Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Физика горения и взрыва

2020

Выпуск № 3

7261.
О КИНЕТИЧЕСКОМ МЕХАНИЗМЕ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ ДИБОРАНА В СМЕСЯХ С ВОЗДУХОМ

А.М. Савельев, П.С. Кулешов, Б.И. Луховицкий, А.В. Пелевкин, В.А. Савельева, А.С. Шарипов
Центральный институт авиационного моторостроения им. П. И. Баранова, 111116 Москва, Россия
amsavelev@ciam.ru
Ключевые слова: гидриды бора, диборан, воспламенение, горение, реакционный механизм, boron hydrides, diborane, ignition, combustion, reaction mechanism
Страницы: 3-22

Аннотация >>
Предложена реакционная модель воспламенения диборана в смесях с воздухом. В модели обобщены и развиты разработанные ранее кинетические модели окисления диборана, бора, а также низших окcидов и гидрооксидов бора. Особенностью модели является использование физически обоснованных констант скоростей важнейших реакционных каналов, которые были получены либо расчетным путем, либо на основе имеющихся опытных данных. Разработанный механизм протестирован на экспериментальных данных по периоду задержки воспламенения диборана и скорости пламени в смесях диборан/кислород и диборан/воздух. Получено разумное соответствие между результатами расчетов по предложенной модели и экспериментальными данными. Разработанная модель может быть использована в технических расчетах, а также для численного моделирования процессов горения диборана в бедных и стехиометрических смесях с воздухом.


Выпуск № 3

7262.
КРИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ВРЕМЯ РАЗВИТИЯ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ МЕТАНОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ

О.Б. Кудряшова, Ю.А. Галенко, Е.В. Сыпин, М.О. Сысоева
Бийский технологический институт, 659305 Бийск, Россия
olgakudr@inbox.ru
Ключевые слова: очаговое тепловое воспламенение, реакционноспособный газ, критическая энергия, время инициирования, hotspot thermal ignition, reactive gas, critical energy, initiation time
Страницы: 23-27

Аннотация >>
Рассматриваются процессы горения и воспламенения с позиции теории теплового воспламенения и кинетики протекающих реакций. Получено аналитическое решение задачи об очаговом тепловом воспламенении для описания процессов зажигания реакционноспособных газовых смесей. В результате такого решения определены критические условия и время индукции воспламенения. Приведено решение задачи о воспламенении метановоздушной смеси, характерной для условий шахтных выработок.


Выпуск № 3

7263.
ДИНАМИКА ГАЗОВЫХ ПУЗЫРЬКОВ В ЖИДКОСТИ С ХИМИЧЕСКИМИ РЕАКЦИЯМИ

К.О. Сабденов
Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумелева, 010008 Нур-Султан, Казахстан
sabdenovko@yandex.kz
Ключевые слова: твердый высокоэнергетический материал, зона газификации, пузырьковое кипение, solid high-energy material, gasification zone, bubble boiling
Страницы: 28-35

Аннотация >>
Теоретически исследуются образование и динамика сферического газового пузыря (»1 нм ¸ 1 мкм) в жидкой зоне газификации твердого высокоэнергетического материала при высоких давлениях. Предложена простая модель, в которой все термодинамические параметры, за исключением давления в жидкости, а также скорости жидкости, не зависят от пространственных переменных. Стационарный радиус пузырьков уменьшается с ростом давления, но стационарное состояние неустойчивое: большие пузырьки растут относительно медленно и впоследствии в них происходит тепловой взрыв, маленькие пузырьки быстро исчезают.


Выпуск № 3

7264.
АЛГЕБРАИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ ОПИСАНИЯ ХЕМИЛЮМИНЕСЦЕНЦИИ В МОДЕЛЯХ ТУРБУЛЕНТНОГО ГОРЕНИЯ ПРОПАНА

I. Lytras, E. P. Mitsopoulos, E. Dogkas, P. Koutmos
Университет Патр, Патры 26504, Греция
epmitsopoulos@gmail.com
Ключевые слова: хемилюминесцентное свечение, алгебраическая модель хемилюминесценции, редуцированная кинетическая модель горения, окисление пропана, ламинарное пламя, турбулентное горение, chemiluminescence emissions, algebraic chemiluminescence model, reduced combustion chemistry, propane oxidation, laminar flames, turbulent combustion
Страницы: 36-50

Аннотация >>
Представлена упрощенная алгебраическая модель для вычисления концентраций ОН*, СН* и СО2* на базе результатов численных расчетов пламен пропана с помощью редуцированного механизма его окисления. Концентрации возбужденных частиц и их предшественников вычислены путем постобработки основных результатов моделирования с использованием алгебраических выражений, полученных в предположении квазистационарности с учетом детальной кинетики образования хемилюминесцентных соединений. Обнаруженные расхождения компенсированы применением поправочных функций, полученных из сопоставления с расчетами по детальной модели химических реакций. Проведены расчеты по предложенному подходу серии модельных ламинарных пламен с целью расширения его применимости к системам с турбулентным горением.


Выпуск № 3

7265.
ГОРЕНИЕ КАПЕЛЬ ВОДОМЕТАНОЛЬНОГО РАСТВОРА В ФАКЕЛЕ ГАЗОВОЙ ГОРЕЛКИ

А.С. Наумкин, Б.В. Борисов
Томский политехнический университет, 634050 Томск, Россия
alexnaumserg93@mail.ru
Ключевые слова: водометанольный раствор, зажигание, испарение, капля, факельная установка, коэффициент испарения, диффузия, water-methanol solution, ignition, evaporation, droplet, flame, evaporation coefficient, diffusion
Страницы: 51-60

Аннотация >>
Проведено экспериментальное исследование процесса испарения капли водометанольного раствора. Сформулирована математическая модель этого процесса. По результатам сравнительного анализа результатов физического и численного исследования определены параметры процесса испарения капли водометанольного раствора для использования в математическом моделировании процесса его сжигания. Представлены результаты численных исследований процесса горения газового факела с впрыском в него капель водометанольного раствора в промышленной установке. Полученные результаты удовлетворительно коррелируют с экспериментальными данными.


Выпуск № 3

7266.
ТЕРМОХИМИЧЕСКИЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИММЕТРИЧНЫХ НИТРО- И АЗИДОПРОИЗВОДНЫХ ДИАЗЕН-ТЕР-ФУРАЗАНОВ

Д.Б. Лемперт1, А.И. Казаков1, В.С. Санников2, А.В. Набатова1, Д.В. Дашко2, А.И. Степанов2
1Институт проблем химической физики РАН, 142432 Черноголовка, Россия
lempert@icp.ac.ru
2СКТБ "Технолог", 193076 Санкт-Петербург, Россия
Ключевые слова: бис(4''-нитро[3,3':4',3'']терфуразан-4-ил)-диазен, бис(4''-азидо-[3,3':4',3'']терфуразан-4-ил)-диазен, энтальпия сгорания, энтальпия образования, парциальный вклад, смесевое твердое ракетное топливо (СТРТ), удельный импульс, bis(4''-nitro[3,3':4',3'']terfurazan-4-yl)-diazene, bis(4''-azido-[3,3':4',3'']terfurazan-4-yl)-diazene, enthalpy of combustion, enthalpy of formation, partial contribution, solid composite propellant (SCP), specific impulse
Страницы: 61-68

Аннотация >>
Впервые экспериментально определены теплота сгорания и энтальпия образования бис(4''-нитро[3,3':4',3'']терфуразан-4-ил)-диазена (DNFNF) и (бис(4''-азидо-[3,3':4',3'']терфуразан-4-ил)-диазена (DAzFNF). Найдено, что энергетический инкремент замещения нитрогруппы на азидную группу в фуразановом цикле составляет в среднем 290 кДж/моль и близок к инкременту аналогичного замещения -NO2 на -N3 в тринитроэтане. Проведен термодинамический анализ зависимости энергетических параметров ракетных топлив без металла с активным связующим и смесью перхлората аммония с DNFNF или с DAzFNF в зависимости от содержания высокоэнтальпийного компонента в рецептуре.


Выпуск № 3

7267.
ВЛИЯНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ И МЕХАНИЧЕСКОЙ АКТИВАЦИИ НА РЕЖИМ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ СИНТЕЗА В СИСТЕМЕ TI + AL

Н.А. Кочетов, Б.С. Сеплярский
Институт структурной макрокинетики и проблем материаловедения им. А. Г. Мержанова РАН, 142432 Черноголовка, Россия
kolyan_kochetov@mail.ru
Ключевые слова: горение, тепловой взрыв, механическая активация, интерметаллиды, Ti + Al, алюминид титана, температура горения, фазовый состав продуктов, combustion, thermal explosion, mechanical activation, intermetallides, Ti + Al, titanium aluminide, combustion temperature, phase composition of products
Страницы: 69-77

Аннотация >>
Процесс синтеза проводился в смеси Ti + Al, подготовленной двумя методами - предварительной механической активации (МА) или предварительного нагрева. Процесс синтеза реализован в двух режимах - послойного горения (СВС) и теплового взрыва. Исследованы зависимости скоростей горения активированных смесей Ti + Al от времени МА. Определены зависимости скоростей и максимальных температур горения исходных смесей, а также удлинения образцов после горения от начальной температуры. Исследован фазовый состав исходных смесей после активации и продуктов синтеза. Экспериментально определено время МА (12 мин), при котором скорость горения смеси максимальна. Для этой смеси (МА 12 мин) исследованы зависимости скоростей и максимальных температур горения, а также удлинения образцов после горения от начальной температуры. Определен режим синтеза, при котором содержание основных фаз (TiAl, Ti3Al) в продуктах максимально.


Философия образования

2020

Выпуск № 2

7268.
РЕСУРСНЫЕ КЛАССЫ КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.А. Ряписов, А.Г. Ряписова, Т.Л. Чепель
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
ryapisov@ngs.ru
Ключевые слова: ресурсный класс, детский аутизм, дети с расстройствами аутистического спектра, проектная сессия, resource class, children’s autism, children with autism spectrum disorders, project session
Страницы: 192-204

Аннотация >>
Введение. Образование детей с аутизмом является одной из самых актуальных и трудно решаемых задач и зарубежного, и российского образования, о чем свидетельствуют многочисленные публикации исследователей и практиков. Один из вариантов, позволяющих обеспечивать права детей с расстройствами аутистического спектра на инклюзивное образование в общеобразовательной школе - создание ресурсных классов (ресурсных зон). Практика работы ресурсных классов в системе образования Новосибирской области заслуживает не только внимания педагогической и научной общественности, но и специального научного исследования и обобщения для определения возможностей масштабирования этого инновационного опыта. Методология и методика исследования. Методологическую основу работы ресурсных классов составляет теория прикладного анализа поведения (АВА - Applied Behavior Analysis). Опыт создания ресурсных классов в зарубежных странах показывает возможность к использованию и альтернативных научных теорий: когнитивно-поведенческой, эмоционально-уровневой, вербально-поведенческого подхода и модели, основанной на развитии, индивидуализации и взаимоотношениях - DIR-Floortime. Для анализа и обобщения практического опыта работы ресурсных классов в системе образования Новосибирской области на базе ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» была организована проектная сессия, участниками которой стали 378 человек. В процессе обсуждения методологических, технологических и организационных аспектов деятельности ресурсных классов приглашенные эксперты-спикеры выразили мнение по поводу достижений, актуальных проблем и перспектив развития инклюзивного образования детей с аутизмом в Новосибирской области. Результаты исследования. В 2019/20 учебном году в Новосибирской области насчитывается более 31 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе около 600 детей с расстройствами аутистического спектра. По инициативе родителей детей с аутизмом, выбравших в соответствии со своим законодательно закрепленным правом для особенных детей инклюзивное образование, на базе пяти школ в период с 2017 по 2019 г. созданы ресурсные классы для обучения детей с таким диагнозом. Результаты их деятельности позволяют увидеть как эффекты, так и проблемные зоны, оценить запросы родителей и сотрудников инклюзивных школ на психолого-педагогическую поддержку и помощь в обучении и развитии детей с расстройствами аутистического спектра. По итогам работы проектной сессии были сформулированы предложения, направленные в Министерство образования Новосибирской области. Заключение. В ходе проведения проектной сессии проанализирован опыт работы ресурсных классов как инновационных инфрастуктурных компонентов образовательной инклюзии и выявлены возможности улучшения специальных образовательных условий для обучения детей с расстройствами аутистического спектра в образовательном пространстве Новосибирской области.


Выпуск № 2

7269.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

О.Б. Макарова, М.В. Иашвили
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
maknsk@mail.ru
Ключевые слова: педагогическая интеграция, междисциплинарный уровень интеграции, интегрированный учебный предмет, междисциплинарность, метапредметность, метапредмет, educational integration, interdisciplinary integration, integrated teaching, interdisciplinary connections, interdisciplinary approach, meta-subject
Страницы: 205-216

Аннотация >>
Введение. В статье представлено исследование истории педагогической интеграции и метапредметного подхода в образовании. Взаимосвязь учебных дисциплин представляет собой сложную многоаспектную проблему и имеет свои дидактические закономерности, изучению которых посвящены фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых ХХ-ХХI вв. Проведенный системный анализ научных исследований и педагогический опыт показали, что часто эти понятия используются как синонимы. Возникшее противоречие между существующей практикой общего образования и новыми метапредметными требованиями государственных образовательных стандартов может быть разрешено созданием интегрированных дисциплин, что приведет к ликвидации многопредметности преподавания и формированию у обучающихся целостной системы общенаучных знаний. Методология и методика исследования. Методологической основой исследования стали теория интеграции содержания образования в рамках системного и уровневого построения; междисциплинарный подход и др. Интеграция - всеобщее понятие, именно общенаучный, междисциплинарный уровни интеграции позволяют структурировать учебный материал и объединять учебные предметы в интегрированные учебные дисциплины или метапредметы. Авторами и под их руководством на протяжении двадцати лет проводятся педагогические исследования по разработке интегрированных курсов и внедрения их в учебный процесс. Результаты исследования. В ходе исследования выявлено различие в содержании понятий «метапредметность», «междисциплинарность», «интеграция». Метапредметы являются новой образовательной формой, выстроенной над традиционными учебными предметами. Они представляют собой новый тип учебных дисциплин, основу которых составляет мыследеятельностный тип объединения учебного материала разных предметов, а также рефлексивное отношение к основам мышления. В результате проведенных исследований в учебные планы нескольких общеобразовательных заведений нашей страны включены интегрированные элективы, а в профессиональные учебные заведения введены интегрированные учебные дисциплины. Заключение. Педагогическая интеграция - это методологическая основа построения междисциплинарных учебных предметов, интегрированных или метапредметных. Задолго до внедрения в современную систему образования новых федеральных государственных образовательных стандартов, в которых говорилось о метапредметных результатах, а именно: в 1970-1990-е гг. были разработаны интегрированные курсы, метапредметные формы обучения, идентичные современным метапредметам. Но, к сожалению, как это часто бывает, в педагогике переоткрывают уже открытое. Метапредметность в контексте, который предлагает образовательный стандарт - это межпредметные взаимодействия плюс общеучебные умения. Междисциплинарность - это один из уровней интеграции.


Выпуск № 2

7270.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

А.В. Маланичева
Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия
milamav82@mail.ru
Ключевые слова: организация работы учителя, подготовка школьников, ГИА, ОГЭ, ЕГЭ, обществознание, organization of the teacher’s work, training of students, GIA, OGE, social studies
Страницы: 217-234

Аннотация >>
Введение. Проблема качественной подготовки школьников к государственной итоговой аттестации является актуальной в современном образовании. Это связано с отсутствием единого учебника или пособия, содержание которых отражало бы теоретический материал, соответствующий проверяемым знаниям в заданиях, содержащихся в контрольно-измерительных материалах государственной итоговой аттестации и актуального банка заданий, при помощи которого школьник мог бы вырабатывать умения и навыки выполнения заданий контрольно-измерительных материалов. Методология и методика исследования. Объектом исследования является процесс обучения в общеобразовательной организации, предметом - педагогическое содействие успешной подготовке школьников к государственной итоговой аттестации в образовательной организации. При анализе работ Т. А. Бочаровой, Ю. С. Егоровой, Н. Ф. Ефремовой, Л. Ю. Ереминой, И. В. Лучиной, О. Д. Мишиной мы выделили деятельностный, психологический и содержательные подходы. Исследуя работы Б. Г. Ананьева, Ю. К. Бабанского, И. П. Подласого, М. Н. Скаткина и др. мы пришли к выводу, что подготовку школьников рассматривают с позиции организации процесса, направленного на эффективное усвоение знаний. Особое внимание при организации процесса усвоения знаний школьниками уделяется их психофизиологическим особенностям (Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, И. Я. Зимней и др). Проблемой контроля за процессом усвоения знаний школьниками занимались С. М. Громбах, Ю. А. Корнаржевский, В. М. Полонский, Т. И. Шамова и др. В исследовании мы использовали теоретические (анализ источников по проблеме исследования) и эмпирические (организация экспериментальной работы и сравнение результатов контрольного и экспериментального классов) методы. Результаты исследования. Решение обозначенной проблемы мы видим в систематической организации подготовки школьников к государственной итоговой аттестации начиная с 9 класса. Подготовка школьников должна осуществляться на основе принципа преемственности заданий, представленных в контрольно-измерительных материалах основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для школьников, заканчивающих получение общего образования. Внедрение рассматриваемой методики подготовки школьников к государственной итоговой аттестации в школах г. Барнаула показало повышение уровня знаний, сформированных умений и навыков школьников при выполнении как в форме основного государственного экзамена, так и в форме единого государственного экзамена. В связи с постоянными изменениями в содержании заданий контрольно-измерительных материалов, структуре контрольно-измерительных материалов тема настоящего исследования является актуальной и перспективной. Заключение. В ходе нашей работы мы пришли к выводу, что при организации учебного процесса, выстроенного на основе преемственности, у школьников формируются умения и навыки, которые позволяют выполнить задания контрольно-измерительных материалов на более высокий балл.



Статьи 7261 - 7270 из 44028
Начало | Пред. | 725 726 727 728 729 | След. | Конец Все