Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотация:
Автор:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Профессиональное образование в современном мире

2018

Выпуск № 2

1.
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ТРЕНАЖЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ БИМОДАЛЬНОГО ВУЗА НА БАЗЕ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

И.В. Сергиенко1,2, М.А. Крымова1,2
1Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Российская Федерация
sergilld@mail.ru
2Институт профессионального образования и информационных технологий, Уфа, Российская Федерация
milyausha.murzagalina@gmail.com
Ключевые слова: центр развития компетенций, образовательная среда, электронное образование, компетенции, обучающие тренажеры, бимодальный университет, Competence Development Center, educational environment, e-education, competence, training simulators, bimodal university
Страницы: 1876-1885
Подраздел: ПЕДАГОГИКА

Аннотация >>
В статье рассматриваются вопросы формирования и развития современного образовательного учреждения - бимодального университета. Раскрывается вопрос инновационной структуры в системе бимодального университета - центра развития ИКТ-компетенций. Большое внимание уделено опыту создания обучающих тренажеров, способствующих формированию ИКТ-компетенций у обучающихся. Представлен образец обучающего тренажера «Проектор». Приведены результаты эксперимента по внедрению и применению обучающих тренажеров по формированию ИКТ-компетенций в образовательном процессе вуза.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

2.
ОБУЧЕНИЕ В МАГИСТРАТУРЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЯХ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ

Н.Л. Микиденко, С.П. Сторожева
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Новосибирск, Российская Федерация
nl_nsk@mail.ru
Ключевые слова: профессиональное образование, многоуровневая образовательная система, образовательные стратегии студентов, бакалавриат, магистратура, управление образованием, образовательный мониторинг, мотивация поступления в магистратуру, professional education, multilevel educational system, students’ educational strategies, Undergraduate, MSc-students, educational management, educational monitoring, motivation on taking Master-course
Страницы: 1886-1895
Подраздел: ПЕДАГОГИКА

Аннотация >>
В статье рассматриваются вопросы образовательных стратегий студентов-бакалавров в условиях формирования запроса со стороны высокотехнологичного рынка труда в мультипрофильном высококвалифицированном специалисте, способном гибко реагировать на его изменения. Авторы обращаются к исследованию запроса на непрерывное образование со стороны будущего соискателя на рынке труда - студента-бакалавра; показывают, что непрерывное образование становится частью профессиональной карьеры и профессиональной самореализации современного человека. Магистратура как этап получения профессионального образования для субъектов образовательной деятельности остается новой социальной практикой в системе профессионального образования. Дискуссии ведутся вокруг критериев отбора кандидатов на программы магистратуры, системы вступительных испытаний, требований к магистранту, преимуществ выпускников на рынке труда. На основе исследования образовательных стратегий технических и социально-экономических направлений подготовки студентов-бакалавров в статье рассматриваются уровень информированности бакалавров о возможных вариантах продолжения профессионального образования после окончания программ бакалавриата, внешние и внутренние детерминанты поступления в магистратуру, выбор профессионального профиля магистерских программ, продолжения обучения по выбранному ранее направлению подготовки или прохождение магистерской программы по другому направлению, готовность прохождения магистратуры на коммерческой основе, ожидания от магистратуры как этапа профессионального образования. Обучение в магистратуре анализируется как один из возможных вариантов выстраивания персональной образовательной стратегии студента. Полученные результаты предлагается использовать в стратегии развития образовательного учреждения высшего профессионального образования, управления качеством образовательного процесса, системе профессиональной ориентации и управлении образовательными стратегиями студентов-бакалавров.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

3.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБУЧАЕМОГО О ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫХ ФОРМАХ ДИДАКТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ С ОБУЧАЮЩИМ

П.В. Меньшиков
Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, Калуга, Российская Федерация
edeltanne@list.ru
Ключевые слова: дидактическая коммуникация, субъективные представления обучаемого, цели дидактической коммуникации, предпочитаемые организационные формы дидактической коммуникации, didactic communication, subjective representations of the trainee, goals of didactic communication, preferred organizational forms of didactic communication
Страницы: 1896-1901
Подраздел: ПЕДАГОГИКА

Аннотация >>
Статья посвящена проблеме дидактической коммуникации в контексте ее восприятия и рефлексирования обучаемым. Автор исходит из предположения о существенной роли субъективных представлений обучаемого в развертывании эффективной дидактической коммуникации с обучающим. Предметом исследования выступили представления обучаемого о целях дидактической коммуникации с обучающим, о формах обучающего воздействия и организационных формах дидактической коммуникации, а также субъективные критерии, которые обучаемый использует для оценки степени эффективности дидактической коммуникации в целом. Исследование осуществлено на выборке студентов-первокурсников Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского (общий объем выборки составил 62 человека). В качестве инструмента исследования послужила авторская методика опросного типа. Как показывают результаты исследования, опрошенные нами студенты в качестве основной цели дидактической коммуникации с обучающим рассматривают рост своей психологической компетентности. Обучаемые отдали предпочтение коммуникативным формам организации учебного взаимодействия. Как показало исследование, обучаемые субъективно оценивают дидактическую коммуникацию по критериям личностной значимости содержания и эффективности приемов, направленных на его раскрытие.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

4.
УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИИ КАК КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

М.Р. Арпентьева1,2, Е.А. Богомолова1,2, М.А. Спиженкова1,2
1Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга, Российская Федерация
mariam_rav@mail.ru
2Югорский государственный университет, Калуга, Российская Федерация
alex_bogomolov@mail.ru
Ключевые слова: инклюзия, педагоги, студенты, психологи, понятие инвалидности, инклюзия, inclusion, teachers, students, the concept of disability, the category of disabled people, psychological inclusion
Страницы: 1902-1911
Подраздел: ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация >>
Цели статьи - осмысление современных проблем и успехов инклюзивного образования, сравнительный анализ инклюзивной и эксклюзивной (специальной) моделей образования, выделение различных условий, затрудняющих и способствующих развитию инклюзивного образования. В статье отмечается, что существует значительное количество психологически важных и трудных моментов обучения людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дистанционного и контактного обучения, которые необходимо учитывать в процессе работы с ними. Включение учащихся, соответствующих возрасту, в общеобразовательный класс выгодно для всех сторон. Существует и реализуется множество способов обучения, поскольку разные учащиеся по-разному и учатся, Учащиеся с ограниченными возможностями получают больше удовольствия от инклюзивной атмосферы, потому что они могут получать помощь от своих сверстников с различными способностями и конкурировать на одном уровне за счет равных возможностей, а также включаться в отношения взаимопомощи и взаимного служения. Общество не готово принять инвалидов «на равных». Многие инвалиды, привыкшие к потребительскому и ограничивающему стилю отношений, часто оказываются не готовы включиться в жизнь сообщества на условиях, отличных от заботы об их правах. Дискуссия об обязанностях и роли инвалидов в сообществе еще даже не начиналась: единственными подразумевающимися требованиями к ним, пожалуй, выступают требования благодарной удовлетворенности и «невмешательства» в жизнь неинвалидов. Однако доктрина инклюзии создана для того, чтобы расширить эти представления, в том числе сформировать представления о культуре инклюзии как культуре взаимопомощи как взаимных обязанностей и прав, взаимного служения.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

5.
АГРЕССИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Н.Н. Савина, О.И. Петров
Сибирский университет потребительской кооперации, Новосибирск, Российская Федерация
nn_savina@mail.ru
Ключевые слова: Агрессия, индекс агрессивности, индекс враждебности, негативизм, чувство вины, раздражительность, обида, Aggression, the index of aggression, the index of hostility, negativism, guilt, irritability, resentment
Страницы: 1912-1918
Подраздел: ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация >>
В последнее десятилетие наблюдается рост агрессивных тенденций в молодежной среде. В этих условиях особенно актуализируется анализ агрессивного поведения студенческой молодежи. В статье рассмотрена методология и методика исследования агрессивности студентов вуза. Проведено сравнение выраженности разных форм агрессии у студентов разных направлений подготовки: юристы, экономисты, психологи. Показано, что индекс агрессивности и индекс враждебности у юношей юристов выше, чем у студентов других специальностей, особенно высоки показатели физической агрессии. А также проведен гендерный анализ агрессивности студентов. У девушек значительно ниже уровень агрессии, чем у юношей. Агрессивность девушек укладывается в рамки допустимой нормы. Студенты мужского пола юридического факультета демонстрировали несколько повышенный уровень физической и вербальной агрессии на фоне раздражительности и обиды. Косвенная агрессия не имела высоких значений в связи с тем, что она не актуальна для этих студентов, так как не носит открытого, направленного на объект характера.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

6.
РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА

М.В. Кобякова
Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова, Тюмень, Российская Федерация
kobyakova.marina@mail.ru
Ключевые слова: технологическое мышление, структура, уровни, средства развития, система задач, technological thinking, structure, levels, means of development tasks
Страницы: 1919-1923
Подраздел: ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация >>
В статье представлен пример исследования по развитию технологического мышления обучающихся с целью повышения качества профессиональной подготовки российских кадров военной инженерии. Технологическое мышление рассматривается как умение осуществлять исследовательские, поисковые, контролирующие и моделирующие действия по нахождению нескольких различных вариантов альтернативных решений на основе ранее созданного образа искомого результата с последующим выбором рационального, оптимального решения. Обучающиеся включаются в постепенно усложняющуюся технологическую преобразовательную деятельность, направленную на изменение окружающей действительности с целью создания информационного продукта (предмета или процесса). В обучение поэтапно вводится комплекс проблемных задач, направленный на развитие технологического мышления, построенных на использовании новых информационных технологий. В качестве средства развития на различных уровнях технологического мышления предложен комплекс разнотипных задач с нарастающей сложностью, решаемых с использованием систем автоматизированного проектирования.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

7.
ДИНАМИКА НАПРАВЛЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Т.А. Дворецкая, Л.Р. Ахмадиева
Московский государственный лингвистический университет, Москва, Российская Федерация
dvoretskaya_ta@mail.ru
Ключевые слова: внешняя мотивация, внутренняя мотивация, амотивация, intrinsic motivations, extrinsic motivations, amotivation
Страницы: 1924-1933
Подраздел: ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация >>
Статья посвящена актуальной психолого-педагогической проблеме - изменению учебной мотивации студентов вузов в процессе обучения. Под видами направленности понимается внешняя и внутренняя по отношению к учебному процессу мотивация. Используется авторский опросник «Профиль учебной мотивации студента», в котором выделяются 3 внутренних вида мотивации (познавательная, достижения, саморазвития) и 3 внешних вида мотивации (самоуважение, интроецированная и экстернальная), также выделена отдельная шкала амотивации. Под амотивацией авторы понимают отсутствие учебной мотивации как таковой. Исследование проводилось среди студентов бакалавриата с первого по четвертый курс обучения. Участники заполняли анкету 2 раза: в начале и конце учебного года. В статье представлены результаты сравнения этих двух срезов. В результате анализа результатов исследования были выявлены значимые различия во внутренней и внешней мотивационной направленности студентов первого и третьего курса. У студентов первого курса усилилась мотивация достижения, и понизился уровень мотивации самоуважения и интроецированной мотивации. Таким образом, можно сделать вывод, что у студентов первокурсников усиливается внутренняя мотивация и снижается внешняя. Им интереснее ставить перед собой сложные задачи и решать их, нежели просто ходить в университет из-за престижа получения высшего образования в заведении с громким именем. У студентов третьего курса мы выявили обратную тенденцию. На данном курсе обучения снижается внутренняя мотивация и повышается уровень амотивации. Это подтверждает предположение о том, что третий курс является кризисным периодом в становлении специалиста.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

8.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ ВУЗЕ

И.Е. Шемякина, Ю.С. Рябова
Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова, Тюмень, Российская Федерация
www.iri@mail.ru
Ключевые слова: военный инженерный институт, учебный процесс, качество, управление, психологически комфортная среда, military engineering institute, educational process, quality, management, psychologically comfortable environment
Страницы: 1934-1939
Подраздел: ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация >>
Выявлены и обобщены: иерархия ценностных ориентаций, отношения в семье, отношения курсантов военного инженерного вуза к учебе и к преподавательскому составу, сплоченность в учебных отделениях как показатели характеристики образовательной среды, сделан вывод о ее психологической комфортности для курсантов. Рассмотрена методология и методика исследования уровня межличностных отношений. Приведены формы и методы работы преподавателей с учебными отделениями, как один из вариантов решения проблемы по созданию психологически комфортной среды, являющимся одним из главных средств управления учебным процессом в военном инженерном вузе.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

9.
ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОПЕРАТОРА К ИНФОРМАЦИОННОМУ СТРЕССУ В УСЛОВИЯХ РИСКА

В.В. Собольников, В.В. Иргит
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Российская Федерация
vsobolnikovis@gmail.com
Ключевые слова: информационно-рисковая переменная, стресс-устойчивость, адаптация, оператор, психические состояния, психологическая компетентность, information-risk variable, stress-resistance, adaptation, operator, mental states, psychological competence
Страницы: 1940-1951
Подраздел: ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация >>
В статье рассматривается проблема индивидуальной психической устойчивости представителей одной из профессий (оператора) высокотехнологичного контента к переменным информационного риска в психологически сложных ситуациях. Научный интерес заключается в более глубоком изучении наиболее значимых свойств в системе личных качеств оператора, которые обеспечивают адаптацию к стрессорам в трудовом процессе. Методологической основой исследования стали положения системно-комплексного подхода, системно-регулятивной концепции, когнитивного подхода к изучению стресса и когнитивно-аффективной теории личности. Результаты анализа теоретических подходов к стрессоустойчивости сотрудников высокотехнологичных профессий послужили основой для проведения экспериментального исследования. Наряду с общими научными методами был использован набор методов, в том числе индивидуальный типологический вопросник Л. Н. Собчик; вопросник доминантного психического состояния Л. В. Куликова; опросник волевого самоконтроля, разработанный А. Г. Зверковым и Б. В. Эйдманом, позволивших оценить стрессоустойчивость обследованного контингента. В работе были обследованы 62 оператора, осуществляющих профессиональную деятельность на различных стратегических объектах, расположенных в Сибирском субрегионе. Приводятся результаты изучения психического состояния операторов в условиях информационного воздействия. Выделяется группа респондентов вероятностно подверженная переменным информационного риска. Результаты исследования показали, что 6% респондентов испытывают общее беспокойство, 12% - состояние агрессии, 15% - депрессии и 9% находятся в состоянии интрапсихического конфликта. В тоже время, от 3% до 6% респондентов показали низкий уровень активности и производительности. В целом, низкий уровень удовлетворенности жизнью показало около 21% респондентов. Подтверждено предположение о специфичности влияния информационного стресса в условиях риска. Группа респондентов идентифицирована как вероятностно подверженная влиянию информационного стресса. Сделан вывод, что необходим не только мониторинг за состоянием стрессоустойчивости операторов, но и повышение индивидуальной психической стабильности оператора с помощью психологических методов и обучения. Дальнейшее изучение психологической природы стрессоустойчивости, механизмов ее проявления, зависимости от специфики деятельности и влияния на трудовой процесс даст возможность обосновать перспективные направления исследований.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

10.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО


Страницы: 1952-1953
Подраздел: ИНФОРМПИСЬМО

Аннотация >>
22-23 ноябРЯ 2018 года состоится Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференция с международным участием: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину



Статьи 1 - 10 из 34318
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все