Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Философия образования

2008

Выпуск № 3

37381.
О ТЕРМИНОЛОГИИ В КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Н. В. Гончарова
Кемеровский государственный университет культуры и искусств, Международная школа иностранных языков «Бенедикт», goncharova_n74@mail.ru
Ключевые слова: культурная антропология, культура, язык, культурная картина мира, языковая картина мира, идеология, мировоззрение, языковая норма, менталитет, взаимосвязь терминов
Страницы: 265-270

Аннотация >>
Статья посвящена изучению основных понятий культурной антропологии, таких как культура, язык, картина мира (культурная и языковая), идеология, мировоззрение, языковая норма, менталитет. Многообразие определений данных терминов является следствием сложности исследуемых явлений. Данные понятия являются характеристикой культуры как сложного феномена в ее взаимодействии с человеком. Автором подчеркивается, что культурная антропология - фундаментальная наука, изучающая общие проблемы культурного развития человечества. Основная цель культурной антропологии - всесторонне изучить процессы формирования и развития человеческой культуры.


Выпуск № 3

37382.
ПРОЦЕСС «КОЭВОЛЮЦИИ» НАУЧНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ЗНАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

В. М. Журавлев
Бийский педагогический государственный университет имени В. М. Шукшина, zwm@yourline.ru
Ключевые слова: духовность, мировоззрение, философия, мораль, наука, религия, образование, принцип дополнительности
Страницы: 270-275

Аннотация >>
В статье рассматривается соотношение научного, философского и религиозного знания в современном образовательном пространстве России. Обращается внимание на возрастающую толерантность в отношениях научного и образовательного сообщества с религиозными конфессиями России, что влияет на понимание целостности человеческой духовности и создает дополнительные условия морального становления личности. Автор выдвигает гипотезу о дополнительности научного и религиозного мировоззрения в рамках единого духовного развития человека. Акцентируется внимание на необходимости разработки в наступившем тысячелетии нового мировоззрения, включающего в себя в преобразованном виде традиционное научное и религиозное знание.


Выпуск № 3

37383.
ОРГАННАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С. М. Будкеев
Барнаульский государственный педагогический университет, budkeev@rambler.ru
Ключевые слова: орган, органная культура, органное обучение, педагогика
Страницы: 276-280

Аннотация >>
В статье предпринят анализ развития органной культуры в России со времен дипломатических связей с Византией. Поскольку православие не использует орган в богослужении, российская органная культура развивается, главным образом, в светском направлении. В проблемном поле, очерченном периодами от возникновения органной педагогики, музицирования, концертного исполнительства и до настоящего времени, анализируются проблемы освоения органного инструментария, развития методик обучения, формирования учебных программ. Автор осуществил анализ особенностей развития органной культуры, выявил закономерности ее развития в широких исторических рамках.


Выпуск № 3

37384.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С. Б. Гасаев
Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина, Детская школа искусств, stas-gasaev@yandex.ru
Ключевые слова: социально-культурные традиции, музыкальное образование, история народных инструментов, исполнительство на балалайке и домре
Страницы: 280-284

Аннотация >>
Показана социально-культурная роль традиций исполнительства на балалайке и домре в современном музыкальном образовании. Обоснована необходимость сохранения традиций народной культуры в музыкальном и искусствоведческом образовании. Рассмотрена история и современное состояние исполнительства на народных музыкальных инструментах - балалайке и домре. Исполнительство на этих инструментах является неотъемлемой частью русской культуры. Поэтому данные традиции необходимо включать в соответствующие предметы музыкального культурологического образования. Автор обосновывает необходимость сохранения российских культурных традиций в музыкальном образовании.


Выпуск № 3

37385.
ФИЛОСОФИЯ ЗВУКА В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В. В. Дутов
Алтайский государственный университет
Ключевые слова: музыкальное образование, творческий потенциал учащихся, музыкально-образное мышление, философия звука исполнительства
Страницы: 284-290

Аннотация >>
Автор рассматривает формирование навыков философского отношения к звуку у будущих музыкантов-профессионалов. В статье раскрывается педагогический подход, позволяющий развить музыкально-образное мышление, постичь философию исполнительского звука и донести ее до слушателя. Констатируется, что философское отношение ученика к исполняемым звукам является фундаментом, без которого невозможно стать настоящим музыкантом. Раскрывается авторский подход к технологии обучения исполнительскому мастерству в указанном направлении. Показано, что результат обучения проявляется в новаторских методиках современного музыкального образования.


Выпуск № 3

37386.
ИСТОКИ АЛТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ

М. Г. Нечаев
Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина, nemix@rambler.ru
Ключевые слова: истоки алтайской культуры, объекты материальной культуры, формирование философского мировоззрения учащихся
Страницы: 290-295

Аннотация >>
Автором представлен социально-философский анализ проблемы истоков алтайской культуры в современном обществе. Рассматривается процесс применения артефактов алтайской культуры в формировании образовательной программы и ее содержании с учетом региональных и национальных особенностей в современном образовательном пространстве. Автор развивает актуальную тему изучения истории и значения объектов материальной культуры Алтая через философское осмысление содержания формы и символики алтайских писаниц, несущих в себе информацию о прошлом. Наибольшее внимание в статье уделяется проблеме интерпретации символизма и трактовке глубинных основ художественного творчества. Данное исследование обогащает возможности программ регионального образовательного компонента в учебных заведениях Сибири.


Выпуск № 3

37387.
КОНТИНУУМ ОБРАЗОВАНИЯ В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ

Н. Г. Смирнова
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Ключевые слова: личность, непрерывное образование, культура, образовательное пространство, культурно-историческая динамика, самоопределение
Страницы: 295-300

Аннотация >>
Целью настоящей статьи является изложение культурно-исторических оснований непрерывного образования как условий формирования личности, адекватной социальным запросам и ожиданиям. Анализируются наиболее известные и влиятельные историко-философские источники, благодаря которым можно утверждать, что идея непрерывного образования зародилась в античности и даже раньше. Описывается ступенчатость образования, направленного на совершенствование культуры личности. Взаимодействие культуры и образования наиболее ярко проявляется в воспитании византийца. Акцентируется внимание на субъективной основе непрерывного образования как самоопределения личности. В настоящее время, в условиях культурно-философского плюрализма обращение к истокам непрерывного образования связано с осмыслением субъектного потенциала личности в образовательном пространстве, как онтологической и педагогической реальности.


Выпуск № 3

37388.
ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ХХ ВЕКЕ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Ю. Г. Марченко
Сибирская государственная геодезическая академия, pavel mar@sibmail.ru
Ключевые слова: системообразующий принцип жизни, глобальный гуманизм, конфликт ценностей, трансформация российского общества
Страницы: 300-306

Аннотация >>
Автор рассматривает культурологические проблемы современного российского общества. Анализирует концепты глобализации, подчеркивая, что происходит смена мировоззрения современного поколения. По мнению автора, вызывает тревогу тот факт, что национальные культуры в условиях глобального гуманизма становятся второстепенными. Подчеркивается, что опасно принимать протекающие трансформационные процессы как оптимальные, необходимо сосредоточивать исследовательскую энергию на особенностях обновления России.


Выпуск № 4

37389.
ОБ ОНТОЛОГИИ ТЕХНОПАРКОВОЙ ИДЕОЛОГИИ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

М. И. Ананич1, Б. О. Майер2, Г. А. Сапожников3
1 Департамент науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области, anmi@obladm.nso.ru
2 Новосибирский государственный педагогический университет, maierbo@gmail.com
3 Департамент науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области, felva@obladm.nso.ru
Ключевые слова: идеология, информационное общество, общество знания, технопарк, инновации, Новосибирская область, экономика, основанная на знаниях
Страницы: 5-20

Аннотация >>
Анализируется онтология технопарковой идеологии в синергетическом концептуальном каркасе применительно к развитию инновационной деятельности. Предлагается синергетическая модель инновационной деятельности, в которой может быть реализована технопарковая идеология. Анализ проводится в контексте модели общества знания и экономики, основанной на знаниях. Описывается реализация предлагаемого подхода на примере инновационной деятельности в Новосибирской области.


Выпуск № 4

37390.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕМОКРАТИИ И ОБРАЗОВАНИЯ (ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

Н. В. Наливайко1, В. И. Панарин2
1 Новосибирский государственный педагогический университет, nnalivaiko@mail.ru
2 Управление общественно-политических связей администрации Новосибирской области, Kav@obladm.nso.ru
Ключевые слова: политическое оформление теории образования, условия глобализации, свобода, демократия
Страницы: 21-27

Аннотация >>
Развитие информационного общества в условиях глобализации связано с демократизацией самого общества и его образовательной системы. Демократизация образования - широкое понятие подразумевающее вовлечение в образовательный процесс всех слоев населения, а также развитие прав и свобод участников образовательного процесса. Мы свободны в той степени, в которой способны разумно участвовать в жизни общества и мыслить независимо, а не просто пассивно откликаться на воздействие социальных факторов. Демократия понимается нами как механизм обеспечения развития личности и защиты общества от авторитарной власти.



Статьи 37381 - 37390 из 43869
Начало | Пред. | 3737 3738 3739 3740 3741 | След. | Конец Все