Г. С. Солодова
Институт философии и права СО РАН solodova@mail.nsk.ru
Ключевые слова: иноэтничные мигранты, принимающее общество, система образования, социокультурная интеграция, общегражданская идентичность
Страницы: 177-181
Статья посвящена рассмотрению проблем, связанных с миграционными процессами и ролью системы образования в сохранении социокультурной цельности общества. Приток мигрантов не позволяет игнорировать факт их принадлежности к иным ценностям и традициям, смена места жительства не означает полной замены прошлых, тради- ционных практик и представлений. Одним из следствий этого может стать духовная и экономическая фрагментация общества. Система образования - один из основных институтов, способных эффективно противостоять социокультурной и этнической локализации.
Т. В. Конюхова1, Е. Т. Конюхова2 1 Томский политехнический университет 2 Кузбасская государственная педагогическая академия konykhova@sibmail.com, konjuhova50@mail.ru
Ключевые слова: социально-личностные ресурсы, образовательное пространство, жизнестойкость личности, типы поведения человека, паттерн установок
Страницы: 181-185
В данной статье представлены результаты исследования социально-личностных ресурсов жизнестойкости личности и выявлено, каким образом формируются ресурсные возможности (на примере образовательного пространства Центра подготовки и переподготовки специалистов) при актуализации субъектом «паттерна установок» в образовательном поле.
А. И. Иконников1, С. Ф. Денисов2 1 Дальневосточный государственный гуманитарный университет 2 Омский государственный педагогический университет aiikonnikov@mail.ru
Ключевые слова: творческие способности, художественная композиция, порог восприятия, диаграмма
Страницы: 185-192
Статья посвящена исследованию проблем развития творческих способностей у студентов вузов. Автор дает краткую характеристику современного состояния процесса создания художественной композиции, выявляет проблемы и предлагает пути их устранения. Изменения в создании художественных произведений во многом стимулируются достижениями современных технологий. Формирование творческих способностей студентов, их способность овладеть композиционной сборкой указывает на мышления, которое ориентировано не на распознавание объектов с помощью категорий, а на столкновение с чем-то нераспознаваемым. Соответственно, автор считает, что при создании композиции студент должен быть ориентирован не столько на поиск решений, сколько на постановку проблем, создание загадок, тайны, множественность творческих инноваций.
В. Н. Никитенко
Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН rsgilab@rambler.ru
Ключевые слова: система, образ, образование, знания, педагогика, эдукология, ноосфера
Страницы: 192-196
В статье представляется иное, по сравнению со сложившимся в гуманитарных науках, понимание сущности образования и его миссии в развитии систем разного порядка - от конкретного человека до всей Вселенной. Автор обосновывает точку зрения на образование как явление, присущее всем сложно организованным системам, а на народное образование как на «локомотив» в изменении образов более сложных систем, включающих в себя и человека, и природу, и общество.
В. Н. Введенский
Белгородский государственный институт искусств и культуры vvedenskij@yandex.ru
Ключевые слова: глобализация, культура, новая философия образования, адаптация, интернализация, воспитание
Страницы: 196-200
На основе рассмотрения процесса глобализации как нового этапа интеграции и колонизации народов и их культур автор предлагает рассматривать культуру в качестве средства адаптации и защиты человека в условиях необратимой глобализации. Автор делает вывод о том, что характер реализации новых образовательных идей в глобализирующемся мире напрямую зависит от институциональных факторов и установок государства и общества.
П. Е. Таркин
Военно-инженерная академия им. В. В. Куйбышева Pavlik1937@mail.ru
Ключевые слова: новые экономические условия, трансформация социума, патриотизм, общественное, индивидуальное сознание, отечество, патриотизм, патриотическое сознание, воспитание, образование
Страницы: 200-207
Патриотизм объективно был и остается движущей силой развития и защиты национальных отечеств. Особенные черты народного менталитета складывались веками: это стремление к правде и справедливости, коллективизм, ориентация на вечные ценности, неверие в благие цели властных решений, вера в будущее, стратегия поведения на основе гуманизма и сострадания, любви и милосердия, соборности и др. Главной составляющей Российского духа всегда была любовь к своей Родине, стремление отстоять ее суверенитет, воспроизвести ее величие. Но каковы сегодня, в условиях мощной трансформации России, тенденции определения патриотизма и возможности формирования системы воспитания?
С. А. Ушакова
Новосибирский государственный педагогический университет svetla77@yandex.ru
Ключевые слова: «творчество» и «креативность», образование и развитие личности, современный подход
Страницы: 207-211
В статье проведен анализ научной литературы и выяснены существенные признаки понятий «творчество» и «креативность». Определены взаимосвязи между этими понятиями. Показана возможность и необходимость теоретических знаний, которые позволят учителю творчески подходить к практической деятельности.
Б. В. Сапрыгин
Новосибирский государственный педагогический университет saprygin2007@yandex.ru
Ключевые слова: психолингвистическая установка, знание, мышление, язык, вербализация, невербальный, аналитическая философия
Страницы: 2012-216
На формирование знания огромное влияние оказывают психолингвистические установки, определяющие мышление создателей этого знания. Сам тип знания, который возникает в той или иной культуре, во многом зависит от присущих ее носителям психолингвистических особенностей. Разговор о том, как язык влияет на возникающее на его основе знание, включая науку и образование, является основной темой данной статьи. Делается вывод о том, что важно отдавать себе отчет, что реально подразумевают те или иные понятия и суждения в том языке, на котором они были первоначально созданы.
Л. П. Загорулько
НВИ внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России lpzagorulko@list.ru
Ключевые слова: языковая политика, национальная безопасность, миграционная политика, глобальное коммуникационное пространство, экономическая интеграция
Страницы: 217-221
В статье рассматривается языковая политика в категориальном поле социальной философии. Автор исследует проблемы языковой политики в контексте проблем национальной безопасности, миграционной политики, формирования глобального коммуникационного пространства, экономической интеграции, взаимовлияния языка и науки, а также соотношения власти и языка.
Л. Ф. Щербинина
Алтайская государственная педагогическая академия hist-mpi@uni-altai.ru
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, конституционное право, органы государственной власти, особый статус, контрольная власть, контрольная ветвь власти, образовательный процесс
Страницы: 222-225
Автор рассматривает важность преподавания в вузах учебной дисциплины «Конституционное право Российской Федерации», способствующей формированию правового самосознания, политической культуры, социальной ответственности личности.
В статье показана зависимость качества содержания данного теоретического курса от актуальности развития дисциплины «Конституционное право». В связи с этим в статье анализируется роль и значение органов государственной власти, не относящихся ни к одной ветви власти, установленных Конституцией Российской Федерации, подчеркивается необходимость более глубокого и целостного изучения данной проблемы в рамках образовательных программ.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее