Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Философия образования

2012

Выпуск № 5

34771.
РЕКРУТИРОВАНИЕ ЭЛИТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ

Е. О. Подолько1, С. И. Филиппченкова2
1 Тверской государственный технический университет
2 Тверская государственная медицинская академия
pif1997@mail.ru, sfilippchenkova@mail.ru
Ключевые слова: личность, констелляция элит-качеств, личностный потенциал, рекрутирование элиты, практические экспектации
Страницы: 29-35

Аннотация >>
В статье показано, что постмодернистской модели элитарного сознания отвечают представления российской молодежи об элите. С помощью опроса и психологической диагностики выявлена констелляция элит-качеств у студентов и аспирантов вузов, у представителей «действующей» элиты. В статье обосновывается возможность расширения личностного потенциала, формирования тех субъектных и личностных элит-качеств, которые удовлетворяют требованиям по изменению роли элиты в условиях новых вызовов и рисков. Результаты исследования представляют интерес в плане решения проблемы рекрутирования элиты в России в эпоху «экономики знаний», установления новой системы выдвижения лучших людей; кроме того, они необходимы для разработки образовательных программ, психолого-педагогических технологий по выявлению и инициированию личностной и субъектной активности.


Выпуск № 5

34772.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

В. В. Орлова
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
orlova_vv@mail.ru
Ключевые слова: самодетерминация, саморегуляция, автономия, общество, личность, инновационная среда
Страницы: 35-40

Аннотация >>
В статье излагаются методологические аспекты социальных практик молодежи на основе системного подхода в контексте инновационных процессов, рассматриваются факторы инновационной среды как основания самодетерминации и саморегуляции молодежи.


Выпуск № 5

34773.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ: ОБРАЗОВАНИЕ КАК АДАПТАЦИЯ

В. О. Богданова
Челябинский государственный педагогический университет
verovictory@mail.ru
Ключевые слова: педагогический конструктивизм, конструктивистское философствование, образование как адаптация
Страницы: 41-46

Аннотация >>
В статье раскрываются основные принципы педагогического конструктивизма и обосновывается идея эффективности его применения в теории и практике образования. С точки зрения конструктивизма образование - естественный адаптивный процесс. Адаптация субъекта к условиям окружающего мира выражается в решении жизненно важных задач. Конструктивистский подход в образовании формирует определенный тип поведения и связанную с ним типологию мышления «на результат» в его практическом приложении к будущему. Он ориентирован на формирование привычки к позитивному восприятию действительности, к открытости всем способам деятельности в ней, то есть на активную жизненную позицию.


Выпуск № 5

34774.
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМ

В. Н. Турченко1, Р. Н. Шматков2
1 Новосибирский архитектурно-строительный университет
2 Сибирский государственный университет путей сообщения
otechestvo-stu@mail.ru, srn-travel@mail.ru
Ключевые слова: качество высшего образования, онтологические проблемы, гносеологические проблемы, социальная философия
Страницы: 46-54

Аннотация >>
Настоящая работа посвящена исследованию онтологических и гносеологических проблем качества высшего образования с позиций социальной философии. Основная онтологическая проблема качества высшего образования в современной России заключается в противоречии между общественно необходимым и фактическим качеством профессиональной подготовки большинства выпускников высшей школы. Основная гносеологическая проблема состоит в том, что теоретические понятия общественно необходимого и фактического качества профессиональной подготовки выпускников высшей школы пока не получили философско-методологического осмысления, достаточного для их эмпирической интерпретации. Подлинно национальные стратегические цели качества высшего образования заключаются в сбережении и всемерном развитии жизненных сил нации, в обеспечении суверенитета и целостности страны, использовании ее ресурсов во благо большинства населения России.


Выпуск № 5

34775.
АНТРОПОХОЛИЗМ И АНТРОПОПАРЦИАЛИЗМ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА

Е. В. Ушакова1, Н. В. Кулипанова2
1 Алтайский государственный медицинский университет
2 Алтайский филиал Московского государственного университета культуры и искусств
foaushakova@bk.ru, foaushakova@bk.ru
Ключевые слова: философия человека и философия образования, антропоцентризм в образовании, антропологические парадигмы образования, антропохолизм, антропопарциализм в образовании
Страницы: 54-61

Аннотация >>
В статье показаны разные типы систем образования - целостного гражданского и поляризованного элитарно-массового, которые принципиально различаются содержанием и сущностью. Применен антропологический подход к образованию, поскольку по своей сути образование антропоцентрично. Но человек в разных типах образовательных систем предстает по-разному. Формируются полярные парадигмы антропохолизма и антропопарциализма в образовании. Компетентностный подход представляет парадигму антропопарциализма, основан на либерально-рыночном экономическом детерминизме, ведет к разрушению целостной системы отечественного профессионального образования.


Выпуск № 5

34776.
СТОЛКНОВЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ТЕНДЕНЦИИ И РЕШЕНИЯ

О. Т. Лойко
Томский политехнический университет
loyko2011@yandex.ru
Ключевые слова: ценность, образование, компетентностный подход, толерантность
Страницы: 62-69

Аннотация >>
Автор анализирует проблему ценностных ориентаций в российской и американской системах образования. Образование представлено как актуальный, постоянно развивающийся феномен современного глобального сообщества. Рассматривая образование в контексте культуры, автор выделяет его общекультурные функции. Сравнительное исследование образования наиболее полно реализуется в компетентностном подходе, ориентированном на получение навыков владения новыми знаниями с их последующим практическим применением. Показана альтернатива столкновения ценностных установок в образовании, реализуемом в процессе формирования толерантного сообщества.


Выпуск № 5

34777.
АКСИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: «ИЩУ ЧЕЛОВЕКА!»

С. В. Борисов
Челябинский государственный педагогический университет
borisovsv69@mail.ru
Ключевые слова: ценности, сознание, культура, образование, воспитание
Страницы: 69-77

Аннотация >>
В статье обосновывается утверждение о том, что основной ценностью образования является достижение личностью моральной, психологической и социальной зрелости. Образование есть воспитание души, воспитание свободы. Это помощь в тех видах деятельности, которые связаны с взаимодействием людей, одни из которых помогают другим измениться к лучшему, усовершенствоваться. Следовательно, материал образовательных предметов - это лишь средство для прояснения личностного смысла, интересов и забот учащихся.


Выпуск № 5

34778.
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА: ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА ПРОБЛЕМЫ

Т. А. Павлова
Алтайский государственный университет
tapavlov@ mail.ru
Ключевые слова: свобода человека, социальная безопасность, взаимосвязь свободы и социальной безопасности, человек, общество
Страницы: 77-84

Аннотация >>
Цель статьи - изучить взаимосвязь категорий социальной безопасности и свободы человека, установить взаимосвязь категорий социальной безопасности и свободы человека в социуме. Если другие категории, относимые к понятиям вечных ценностей, более или менее определимы каждым человеком внутри его сознания, духовности, то проблема взаимосвязи социальной безопасности и свободы человека в социуме всегда кажется недостижимой. Проявляясь в различных сферах жизнедеятельности, данные категории всегда остаются ценностями для человека, определяя его жизнь в обществе.


Выпуск № 5

34779.
ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

М. Ф. Кузнецова
Сибирский федеральный университет
mfkuznecova@mail.ru
Ключевые слова: национальная безопасность, национальная система образования, научная школа, культура, цивилизация, образовательные институты, университет, модель мира, общество
Страницы: 85-90

Аннотация >>
Статья посвящена анализу проблемы национальной безопасности в научно-образовательном пространстве. Рассматриваются угрозы развитию образовательных институтов в современном глобализирующемся мире. Автор показывает необходимость соответствия типов (моделей) высшего образования исторически сложившемуся типу социальности, модели мира. Обосновывается актуальность социально-философского и философско-методологического осмысления реформирования высшего образования и его институтов.


Выпуск № 5

34780.
ДИАЛОГ МИРОВОЗЗРЕНИЙ - ОСНОВАНИЕ ДЛЯ БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

С. В. Камашев
Новосибирский государственный педагогический университет
kvs200@ngs.ru
Ключевые слова: глобализация, диалог культур, диалог мировоззрений, мировоззренческая безопасность, общественное бытие, цивилизация
Страницы: 91-97

Аннотация >>
Автор обращается к мировоззрению в условиях глобализации. Диалог мировоззрений рассматривается как условие безопасного развития мировой цивилизации. Обосновывается актуальность сближения мировоззрений Запада и Востока в современных условиях. В статье рассматривается роль России, двуединая природа культуры которой позволяет ей стать своего рода посредником между Востоком и Западом в становлении единого цивилизационного мировоззрения. Автор делает вывод о том, что диалог мировоззрений в современном глобализирующемся мире стал необходимой реальностью и является одним из важных условий самосохранения человечества



Статьи 34771 - 34780 из 45616
Начало | Пред. | 3476 3477 3478 3479 3480 | След. | Конец Все