Путем численного и экспериментального моделирования изучено влияние отношения массовых расходов входных потоков дистиллированной воды на эффективность смешения жидкостей внутри T-микроканала. Верификация модели выполнялась путем сопоставления результатов расчета с экспериментальными данными. Для измерения скоростных характеристик потока в работе применялся метод цифровой трассерной визуализации с высоким пространственным разрешением. С помощью компьютерного моделирования получена и описана структура потока и динамика изменения картины течения при неравных массовых расходах. Показана возможность увеличения эффективности перемешивания жидкостей путем варьирования соотношения массовых расходов.
В.А. Ладов, Я.И. Чаплинская, П.С. Спрукуль
Томский научный центр СО РАН, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия ladov@yandex.ru
Ключевые слова: семантика, смысл, значение, референт, язык, Фреге, Витгенштейн, Катц
Страницы: 16-22
В статье рассматривается семантика типов и токенов, представленная в новейшей аналитической философии в исследованиях Д. Катца. Авторы статьи утверждают, что данная семантическая концепция дает наиболее оптимальную интерпретацию функционирования естественного языка. Эта интерпретация учитывает достоинства и недостатки семантических проектов Г. Фреге и позднего Л. Витгенштейна.,
А.А. Шевченко
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия shev@philosophy.nsc.ru
Ключевые слова: неявное знание, эпистемология, философия науки, искусственный интеллект, «черный ящик», коллективное знание, Deep Blue, AlphaZero, эпистемологический сдвиг
Страницы: 62-73
В статье анализируется концепция неявного знания, введенная М. Полани, и ее актуальность в современном научном и технологическом контексте. Рассматривается исторический фон идеи, ее эпистемологические последствия и социальное измерение коллективного неявного знания в науке. Особое внимание уделено проблеме «черного ящика» в искусственном интеллекте на примере эволюции шахматных алгоритмов от Deep Blue к AlphaZero, демонстрирующих переход от формализованного явного знания к непрозрачному неявному знанию. В статье подчеркивается, что неявное знание сохраняет ключевое значение для понимания природы научного познания и современных когнитивных систем.,
М.Н. Вольф
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия rina.volf@gmail.com
Ключевые слова: Кант, исторический поворот, интерпретативный поворот, интерпретация, неокантианство, историзм, философия истории, метод, прогресс
Страницы: 74-91
Статья посвящена анализу парадоксальной роли философии И. Канта в формировании исторического поворота. Основная проблема заключается в том, что сам Кант отвергал применимость эмпирической истории к философии, настаивая на ее априорной строгости, но именно его критическая система стимулировала переосмысление философского знания как исторически обусловленного. В работе раскрываются пять ключевых идей: 1) кантовский «коперниканский переворот» как прообраз последующих философских «поворотов»; 2) интерпретативная трудность кантовской системы как источник герменевтической традиции; 3) идея прогресса разума как основание историко-философского мышления; 4) различие между историческим поворотом и историзмом; 5) вклад неокантианства и гегелевской философии в закрепление исторического подхода. Автор показывает, что исторический поворот не был внешним по отношению к кантианству, но вырос из дискуссий Канта с современниками, внутренних напряжений кантовской системы и реакции на нее, особенно в XIX-XX вв. В итоге, философия, долгое время практиковавшая отказ от исторического метода, в XX в. приобретает черты исторически рефлексивной дисциплины.,
С.А. Смирнов
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия smirnoff1955@yandex.ru
Ключевые слова: поворот в истории философии, лингвистический поворот, прагматический поворот, антропологический поворот, смена онтологической установки, смена картины мира, методологический сдвиг
Страницы: 92-112
Работа является продолжением предыдущей статьи, посвященной поворотам в истории философии. Автор допускает, что истинный смысл понятия поворота наступает тогда, когда авторы поворота совершают в своей философской практике возвращение к родовому началу, к истоку, обращаясь к античным и далее мифологическим корням. Настоящий поворот наступает тогда, когда ставятся под вопрос онтологические основания и встает необходимость возврата к началу, чтобы посредством этого возвращения вновь совершить акт мышления, дабы вернуть этому акту онтологическую силу, а человеку - его исконное место, чтобы он вновь начал мыслить. В таком случае допускается, что истинный поворот начинается тогда, когда философ совершает новое другое начало, обращаясь к родовым истокам, восстанавливая тем самым духовную традицию. Автор предлагает рассмотреть гипотезу, согласно которой все повороты, которые совершались в ХХ веке, суть части антропологического поворота, поскольку все они так или иначе касались прежде всего онтологического неблагополучия человека, касались различных сторон его деятельности, обнаруживая разного рода человеческие дефициты и нехватку: в познании, коммуникации, средствах и методах исследования, языке, логическом анализе, духовных практиках и т.д. В таком случае разные виды поворотов, будь то лингвистический, риторический, прагматический и другие, выступают разными попытками восполнить тот или иной человеческий дефицит. Тем самым привычные и известные повороты в истории философии больше относятся к разного рода практикам по выработке тех иных средств, в которых нуждается человек: средств познания, средств коммуникации, средств мышления, языковых средств. Но все они относятся к главному и постоянному - к антропологическому повороту, понимаемому как восстановление истока, обращение к онтологическому началу, восстановление места человека в мире.,
