Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2011 год, номер 5

1.
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Т. А. Ромм
Новосибирский государственный педагогический университет
tat.romm@gmail.com
Ключевые слова: социальное воспитание, феноменология, герменевтические методы, нормативно-интерпретативный подход
Страницы: 6-14

Аннотация >>
Автор анализирует содержание и смыслы современных представлений о социальном воспитании. В статье представлен взгляд на возможности феноменологического осмысления сущности социального воспитания, показана необходимость использования герменевтических методов в определении целей и задач социального воспитания. Таким образом, подтверждена актуальность нормативно-интерпретативного обоснования концепций социального воспитания контексте современного гуманитарного знания.


2.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. Я. Самойлова
Новосибирский государственный педагогический университет
kafedra_pip68@mail.ru
Ключевые слова: историко-педагогические идеи, имитация образованности
Страницы: 15-19

Аннотация >>
Автор использует историко-педагогические идеи как методологические подходы, необходимые для построения адекватной современным вызовам образовательной модели. В статье анализируются изменения в современном обществе и образовании, отмечается ослабление культурной позиции школы и учительства: из образовательных процессов вытесняется тема человека, наблюдается имитация образованности. Автор анализирует идеи К. В. Ушинского, В. В. Зеньковского, С. И. Гессена - о школе, развивающей деятельности педагогики, о преемственности.


3.
ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ПРОГРАММНЫЕ ПРИНЦИПЫ АЛЬТЕРГЛОБАЛИЗМА

Е. А. Полиновская
Новосибирский государственный педагогический университет
iskra2017@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, неолиберальная модель, движение солидарности, всемирный социальный форум, особенности мировоззрения альтерглобализма
Страницы: 19-25

Аннотация >>
Автор анализирует идейную концепцию нового международного движения, каким является альтерглобализм, зарождение которого было связано с критической оценкой частью общества результатов и последствий либеральной глобализации. В статье выделены периоды формирования мировоззрения альтерглобалистского движения, определены его основные программные принципы как в негативной части, так и в позитивном аспекте. Этот анализ позволил автору выявить идейную неоднородность альтерглобализма и выделить его основные течения, а также определить сущность самого движения как политическое и социальное течения левого толка.


4.
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАК ГУМАНИТАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Е. В. Киселева
Новосибирский государственный педагогический университет
elena_mig@mail.ru
Ключевые слова: гуманитарная технология, воспитывающие взаимоотношения, волна отношений, эмоциональная защищенность, воспитательная система, общечеловеческие ценности
Страницы: 26-30

Аннотация >>
В статье автор анализирует понятие «воспитывающие отношения», трактуя данный тип отношений как целенаправленно создаваемые и выступающие в качестве гуманитарной технологии. Рассматривается содержание воспитывающих отношений, а также педагогический результат реализации данных отношений, исследуются изменения ценностных норм в современный период. Автор утверждает, что ценности и нормы могут считаться платформой развития и формирования воспитывающих отношений.


5.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Н. Н. Киселев
Новосибирский государственный педагогический университет
kiselev_nikolay@mail.ru
Ключевые слова: информационный фактор, развитие личности, информационный подход, инфонеопределенность, жизненный сценарий как инфосценарий, инфопотребность личности
Страницы: 31-40

Аннотация >>
В статье анализируется роль информации в становлении и развитии личности, даются теоретические определения понятия «информация», рассматриваются различные точки зрения на теорию информационного подхода и определения информации в различных науках, Информационный критерий развития анализируется автором как критерий развивающихся систем. Автор определяет сущность состояния инфонеопределенности и рассматривает его как движущую силу активности человека. В статье проанализирована теория жизненных сценариев как инфосценариев и рассмотрено их влияние на развитие личности. Автор также анализирует понятие «инфопотребность» личности и влияние уровня ее развития на становление человека.


6.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЧАСТНЫХ ШКОЛАХ США И ВЫЗОВЫ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Н. Ю. Симушкина
Новосибирский государственный педагогический университет
kafedra_pip68@ mail.ru
Ключевые слова: частное образование, частные школы, интеграция, индивидуализация обучения, технологизация обучения
Страницы: 40-46

Аннотация >>
В статье представлен всесторонний анализ литературы, посвященной изучению педагогической деятельности английских и американских частных школ. Показаны характерные черты и тенденции функционирования частных школ США на современном этапе: высокое качество образования, реализация индивидуального подхода, самоуправление и т. д. Представлены разные типы частных школ. Выявлены особенности учебного процесса и тенденции, которые проявились за последние десятилетия: перестройка содержания образования, усиление интеграции между частными школами и бизнесом, возрастание социальной роли школы, технологизация. Анализ современных тенденций учебного процесса частных школ США дан с позиций социокультурной методологии.


7.
ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА: ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Д. А. Борисов
Новосибирский государственный педагогический университет
denisborisov69@gmail.com
Ключевые слова: центрально-азиатское образовательное пространство, Шанхайская организация сотрудничества, университет ШОС
Страницы: 46-51

Аннотация >>
Автор анализирует деятельность Шанхайской организации сотрудничества в сфере образования на пространстве Центральной Азии.
В статье исследована сущность и специфика развития «шанхайского образовательного процесса», который происходит в условиях продолжающегося кризиса образования на всем постсоветском пространстве. На основании официальных документов ШОС дается подробный анализ функционирования университета ШОС. Таким образом, обосновано содержание и значение образовательной инициативы ШОС на современном этапе становления единого центрально-азиатского образовательного пространства.


8.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Н. Л. Селиванова
Институт теории и истории педагогики РАО
nselivanova2000@mail.ru
Ключевые слова: 13+37.0, теория и практика воспитания, ценностное содержание воспитания, парадигмальный сдвиг в теории воспитания
Страницы: 51-57

Аннотация >>
В статье обоснованы современные актуальные проблемы теории воспитания, представлены теоретические положения научной школы Л. И. Новиковой. Научные выводы сделаны по результатам исследования методологических последствий парадигмального сдвига в теории воспитания, проанализированы проявления парадигмального сдвига в теории воспитания. В статье также исследуются проблемы и перспективы современной теории и практики воспитания.


9.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

О. А. Ефремова1, Л. А. Барахтенова1, А. Т. Пименов2, А. А. Киринюк3
1 Новосибирский государственный педагогический университет
2 Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)
3 Московский городской университет управления Правительства Москвы
uchotdel@list.ru, uchotdel@list.ru, uchotdel@list.ru, uchotdel@list.ru
Ключевые слова: моделирование системы квалиметрического мониторинга в сфере образования, качество обучения, компетенции выпускника, компетенции образовательного учреждения
Страницы: 58-71

Аннотация >>
Представлена концептуальная модель квалиметрического мониторинга в сфере образования, разработанная с учетом требований теории систем, дидактики, квалиметрии и педагогической кибернетики. Обосновано выделение таких понятий, как «система ключевых компетенций выпускника образовательного учреждения» и «система ключевых компетенций образовательного учреждения», показаны характеристики инструментария их оценивания.


10.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО ХХ вв.)

Ю. В. Дружинина
Новосибирский государственный педагогический университет
druzok5@rambler.ru
Ключевые слова: сельская интеллигенция, образовательно-просветительская деятельность, внешкольное образование, медицинское и сельскохозяйственное просвещение
Страницы: 72-78

Аннотация >>
В статье отображены направления профессиональной и общественной деятельности сельских интеллигентов по распространению просвещения в селе, сочетавшие общероссийские тенденции и региональную специфику. В выводах автор указывает на проблемы, с которыми сталкивалась интеллигенция в процессе образования крестьян; отмечает достижения интеллигентов в образовательной деятельности.


11.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЗДОРОВЬЯ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв.

С. Е. Глушков
Новосибирский государственный педагогический университет
kerchak@ngs.ru
Ключевые слова: демографический переход, эпидемиологический переход, историко-демографические процессы, заболеваемость населения
Страницы: 78-84

Аннотация >>
В статье характеризуется методологический инструментарий исследования историко-демографических процессов в Западной Сибири, связанных с уровнем здоровья и заболеваемости общества.
Основное внимание сосредоточено на анализе трех методологических концепций: теории модернизации традиционного общества, теорий демографического и эпидемиологического перехода. Автор предлагает сочетать в исследовательской практике все три концепции для наиболее полного раскрытия объекта и предмета изучения.


