Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Философия образования

2009

Выпуск № 2

37201.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЗИДАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО БЫТИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Е. А. Куштым
Челябинский государственный университет, saa@urags-chel.ru
Ключевые слова: субъективное бытие, духовное творчество, классический университет
Страницы: 204-211

Аннотация >>
Статья посвящена философско-методологическому аспекту проблемы образования в контексте духовно-интеллектуального становления и развития личности специалиста. Смысл образования состоит в созидании субъективного бытия и социальных отношений. Ведущая роль отводится духовному творчеству. Созидание как смысловая характеристика классического университета положено в основу разработки концептуальных положений его развития в условиях постоянно обновляющегося информационного пространства современной социальной реальности.


Выпуск № 2

37202.
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА

И. С. Вотчин1, Ю. Н. Шаравина2
1 Новосибирский государственный педагогический университет, fp-nspu@yandex.ru
2 Новосибирский государственный педагогический университет, julia.scharavina@gmail.com
Ключевые слова: коммуникационное моделирование, содержание коммуникации, коммуникативный процесс, социальный феномен
Страницы: 211-219

Аннотация >>
В статье актуализируется проблема моделирования и определения содержания понятия коммуникации. Авторы проводят анализ разных моделей коммуникации в контексте общей психологии. Авторы отмечают неоднозначность содержательной составляющей понятия коммуникации и предлагают использовать как метод исследования моделирование, что позволяет интерпретировать коммуникацию и как социально-психологический феномен, и как процесс.


Выпуск № 2

37203.
ВОЗМОЖНОСТЬ ИНДИВИДУЛЬНОГО В РЕПРОДУКТИВНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И. Г. Багно
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), fr2003@bk.ru
Ключевые слова: культурное изменение технической деятельности, воспроизводство преобразования, новация и традиция, индивидуализация и индивидуация, репродуктивная техническая деятельность
Страницы: 219-226

Аннотация >>
В статье предлагается философское обоснование возможности индивидуального в репродуктивной деятельности, рассматриваются условия и формы проявления индивидуального в сфере техники. Автор проводит анализ понятий «индивидуальность», «индивидуализация»,
«индивидуация», раскрывает их логическую связь с категориями «возможность», «действительность», «деятельность». В статье исследуются биологические, культурные и социальные предпосылки индивидуализации, определяющие формирование и развитие различных типов техники, выделяются сущностные характеристики технической деятельности, рассматриваются проявления индивидуального творческого начала в различных формах и на разных уровнях в сфере техники.


Выпуск № 2

37204.
СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БЫТИЯ И АНАЛИЗ ПСИХИЧЕСКОГО: ТРИАДИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

М. М. Семаго
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Московский городской психолого-педагогического университет, intpsychol@mail.ru
Ключевые слова: субстанциональные основы, триадность, постнеклассическая методология, модель психического развития
Страницы: 226-234

Аннотация >>
Статья посвящена проблеме определения логико-аксиологических основ психологии развития, выделения онтологических категорий современного постнеклассического этапа научного знания. Обосновывается необходимость смены бинарной системы анализа на триадичную. Приводится исторический экскурс развития систем анализа от бинарного к триадному, прогноз их дальнейшей динамики. Описываются существующие в различных предметных областях науки (в том числе в психологии) системы триадичного анализа. На основе триадичной парадигмы предлагается модель психического развития, где в качестве единиц анализа берутся регуляторный, пространственный и аффективный параметры, актуализирующиеся в наблюдаемых психологических феноменах.


Выпуск № 2

37205.
ЗАВИСТЬ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ

Н. В. Дмитриева
Новосибирский государственный педагогический университет, dnv2@inbox.ru
Ключевые слова: зависть, психологические механизмы зависти, внутриличностный конфликт, продуктивные и деструктивные формы психологических защит от зависти
Страницы: 234-242

Аннотация >>
В статье рассматривается сложная, редко обсуждаемая проблема психологических механизмов возникновения зависти. Анализируется психологическое содержание внутриличностного конфликта, являющегося следствием зависти. Описываются виды высших и низших форм психологических защит.


Выпуск № 2

37206.
ДИАГНОСТИКА ПОНИМАНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДИАГНОСТИКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Г. М. Серегин
Новосибирский государственный педагогический университет, gseryogin@yandex.ru
Ключевые слова: диагностика качества обучения; диагностика понимания; компоненты диагностики понимания; уровни понимания математического материала
Страницы: 242-247

Аннотация >>
В статье рассматривается вопрос о взаимосвязи понятий диагностики понимания и диагностики качества обучения. Основными критериями качества обучения являются психические и функциональные изменения в деятельности, общении и сознании, которые возникают в результате реализации образовательной программы. Одной из основных функций диагностики является контроль качества процесса обучения. Содержание компонентов диагностики понимания математического материала раскрывается при описании этапов диагностической деятельности. На ее завершающем этапе ставится диагноз в виде описания состояния объекта диагностики. Диагноз понимания учащимися предложенного математического материала позволяет принять решение об оценке уровня понимания и внесении корректив в технологию обучения.


Выпуск № 2

37207.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ МОТИВАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Ю. Н. Яровая
Рубцовский педагогический колледж, rpk@rub-rpc.ru
Ключевые слова: мотивация, нужда, потребность, мотив, побуждение, раздражимость, отражение в ощущении, порог восприятия
Страницы: 248-254

Аннотация >>
Цель статьи - рассмотрение психологических причин мотивационного поведения человека. Главной темой статьи является психика человека, возникшая как регулятор отношений организма и окружающей среды. Заявленная тема статьи рассматривается с разных точек зрения.
В основу статьи положены мысли о том, что мотив, являясь причиной всех поступков человека, определяется психологией нуждой, потребностью, благодаря которым жизнь человека приобретает целенаправленность. Вывод: причина мотивации заключена не только в чувствах, но и в каждом звене процесса отражения, поскольку оно всегда заключает в себе и побудительный компонент.


Выпуск № 2

37208.
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА СУБЪЕКТОВ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Н. В. Нидерер
Новосибирский государственный педагогический университет, nataliyaniderer@yandex.ru
Ключевые слова: модель, диалог, этнос, толерантность, опыт
Страницы: 255-262

Аннотация >>
В статье представлена модель формирования диалогического опыта русскоязычных учащихся в условиях полиэтнической образовательной среды. Автором раскрыта актуальность создания «школы этнокультурного диалога», дано понятие диалогической компетентности, перечислены уровни готовности к этнокультурному диалогу и этапы формирования диалогического опыта.


Выпуск № 2

37209.
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ

В. И. Байтуганов
Новосибирский государственный педагогический университет, vasyuganie@mail.ru
Ключевые слова: моделирование воспитательного пространства, этнокультурный образовательный стандарт, социальная и социокультурная компетентность
Страницы: 262-266

Аннотация >>
По мнению автора, философия культуры сегодня выступает как методология системного гуманитарного знания; как часть познавательного процесса; как аксиология ценностного поведения и ориентаций личности; как смысловые и мировоззренческие универсалии, а также совокупные формы человеческой жизнедеятельности. Анализ культурной традиции, понимаемой как универсальный механизм моделирования воспитательного пространства, может послужить основой для культурологического подхода, реализация которого будет способствовать формированию этнокультурного образовательного стандарта, необходимого для социальной и социокультурной компетентности учащихся.


Выпуск № 2

37210.
КОММУНИКАТИВНАЯ ОНТОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

О. Б. Панова
Томский государственный университет, obp73@mail.ru
Ключевые слова: мировая культура, международное образование, межкультурная коммуникация, современный университет, компетентность преподавателя, ключевые компетенции, научно-образовательный процесс, современные педагогические технологии
Страницы: 266-273

Аннотация >>
В статье анализируется влияние процессов глобализации на развитие современного российского университета и приобретение им статуса международного научно-образовательного комплекса. Обосновывается вывод о том, что коммуникативная подвижность современной культуры вызывает существенные изменения в деятельности университета и способствует внедрению новейших педагогических технологий и коммуникативных стратегий в университетское образование. Определяются ключевые компетенции преподавателя современного российского университета международного уровня, рассматривается компетентностная модель работы преподавателя в международном научно-образовательном пространстве.



Статьи 37201 - 37210 из 43869
Начало | Пред. | 3719 3720 3721 3722 3723 | След. | Конец Все