Н.В. Бряник
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатринбург, Россия n.v.brianik@urfu.ru
Ключевые слова: Э. Гуссерль, философия науки, история науки, начало/истоки, смысл, язык, научная традиция, «универсальное априори истории», кризис науки, научная рациональность
Страницы: 113-129
В постпозитивистской философии науки при всем разнообразии направлений достаточно общепризнана доминирующая тенденция - поворот философии науки к истории науки. Постпозитивистские трактовки истории науки (Т. Кун, И. Лакатос, К. Поппер и др.) созданы в явной или скрытой полемике с позитивистской концепцией эволюции, и тем самым остаются в концептуальных границах данной парадигмы. В этой связи представляют интерес те версии истории науки, которые выходят за пределы данной парадигмы. К их числу можно отнести концепцию Э. Гуссерля, в которой история науки рассматривается через призму генезиса дедуктивных наук (геометрии и математической физики): от возникновения изначального смысла до формирования научной традиции в этих теоретических науках, которая для каждого данного поколения ученых выступает в качестве «универсального априори истории». Возникновение математической физики в Новое время оценивается им как разрыв с предшествующей научной традицией, что означает кризис в науке, который сопровождается кризисом европейского человечества в целом. В статье на основе работ Э. Гуссерля по истории науки реконструируется система базовых понятий, воссоздающая феноменологическую версию истории науки.,
В статье предпринята попытка философской реконструкции научности как категории, исходя из спекулятивно-диалектической системы Г.В.Ф. Гегеля. Противопоставляя редукционистский и рассудочный подход к научному знанию, автор акцентирует внимание на необходимости включения научного дискурса в сферу разума (Vemunft), выраженного в понятийной необходимости. Особое внимание уделяется «Науке логики» как фундаменту гегелевской онтологии и гносеологии, а также критике эмпиризма, позитивизма и формальной логики как недостаточных оснований научности. Обосновывается актуальность гегелевского подхода в контексте современного кризиса фрагментированного знания и редукционистских стратегий в науке.,
И.Е. Прись
Институт философии НАН Беларуси, Минск, Республика Беларусь frigpr@gmail.com
Ключевые слова: нейтральный монизм, декомпозиционный двухаспектный монизм, контекстуальный реализм, квантовая механика, проблема измерения, квантовая корреляция
Страницы: 142-159
Декомпозиционный двухаспектный нейтральный монизм (ДАМ) претендует на преодоление оппозиции между реализмом и идеализмом, устранение субъект-объектного дуализма, на решение квантовой проблемы измерения и трудной проблемы сознания. Мы утверждаем, что ДАМ является разновидностью идеализма/антиреализма и не может служить в качестве философского основания квантовой механики. В то же время, на наш взгляд, ДАМ имеет эвристическую ценность. Позиция может быть переинтерпретирована с точки зрения контекстуального реализма (КР), отказывающегося от (пред)посылок философии (пост)модерна и признающего, что контекстуальность - эпистемологическое и онтологическое свойство реальности.,
В статье предпринимается попытка осмысления влияния синтетической биологии на онтологическое содержание такого авангардного направления современной науки как технонаука. Авторами проводится экспликация онтического состава синтетической биологии, и дальнейшая рефлексия онтологического содержания этого инженерно-научного направления. Рассматриваются конкретные примеры взаимовлияния онтического и онтологического. Теоретико-методологической основой для обнаружения изменений в онтологическом составе синтетической биологии и современной науки в целом авторы выбрали концепцию разграничения и взаимовлияния онтического и онтологического немецкого философа экзистенциалиста М. Хайдеггера. Для исследования современного онтологического содержания технонауки были использованы концепты «техноэпистемический объект» и «технонаучная экспериментальная система» немецких философов Т. Коля и Й. Фалька, а также классификация объектов французского философа Б. Бенсауд-Винсент. Для более целостной онтологической картины были представлены некоторые конкретные достижения и работы синтетических биологов. В результате обнаружена каузальная детерминация между онтическим и онтологическим, где онтическое, расширяясь и умножаясь, необходимо формирует новые онтолого-эпистемологические категории, призванные охарактеризовать и объяснить такое сущее, которое не существовало до появления синтетической биологии. Авторами обнаружены возможные условия для превращения эпистемического объекта в техноэпистемический, среди которых соответствие четырем критериям: они знакомы/узнаваемы, ценностно значимы, перформативны и обладают неограниченной материальностью. Предложено новое, более полное содержание категории «техноэпистемический объект».,
Л.Д. Ламберов
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия lev.lamberov@urfu.ru
Ключевые слова: Мэдди, философия, логика, эпистемология, знание, наука, вторая философия
Страницы: 192-203
Статья представляет собой обзор сборника Пенелопы Мэдди «A Plea for Natural Philosophy and Other Essays» и содержит краткое изложение основных идей каждой статьи из данного сборника.,
Статьи
1 - 10 из 45740
Начало | Пред. |
12345
|
След. |
Конец
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее