С. И. Черных, В. И. Паршиков
Новосибирский государственный аграрный университет 2560380@ngs.ru, idpo@ngs.ru
Ключевые слова: функции образования и информация, образовательное отношение, дистанционное образование
Страницы: 50-55
В данной статье анализируются некоторые аспекты в соотношении реального и виртуального в процессе изменений, происходящих в системе образования. Авторы отмечают, что в последнее время наметился дисбаланс в соотношении такой функции образования, как «самовоспроизводство, саморазвитие и самосохранение общества», и функции развития и совершенствования личности. Своеобразным катализатором этого процесса является развитие онлайн-образования и ИТ-технологий, ведущее к виртуализации образования и качественному изменению образовательного процесса. В этих условиях образование теряет свою общественную функцию и (при определенных условиях) рискует превратиться из гаранта воспроизводства общества в свой антипод. Изменение структуры образовательного отношения - в сторону его виртуализации и лавинообразного увеличения информационного поля обучаемого - приводит к дефляции статуса обучающего и образования в целом как системно-организующего начала в процессе социализации личности.
Ю. В. Пушкарёв
Новосибирский государственный педагогический университет pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: инновационное развитие системы образования, качество образования, инновационные образовательные технологии
Страницы: 55-60
Автор статьи анализирует проблему инновационного развития системы образования в современных информационных условиях. Отмечается, что в настоящее время активно происходят многочисленные инновационные процессы, затрагивающие систему образования. Подчеркивается, что инновации в образовании развиваются в двух основных направлениях: с одной стороны, в направлении повышения эффективности (качества) образовательного процесса, а с другой - в направлении количественного увеличения числа инноваций, что связано с использованием современных инновационных образовательных технологий.
Ф. И. Розанов
Братский государственный университет, филиал в г. Усть-Илимске firoz@narod.ru
Ключевые слова: образовательная система, информациональное общество, классическая педагогика, трансформация образования, информационный обмен, система «учитель-ученик»
Страницы: 60-64
В статье дается краткий анализ ключевых проблем современной образовательной системы. Рассматривается классическая парадигма организации учебного процесса как жестко структурированного однонаправленного процесса передачи информации от учителя к ученику. Доказывается необходимость перехода к новой парадигме образования как двустороннего информационного обмена в системе «учитель-ученик», основанной на свободном творчестве, равноправии и взаимном обучении в процессе совместной учебной, игровой, научно-исследовательской и практической деятельности.
М. Н. Шматков
Сибирский государственный университет путей сообщения mihnik2001@mail.ru
Ключевые слова: информатизация образования, управление процессом информатизации образования, ценность информации, моделирование границ образовательных систем
Страницы: 64-70
В данной статье автором предложен подход к построению методологии управления информационными процессами в образовательных системах, основанный на социально-философском анализе проблем информатизации образования. Показано, что информатизация в сфере образования принципиально отличается от информатизации общества своим субъективным характером, а кроме того, самым непосредственным образом затрагивает сферу ценностей. Таким образом, возникает необходимость определения границ информатизации образования.
Н. В. Наливайко1, Е. В. Ушакова2 1 Институт философии и права СО РАН nnalivaiko@mail.ru 2 Алтайский государственный университет androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: информационное общество, общество знаний, инновационное общество, современное образование, специфика образования в обществе ХXI в
Страницы: 71-80
Авторы анализируют содержание и смыслы современного этапа социального развития в его взаимосвязи с образованием, а также сущность, роль и символы образования в обществе ХXI в. В статье исследована специфика социального развития в конце ХХ - начале ХXI вв., показаны взаимосвязь и различия разных ступеней постиндустриального общества (информационного общества, общества знаний и инновационного общества), обоснована специфика образовательных систем на этих ступенях социальной организации. Таким образом, обоснованы различная роль и содержание образования в разных формах организации современного общества - знаниевом и инновационном.
Е. Л. Башманова
Курский государственный университет allalena07@rambler.ru
Ключевые слова: социально-интегративная функция образования, социальное расслоение, культурный капитал, отношение к образованию
Страницы: 80-88
Статья посвящена проблеме реализации социально-интегративной функции образования в условиях резкого социального расслоения учащихся. Раскрывая противоречия в реализации социально-интегративной функции образования в современной школе, автор приводит данные экспериментального исследования специфики культурного капитала учащихся из различных социальных слоев, свидетельствующие о социально-культурном диссонансе в школе, и формулирует предложения по оптимизации педагогического взаимодействия в условиях резкого социального расслоения учащихся.
О. В. Цигулева
Новосибирский институт экономики и менеджмента oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: интеграция российской высшей школы, европейская система высшего образования, аккредитация образовательных программ, двухуровневая система
Страницы: 88-94
Данная статья посвящена интеграции российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования. Автор отмечает, что одна из основных проблем интеграции российской высшей школы заключается в правовом регулировании перехода на двухуровневую систему высшего образования.
А. М. Аллагулов
Оренбургский государственный педагогический университет art_hist@mail.ru
Ключевые слова: образовательная политика, историко-педагогическое познание, высшие органы государственной власти, система образования, земская школа, церковно-приходская школа
Страницы: 94-102
Целью настоящей статьи является выделение и структурирование концептуально-теоретических положений и процессуально-технологического опыта, составляющих содержание образовательной политики России во второй половине XIX - начале XX вв. В статье раскрывается актуальность формирования образовательной политики в России в историко-педагогической ретроспективе, выявляются особенности образовательной политики в России указанного периода. Автор анализирует особенности разграничения компетенций между высшими органами государственной власти в сфере образования, выделяя предпосылки развития образовательной политики в рассматриваемый период и отмечая влияние общественно-педагогического движения на формирование данной политики.
С. В. Камашев
Новосибирский государственный педагогический университет kvs200@ngs.ru
Ключевые слова: стратегия, национальная безопасность, стратегические национальные приоритеты и образование, глобализация, конкурентоспособность, человеческий потенциал
Страницы: 102-109
Автор обращается к проблеме национальной безопасности и роли системы образования в обеспечении ее соответствующего уровня, что является актуальным в современных условиях. В статье рассматривается «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и показывается, что она представляет собой стройную систему и соотносится с краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективами развития России. Делается вывод о том, что в рамках данной стратегии предложен принципиально новый подход к вопросам безопасности, включающий в качестве основного стратегического национального приоритета систему отечественного образования, воздействующую на все без исключения уровни национальной безопасности.
С. П. Дуреев1, Н. С. Дуреева2 1 Сибирский государственный аэрокосмический университет churinov@sibsau.ru 2 Сибирский федеральный университет churinov@sibsau.ru
Ключевые слова: самоорганизация общества, развитие местного самоуправления, местное сообщество
Страницы: 109-113
В статье исследуется местное самоуправление как основа формирования демократического гражданского общества. Показано, что развитие местного самоуправления опирается на принципы самоорганизации общества. Развитие местного самоуправления может происходить в результате естественной эволюции общества или под воздействием внешних факторов. Доказывается, что в ходе естественного развития происходит формирование местного сообщества. Оно представляет собой механизм взаимодействия общества и государства и выступает проводником местных и государственных интересов.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее