика Казахстан
abdinaa@mail.ru
Ключевые слова: методологические и мировоззренческие аспекты образования, инновационные технологии, нравственные ценности, креативное мышление
Страницы: 35-40
Подраздел: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НАУЧНОМОСМЫСЛЕНИИ

Аннотация >>
В современном мире, насыщенном инновационными технологиями, все более значимой становится конкурентоспособность образования. Исходя из тезиса, что будущее принадлежит странам, наиболее продуктивно использующим знания и технологии, автор анализирует методологические и мировоззренческие аспекты образовательных программ. Чем качественнее подготовка специалистов, способных адаптироваться к изменяющимся условиям и технологиям, тем эффективнее экономическое развитие страны. Вместе с тем, каковы бы ни были методологические нововведения, непременным условием их внедрения должно быть содержание ценностных составляющих, основанных на гуманизации образования, на провозглашении человека высшей ценностью.


7.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.Е. Шафранова
Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан
olga_shafranova@mail.ru
Ключевые слова: профессиональное образование, педагогическая аксиология, ценности
Страницы: 41-49
Подраздел: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НАУЧНОМОСМЫСЛЕНИИ

Аннотация >>
Автор обосновывает необходимость и возможность обращения к потенциалу педагогической аксиологии для повышения эффективности профессионального образования современного человека. Уточнение онтологических, гносеологических, герменевтических аспектов осмысления ценностных основ профессионального образования человека позволяет определить аксиологический инвариант содержания образования профессионала.


8.
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИВ АСПЕКТЕ «ИНСТАВРАЦИИ» ФИЛОСОФИИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Н.А. Князев
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
knyazev@sibsau.ru
Ключевые слова: философия образования, глобализация, инставрация, философская модель мира, традиция теоретизирования, сущность, существование
Страницы: 49-57
Подраздел: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НАУЧНОМ ОСМЫСЛЕНИИ

Аннотация >>
Анализируются философские проблемы глобализации и образования. Глобализация представлена особой формой организации социально-исторического процесса. Она включает в себя объективную и субъективную составляющие. Абсолютизация субъективной составляющей глобализации ведет к выдвижению исключительной роли ее сильных субъектов, насаждающих другим участникам планетарных отношений свои интересы и свою шкалу ценностей. Абсолютизация объективной составляющей глобализации приводит к рассмотрению ее как независимого от целенаправленных действий субъектов хода исторического процесса. Каждая из обозначенных крайностей обусловлена одной из двух философских моделей мира – диалектической или метафизической (репрезентативистской). В диалектике глобализация адекватна «человекоразмерным» системам. Такие системы существуют по объективным законам. Но в процессе исследования таких систем необходимо учитывать присутствие в них в качестве одного из структурных компонентов человека (деятельного социума) со своими интересами и целями. Рассматривается тенденция к инставрации духовного исторического потенциала. Раскрывается сущностный исследовательский подход на основе принципа единства сущности и существования исследуемых явлений в современном обществе.


9.
СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

М.М. Чернякова
Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, Новосибирск
mariamix@mail.ru
Ключевые слова: образование, модернизация, социальное партнерство, риски
Страницы: 57-63
Подраздел: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НАУЧНОМОСМЫСЛЕНИИ

Аннотация >>
В статье описываются проблемы современной социальной политики в системе образования и необходимость их решения. В этой связи возникает необходимость модернизации образования, в том числе через создание социальных партнерств, что позволит учреждениям образования не только выжить, но и развиваться на современном рынке образовательных услуг в соответствии с ожиданиями общества и государства. Социальное партнерство рассматривается как механизм взаимодействия государственных, общественных организаций, бизнеса, учреждений образования, общественности, выявляющий общие направления взаимодействия в целях развития образования.


10.
ОБРАЗОВАНИЕ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ: ЦЕННОСТНЫЕ КОНСТАНТЫ И ТРАНСПЕДАГОГИКА

А.А. Грякалов1, Н.А. Грякалов2
1Российский педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург
alexagr@mail.ru
2Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
Ключевые слова: глобальный мир, константы культуры, жизненный мир, образовательный дискурс, транспедагогика
Страницы: 63-72
Подраздел: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НАУЧНОМОСМЫСЛЕНИИ

Аннотация >>
Ценностные константы образовательных стратегий рассмотрены в соотношении с теоретическим контекстом глобального мира. Феномен транспедагогики понят как реальный процесс и рефлексия. Философия образования рассмотрена в диалоге с философией события. Определены перспективы топологически ориентированной философии образования в диалоге с философией события.


11.
ВЛИЯНИЕ ВЛАСТНОЙ И ЭЛИТАРНОЙ ТЕНДЕНЦИЙ НА СОЦИАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА

Т.А. Павлова
Алтайский государственный университет, Барнаул
tapavlov@mail.ru
Ключевые слова: общество, человек, безопасность, социальная безопасность, тенденции социальной безопасности, властная тенденция, элитарная тенденция
Страницы: 73-78
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБЩЕСТВЕ

Аннотация >>
Цель статьи – исследовать специфику влияния властной и элитарной тенденций на социальную безопасность общества. Речь идет о специфике влияния, оказываемого властной и элитарной составляющими на социальную безопасность общества. Данная проблема в рассмотрении любого ее аспекта является определяющей для развития человечества. В настоящее время в мире произошло множество изменений, связанных с появлением властной и элитарной тенденций, которые постепенно охватили все сферы человеческой жизнедеятельности (в том числе и социальную безопасность человека).


12.
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК МНОГОУРОВНЕВОЕ И МНОГОКОМПОНЕНТНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Н.Н. Богдан1, Г.В. Касьяненко2
1Сибирский институт управления филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Новосибирск
bogdan-nn@mail.ru
2Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток
galina.kasyanenko@vvsu.ru
Ключевые слова: компетентностный подход в образовании, социальная компетентность, структура и модель социальной компетентности, взаимосвязь социальной и профессиональной компетентности
Страницы: 78-84
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБЩЕСТВЕ

Аннотация >>
В статье рассматривается феномен социальной компетентности. На основе анализа различных подходов к сущности и содержанию социальной компетентности сделан вывод о ее структуре, составляющих, а также создана модель, отражающая взаимосвязь компонентов. Показана актуальность формирования социальной компетентности у студентов в вузе.


13.
МОЗАИЧНОСТЬ КАК КУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.Д. Жукова
Башкирский государственный педагогический университет, Уфа
kpnzhukova@yandex.ru
Ключевые слова: социализация, ценности культуры, стратификация, образование, мозаичность культуры
Страницы: 85-90
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБЩЕСТВЕ

Аннотация >>
В статье рассматривается процесс социализации личности, в котором образование выступает как ведущий элемент. Однако проблема социализации и инкультурации личности сегодня связана с тем, что образование носит мозаичный характер – как и вся система передачи информации в постиндустриальном обществе. В статье рассматриваются различные аспекты данной проблемы, характерной для процессов культурного воспроизводства.


14.
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ КОНВЕРГЕНТНОГО ПОДХОДА

Р.Н. Афонина
Алтайская государственная педагогическая академия, Барнаул
ARN1960@yandex.ru
Ключевые слова: конвергентный подход, обучение естествознанию, культурно-антропологическая парадигма образования, студенты гуманитарных факультетов вуза
Страницы: 90-97
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБЩЕСТВЕ

Аннотация >>
В статье показано, что оптимизация процесса обучения естество-знанию студентов гуманитарных факультетов вуза определяет необходимость разработки и реализации педагогических условий взаимодействия гуманитарной и естественнонаучной систем знаний. Автор рассматривает конвергентный подход как принцип, лежащий в основе обучения естествознанию, обусловливающий взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной систем знаний в формировании единой научной картины мира обучающихся. В статье представлены основные положения концепции обучения естествознанию студентов гуманитарных факультетов педагогического вуза в логике конвергентного подхода.


15.
ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

С.А. Михеев
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, Новосибирск
omega1978@yandex.ru
Ключевые слова: тест, тестирование, разработка, принципы, алгоритмы
Страницы: 97-103
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБЩЕСТВЕ

Аннотация >>
В статье проведен анализ существующих тестов (из области социологии) на предмет их педагогического потенциала и соответствия основным принципам тестирования. Отражены особенности тестовых технологий, используемых на практике. Раскрыты основные сложности разработки тестов в гуманитарных областях знания и обозначены потенциальные пути их преодоления. Проанализированы подходы к алгоритмам оценивания результатов тестирования. Сформулированы наиболее актуальные задачи, стоящие перед разработчиками педагогических тестов, показана их реализация в педагогической практике. В статье автор обосновывает необходимость комплексного подхода к решению проблем тестирования, предполагающего использование системно-деятельностного, индивидуально-дифференцированного, интегративно-развивающего и контекстно-модульного подходов.


16.
КАКАЯ ПОЛЬЗА ОТ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ?

В.В. Бобров
Институт философии и права Сибирского отделения РАН, Новосибирск
Secretar@philosophy.nsc.ru
Ключевые слова: компетентностный подход, образовательный процесс
Страницы: 103-111
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБЩЕСТВЕ

Аннотация >>
Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс в настоящее время именуется одним из ключевых способов повышения его качества и эффективности. В статье рассмотрены условия и причины повышенного внимания к нему, проанализированы особенности исследования данной проблемы в диссертационных и монографических работах, сборниках материалов семинаров и конференций. На основе фактических данных автор показал, что используемый в научных работах понятийный комплекс компетентностного подхода не позволяет адекватно отразить объективную действительность. Основные усилия исследователей направлены на перечисление компетентностей и компетенций без обеспечения надлежащей их связи с конкретными образовательными программами. Указания на наличие в компетентностном подходе смыслового содержания даны без необходимого в таких случаях теоретического обоснования. Сделан вывод, что компетентностный подход в образовании предполагает: разработку модели выпускника учебного заведения; установление связи между моделью выпускника и содержанием учебно-воспитательного процесса; определение места, роли и назначения учебных дисциплин в формировании общегражданских, общепрофессиональных и должностных качеств выпускника.


17.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

С.В. Камашев
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
kvs200@ngs.ru
Ключевые слова: методология, образование, национальная безопасность, безопасность образования, методологические уровни, комплексно-системный подход
Страницы: 112-118
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБЩЕСТВЕ

Аннотация >>
В статье рассматриваются проблемы определения методологического подхода в исследовании проблемы безопасности образования в контексте национальной безопасности. Обосновывается необходимость разработки новых научных, мировоззренческих и концептуальных подходов к проблеме обеспечения безопасности образования. Автор предлагает при формировании методологической основы исследования безопасности образования исходить из деления методологии на три уровня: методология философии безопасности, методология общей теории безопасности, методология специальной теории безопасности.


18.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК АЛЬТЕРНАТИВА НАРКОМАНИИИ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОСТХОЛОДНОЙ ВОЙНЕ

И.А. Пфаненштиль
Сибирский федеральный университет, Красноярск
ndubrovskaya@sfu-kras.ru
Ключевые слова: глобализация, наркомания, коррупция, образование, культура, государство, элита, девиантное поведение, образовательная политика
Страницы: 119-124
Подраздел: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье рассматриваются актуальные проблемы борьбы с наркоманией и коррупцией, и предлагается реальная альтернатива в форме образовательно-воспитательной государственной политики.


19.
ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРАДИЦИЯХ РУССКОЙ МОДЕЛИ МИРА

В.О. Новоселова
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М. Ф. Решетнева, Красноярск
vo559955@yandex.ru
Ключевые слова: духовная любовь, лад, круговая порука, модель мира, мораль, нравственное воспитание, совершенствование
Страницы: 124-131
Подраздел: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Целью статьи является изучение основ нравственного воспитания с точки зрения стандартов естественности, существующих в русской модели мира. Стандартами естественности русской модели мира являются общинный (коллективистский) тип общественных отношений, их совершенствование и духовная любовь. В соответствии со стандартами естественности сложилась многовековая отечественная концепция образования, которое является единством процессов обучения и воспитания. На протяжении всей истории формирования, развития и существования русской модели мира общественные отношения опирались на культурные, исторические, экономические традиции и социальные институты, определявшие методы нравственного воспитания.


20.
ФЕНОМЕН АСИММЕТРИИ В ДИАЛОГЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ И КУЛЬТУР

И.В. Кучерук
Астраханский государственный университет, Астрахань
irikucheruk@rambler.ru
Ключевые слова: асимметричность диалога, диалог цивилизаций и культур, неравновесность позиций, редукция диалога, комплиментарность в диалоге
Страницы: 132-136
Подраздел: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Целью настоящей статьи является анализ асимметричности как качественной характеристики диалога культур и цивилизаций. Автор рассматривает асимметричность диалогического взаимодействия как многоаспектное явление, изучаемое ныне представителями различных областей научного познания, но не имеющее в гуманитарной сфере четкости границ и спецификаций. В статье утверждается тезис о том, что асимметричность является качественной характеристикой межсубъектного диалога, включая диалог цивилизаций и культур, основанный на неравновесности позиций его субъектов, их статусов и ресурсов.


21.
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

М.П. Яценко
Сибирский федеральный университет, Красноярск
ymp1957@rambler.ru
Ключевые слова: национальные ценности, взаимодействие цивилизаций, историческая преемственность, глобализация, регионализация, мироустройство, локальный, вестернизация, интернационализация
Страницы: 136-140
Подраздел: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье освещаются особенности исторического познания в условиях глобализации, одной из важных характеристик которого является «силовая» интерпретация истории, когда оправдываются агрессивные устремления инициаторов глобализации. Историческое прошлое может использоваться субъектами искусственной глобализации как основа для управления глобализационными процессами или провоцировать хаос, в зависимости от аксиологического вектора субъектов глобализации.


22.
ПРОБЛЕМА ГЕРОИЗМА В ФИЛОСОФИИ ВОСПИТАНИЯ

Н.А. Сигида
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
sigida-1952@mail.ru
Ключевые слова: героизм, подвиг, военная добродетель, духовная власть, светская власть
Страницы: 140-147
Подраздел: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В данной статье исследуется понятие «героизм» в философии воспитания воинов общества коллективистского типа и общества индивидуалистического типа. Цель статьи – рассмотрение условий возникновения и реализации в процессе боевой деятельности явления героизма как сверхнормальной добродетели. В работе проведен анализ явления героизма и его влияние на формирование личности и воина в ходе обучения, подготовки и ведения военной практики в войнах первого поколения. Автор выделяет героизм в системе ценностей воинов, формируемых в процессе воинского обучения как основу воспитания патриотизма.


23.
ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПТЫ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА «ЗАБОТЫ О СЕБЕ» ЗАПАДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В.К. Пичугина
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград
Pichugina_V@mail.ru
Ключевые слова: антропологический дискурс, премодерн, модерн, постмодерн
Страницы: 148-154
Подраздел: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Антропологический дискурс «заботы о себе» западной педагогики конкретизирован через педагогические концепты «наставник», «город», «душа» и «тело», отражающие изменения, происходящие в педагогической реальности при переходе от премодерна к модерну, а затем к постмодерну.


24.
ИСХОДНЫЕ УСТАНОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

И.А. Грешилова
Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Чита
IAGreshilova@yandex.ru
Ключевые слова: педагогическая антропология, андрагогика, философия образования
Страницы: 154-158
Подраздел: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В данной статье рассмотрена одна из основных задач современного образования: соотнесенность с естественными, природными способностями человека, их совершенствованием в течение всей жизни. Обосновано, что решение можно найти в исходных установках педагогической антропологии, которую следует рассматривать в качестве методологии новой философии образования. Сделан вывод о том, что современная система образования должна выполнять нравственную и этическую функции, способствуя формированию целостной картины мира.


25.
ДУХОВНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ – ОСНОВЫ СУВЕРЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Е.П. Поликанова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва
ep mgy@mail.ru
Ключевые слова: духовность, нравственность, социальность, мультикультурализм
Страницы: 158-166
Подраздел: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Цель статьи – обратить внимание на проблему духовности и нравственности. Совершенствование нравственности открывает новые горизонты свободы в российском обществе. Жить в соответствии с высокими нормами и принципами морали – значит делать свободу привлекательной для всего социума, развивающегося в результате ответственных и целенаправленных действий отдельных личностей и коллективных усилий. В настоящее время усиление нравственного начала стало потребностью и у нас, и на Западе, и решить эту задачу можно с помощью гуманизации общества, дав место духовности в формировании поведения людей.


26.
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – ФУНДАТОР ДУХОВНОСТИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В ЭПОХУ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Н.В. Полищук
Ровенский государственный гуманитарный университет, Ровно, Украина
pnv202@ukr.net
Ключевые слова: философия образования, научно-технический прогресс, молодое поколение, духовная жизнь общества
Страницы: 166-172
Подраздел: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Автор анализирует связь философии образования с духовно-нравственным воспитанием молодежи в эпоху научно-технического прогресса. В статье исследована философская проблема влияния прогресса на духовно-нравственное становление человека, на его природу и деятельность в информационном обществе ХХI в. Обосновано, что только новое качество образования и духовно-нравственного воспитания молодого поколения способно преодолеть духовный кризис, в котором оказалась современная цивилизация, поскольку духовность – высшая ценность смысла жизни человечества.


27.
АНТРОПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ДИСКУРС И ПРАКТИКА

С.А. Смирнов
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Новосибирск
smirnoff1955@yandex.ru
Ключевые слова: антропология образования, институт человека, автопоэзис
Страницы: 172-180
Подраздел: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье рассматривается институт образования как институт человека. Автор предлагает вернуться к базовым задачам образования, понимая его как пространство, где должны выстраиваться образовательные практики преображения человека. Автор констатирует, что современное образование окончательно «забыло» человека. В статье вводится понятие автопоэзиса как базового метода и принципа образовательной практики – практик преображения человека, отличного от принципов мимезиса и экстазиса.


28.
ОБ ОБРАЗОВАННОСТИ ИНВАЛИДОВ КАК ВАЖНОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ФАКТОРЕ

М.Ю. Чернышов1, А.М. Журавлева2, Г.Ю. Чернышова3, Е.А. Сотова4
1Иркутский научного центра (ИНЦ) СО РАН, Иркутск
2СОШ № 861 г. Москвы, Москва
antas09@yandex.ru
3Театр «Крошка», Саранск
evsot93@rambler.ru
4Республиканское музыкальное училище, Саранск
evsot93@rambler.ru
Ключевые слова: психосоциальная реабилитация инвалидов, образованность и воспитанность, формирование позитивных жизненных установок, позитивное изменение системы ценностей, формирование жизненных перспектив и новых жизненно значимых целей жизни, развитие духовного потенциала, формирование личности, правосознание инвалида, суицид
Страницы: 180-190
Подраздел: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Исследованию подлежат факторы образованности и воспитанности инвалида. Оценивается их влияние на психологическое состояние инвалида (или небольшой группы инвалидов). Впервые в психосоциальном аспекте исследуется возможность влияния фактора образованности и воздействия образования у инвалидов на формирование правосознания и исключение суицида, позитивное изменение системы ценностей, на формирование жизненных перспектив и новых значимых целей жизни. Анализируются возможности развития духовного потенциала и формирования личности у инвалидов.


29.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКСИОМАТИКА КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВРЕМЕНИ

Я.С. Турбовской
Институт теории образования и педагогики РАО, Москва
turbovskoy@itiprao.ru
Страницы: 191-204
Подраздел: ПРИГЛАШАЕМ К ДИСКУССИИ



30.
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ИННОВАЦИЙ В ВУЗЕ

Т.В. Черняк
Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Новосибирск
chernjak@sapa.nsk.su
Ключевые слова: инновационная политика вуза, инновационная среда вуза, психологические, социальные, экономические причины противодействия инновациям, психологические качества личности инноватора
Страницы: 205-209
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГООТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье рассматриваются проблемы формирования инновационной политики и инновационной среды вуза как фактора инноваций в вузе. Автор анализирует факторы обеспечения инноваций в вузе, различные аспекты деятельности вуза по формированию инновационной политики и инновационной среды вуза, проводит исследование психологических, социальных, экономических причин, препятствующих внедрению инноваций.


31.
ПОСТУПЛЕНИЕ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ: ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРСНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

М.Ю. Зенков
Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Новосибирск
mzz@mail.ru
Ключевые слова: государственная (гражданская) служба, конкурс на замещение вакантной должности, равный доступ к государственной службе, управление государственной службой
Страницы: 210-216
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Автор анализирует особенности организации и правового регулирования поступления на государственную службу в современной России. В статье охарактеризованы особенности конкурсной формы, выявлены ее достоинства и недостатки, обоснованы предложения по совершенствованию правовых основ организации конкурса.


32.
ЗДОРОВЬЕ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

И.В. Иванов
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
igvasiv@yandex.ru
Ключевые слова: глобализация, сознание, мировоззрение, образование, воспитание
Страницы: 216-220
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Процесс глобализации формирует новую культуру, заметно изменяет общественное сознание и мировоззрения, что предполагает пересмотр главных социальных ориентиров для выстраивания надежной парадигмы социально-экономического развития и переоценки с этой целью тенденций образования и воспитания современного человека.


33.
ЗДРАВОТВОРЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙКАК ОСНОВНАЯ СТРАТЕГИЯ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Д.С. Новиков
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград
dennov89@mail.ru
Ключевые слова: воспитание, здравотворческая культура, модернизация России, постиндустриальное общество
Страницы: 220-224
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Автор рассматривает роль здравотворческой культуры в формировании субъекта постиндустриального развития России в контексте глобализации мирового сообщества. Здравотворческое воспитание будущих педагогов способно стать важным условием подготовки кадров постиндустриального общества. Утверждается, что в системе ценностей «хомо креатора» высокое место должна занять ценность физического, психического и нравственного здоровья. В случае овладения здравотворческой культурой индивид, с одной стороны, приобретет серьезный биологический резерв для собственного универсального образования, постоянного самообразования и переучивания, а с другой – он получит возможность для «строительства» своей личности на основе идеала калокагатии.


34.
ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ АЮРВЕДЫ КАК ОСНОВА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.А. Суботялов1, В.Ю. Дружинин2
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
subotyalov@yandex.ru
2Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирск
edenmoony@mail.ru
Ключевые слова: история медицины, аюрведическая медицина, медицинские источники, санскрит, медицинское образование
Страницы: 224-229
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Статья посвящена изучению литературного наследия аюрведической медицинской традиции. Цель данной работы – проанализировать перечень основных литературных источников (Чарака-самхита, Сушрута-самхита, Аштанга Хридайам Самхита) и их значение в аюрведической медицине и профессиональном образовании врача. В работе представлен обзор содержания текстов, их истории и существующих переводов. Авторы подробно излагают структуру источников и описываемый в них материал. Рассматривается влияние трех главных аюрведических текстов (Чарака-самхиты, Сушрута-самхиты и Аштанга Хридайам Самхиты) на медицинское знание других стран.


35.
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ И. Г. ФИХТЕ

М.Ю. Веркутис
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
mikeura@mail.ru
Ключевые слова: реформа образования, философская антропология, образовательный процесс, концепция человека
Страницы: 229-233
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Реформы, проводимые в системе образования, помимо прагматических целей, обусловлены еще и определенным пониманием субъекта образовательного процесса. Неверная концепция человека, лежащая в основе социальной инженерии, может привести сам проект к краху. Поэтому не случайно классические образовательные проекты возникали на основе определеной философской антропологии. В статье рассматривается один из таких проектов, предложенный выдающимся немецким философом И. Г. Фихте. Делается вывод, что и современные реформы образования должны учитывать «человеческий фактор» в своем осуществлении, исходить из определенного понимания человека, которое не должно быть плоским.


36.
«СТРАННОЕ ВРЕМЯ» АЛЕКСАНДРА КАРПОВА: ЦЕНА И ЦЕННОСТЬ НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РУБЕЖЕ ПАРАДИГМ(РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ А. О. КАРПОВА «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В ЭПОХУ РОСТА КУЛЬТУРЫ ЗНАНИЙ»)

Н.Г. Багдасарьян
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва
Страницы: 234-240
Подраздел: ИНФОРМАЦИЯ



37.
СТЕНОГРАММА ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ВЕБИНАРА «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ (исходные определения)»

Я.С. Турбовской
Институт теории образования и педагогики РАО, Новосибирск-Мосва
Страницы: 240-251
Подраздел: ИНФОРМАЦИЯ