Данная работа представляет собой попытку систематизации материала по проблемам этнокультурной адаптации поздних переселенцев из Европейской России в Западной Сибири на примере трансформации поселений и жилищ. Основная ее цель – рассмотреть содержание и ход адаптации этой, одной из основных составляющих культуры жизнеобеспечения этнолокальных групп переселенцев. Проанализированы материалы по наиболее показательным дисперсным группам переселенцев – латышей, немцев, украинцев, чувашей и эстонцев. Восстановлена поселенческая структура, сложившаяся у этих групп на территории Сибири, приведены детальные описания жилищных комплексов.
В статье анализируется проблема разграничения этносоциальных и цивилизационных процессов как процессов развития социокультурных общностей разного порядка. Авторы доказывают невозможность существования моноэтничных цивилизаций и неизбежность их развития на полиэтничной основе. Показано, что этносоциальные процессы, протекающие в этносфере отдельной цивилизации, определяются, с одной стороны, природой базисного для нее этносоциального синтеза (например, романо-германский синтез для европейской цивилизации), а с другой – характером этносоциального отражения, в результате которого выделяется этнос, символизирующий ценности цивилизации (например, Франция или Германия в случае европейской цивилизации).
На основе социологического исследования, проведенного авторами в пяти городах Ханты-Мансийского АО в 2004 г., изучалось отношение народов, проживающих в округе, к русскому народу. Выявлен рост национально-смешанных браков с русскими, установлены высокий уровень доверия, толерантности к русскому народу (как государствообразующему).
В статье представлен краткий обзор существующих методик кросс-культурного изучения ценностей личности, на основе которого обосновывается выбор методики для проведения исследования по дифференциации ценностей молодежи республики Саха (Якутия). На примере использования метода структурно-логической типологизации, применяемой Шварцем, анализируются результаты тестирования ценностных ориентаций учащейся молодежи г. Якутска. В качестве одной из проблемных зон исследования выбран конфликт поколений в отношении доминирования материальных и духовных ценностей. Осуществлена попытка определения места денег и материальных благ в системе стратегических и тактических ценностей молодежи с учетом особенностей этнокультурного подхода.
Статья посвящена влиянию геополитических факторов на динамику межэтнических отношений в Сибири в конце XVII – начале XX в. В качестве наиболее значимых, с точки зрения взаимодействия между русским и аборигенным населением Сибири, геополитических детерминант автор выделяет характер колонизации Сибири русскими, специфику модернизационных процессов в Российской империи и геополитическую ситуацию в указанный период. Делается вывод о том, что противоречивые тенденции развития межэтнических взаимодействий обусловлены спецификой цивилизационного и социокультурного своеобразия России и отображением этого своеобразия в общественном сознании россиян.
На основе данных текущей статистики исследуется рождаемость и рождаемость вне брака в национальных регионах Сибири в 1990 – 2004 гг. Отношение к семейным ценностям у народов, проживающих в Республиках Алтай, Тыва и Хакасия, рассматривается на основе материалов социологического исследования «Народы Евразии в условиях реформ начала ХХI века», проведенного в 2002–2003 гг. Отмечено снижение рождаемости и повышение рождений вне брака.
Целью статьи является выявление на материале конкретного социологического исследования 2005 г. отношения коренных народов Севера — эвенков, эвенов, юкагиров – к сущностным феноменам рыночных реформ в России: приватизации, частной собственности, выделению родовых угодий в традиционных отраслях, социальной дифференциации. Негативное в целом отношение аборигенов Севера к рыночным трансформациям интерпретируется как проявление ментальных характеристик народов российской евразийской цивилизации.
В статье рассматривается изменение этноконфессиональной ситуации в Сибирском регионе в связи с миссионерскими протестантскими практиками. Приводятся данные о численности, деноминационном составе, отношениях с государством современного протестантизма; характеризуется религиозная и правовая деятельность протестантских миссионерских организаций. Особый акцент сделан на миссионерской деятельности пятидесятнических церквей и миссионерских организаций среди коренных народов Сибири.
Статья посвящена проблеме разграничения жанров несказочной прозы алтайцев: мифов, легенд и преданий. Анализ алтайских текстов, связанных с происхождением тех или иных топонимов, позволяет выделить три разных типа нарративов: топонимические предания, топонимические мифы и топонимические легенды, которые обладают разными жанровыми признаками.
В статье рассматривается взаимосвязь прагматической и эстетической функций поэтических элементов обрядовой поэзии, прослеживается, как наряду с магической и ритуальной функциями проявляется поэтическая ценность изобразительных средств.