12.
ТЕМА СИБИРСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ОСВЕЩЕНИИ ВЕДОМСТВЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ (1907-1914 гг.)

М. А. Реутова
Новосибирский государственный педагогическийуниверситет
maria.reutova@yandex.ru
Ключевые слова: педагогическая печать, сибирская школа, государственные училища, церковноприходская школа
Страницы: 84-91

Аннотация >>
Характеризуются основные содержательные компоненты темы «Сибирская начальная школа», представленной на страницах официальных педагогических изданий России начала ХХ в.: журнала «Народное образование» и «Журнала Министерства народного просвещения». Акцентируя внимание читателей на особенностях начальной школы в регионе, центральные педагогические издания включали их в общую канву проблем, связанных с развитием системы народного образования в стране.


13.
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОИСКИ ЕВРОПЕЙСКИХ И РУССКИХ ИСТОРИКОВ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВВ.

К. Б. Умбрашко
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
historian09@mail.ru
Ключевые слова: русская историография, критический метод, теория, методология, исторический процесс
Страницы: 92-103

Аннотация >>
В статье представлены философско-методологические поиски в русской историографии первой половины XIX в. Проанализированы теоретические положения изучения исторических процессов. Научные выводы сделаны на основе анализа научных сочинений авторов, придерживающихся критического метода.


14.
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ «НОВОГО ГРАДА» (1931-1938 гг.)

О. И. Ивонина
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
ivonina@ngs.ru
Ключевые слова: «Новый Град», историческая наука русской эмиграции 30-х гг. ХХ века, междисциплинарный синтез, авторы русского «религиозного ренессанса»
Страницы: 103-110

Аннотация >>
Автор анализирует теоретико-методологические основы историософии «Нового Града», авторами которого были выдающиеся представители исторической науки русской эмиграции: Г. Федотов, Ф. Степун, Н. Бердяев. Показана взаимосвязь их исторических оценок с методологией междисциплинарного синтеза. Сделан акцент на взаимодействии в историософии и историографии «новоградцев» исторической компаративистики, герменевтики, этнопсихологии, культурной антропологии. Сделан вывод о методологическом новаторстве мыслителей русского «религиозного ренессанса», обусловленном опытом переживания исторических катастроф мировых войн и революций, интуицией «заката Европы» и формирования новой эпохи всемирной истории.


15.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ИДЕИ М. В. НЕЧКИНОЙ

Е. Ю. Черная
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
ChernayaLena@mail.ru
Ключевые слова: структура урока, система требований к учебнику, познавательная деятельность, функции учебника, технические средства обучения
Страницы: 110-117

Аннотация >>
В статье выделены и сформулированы основные методические идеи академика М. В. Нечкиной. Автор анализирует конкретные методы и приемы работы на уроке с историческим источником, учебником, техническими средствами обучения, разработанные М. В. Нечкиной. Обосновывается целесообразность использования опыта советских методистов в современном образовании.


16.
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ В ТРУДАХ С. М. СОЛОВЬЕВА

И. В. Прокопьева
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
prokopieva_57@mail.ru
Ключевые слова: описательно-повествовательный метод, источники личного происхождения, субъект и объект действительности, письма, образ Франции, личность Поццо ди Борго, Парижский университет
Страницы: 117-122

Аннотация >>
Цель статьи - обосновать использование С. М. Соловьевым описательно-повествовательного метода при характеристике исторической личности и образа отдельного государства в трудах историка, созданных в том числе по источникам личного происхождения. При этом источники личного происхождения имеют субъект, объект действительности и являются в исследованиях С. М. Соловьева комплексом фактических сведений о прошлом.


17.
РУССКИЙ ФИЛОСОФ НИКОЛАЙ ФЕДОРОВ В ПОИСКАХ «МУЗЕЙНОЙ РЕЛИГИИ»

В. Н. Сорокин
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
imr-nspu@yandex.ru
Ключевые слова: религиозное мировоззрение, «музейная религия»
Страницы: 122-127

Аннотация >>
Сочинения известного русского философа Николая Федорова, посвященные музеям, привлекли внимание широких кругов музеологов только в постсоветский период. Федоров рассматривал музей как последний остаток культа предков, изгоняемый из религии и восстанавливаемый в виде музеев. Философ сам работал библиотекарем в Румянцевском музее четверть века и был человеком, знавшим особенности музейной среды очень хорошо. Он был готов использовать музеи для формирования нового религиозного движения, подобно тому, как Рерих использовал живопись, а Толстой - литературу.


18.
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИОГРАФИИ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»

М. Е. Давыдов
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
david-82@mail.ru
Ключевые слова: «холодная война», конфронтация, антикоммунизм, империализм, биполярность
Страницы: 127-132

Аннотация >>
В данной статье раскрываются культурологические основы «холодной войны», изучаемые в западной и отечественной историографии. Рассматривается формирование новых подходов к генезису «холодной войны», изучающих проблему с точки зрения ментальной истории. Выявляются основные закономерности данного процесса, характерные для современной западной и отечественной историографии.


19.
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ПОЛЬСКИЕ ИСТОРИКИ - ВЫХОДЦЫ ИЗ СТЕН КРАКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В. А. Спесивцева
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
wierra@yandex.ru
Ключевые слова: Краковский университет, польские историки, Мартин Бельский, Матвей Стрыйковский
Страницы: 133-138

Аннотация >>
Автор рассматривает польское средневековое образование, его этапы и аспекты на примере старейшего университета Восточной Европы - Краковского (Ягеллонского) университета. В статье показаны наиболее значимые польские историки XVI в., которые учились в Краковском университете. Исследованы дисскусионные вопросы биографий Мартина Бельского и Матвея Стрыйковского, относящиеся к их обучению в Краковском университете, указаны перспективы развития исследований этого направления.


20.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ВО ФРАНЦИИ XVII-XVIII ВB.

М. А. Сидоренко
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
masid@list.ru
Ключевые слова: придворное общество, просвещенный монарх, Людовик XIV - король-педагог, благовоспитанный человек, новый поведенческий идеал
Страницы: 138-145

Аннотация >>
Автор анализирует взаимосвязь французского королевского двора эпохи Людовика XIV (1643-1715) с процессами образования и просвещения французского (и в целом европейского) общества раннего Нового времени. В статье исследована одна из функций придворного общества в период правления Людовика XIV, которое, являясь своего рода «очагом культуры», выполняло функцию примера для нации. Ведущую роль играл сам Людовик XIV, которого по праву можно называть «королем-педагогом» и отнести к числу просвещенных монархов. Благодаря последовательной политике в отношении своего двора королю удавалось решать не только вопросы репрезентации и «одомашнивания» дворянства, но также культурные и образовательные задачи.


21.
СТРАТЕГИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВИЗУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ ПРОШЛОГО

Л. Д. Тузикова
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
tuzikovald@mail.ru
Ключевые слова: школьное историческое образование, познавательная деятельность, визуальные исторические источники
Страницы: 145-151

Аннотация >>
Актуализирована проблема использования визуальных источников на уроках истории для развития мотивации, познавательной деятельности и критического мышления школьников в условиях активного внедрения информационных технологий. Обозначены возможности политического плаката как информационного ресурса на страницах учебника истории, составлен алгоритм анализа политического плаката с позиций исторического источника; приведен пример использования данного алгоритма в практике обучения. Выделены направления методической работы учителей с визуальными историческими источниками на уроках истории.


22.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНИКОВ ИСТОРИИ

О. М. Хлытина
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
khlytina@mail.ru
Ключевые слова: школьное историческое образование, историко-познавательная деятельность, старшая школа, учебная литература
Страницы: 151-160

Аннотация >>
Автор определяет роль учебника истории в социализации школьников в современном информационном обществе, формулирует критерии оценки потенциала учебной литературы в обучении приемам работы с разноречивыми источниками исторической информации. Показано, что познавательная модель учебника заложена в характере его текста, вопросах и заданиях, алгоритмах учебной деятельности. На примере вариантов введения сведений о спорных вопросах истории автором охарактеризованы представленные в современных учебниках модели познавательной деятельности старшеклассников с историографическими материалами.


23.
МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Е. В. Гребенкин
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
rusforcher@mail.ru
Ключевые слова: конфликт, конфликтное взаимодействие, конфликтные ситуации
Страницы: 161-166

Аннотация >>
В данной статье анализируется проблема конфликтов в системе образования, рассматриваются инновационные (в концептуальном и содержательном планах) способы урегулирования конфликтов, а также основные научные подходы и концепции, раскрывающие проблему конфликтов в российском и зарубежном образовании.


24.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ НАРКОЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ

Г. В. Винникова1, А. А. Ярышева2
1 Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
2 Институт филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета
alisse-ya@yandex.ru, alisse-ya@yandex.ru
Ключевые слова: наркозависимость, фасилитация, «Я-концепция», когнитивный диссонанс, эмоциональный контакт, инфантилизм, одиночество
Страницы: 166-174

Аннотация >>
В статье анализируются основные социально-психологические детерминанты наркотической зависимости у старших подростков и молодых людей, рассматриваются подходы различных авторов к факторам, формирующим аддиктивное поведение: инфантилизм, эмоциональные нарушения, тревожность, коммуникативные нарушения, состояние одиночества. Авторы делают вывод, что наркозависимое поведение является сложным образованием и детерминировано большим количеством социально-психологических факторов.


25.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИНСТВА КАК ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Э. С. Тимербулатова
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
elvira1977@mail.ru
Ключевые слова: материнство, гендерный подход, биологический аспект материнства, социальный аспект материнства, психология личности женщин, психология личности беременных женщин
Страницы: 175-182

Аннотация >>
В статье представлен обзор современных научных исследований по проблемам материнства в психологии личности. Автор исследует феномен материнства как аспект психологии личности женщин, рассматривает подходы к изучению материнства как части личностной сферы женщин. Теоретически обосновано, что социальный аспект материнства в большей степени влияет на психологию личности женщин, реализующих биологическое материнство.


26.
ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НА СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ

З. И. Лаврентьева
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
Lzi53@mail.ru
Ключевые слова: педагогическая реабилитация, реабилитационное пространство, социальное развитие, подростки
Страницы: 183-189

Аннотация >>
Обоснованы теоретические положения изучения сущности педагогической реабилитации, показано значение реабилитации в социальном развитии подростков. Представлены результаты исследования, выявляющие закономерности влияния педагогического процесса реабилитации на социальное развитие подростков в открытом, смешанном и закрытом реабилитационном пространствах. Выводы сделаны на основе анализа данных, полученных автором статьи в течение десятилетней опытно-экспериментальной деятельности в реабилитационных центрах Новосибирской области, Алтайского края и Республики Хакасии.


27.
ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НОРМ И ОРИЕНТИРОВ

И. В. Олейников1, Н. А. Олейникова2
1 Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
2 лицей № 130 им. акад. М. А. Лаврентьева
oleynikov_i@mail.ru, oleynikov_i@mail.ru
Ключевые слова: ЕГЭ, общественные нормы, образование, система требований к составлению заданий, критерий оценки
Страницы: 189-197

Аннотация >>
На примере практических материалов по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ автор анализирует формирование ценностных ориентиров и общественных норм. Исследуются основные содержательные тенденции тестовых заданий, выявляются проблемные и перспективные аспекты совершенствования предложенных контрольных материалов.


28.
МЕЖДУНАРОДНОЕ УСЫНОВЛЕНИЕ КАК ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ

А. О. Катионова, О. Н. Катионов
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
kafedra_pip68@mail.ru, korolek@gmail.com
Ключевые слова: усыновление, международное усыновление, несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей
Страницы: 197-202

Аннотация >>
Институт усыновления с участием иностранного элемента становится все более значительным в практике применения, способствуя возникновению противоречий между нормами и представлениями национальных государств в процессе урегулирования международного усыновления. Новизна и актуальность данного правового явления констатирует стремление общества осуществить защиту интересов ребенка, оставшегося без попечения родителей, с привлечением ресурсов других государств. Однако государства, передающие детей на воспитание иностранным гражданам, оказываются в стратегически сложной демографической ситуации.


29.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е. В. Богданова
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
elbogd@mail.ru
Ключевые слова: социально-философский подход к волонтерству, волонтерская деятельность
Страницы: 202-209

Аннотация >>
В статье представлен анализ философских, социологических, экономических, социально-психологических и педагогических подходов к пониманию сущности волонтерства на основании изучения отечественного и зарубежного опыта волонтерской деятельности; предложен авторский подход к рассмотрению волонтерской деятельности в социальном и педагогическом аспектах, позволяющем конкретизировать сущность понятия «волонтерская деятельность».


30.
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ И РОДНЫХ СЕМЬЯХ

И. В. Хромова, Н. Л. Филонов
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
Khromova_I@mail.ru, niko_f@list.ru
Ключевые слова: моральное развитие, ценности, эмоциональный интеллект, социальная ситуация развития, депривация
Страницы: 209-215

Аннотация >>
В статье представлено краткое исследование взаимосвязи уровня морального развития и эмоционального интеллекта у детей, живущих в условиях семьи и детских домов. Авторы показывают, что нет явного различия в уровне морального развития подростков из семей и из детских домов. Однако у подростков, являющихся воспитанниками детских домов, есть особенности: их моральные суждения беднее, ниже вербальный интеллект, они имеют тенденцию (особенно юноши) к низкому эмоциональному интеллекту, у них больше, чем у подростков из семей, выражено различие между моралью «для других» и моралью «для себя».


31.
НАСТАВНИК И ШКОЛЯР: РОЖДЕНИЕ СПОРА

С. В. Нехаева
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
nsv1441@gmail.com
Ключевые слова: средневековый университет, взаимоотношения школяров и магистров, оплата обучения, споры и конфликты
Страницы: 216-227

Аннотация >>
В статье выявляются характер и особенности взаимоотношений школяров и магистров в ранний период университетской истории, вскрываются существующие между ними противоречия. Обращаясь к подлинным документам эпохи, автор показывает, какие проблемы волновали университетских слушателей и их наставников, какого рода требования они предъявляли к самим себе и друг к другу. На основе изучения статутов и регламентов средневековой высшей школы, анализа университетских сочинений XIII столетия - трактатов, наставлений, письмовников - выявляются основные конфликты академического сообщества, факторы его интеграции и дезинтеграции, вскрывается специфика склада мышления и ценностных ориентаций университетской среды.


32.
РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КАРТИНЫ МИРА (ПО МАТЕРИАЛАМ КАТОЛИЧЕСКИХ ОБЩИН СИБИРИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX вв.)

В. А. Зверев1, Т. Г. Недзелюк2
1 Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
2 Сибирская академия государственной службы
sosna232@yandex.ru, tatned@mail.ru
Ключевые слова: факторы формирования картины мира, мотивация к обучению
Страницы: 228-233

Аннотация >>
Статья посвящена анализу роли образования в формировании картины мира. В качестве объекта исследования выбраны католические общины Сибири конца XIX - начала ХХ в. Авторы анализируют мотивацию к обучению, легитимность процесса получения конфессионального образования, методику преподавания закона божьего и ряда других учебных дисциплин. Сделаны выводы о специфике религиозного образования, о влиянии образования на формирование ментальности обучающихся.


33.
МЕСТО МИФОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ПО АРХЕОЛОГИИ

А. А. Бодрова
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
gsvgsv12@gmail.com
Ключевые слова: образовательные программы по археологии, мифологический материал
Страницы: 234-239

Аннотация >>
В настоящей работе анализируются учебные материалы по археологии для средних общеобразовательных заведений и вузов, выявляется специфика, роль и значение мифологического материала при изучении археологии в школе и вузе. Данная проблематика представляется достаточно актуальной, поскольку современная археологическая наука допускает возможность привлечения мифологического материала для реконструкции духовного мира древних обществ.


34.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДРЕВНЕИРАНСКОЙ МИФОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. В. Запорожченко
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
zanglier@yandex.ru
Ключевые слова: жертвоприношение, индоиранцы, жречество, воины, скот, сакральный, миф
Страницы: 239-246

Аннотация >>
В статье делается попытка социально-философской интерпретации древнеиранской мифологии на примере индоиранского мифа о «Плаче скота». В основе мифа лежит социальное и ритуальное противостояние жреческого и воинского сословий в индоиранском обществе. Анализ индийской и иранской мифологической традиции позволяет предположить, что главным предметом спора было право распоряжения скотом.


35.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ КОММУНИКАЦИИ В ИСКУССТВЕ

Т. В. Чапля
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
chap_70@mail.ru
Ключевые слова: коммуникация, искусство, символ, знак, формы взаимодействия
Страницы: 247-253

Аннотация >>
Автор анализирует содержание и развитие основных форм коммуникации (в зависимости от направленности взаимодействия) в истории мирового искусства. В статье рассматривается специфика искусства как одной из форм существования человека в мире и особенности языка искусства. Показана взаимосвязь форм коммуникации с историческими процессами и научными открытиями. Таким образом, обоснована взаимосвязь этих процессов с процессами развития искусства и формами коммуникации.


36.
ТИПОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ИСКУССТВЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

М. А. Козлова
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
linkart6047@rambler.ru
Ключевые слова: взаимодействие искусств, синхрония, диахрония, синтез искусств, система кодирования
Страницы: 254-260

Аннотация >>
Статья посвящена выявлению и характеристике межстилевых и внутрижанровых взаимодействий в искусстве, обеспечивающих функционирование трансляционного механизма последнего. Анализ типов искусства в синхронии и диахронии позволит сформировать новый способ восприятия таких художественных явлений, как синтез искусств и архитектурный ордер. Сделан акцент на архитектуре как доминирующем компоненте синтеза искусств. Благодаря обращению к данному виду пластических искусств обозначена роль систем кодирования в коммуникативных процессах.


37.
НЕОМИФОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕКСТ В КУЛЬТУРЕ СИМВОЛИЗМА

В. В. Видеркер
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
widerker@ngs.ru
Ключевые слова: культурный код, неомифологический текст, роман-миф, эстетика русского символизма, отечественная культура рубежа XIX-XX вв
Страницы: 260-268

Аннотация >>
В данной статье на основе семиотико-типологического подхода исследуется проблема неомифологического текста в эстетике русского символизма рубежа XIX-XX вв. Осуществленный анализ бинарной оппозиции «мифология - литература» выявил доминирующую роль мифологического кода в организации символистских текстов. Результаты исследования позволили автору сделать вывод, что русские символисты, создавая свои тексты, помимо традиционных приемов конвергенции мифологического и литературного кодов, разработали новаторский прием, реализованный в художественной форме романа-мифа.


38.
КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА: ДЕФИНИЦИИ ПОНЯТИЯ

Ю. В. Тимофеева
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
prankevich@mail.ru
Ключевые слова: книжная культура, содержание книжной культуры, структура книжной культуры, читателеведение, книгораспространение
Страницы: 268-275

Аннотация >>
Целью статьи является обобщение работы российских историков и книговедов по определению понятия «книжная культура». Автор анализирует определения, сформулированные отечественными исследователями, рассматривает содержание и структуру книжной культуры, устанавливает ее базисные элементы. Доказывается обязательность включения компонентов читателеведения в книжную культуру. Обоснована необходимость продолжения работы над определением понятия и установлена перспективность такого рода исследований.


