Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Философия образования

2021

Выпуск № 4

4231.
Интерсубъективность как субстанциональная основа социальной коммуникации

М.А. Петров, А.В. Голдаева
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия
mipet@yandex.ru
Ключевые слова: интерсубъективность, социальное взаимодействие, социальная коммуникация, процесс познания, отношения В«Я-ДругойВ», понимание, оценочные данные, благонадежность, доверие и консенсус
Страницы: 165-176

Аннотация >>
Введение. В ситуации межсубъектного взаимодействия индивиды погружаются в разветвленное поле оценки себя, других, себя другими и других самими собой как фактора, влияющего на специфику коммуникации и сценарий выполнения коммуникативных задач. Общность смыслов, развивающихся в среде отношений «Я-Другой», детерминирует поливариантные аспекты социальной интеракции, что возводит интерсубъективность в степень фундаментальной характеристики межсубъектного взаимодействия. Цели настоящей работы - выявление интерсубъективных структур в механизме организации социальной коммуникации и рассмотрение их роли в этом процессе. Методология. Объектом исследования выступает интерсубъективный аспект социальной коммуникации, а предметом исследования является процесс его экспликации во взаимодействии индивидов. Ключевой методологический ориентир настоящей работы представляют методы социально-философского анализа концепций основоположника феномена интерсубъективности Э. Гуссерля и современного западного исследователя К. Лерера. Обсуждение. В ходе исследования эксплицируется вопрос о роли и функциональном значении интерсубъективности в межсубъектном взаимодействии. Охарактеризована общая модель реализации социальной интеракции в практической плоскости и выявлено, что ее основания восходят к интерсубъективным структурам. Показано, что основами социальной интеракции выступают доверие и консенсус, позволяющие индивидам по мере развития и углубления их связей обогащать первично наличествующее знание друг о друге, исходящее из личных оценочных установок, и трансформировать поведенческие стратегии. Эти теоретические заключения очерчивают модель реализации субъект-субъектного взаимодействия в современном образовательном процессе и значимы для его изучения. Заключение. Наличие интерсубъективных структур в механизме организации социальной коммуникации обеспечивает конституирование общих смыслов сознаниями субъектов в среде отношений «Я-Другой», в отсутствии которых невозможна реализация межсубъектного сообщения, что означает невозможность процесса социального взаимодействия.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

4232.
Социальные конфликты в организациях высшего образования и способы их разрешения (социально-философский аспект)

О.В. Осокина
Тульский государственный университет, Тула, Россия
10m12o84v@mail.ru
Ключевые слова: конфликт, содержание и структура конфликта, культура конфликта, конфликт в вузе, способы управления конфликтами, регулятивы конфликтов, участники конфликтов
Страницы: 177-192

Аннотация >>
Введение. Подготовка специалистов, обладающих систематизированными знаниями и практическими навыками, реализуется в организациях высшего образования. Для того чтобы уменьшить воздействие конфликтов на образовательный процесс, следует определить их сущность и содержание. С этой целью необходимо выявить формы проявления и глубинные основания конфликтов, решаемые с помощью методологии социальной философии, позволяющей предельно обобщить процессы, идущие в образовательных организациях. Методология. В работе использовались дискурсивные методы сравнительного анализа и философская рефлексия, способная выделить в объектах исследования существенные признаки. Метод синтеза, на основе которого создана новая модель фрагмента образовательной реальности, позволяет определить глубинные причины проявления конфликтов в вузах и влиять на эффективные способы управления этим явлением. Обсуждение. Исследование конфликта как целостного явления в обществе дает возможность сделать вывод о том, что способы управления конфликтами должны основываться на учете взаимодействий субъектов, а также применительно к внутренней культуре и идеологемам функционирования общественной организации, степени социальной ответственности, регулятивов отношений и профессиональных различий участников организации. Для управления конфликтами в организациях высшего образования предложено воздействовать одновременно на культурную среду, участников и потенциальных организаторов конфликта, на содержание отношений между участниками организации. На основе идеалистической, реалистической, материалистической, прагматической, антропоцентристской, гуманистической и технократической моделей предложена система методов управления конфликтами. Заключение. Проведенное исследование показало, что для создания «культуры доверия» в организациях, готовящих специалистов высшей квалификации, необходимо стимулировать развитие у ее участников ценностных ориентиров, которые были бы нацелены на достижение общезначимых целей.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

4233.
Социолог Л. Г. Борисова: две миссии ученого на фоне институциональных трансформаций науки и образования

Е.А. Ерохина
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
leroh@mail.ru
Ключевые слова: реформа науки и образования, новосибирский Академгородок, научные социологические школы, педагогические системы, коммунарское движение
Страницы: 193-211

Аннотация >>
Введение. В статье на примере творческой биографии Людмилы Глебовны Борисовой и истории становления социологии в новосибирском Академгородке обсуждается возможность тиражирования уникальных научных и образовательных инноваций в институциональном пространстве российского общества. Методология. В основу методологии положены концепция многообразия перехода к современности Ш. Эйзенштадта; метод исследования научных школ в контексте взаимосвязи устройства науки с социальными проблемами общества, биографический метод и метод исследования интеллектуальных сетей. Эмпирическая база исследования опирается на документы Л. Г. Борисовой из Открытого архива СО РАН: делопроизводственную документацию, материалы личного происхождения, научные публикации. Обсуждение. Выявлены ключевые вехи биографии Л. Г. Борисовой в контексте институциональных трансформаций науки и образования позднего СССР, развития Новосибирского научного центра (ННЦ); показана история становления социологических направлений в новосибирском Академгородке, выявлены особенности одного из них - социологии образования. Дана характеристика особого, подвижнического типа российского ученого. Рассмотрена история успехов и неудач двух миссий Л. Г. Борисовой как организатора социологических исследований и инициатора внедрения системы коллективно-творческой деятельности (КТД) в образование. Заключение. Деятельность Л. Г. Борисовой как ученого-подвижника направлялась следующими принципами: единства слова и дела, общественного служения и полезности науки для общества. Эти идеи она транслировала в отношениях с учениками и коллегами. Новый этап российских реформ в образовании существенно сократил автономию профессиональных сообществ ученых и учителей, сузил базу рекрутирования кадров в науку и педагогику, усилил отчужденность профессионалов от принятия решений. В изменившихся условиях ее уход оказался невосполним для научной школы.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

4234.
Модель взаимодействия педагогического вуза с базовыми школами в условиях вовлечения высшей школы в непрерывное развитие педагогических работников

И.В. Барматина, А.А. Варакута, Е.Б. Марущак
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
barmatinaiv@mail.ru
Ключевые слова: базовая школа, вхождение в педагогическую профессию, методическое сопровождение, модель взаимодействия, научно-методический центр, непрерывное развитие учителей, педагогические работники, педагогический вуз, профессиональные компетенции
Страницы: 212-227

Аннотация >>
Введение. В условиях институциональных изменений выстраивание взаимодействия педагогического вуза с базовыми школами имеет особую значимость для развития потенциала высшей школы и региональной системы образования. Для создания устойчивого механизма включения вузов в непрерывное развитие педагогических работников региона существует необходимость разработки модели взаимодействия педагогического вуза с базовыми школами. Модель взаимодействия разработана в ходе исследования, проводившегося на базе Новосибирского государственного педагогического университета в 2021 г. Методология. Анализ опыта взаимодействия вузов со школами позволил выделить эмпирические модели взаимодействия, которые в настоящее время успешно реализуются (событийные случайные связи, ориентированный ресурсный обмен, исследовательский союз, сетевое партнерство). Модель получена путем интеграции действующих эмпирических моделей взаимодействия, обеспечивающих консолидацию и совместное использование ресурсов вуза и школ для создания единого образовательного пространства региона. Обсуждение. Обязательными условиями интеграции педагогического вуза с базовыми школами являются структурирование линий и направлений взаимодействия вуза и школы; реализация институциональных проектов в вузе; отбор школ, которым присущи характеристики, являющиеся гарантом эффективного взаимодействия (базовые школы). Учет в модели особенностей системы образования региона, обусловленных спецификой его социально-экономического развития, позволяет включить педагогический вуз в региональную систему непрерывного развития педагогических работников. Заключение. Реализация модели невозможна без согласованных действий педагогического вуза, региональных органов государственной власти, профессиональных объединений (сообществ) педагогических работников, базовых школ, а также систематической информационной поддержки ее функционирования. Ключевыми результатами реализации модели в Новосибирской области выступают выявленные эффективные методические инициативы по трем направлениям, готовые к масштабированию в других субъектах Российской Федерации.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

4235.
Этапы формирования проектной культуры посредством непрерывности графического образования

Ю.С. Антоненко, А.В. Екатеринушкина, В.В. Ячменёва
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия
antilopa632@mail.ru
Ключевые слова: непрерывное графическое образование, проектная культура, WorldSkills Russia, модель, дизайн
Страницы: 228-240

Аннотация >>
Введение. Моделирование учебного процесса позволяет определить зависимость уровня проектной культуры от непрерывности графического образования. При воссоздании процесса развития познавательного интереса в практике графической деятельности определены предмет, цели и задачи моделирования. С целью рациональной организации процесса непрерывного графического образования необходимо повышение уровня развитости познавательного интереса, графической подготовки и формирования более высокого уровня проектной культуры. Методология. Исследование осуществлял коллектив преподавателей кафедры дизайна МГТУ им. Г. И. Носова г. Магнитогорска с использованием комплексного изучения теоретического и проектного материалов по выявлению индивидуальных особенностей проектирования изделий декоративно-прикладного искусства с опорой на этапы графической деятельности. Обсуждение. Сегодня высшие школы выделяют в качестве приоритетного направления воспитание всесторонне развитой личности инженерных специальностей. В МГТУ им. Г. И. Носова это происходит путем реализации методики обучения, ориентированной на создание специальных условий для мотивации студента к графической деятельности посредством информационных технологий и УМК. Реализуемая методика обучения наглядно показывает, что поэтапное преподавание технической графики позволяет поднять уровень графической подготовки и создает базу для развития проектной культуры будущего инженера. Исследование не исчерпывает полноты проблемы роста уровня проектной культуры в образовательном процессе в целом, требуется проработка и корректировка каждого этапа графического образования. Заключение. Внедренная методика включает в себя учебно-методический комплекс, направленный на поэтапное формирование графической деятельности в рамках учебного процесса средствами чертежной графики. Разработанные материалы могут быть использованы педагогами других вузов при преподавании инженерной графики.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Сибирский лесной журнал

2021

Выпуск № 5

4236.
ПРОВИДЕЦ (К 90-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ Александра Сергеевича ИСАЕВА)

В.Г. Суховольский
Институт леса им. В. Н. Сукачева СО РАН - обособленное подразделение ФИЦ КНЦ СО РАН, Красноярск, Россия
soukhovolsky@yandex.ru
Ключевые слова: Александр Сергеевич Исаев, 90-летний юбилей, памятная статья
Страницы: 7-8

Аннотация >>
Памятная статья, посвященная 90-летнему юбилею выдающегося российского ученого и организатора науки академика РАН Александра Сергеевича Исаева.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 5

4237.
ФАКТОРЫ БИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОПУЛЯЦИЙ СИБИРСКОГО ШЕЛКОПРЯДА И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЗАЩИТЕ ЛЕСА

Ю.И. Гниненко1, Ю.Н. Баранчиков2
1Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства, Пушкино, Россия
gninenko-yuri@mail.ru
2Институт леса им. В. Н. Сукачева СО РАН - обособленное подразделение ФИЦ КНЦ СО РАН, Красноярск, Россия
baranchikov_yuri@yahoo.com
Ключевые слова: биопрепараты, энтомофаги, биологическая защита
Страницы: 9-25

Аннотация >>
В статье приведены основные этапы развития биологических методов защиты леса от гусениц сибирского шелкопряда ( Dendrolimus sibiricus Tschetv.) в России начиная с первой половины ХХ в. до настоящего времени. Показано значение в практике защиты леса бактериальных препаратов, среди которых самый широко применяемый - лепидоцид. Сообщается об отсутствии среди средств защиты запрещенных к применению вирусных препаратов. Приведены сведения о разработке грибных препаратов, подчеркнута их эффективность в борьбе с вредителем. Дан подробный исторический анализ развития классического биологического контроля для защиты леса от сибирского шелкопряда. Описаны случаи и технологии успешного применения яйцееда Telenomus tetratomus Kieffer., обсуждены причины того, что оно не стало важной частью системы биологической защиты таежных лесов. Показана необходимость разработки для таких биологических агентов защиты, как энтомофаги, патогенные грибы и вирусы приемлемых технологий применения и биопроизводства. Подчеркнуто преимущество широкого использования бактериальных препаратов в практике защиты леса от сибирского шелкопряда из-за хорошо проработанной технологии производства и сходства технологии их применения с химическими пестицидами при гарантии получения надежного результата.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 5

4238.
МОДЕЛИ КРИТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В ПОПУЛЯЦИЯХ ЛЕСНЫХ НАСЕКОМЫХ КАК ФАЗОВЫХ ПЕРЕХОДОВ ПЕРВОГО РОДА

В.Г. Суховольский
Институт леса им. В. Н. Сукачева СО РАН - обособленное подразделение ФИЦ КНЦ СО РАН, Красноярск, Россия
soukhovolsky@yandex.ru
Ключевые слова: лесные насекомые, динамика, вспышки массового размножения, моделирование
Страницы: 26-36

Аннотация >>
Исследованы модели динамики численности ряда видов лесных насекомых на основе представлений о вспышке массового размножения как фазового перехода первого рода. В качестве объектов изучения рассмотрены популяции сибирского шелкопряда ( Dendrolimus sibiricus Tschetv.) в Сибири и на Дальнем Востоке, сосновой пяденицы ( Bupalus piniaria L.) в Европе, непарного шелкопряда ( Lymantria dispar (L.)) на Урале, серой лиственничной листовертки ( Zeiraphera griseana (Hübner)) в Альпах. Для ряда видов лесных чешуекрылых (Lepidoptera) построены модели, позволяющие оценить критические плотности популяций и в связи с этим предложить алгоритмы, на основе которых возможно принимать решения о проведении защитных мероприятий. Динамика численности популяций при вспышках массового размножения описана по модели динамики численности как аналога фазового перехода в физических системах. Для снижения уровня ошибок в ходе учетов численности популяций вредителей временных рядов популяционной динамики рассмотренных видов предложен алгоритм их трансформации. В качестве характеристики популяционной динамики предложена функция состояния, вычисляемая как обратная величина вероятности нахождения популяции в состоянии с заданной плотностью. Для функций состояния популяций с режимами вспышек массового размножения установлено наличие двух локальных минимумов и одного локального максимума - потенциального барьера. Предложен метод расчета функций состояния популяций на основе данных временных рядов динамики численности, описаны их характеристики, такие как локальные устойчивые, критическая и полукритическая плотности, восприимчивость к изменению плотности популяции. Введены показатели - индикаторы риска возникновения вспышек массового размножения. Для изученных видов насекомых-филлофагов даны оценки рисков вспышек массового размножения.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 5

4239.
РАЗМЕЩЕНИЕ ОСОБЕЙ СИБИРСКОГО ШЕЛКОПРЯДА В ГРАНИЦАХ ОЧАГОВ ВСПЫШКИ МАССОВОГО РАЗМНОЖЕНИЯ

Ю.Д. Иванова1, А.В. Ковалев2
1Институт биофизики - обособленное подразделение ФИЦ КНЦ СО РАН, Красноярск, Россия
lulja@yandex.ru
2Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр СО РАН», Красноярск, Россия
sunhi.prime@gmail.com
Ключевые слова: насекомые, массовое размножение, фрактальная размерность, модель фазового перехода второго рода
Страницы: 37-48

Аннотация >>
Описаны закономерности микро- и макропространственного распределения особей популяций сибирского шелкопряда ( Dendrolimus sibiricus Tschetv.) во время вспышки массового размножения. Рассмотрена модель распределения особей этого вида по кормовым деревьям на пробных площадях, а дополнительно - модель многолетней пространственной динамики очагов популяции насекомых-вредителей и изучена форма поврежденных им площадей. Для оценки микропространственного распределения особей на территории показана пространственная динамика размещения гусениц вредителя на деревьях на разных фазах градации популяции. Для описания распределения насекомых по деревьям на пробных площадях предложена модель - аналог модели фазовых переходов второго рода в физических системах. Для описания «движения» границ очага массового размножения насекомых-вредителей рассмотрена модель «вязких пальцев» и вычислены фрактальные характеристики границ очагов. Представлены фрактальные оценки размерности границы очага для расчета соотношения плотностей популяции и времени освоения кормового объекта, а также для оценки характера дальнейшего развития очага. Рассмотренные модели верифицированы по материалам различных авторов с использованием данных учетов численности сибирского шелкопряда и заселенности деревьев в очагах его массового размножения и дистанционных данных по площадям и форме очагов. Приведены материалы учетов и дистанционных наблюдений предложенных моделей для оценки критических характеристик плотности популяций и формы очагов массового размножения вредителей на разных фазах градации популяции.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 5

4240.
ВЛИЯНИЕ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ НА РАЗВИТИЕ ВСПЫШЕК МАССОВОГО РАЗМНОЖЕНИЯ СИБИРСКОГО ШЕЛКОПРЯДА В СРЕДНЕЙ СИБИРИ

О.В. Тарасова, В.Е. Волков
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия
olvitarasova2010@yandex.ru
Ключевые слова: Dendrolimus sibiricus Tschetv, динамика численности, массовое размножение, необходимые и достаточные условия, условная вероятность, погода, температура воздуха, осадки, гидротермический коэффициент
Страницы: 49-59

Аннотация >>
Известно, что погода влияет на развитие вспышек массового размножения сибирского шелкопряда ( Dendrolimus sibiricus Tschetv.). Цель настоящего исследования - изучить воздействие погодных факторов - температуры и осадков - на возможность развития очагов массового размножения популяций этого насекомого. Для корректной оценки этого процесса введено представление о необходимых и достаточных погодных условиях, способствующих его развитию. Предложен подход к оценке того, являются ли те или иные погодные условия необходимыми или же достаточными для развития вспышек массового размножения сибирского шелкопряда на территории Красноярского края. В качестве интегрального показателя погодных условий выбран гидротермический коэффициент Селянинова (ГТК): отношение количества осадков за некоторый период к средней температуре за этот же период. Для расчета условных вероятностей вспышки использован байесовский подход. Для различных лесничеств на территории Красноярского края, в которых наблюдались вспышки массового размножения сибирского шелкопряда, были выполнены расчеты ГТК для мая - сентября в период с 1980 по 2017 г. Анализ связи погодных условий с процессами развития вспышек массового размножения сибирского шелкопряда показал, что для этого необходимо наличие сухой и теплой погоды в мае года, предшествующему началу вспышки. Кроме того, для ее прогнозирования необходимы и дополнительные показатели. Тем не менее при реализации погоды с ГТК <1 следует начать проведение более детального мониторинга состояния популяции вредителя. Представляется, что предложенный метод расчетов может быть использован для оценки влияния погоды на развитие популяции не только для сибирского шелкопряда, но и для других видов лесных насекомых-вредителей.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину



Статьи 4231 - 4240 из 44001
Начало | Пред. | 422 423 424 425 426 | След. | Конец Все