М. Г. Амильбуру, Марта Руиз-корбелла
Национальный Университет Дистанционного Образования mgamilburu@edu.uned.es
Ключевые слова: Зона Европейского высшего образования, компетентностная модель, философия образования, подготовка учителей
Страницы: 5-17
Созидание Зоны Европейского высшего образования определяет в последние несколько лет политику университетов европейских стран. Образование рассматривается как основной фактор достижения социальной включённости и прогресса общества на всех уровнях; отсюда и акцент на той идее, что университеты должны быть тесно связаны с рынком и наймом на работу. Компетентностное образование превратилось в главную особенность того, что называется сейчас новым образовательным подходом. В данной статье мы высказываем критику некоторых аспектов «Компетентностной модели», типичной для Болонского процесса; и, представляя результаты исследовательской работы, проведённой среди студентов и преподавателей университетов Испании, мы обосновываем значимость философии образования как некоторого вида практического знания, которое, к сожалению, часто отсутствует в расписании занятий при подготовке учителей и специалистов по образованию.
В связи с ускоряющимся темпом глобализации, всё больше идей о том, как достичь социальных реформ в Китае, прибывают с Запада. В Китае имеет место острая дискуссия о том, должны ли люди оставаться верными конфуцианской философии морального образования с его основополагающим принципом «почитания старших» или следовать общей тенденции глобализации, которая предполагает, по меньшей мере, новый и критичный взгляд на указанный принцип, который может привести к его пересмотру, если даже не к исчезновению, по крайней мере, в его понимании как необходимого и универсального морального принципа. Мы рассматриваем принцип «почитания старших», обращаясь к работам Джона Локка, Паоло Фрере и Мартина Хайдеггера.
И. В. Прокопьева
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета prokopieva_57@mail.ru
Ключевые слова: описательно-повествовательный метод, источники личного происхождения, субъект и объект действительности, письма, образ Франции, личность Поццо ди Борго, Парижский университет
Страницы: 117-122
Цель статьи - обосновать использование С. М. Соловьевым описательно-повествовательного метода при характеристике исторической личности и образа отдельного государства в трудах историка, созданных в том числе по источникам личного происхождения. При этом источники личного происхождения имеют субъект, объект действительности и являются в исследованиях С. М. Соловьева комплексом фактических сведений о прошлом.
Ю. В. Тимофеева
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета prankevich@mail.ru
Ключевые слова: книжная культура, содержание книжной культуры, структура книжной культуры, читателеведение, книгораспространение
Страницы: 268-275
Целью статьи является обобщение работы российских историков и книговедов по определению понятия «книжная культура». Автор анализирует определения, сформулированные отечественными исследователями, рассматривает содержание и структуру книжной культуры, устанавливает ее базисные элементы. Доказывается обязательность включения компонентов читателеведения в книжную культуру. Обоснована необходимость продолжения работы над определением понятия и установлена перспективность такого рода исследований.
К. В. Луговой
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета keer@hotmail.ru
Ключевые слова: культурная парадигма, традиционная культура, инновационная культура, трикстер, социальный статус
Страницы: 275-282
Автор анализирует содержание и смыслы традиционной культуры, ее значение в современном мире, а также особенности развития традиционных компонентов в рамках инновационных культурных тенденций. В статье исследована специфика образа трикстера, содержащего в себе потенциальную возможность трансформации традиции и ее динамического развития. Основными характеристиками образа трикстера, иллюстрирующими его способность выполнять данную функцию, являются способность смены социального статуса, специфическая трюковая поведенческая модель, а также оборотничество. Таким образом, трикстер обладает возможностью изменения реальности традиции и трансформации ее определяющих парадигм.
Н. В. Багрова
Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия a2000407@yandex.ru
Ключевые слова: проектирование основных образовательных программ подготовки архитекторов, компетентностный подход в профессиональной архитектурной подготовке, критическое мышление
Страницы: 282-288
В статье, в рамках описания методологических проблем проектирования основных образовательных программ нового поколения при профессиональной подготовке архитекторов, анализируется возможность разрешения противоречий путем интерпретации эйдетической основы и целеполагания образовательных программ с позиций развития критического мышления.
Е. В. Чернявская
Институт физико-математического и информационно-экономического образования Новосибирского государственного педагогического университета svadebdance@mail.ru
Ключевые слова: профильное обучение, кластерный подход, профессиональное самоопределение, сетевое взаимодействие
Страницы: 289-295
В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения учащихся на современном этапе развития образования. Автор предлагает использовать кластерный подход для создания интегрированного образовательного сообщества, связанного синергическими отношениями и обеспечивающего условия для формирования профессионального самоопределения учащихся. Дается обоснование применения кластерного подхода для организации сетевого взаимодействия школ, реализующих профильное обучение с различными социальными, экономическими и другими институтами, общая цель которых состоит в содействии учащимся в выборе профессии.
Н. В. Багрова
Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия a2000407@yandex.ru
Ключевые слова: инкультурация в профессиональной культуре, архитектурно-критическая рефлексия
Страницы: 295-303
В статье ставится проблема профессиональной инкультурации студента-архитектора. Основной тезис обосновывает важность освоения в образовательной программе подготовки архитектора основ методологии архитектурно-критической деятельности с позиции значимости ее функционирования в качестве элемента системы профессиональной культуры в процессах ее воспроизводства и развития.
В. И. Баяндин
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета ilan-sib@rambler.ru
Ключевые слова: обучение военном делу, молодые рекруты и новобранцы, русская армия в ХIХ - начале ХХ вв
Страницы: 304-310
Автор анализирует систему обучения рекрутов и нижних чинов, существовавшую в российской армии во второй половине ХIХ - начале ХХ вв. В статье рассматриваются способы и методы подготовки молодого человека к исполнению служебных обязанностей. Названы сроки подготовки молодого солдата в учебных командах разных родов русской армии, определено количество рекрутов или молодых солдат, прикрепленных к наставнику из числа старослужащих солдат. Определен круг дисциплин, читаемых в учебных командах.
В. А. Корытков
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета kafedra_pip69@ mail.ru
Ключевые слова: адаптация, социально-профессиональная адаптированность, критерии социально-профессиональной адаптированности, военнослужащие по призыву
Страницы: 310-315
В статье раскрыты особенности социально-психологической и профессиональной адаптации в воинском коллективе, обосновано понятие социально-профессиональной адаптированности личности, предложены критерии социально-профессиональной адаптированности молодых солдат, призванных по призыву. Автор раскрывает особенности и критерии принудительной, встречной и ресурсной адаптации военнослужащих по призыву, доказывает важность субъективной позиции молодого человека в процессе вхождения его в воинский коллектив.