39.
ОБРАЗ ТРИКСТЕРА В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОМ КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

К. В. Луговой
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
keer@hotmail.ru
Ключевые слова: культурная парадигма, традиционная культура, инновационная культура, трикстер, социальный статус
Страницы: 275-282

Аннотация >>
Автор анализирует содержание и смыслы традиционной культуры, ее значение в современном мире, а также особенности развития традиционных компонентов в рамках инновационных культурных тенденций. В статье исследована специфика образа трикстера, содержащего в себе потенциальную возможность трансформации традиции и ее динамического развития. Основными характеристиками образа трикстера, иллюстрирующими его способность выполнять данную функцию, являются способность смены социального статуса, специфическая трюковая поведенческая модель, а также оборотничество. Таким образом, трикстер обладает возможностью изменения реальности традиции и трансформации ее определяющих парадигм.


40.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ АРХИТЕКТОРА НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Н. В. Багрова
Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия
a2000407@yandex.ru
Ключевые слова: проектирование основных образовательных программ подготовки архитекторов, компетентностный подход в профессиональной архитектурной подготовке, критическое мышление
Страницы: 282-288

Аннотация >>
В статье, в рамках описания методологических проблем проектирования основных образовательных программ нового поколения при профессиональной подготовке архитекторов, анализируется возможность разрешения противоречий путем интерпретации эйдетической основы и целеполагания образовательных программ с позиций развития критического мышления.


41.
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Е. В. Чернявская
Институт физико-математического и информационно-экономического образования Новосибирского государственного педагогического университета
svadebdance@mail.ru
Ключевые слова: профильное обучение, кластерный подход, профессиональное самоопределение, сетевое взаимодействие
Страницы: 289-295

Аннотация >>
В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения учащихся на современном этапе развития образования. Автор предлагает использовать кластерный подход для создания интегрированного образовательного сообщества, связанного синергическими отношениями и обеспечивающего условия для формирования профессионального самоопределения учащихся. Дается обоснование применения кластерного подхода для организации сетевого взаимодействия школ, реализующих профильное обучение с различными социальными, экономическими и другими институтами, общая цель которых состоит в содействии учащимся в выборе профессии.


42.
АРХИТЕКТУРНАЯ КРИТИКА В ПРОЦЕССАХ ВОСПРОИЗВОДСТВА И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Н. В. Багрова
Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия
a2000407@yandex.ru
Ключевые слова: инкультурация в профессиональной культуре, архитектурно-критическая рефлексия
Страницы: 295-303

Аннотация >>
В статье ставится проблема профессиональной инкультурации студента-архитектора. Основной тезис обосновывает важность освоения в образовательной программе подготовки архитектора основ методологии архитектурно-критической деятельности с позиции значимости ее функционирования в качестве элемента системы профессиональной культуры в процессах ее воспроизводства и развития.


43.
О СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ НИЖНИХ ЧИНОВ В РОССИЙСКОЙ АРМИИ В ХIХ - НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

В. И. Баяндин
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
ilan-sib@rambler.ru
Ключевые слова: обучение военном делу, молодые рекруты и новобранцы, русская армия в ХIХ - начале ХХ вв
Страницы: 304-310

Аннотация >>
Автор анализирует систему обучения рекрутов и нижних чинов, существовавшую в российской армии во второй половине ХIХ - начале ХХ вв. В статье рассматриваются способы и методы подготовки молодого человека к исполнению служебных обязанностей. Названы сроки подготовки молодого солдата в учебных командах разных родов русской армии, определено количество рекрутов или молодых солдат, прикрепленных к наставнику из числа старослужащих солдат. Определен круг дисциплин, читаемых в учебных командах.


44.
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ

В. А. Корытков
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
kafedra_pip69@ mail.ru
Ключевые слова: адаптация, социально-профессиональная адаптированность, критерии социально-профессиональной адаптированности, военнослужащие по призыву
Страницы: 310-315

Аннотация >>
В статье раскрыты особенности социально-психологической и профессиональной адаптации в воинском коллективе, обосновано понятие социально-профессиональной адаптированности личности, предложены критерии социально-профессиональной адаптированности молодых солдат, призванных по призыву. Автор раскрывает особенности и критерии принудительной, встречной и ресурсной адаптации военнослужащих по призыву, доказывает важность субъективной позиции молодого человека в процессе вхождения его в воинский коллектив.