Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Философия образования

2021

Выпуск № 4

4241.
Цифровизация высшего образования: возможные пути развития

А.А. Муравьёва, О.Н. Олейникова
Национальный офис Erasmus+ в России, Москва, Россия
info@erasmusplusinrussia.ru
Ключевые слова: цифровизация, эпистемология, агентность, компетенции, обеспечение качества
Страницы: 5-18

Аннотация >>
Введение. Статья посвящена актуальным процессам в области цифровизации высшего образования. Цель исследования - в выявлении системных факторов, определяющих устойчивость процессов цифровой трансформации в сфере образования для минимизации актуальных и возможных рисков. Новизна состоит в предлагаемом аналитическом фрейме с включением в него в качестве системного фактора изменение эпистемологий. Методология. Исследование проводилось в рамках сравнительной методологии с использованием методов сбора эмпирической информации, интерполяции, анализа и обобщения, качественного контент-анализа, понятийно-терминологического анализа, интерпретации. Предлагаются три условных уровня рассмотрения: макроуровень (уровень национальных стратегий и регулирования), мезоуровень (уровень стратегий и регулирования в рамках системы высшего образования) и микроуровень (институциональный уровень). Системные закономерности развития в рамках этих уровней обусловлены факторами метауровня, то есть философскими и социокультурными факторами, которые, по сути, формируют онтологическое пространство существования этих уровней и влияют на изменение эпистемологий, а также на формирование цифровой агентности. Обсуждение. Предложен ряд направлений повышения эффективности цифровизации высшего образования, важнейшим из которых является исследование изменения эпистемологий и влияния этих изменений на ценностные системы в образовании. В качестве практических шагов для поддержания процессов цифровизации предлагается разработка интегрированной стратегии цифровизации на уровне вуза, создание облачных ресурсов для различных целевых групп, разработка пошаговых инструкций и методических рекомендаций по их использованию, стимулирование сетевого взаимодействия в рамках совместного использования ресурсов и обмена, создание системы повышения квалификации преподавателей и методистов с использованием электронной платформы. Заключение. Предлагаемые рекомендации могут быть использованы для расширения поля научных исследований проблем цифровизации высшей школы, а также для совершенствования политик и практик на институциональном уровне.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

4242.
Неравенство в современном образовании: миросистемный подход

А.А. Изгарская1, Е.А. Гордейчик2
1Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
aizgarskaya@gmail.com
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
ekaterina_nsk@mail.ru
Ключевые слова: миросистема, глобальное неравенство, образовательное неравенство, универсализация образования, коммерциализация образования, информатизация образования
Страницы: 19-38

Аннотация >>
Введение. Статья посвящена анализу проблем неравенства в современном образовании с позиции миросистемного подхода. Связь образовательного неравенства с неравенством обществ в структуре «ядро - полупериферия - периферия» раскрыта на основе характеристик образовательного неравенства и стратегии преодоления неравенства в образовании в рамках миросистемной парадигмы критической педагогики. Методология. В качестве теоретико-методологического основания исследования использована концепция подъема и упадка гегемонии в миросистеме И. Валлерстайна, а также идеи представителей миросистемной парадигмы в сравнительном образовании и критической педагогике (Р. Ф. Арнова, М. М. Клементса, Т. Гриффитса, Л. Кнежевич, М. Деметра, К. Т. Хейнса). На основе миросистемного подхода систематизированы идеи об образовательном неравенстве ряда представителей сравнительного образования: Ф. Альтбаха, М. Карнойя, Э. Вэлча, Р. Флэча, Х. Зинна, Д. Маседо. Обсуждение. Изменения системы образования общества, интегрируемого в миросистему посредством специализации его экономики, соответствуют конкретным трансформациям, которые вызывает в обществе распространяемая глобальным гегемоном инновация. По мере расширения миросистемы накапливаются противоречия и в полупериферийной области, появляются центры, способные в борьбе за равенство позиций бросить вызов существующему порядку. Геополитическое противостояние государства господствующему в миросистеме порядку приводит к качественным изменениям в системе образования подконтрольного ему общества. Заключение. Ценности и характер отношений в системе образования соответствуют характеру политического режима и уровню включенности общества в миросистему. На современном этапе образовательное неравенство обнаруживает связи с процессами универсализации, коммерциализации, информатизации образования, а также с проблемами внедрения декларируемой ядром идеологии равенства «меньшинств» в культуры периферийных обществ. Результаты исследования могут стать теоретическим основанием для интерпретации процессов, обусловливающих образовательное неравенство в современной России.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

4243.
Сущность, проблемы и перспективы отечественного образования в журнале "Философия образования" (2006-2010 гг.)

И.В. Яковлева1, Т.С. Косенко1,2
1Новосибирский государственный педагогической университет, Новосибирск, Россия
uhova2005@mail.ru
2Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Новосибирск, Россия
tany0879@mail.ru
Ключевые слова: философия образования, инновации в образовании, информационное общество, образовательная парадигма
Страницы: 39-114

Аннотация >>
Введение. Актуальность диалога философии и образования фиксируется как созревание новой парадигмы образования и решение проблем системы «общество - образование - человек». Комплексное исследование публикаций в журнале «Философия образования» (2006-2010 гг.) основывалось на практике применения рубрикатора Журнала, способствующих дальнейшему становлению и определению исходных оснований философии образования как самостоятельного философского знания и выработке новых подходов и параметров для осмысления дальнейшего эмпирического материала. Методология выявления общей картины эволюционных процессов в образовании представлена новыми онтологическими знаниями о системе, функциональном представлении о деятельности и метасистемном подходе к инновационному развитию общества и образования. Обсуждение. Анализ сущности, проблем и перспектив отечественного образования на основе методологии социально-философских и философско-образовательных теоретических конструктов позволил обнаружить большое разнообразие концептуальных подходов: системное ви́дение образования, задающее образованию смысл, цель, форму и содержание для понимания тех основ, на которые опирается образовательный процесс; анализ целей и средств инновационного образования в инновационном обществе; образовательный диалог в развитии обществ Востока и Запада; понимание изменений аксиологических основ российского образования; формирование системы знаний, необходимых для воспроизводства образованием качественных параметров человеческих ресурсов и практик. Необходимость эмпирии образования позволяет более полно видеть достижения, противоречия и динамику философского знания, которое в наиболее концентрированной и обобщенной форме отражает характер, уровень и направленность развития человеческого общества. Заключение. Итоги пятилетней работы журнала «Философия образования» указали на наличие научно-методологических основ, необходимых для дальнейшего развития знания об образовании.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

4244.
Феномен педагогической веры

З.А. Аксютина
Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия
aksutina_zulfia@mail.ru
Ключевые слова: вера, педагогическая вера, социально-педагогическая деятельность, любовь к детям
Страницы: 115-126

Аннотация >>
Введение. Разработка понимания педагогической веры в рамках философии образования связана с утратой фундаментальных основ педагогической деятельности. Одним из решений этой проблемы может стать формирование педагогической веры у будущих социальных педагогов. Методология. В ходе исследования мы опирались на интеграцию философско-педагогических воззрений и изучение феномена педагогической веры в соотношении с образовательной деятельностью. Раскрыто понятие «вера» в истории развития философской мысли, что дало возможность проникнуть в суть понимания специфики педагогической веры. Обсуждение. Обращение к проблеме веры в трудах Гераклита, Платона, Аристотеля и других древнегреческих философов дает априорное объяснение этого феномена. Работы Н. Бердяева, М. Бубера, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Г. В. Ф. Гегеля, И. Канта, С. Кьеркегора, Б. Рассела, Д. Юма и К. Ясперса в аспекте разработки сущностных характеристик феномена веры имеют субъективистский характер, обусловленный в большей степени христианской моралью. Классиками педагогики (Ш. А. Амонашвили, Дж. Дьюи, С. Т. Шацкий) и современными отечественными педагогами (В. Л. Бенин, М. И. Макарова, С. Соловейчик, В. Д. Шадриков) феномен педагогической веры признается частью общей педагогической культуры. Заключение. Педагогическая вера включена в общую педагогическую культуру и находит выражение в любви к детям на основе идеальной модели человеческого образа. Механизмами реализации педагогической веры выступают доверие к ребенку и педагогическое смирение. Необходимость ее понимания и признания способствует росту педагогического творчества и духовному совершенству учителя и ученика. Перспективой дальнейшего исследования может стать формирование родовой категории «педагогическая культура» и категории «педагогическая вера».
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

4245.
Евразийское образовательное пространство: идея и реализация

М.А. Абрамова
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
marika24@yandex.ru
Ключевые слова: евразийское образовательное пространство, социокультурное пространство, Россия, страны СНГ, ШОС, ЕАЭС, баланс и устойчивость системы
Страницы: 127-142

Аннотация >>
Введение. Обращение к феномену евразийского образовательного пространства актуализировано современными процессами социокультурной трансформации, происходящими в странах его участников, обусловливающими потребность составления некоего обобщенного представления о степени реализации идеи. В статье ставится проблема сопоставления целей и задач вхождения России в евразийское образовательное пространство с современными ее потребностями. Методология. Рассматривается феномен евразийского образовательного пространства с позиции системного, функционального и коммуникативного подходов и теории баланса сил как некое социокультурное пространство, в котором каждое государство-участник, выполняя условия соглашения, в то же время преследует свои задачи. Обсуждение. На основе анализа различных типов объединений и соглашений стран-участников евразийского образовательного пространства показаны сложность и динамичность данной системы. Выявлены современные тенденции, влияющие на трансформацию отношения стран к идее создания общего образовательного пространства. На примере анализа резолюций форумов творческой и научной интеллигенции, государств - участников Содружества, правительственных документов, работ российских и зарубежных исследователей делается вывод о необходимости более взвешенной политики со стороны России в реализации идеи евразийского образовательного пространства. Заключение. Выполненный анализ позволяет сделать вывод о том, что использование термина «евразийское образовательное пространство» на данный момент скорее является идеей, разделяемой многими государствами, но не реализованным единым целым. Попытка представления европейского образовательного пространства в виде системы показала достаточно сложно сконструированную многослойную композицию из различных взаимодействующих систем и подсистем, включающую двусторонние партнерские типы объединений, а также различные коалиции и ассоциации. Одним из важных факторов сохранения условий взаимодействия в евразийском образовательном пространстве является формирование мотивации к изучению и сохранению русского языка как средства международного общения.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

4246.
Феномен образования в контексте уровневой модели социума

Н.С. Рыбаков
Псковский государственный университет, Псков, Россия
niklajj-rybakv@rambler.ru
Ключевые слова: образование, социум, параметры образования, образовательное пространство, проективность образования, предметно-созидательная деятельность, нормативно-схематизирующая деятельность, конституирующая деятельность, сущностные силы человека
Страницы: 143-164

Аннотация >>
Введение. Образование - сложнейшее явление бытия социума, поэтому для его описания вводится понятие «феномен образования» и отмечается, что всякий феномен имеет сложное строение и экспликацию. В этой связи особого обсуждения требует существующая тенденция сводить проблемы философии образования к проблемам педагогической науки и к ее частным вопросам. Предлагается вариант философского понимания образования и формулируется задача философии образования - становление собственного статуса и предмета своего исследования. Методология. Феномен образования исследуется с помощью аналитико-компаративистской и индуктивно-дедуктивной методологии, на основе единства логического и исторического способов восхождения от абстрактного к конкретному. Особое внимание уделено поиску философского сущностного определения образования (М. Шелер, В. М. Розин), которое рассматривается как вхождение человека в мир на трех уровнях бытия социума: деятельностном, социоструктурном и социосистемном. Обсуждение. На основе параметров образования формируется матрица образования, позволяющая осмыслить состояние и перспективы развития образования на разных уровнях онтологии социума. Утверждается, что система образования становится важнейшим средством и инструментом трансформации облика социума на современном этапе его развития и рассматривается в качестве важнейшего инструмента построения общества будущего, поскольку оно способно глубоко и эффективно трансформировать природу и человека, и социума. Заключение. Сегодня система российского образования постоянно оказывается в эпицентре реформаторских процессов, поэтому значительно повышается роль и влияние философских идей на проектирование и прогнозирование будущего. Предложенные подходы (деятельностный, социоструктурный и социосистемный) и философская рефлексия к исследованию феномена образования обладают значительными объяснительными возможностями для понимания трансформационных процессов в образовании.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Фундаментальные и прикладные вопросы горных наук

2021

Выпуск № 1

4247.
НАПРЯЖЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АНИЗОТРОПНОГО МАССИВА ПОРОД В ОКРЕСТНОСТИ ВЫРАБОТКИ НЕКРУГОВОГО ПОПЕРЕЧНОГО СЕЧЕНИЯ

П.В. Деев, К.С. Бабков
Тульский государственный университет, Тула, Россия
dodysya@yandex.ru
Ключевые слова: Массив пород, анизотропия, выработка, напряженное состояние, теория упругости
Страницы: 53-59

Аннотация >>
Предложена методика оценки напряженного состояния анизотропного массива пород в окрестности выработки произвольного поперечного сечения. Методика основана на новом решении плоской задачи анизотропной теории упругости, полученном с использованием комплексных потенциалов С. Г. Лехницкого. Для ряда анизотропных пород установлены зависимости максимальных напряжений на контуре поперечного сечения сводчатой выработки от угла наклона плоскости изотропии. Выполнено сравнение распределения напряжений вокруг выработок, пройденных в изотропном и анизотропном массивах пород.


Выпуск № 1

4248.
ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ СХЕМЫ И ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОЧЕГО ЦИКЛА ПНЕВМОУДАРНОЙ МАШИНЫ С ИЗМЕНЯЕМОЙ СТРУКТУРОЙ УДАРНОЙ МОЩНОСТИ

В.В. Плохих, Б.Б. Данилов, Д.О. Чещин, А.О. Кордубайло
Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия
vadim.plohih@yandex.ru
Ключевые слова: Бестраншейные технологии, пневмоударные машины, конструктивная схема, упругий клапан, рабочий цикл, адаптивные технологии, имитационная модель
Страницы: 315-320

Аннотация >>
Рассмотрена возможность применения пневматических ударных машин для реализации адаптивных технологических процессов и работы в составе роботизированных комплексов. С учетом анализа существующих пневмоударных машин разработана конструктивная схема пневматического ударного устройства с упругим клапаном и подвижным патрубком. Построена имитационная модель новой пневмоударной системы и проведено исследование рабочего цикла.


Выпуск № 1

4249.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛНОВЫХ СВОЙСТВ ИМИТАЦИОННЫХ ИМПУЛЬСОВ ВО ВМЕЩАЮЩИХ ПОРОДАХ НИКОЛАЕВСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ

А.А. Терешкин, М.И. Рассказов, Д.И. Цой, А.В. Константинов, П.А. Аникин
Институт горного дела ДВО РАН, Хабаровск, Россия
andrey.tereshkin@bk.ru
Ключевые слова: Акустическая эмиссия, горный удар, прибор локального контроля, мониторинг горного давления, удароопасность
Страницы: 321-326

Аннотация >>
Проведены экспериментальные исследования закономерностей распространения упругих волн в удароопасном массиве горных пород. Установлена зависимость удаления имитационного импульса от первичного преобразователя относительно значений параметров амплитуды и длительности, которая может быть использована при расчете энергетической составляющей акустико-эмиссионного события и разработки дополнительного критерия для более достоверной оценки степени удароопасности локальных участков массива горных пород с помощью прибора локального контроля “Prognoz- L”.


Выпуск № 1

4250.
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ МОЛОТОВ С ПЕРЕМЕННОЙ СТРУКТУРОЙ МОЩНОСТИ ПРИ СООРУЖЕНИИ СВАЙНЫХ ОСНОВАНИЙ

В.В. Червов
Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия
vchervov@yandex.ru
Ключевые слова: Пневматический молот, труба, масса, удар, частота ударов, сжатый воздух, грунт, сила
Страницы: 327-331

Аннотация >>
Обоснована актуальность применения пневматических молотов при строительстве подземных сооружений. Предложены зависимости величины энергии единичного удара пневматического молота от диаметра забиваемой трубы. Определены силы сопротивления со стороны, возникающие при забивании стальной трубы. В качестве главного технического показателя пневматического молот предложена масса его ударной части. Приведены особенности устройства и технические характеристики пневматических молотов с переменной структурой мощности. Описан практический опыт вертикального забивания труб при сооружении свайных оснований. Рассмотрены технологические операции по возведению подпорных стен в грунте на основе использования стальных шпунтов, труб, швеллеров, двутавров и т.п. Даны способы размещения и устройство технологической оснастки для фиксации пневматического молота на забиваемой в грунт стальной трубе.



Статьи 4241 - 4250 из 44001
Начало | Пред. | 423 424 425 426 427 | След. | Конец Все