Т. Я. Самойлова
Новосибирский государственный педагогический университет kafedra_pip68@mail.ru
Ключевые слова: историко-педагогические идеи, имитация образованности
Страницы: 15-19
Автор использует историко-педагогические идеи как методологические подходы, необходимые для построения адекватной современным вызовам образовательной модели. В статье анализируются изменения в современном обществе и образовании, отмечается ослабление культурной позиции школы и учительства: из образовательных процессов вытесняется тема человека, наблюдается имитация образованности. Автор анализирует идеи К. В. Ушинского, В. В. Зеньковского, С. И. Гессена - о школе, развивающей деятельности педагогики, о преемственности.
Е. А. Полиновская
Новосибирский государственный педагогический университет iskra2017@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, неолиберальная модель, движение солидарности, всемирный социальный форум, особенности мировоззрения альтерглобализма
Страницы: 19-25
Автор анализирует идейную концепцию нового международного движения, каким является альтерглобализм, зарождение которого было связано с критической оценкой частью общества результатов и последствий либеральной глобализации. В статье выделены периоды формирования мировоззрения альтерглобалистского движения, определены его основные программные принципы как в негативной части, так и в позитивном аспекте. Этот анализ позволил автору выявить идейную неоднородность альтерглобализма и выделить его основные течения, а также определить сущность самого движения как политическое и социальное течения левого толка.
В статье автор анализирует понятие «воспитывающие отношения», трактуя данный тип отношений как целенаправленно создаваемые и выступающие в качестве гуманитарной технологии. Рассматривается содержание воспитывающих отношений, а также педагогический результат реализации данных отношений, исследуются изменения ценностных норм в современный период. Автор утверждает, что ценности и нормы могут считаться платформой развития и формирования воспитывающих отношений.
Н. Н. Киселев
Новосибирский государственный педагогический университет kiselev_nikolay@mail.ru
Ключевые слова: информационный фактор, развитие личности, информационный подход, инфонеопределенность, жизненный сценарий как инфосценарий, инфопотребность личности
Страницы: 31-40
В статье анализируется роль информации в становлении и развитии личности, даются теоретические определения понятия «информация», рассматриваются различные точки зрения на теорию информационного подхода и определения информации в различных науках, Информационный критерий развития анализируется автором как критерий развивающихся систем. Автор определяет сущность состояния инфонеопределенности и рассматривает его как движущую силу активности человека. В статье проанализирована теория жизненных сценариев как инфосценариев и рассмотрено их влияние на развитие личности. Автор также анализирует понятие «инфопотребность» личности и влияние уровня ее развития на становление человека.
Н. Ю. Симушкина
Новосибирский государственный педагогический университет kafedra_pip68@ mail.ru
Ключевые слова: частное образование, частные школы, интеграция, индивидуализация обучения, технологизация обучения
Страницы: 40-46
В статье представлен всесторонний анализ литературы, посвященной изучению педагогической деятельности английских и американских частных школ. Показаны характерные черты и тенденции функционирования частных школ США на современном этапе: высокое качество образования, реализация индивидуального подхода, самоуправление и т. д. Представлены разные типы частных школ. Выявлены особенности учебного процесса и тенденции, которые проявились за последние десятилетия: перестройка содержания образования, усиление интеграции между частными школами и бизнесом, возрастание социальной роли школы, технологизация. Анализ современных тенденций учебного процесса частных школ США дан с позиций социокультурной методологии.
Д. А. Борисов
Новосибирский государственный педагогический университет denisborisov69@gmail.com
Ключевые слова: центрально-азиатское образовательное пространство, Шанхайская организация сотрудничества, университет ШОС
Страницы: 46-51
Автор анализирует деятельность Шанхайской организации сотрудничества в сфере образования на пространстве Центральной Азии.
В статье исследована сущность и специфика развития «шанхайского образовательного процесса», который происходит в условиях продолжающегося кризиса образования на всем постсоветском пространстве. На основании официальных документов ШОС дается подробный анализ функционирования университета ШОС. Таким образом, обосновано содержание и значение образовательной инициативы ШОС на современном этапе становления единого центрально-азиатского образовательного пространства.
Н. Л. Селиванова
Институт теории и истории педагогики РАО nselivanova2000@mail.ru
Ключевые слова: 13+37.0, теория и практика воспитания, ценностное содержание воспитания, парадигмальный сдвиг в теории воспитания
Страницы: 51-57
В статье обоснованы современные актуальные проблемы теории воспитания, представлены теоретические положения научной школы Л. И. Новиковой. Научные выводы сделаны по результатам исследования методологических последствий парадигмального сдвига в теории воспитания, проанализированы проявления парадигмального сдвига в теории воспитания. В статье также исследуются проблемы и перспективы современной теории и практики воспитания.
О. А. Ефремова1, Л. А. Барахтенова1, А. Т. Пименов2, А. А. Киринюк3 1 Новосибирский государственный педагогический университет 2 Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин) 3 Московский городской университет управления Правительства Москвы uchotdel@list.ru, uchotdel@list.ru, uchotdel@list.ru, uchotdel@list.ru
Ключевые слова: моделирование системы квалиметрического мониторинга в сфере образования, качество обучения, компетенции выпускника, компетенции образовательного учреждения
Страницы: 58-71
Представлена концептуальная модель квалиметрического мониторинга в сфере образования, разработанная с учетом требований теории систем, дидактики, квалиметрии и педагогической кибернетики. Обосновано выделение таких понятий, как «система ключевых компетенций выпускника образовательного учреждения» и «система ключевых компетенций образовательного учреждения», показаны характеристики инструментария их оценивания.
Ю. В. Дружинина
Новосибирский государственный педагогический университет druzok5@rambler.ru
Ключевые слова: сельская интеллигенция, образовательно-просветительская деятельность, внешкольное образование, медицинское и сельскохозяйственное просвещение
Страницы: 72-78
В статье отображены направления профессиональной и общественной деятельности сельских интеллигентов по распространению просвещения в селе, сочетавшие общероссийские тенденции и региональную специфику. В выводах автор указывает на проблемы, с которыми сталкивалась интеллигенция в процессе образования крестьян; отмечает достижения интеллигентов в образовательной деятельности.
С. Е. Глушков
Новосибирский государственный педагогический университет kerchak@ngs.ru
Ключевые слова: демографический переход, эпидемиологический переход, историко-демографические процессы, заболеваемость населения
Страницы: 78-84
В статье характеризуется методологический инструментарий исследования историко-демографических процессов в Западной Сибири, связанных с уровнем здоровья и заболеваемости общества.
Основное внимание сосредоточено на анализе трех методологических концепций: теории модернизации традиционного общества, теорий демографического и эпидемиологического перехода. Автор предлагает сочетать в исследовательской практике все три концепции для наиболее полного раскрытия объекта и предмета изучения.