Т. В. Хомченко1, Н. И. Круне2, И. Л. Беленок3 1 Новосибирский государственный педагогический университет, homchenkotv@ngs.ru 2 Новосибирский государственный педагогический университет 3 Новосибирский государственный педагогический университет
Ключевые слова: информационная компетентность, компетентностный подход, информационные компетенции, заочное и дистанционное обучение
Страницы: 70-77
Статья посвящена проблеме формирования информационной компетентности студентов педагогического вуза при заочном и дистанционном обучении. Представлен анализ работ, посвященных определению понятий «компетенция», «компетентность», «информационная компетентность», проблемам дистанционного обучения. Авторы отмечают актуальность проблемы формирования информационной компетентности студентов, рассматривают роль дистанционного образования в формировании информационной компетентности, приводят основные идеи компетентностного подхода. Выделяют преимущества внедрения элементов дистанционного обучения в заочную форму при изучении информатики.
Д. А. Абдакимова
Новосибирский государственный педагогический университет, abdakim@mail.ru
Ключевые слова: массовая коммуникация, информация, масс-медиа, глобализация, средства массовой информации, массовая культура, постмодерн
Страницы: 78-83
В данной статье исследуются вопросы становления масс-медиа, приводится философский анализ постмодернистских проявлений коммуникационного процесса, рассматриваются теории зарубежных философов, чьи труды стали основополагающими для изучения СМИ. Анализируются такие явления, как информация и общество, а также характеристики взаимодействия общества и информационного потока.
К. А. Антонов
Кемеровский государственный университет, 1tv@ngs.ru
Ключевые слова: массовые коммуникации, органы государственной власти, взаимодействие, общество, политика, теория сетей
Страницы: 83-90
В статье рассматривается деятельность органа власти в направлении организации массово-коммуникационного взаимодействия, которое реализуется на уровне повседневных рутинных профессиональных практик, анализа содержания СМК, определения информационных рисков и выработке мер реагирования на них, разработке комплексных медиапланов, установления связей с экспертным сообществом и лидерами мнений с целью вовлечения граждан в реализацию стратегических социально-политических и экономических программ. Социологическая экспертиза понимается не столько как элемент управленческого воздействия на массово-коммуникационные процессы, сколько как система диагностических и аналитических процедур, обеспечивающих эффективное взаимодействие власти и социально-политических субъектов. Автор предлагает классификацию и этапы применения диагностических процедур для повышения эффективности взаимодействия органа власти и медиа.
В данной статье речь идет о явном парадоксе и неизбежной перспективе. Явный парадокс заключается в том, что мы назвали многих древних философов мудрыми, но по большей части проигнорировали или извращаем их мудрость. Лао-Цзы, Сократ и Иисус нераз выступали в поддержку «незнания». Христианские, рациональные и интеллектуальные философы отказались от этой позиции, хотя все великие предупреждали нас относительно тщетности иллюзорности «знания». Неизбежная перспектива, с каждым днем все очевиднее проявляющаяся в глобальном потеплении и уничтожении миллионов видов животных (особенно тропических лесов), заставляет нас задуматься, в каком положении мы находимся. Нам необходимо поверить, что невозможные меры могут - и должны - быть предприняты, если мы не хотим уничтожить собственную цивилизацию, причем уже в этом столетии.
Л. А. Хикман
(Центр Исследований Дьюи, Университет Южного Иллинойса
Ключевые слова: религия, преподавание религии, глобальная культура, прагматизм
Страницы: 96-105
Автор приглашает читателей к размышлению над следующими вопросами: учитывая догматизм и закрытость многих форм религиозных верований, как достичь расширения религиозного кругозора студентов? Принимая во внимания тот факт, что все мы живем в «глобальной деревне», как мы можем помочь студентам оценить, какие формы религиозных верований лучше адаптированы к новым обстоятельствам? Возможно ли жителям «глобальной деревни», несмотря на многочисленные различия, разделять некоторую общую веру? Как мы можем помочь студентам разобраться с подобными вопросами, которые очень трудны, поскольку являются одновременно и глубоко личными, и сугубо общественными?
Ю. И. Дубровин
Сибирский институт международных отношений и регионоведения, simor@simor.ru
Ключевые слова: конституционная реформа федерализма, регулирование управленческих процессов, культура государственности, автономия муниципалитетов, «новый менеджеризм», модель управления, партиципаторная демократия
Страницы: 105-112
Специфика современных административных реформ в Германии состоит в том, что они проходят на фоне крупномасштабной конституционной реформы федерализма, которая непосредственно касается административных полномочий центра и регионов. Процесс реформирования в ФРГ происходит в сфере законодательства, государственной службы, бюджета и распределения доходов, образования, охраны окружающей среды, а также в государственных органах, занимающихся борьбой с терроризмом. В целом реформы направлены на изменение системы местного самоуправления на основе стратегии «нового менеджеризма» и партиципаторной демократии.
В. А. Иванова
Барнаульский государственный педагогический университет, iva-nauka@mail.ru
Ключевые слова: язык науки, семиотическое исследование, логика и динамика
Страницы: 113-119
Цель статьи - показать значимость семантико-прагматических аспектов в исследовании языка науки. Автором анализируются системность логосферы бытия научного познания, а также явления интеллекта, знаков как языковых объектов, имеющих сложнейшую структуру. Эту структуру не способна отразить одна только формальная логика. Динамика языка науки рассмотрена в логическом аспекте от контрадикторности к контрарности и далее к интегративности.
Д. Ю. Ануфриева
Новосибирский государственный педагогический университет 630126, dinaanufrieva @rambler.ru
Ключевые слова: герменевтика, педагогическая герменевтика, образование, смыслообразование, личный опыт
Страницы: 119-124
В статье раскрывается герменевтический подход к пониманию сущности образовательного процесса. Выделяются и описываются основные характеристики процесса образования в философии герменевтики: переживание как основной механизм процессов обучения и воспитания, личный опыт ученика как важный компонент образовательного процесса, смыслообразование. Делается вывод, что в философии герменевтики процесс образования должен быть ориентирован на раскрытие и развитие личного опыта ученика. Отмечается значимость идей педагогической герменевтики для решения современных проблем обучения и воспитания.
Л. С. Сокол
Новосибирский государственный технический университет, ochotin@online.nsk.ru
Ключевые слова: время, пространство, многоаспектность, циклическое время, линейное время, история языка
Страницы: 124-131
Cтатья посвящена исследованию проблемы отражения временных отношений в языке в рамках исторического происхождения понятия времени и выражающих его форм языка. Лингвистическая проблема в области исследования категории времени раскрывается в определении способов номинации данной категории и описании семантического комплекса, воплощенного в языковых знаках. Предлагаемая работа основывается на этимологических исследованиях концепта «время». Приводимый в данной работе этимологический материал из различных языков служит подтверждением тому, что базой для номинации древних представлений о лежащем за пределами видения и осязания времени были ассоциации, связанные с простейшими физическими действиями, производимыми в пространстве.
Е. В. Демина
Новосибирский государственный педагогический университет, deminaev@mail.ru
Ключевые слова: дифференциальная психология, индивидуальные различия, развитие языковой личности, вербальные ассоциации, качественный анализ языковых способностей, вариативность языковых способностей
Страницы: 131-136
В статье анализируются научные воззрения, возникшие в школе дифференциальной психологии Б. М. Теплова и Н. Д. Небылицына, которые разрабатывали современную проблематику индивидуальных различий языковых способностей человека. В статье подчеркивается роль оценки качественных характеристик языковых способностей в лингводидактическом аспекте развития языковой личности школьника. Автор обосновывает положение об индивидуальной обусловленности ассоциации как минимальной единицы текстопорождения. Приведены данные психологической диагностики индивидуальных различий языковых способностей старших подростков методом ассоциативного эксперимента.