А. О. Карпов
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана apfn@mx.bmstu.ru
Ключевые слова: образовательная эпистемология, генеративная дидактика, общество знаний
Страницы: 113-121
Эпистемологический базис современного образования основывается на открытой и развивающейся карте мира, соответствующей инновационному характеру сегодняшнего общества. Такой подход несоизмерим с классической педагогической теорией, которая оперирует знаниями в классной комнате в формате учебников, перечисляющих научные факты. Цель статьи - дать представление о комплексе педагогических идей, находящихся на переднем плане познавательного интереса общества знаний. Автором формулируется понятие генеративной дидактики, содержание которого раскрывается через концепты «познавательная гибкость», «познавательная генеративность» и «социокультурное взаимодействие» процесса обучения.
Н. Б. Яновская, Г. Б. Яновский
Новокузнецкий филиал Томского государственного политехнического университета naina.b.yanovskaya@gmail.com, gleb.b.yanovskiy@gmail.com
Ключевые слова: реформирование образования, образовательный процесс, организация учебного процесса, единый государственный экзамен
Страницы: 121-126
Существует глубокая зависимость между уровнем развития общества и уровнем качества образования в нем. Тема реформирования образовательной системы активно обсуждается еще с 1990-х гг. Одной из причин потребности в реформах стало формирование группы риска школьной дезадаптации и непродуманные действия по управлению образовательным процессом со стороны реформаторов. В статье (на примере курса математики) показано, что стремление реформаторов втиснуть в ограниченное время обучения в средней школе как можно больше разноплановых сведений, причем без связи с содержанием и методами обучения математике в высшей школе снижает качество обучения. По мнению авторов, благодаря ЕГЭ оценка знаний становится объективной.
Т. М. Гончарова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва genepotters@mail.ru
Ключевые слова: типы социальности, культурно-цивилизационный подход, демонтаж общества, ценностно-нормативный комплекс, глобализация, манипуляция сознанием/ поведением, человек массы, политическая элита, бизнес-элита
Страницы: 126-130
Автор, основываясь на цивилизационном подходе, анализирует логику реформы образования, проводимую в современной России. Показывая необходимость соответствия типов средней и высшей школы исторически сложившемуся типу социальности, автор делает вывод о том, что деятельность отечественных реформаторов от образования направлена на демонтаж жизненно важного для воспроизводства российского общества комплекса общественных отношений.
Л. Н. Чернышева
Новосибирский государственный педагогический университет chln2inbox.ru@inbox.ru
Ключевые слова: воспитание личности, статус чтения и книги, читательская культура в Великобритании, широкое читательское сообщество
Страницы: 131-137
В данной статье отмечается целесообразность государственных шагов в области изменения отношения детей, молодежи и их родителей к чтению и книге. Автором рассматривается роль чтения и книги в воспитании личности. Анализируются пути приобщения школьников Великобритании к чтению и роль правительства в интеграции этих путей. Дается обзор ключевых проектов, реализуемых государством и социальными институтами Объединенного Королевства для формирования широкого читательского сообщества и повышения статуса чтения и книги в обществе.
М. В. Букатая
Алтайский государственный университет mbukataya@yandex.ru
Ключевые слова: педагогические принципы, информационные технологии в образовании, традиционное и инновационное образование
Страницы: 138-144
В статье рассматриваются некоторые традиционные и инновационные подходы к образованию в Китае. Автор делает акцент на культурных предпосылках и достижениях конструктивного использования обоих подходов в развитии образования. Показаны противоречивые тенденции в культуре Китая: множество изобретений и культ знания, с одной стороны, и настороженное отношение к прогрессу, который мог привести к нарушению равновесия рабочих мест - с другой. Автором использован собственный перевод релевантных материалов публикаций китайских ученых и сделан вывод о развитии образования в современном Китае на основе синтеза традиционных ценностей и инновационных решений.
А. К. Ерохин
Тихоокеанский государственный экономический университет logos31@rambler.ru
Ключевые слова: философия образования, принцип ненасилия, этическое воспитание, национальный характер, профессиональная подготовка, национальная система образования
Страницы: 145-153
В статье исследуется практический аспект философии образования М. Ганди, а также собственно система образования, разработанная М. Ганди. Автор акцентирует внимание на слиянии и развитии восточного и европейского, древнего и современного, вечного и обыденного в мировоззрении Ганди, которое определило особенности его системы образования: целостность и противоречивость, простоту и парадоксальность, постоянство и непоследовательность. Эти особенности рассматриваются в статье через призму отношений наставника и ученика. Делается вывод, что для Ганди единственно правильный путь изменения жизни - образование и воспитание людей, их самосовершенствование и очищение.
А. В. Мирча
Новосибирский государственный технический университет segun_83@mail.ru
Ключевые слова: гендерные отношения, культурная глобализация, дуализм сото/ути, трансформация традиционных ценностей, образовательные и политические институты
Страницы: 153-161
В данной статье автором предпринимается попытка исследовать роль образовательных институтов Японии в трансформации социальных отношений полов, обусловленной культурной глобализацией. Показано, что в рамках традиционной японской культуры ценности гендерного равенства внедряются через образовательные институты, которые, в свою очередь, обеспечивают подготовку носителей этих глобальных ценностей.
В данной статье предлагается философский анализ значения спорта с точки зрения истины, понимаемой как откровение (алетейя). Сущность спорта -- это не битва в военном смысле, но конфликт, являющийся условием для истинного откровения. Через спорт обычный человек может приобщиться к истине в её чистейшей форме, и поэтому допинг не только неэтичен, но и является буквальным выражением фундаментальной лжи.
Шмайсова-Бухтова Божена, Йозеф Шмайс
Университет им. Масарика buchtova@econ.muni.cz, smajs@mail.muni.cz
Ключевые слова: образование, рынок труда, безработица, квалификация, общество знаний
Страницы: 166-173
В современной экономике более, чем когда-либо, ставится акцент на использование знания и информации. Структура знаний населения - картина зрелости страны. Обладать правом на образование должны все, кто хочет этого. Однако общество знаний, если судить по опыту экономически развитых стран Европы, не решает проблемы низкой конкурентоспособности, высокого уровня безработицы, развития демократии и гражданского общества. Необходим анализ изменений в образовании в трансформирующейся экономике - изменений, которые оказывают активное влияние на рынок труда и общество.
Е. В. Погребняк
Новосибирский государственный педагогический университет Pogrebnyak-E@yandex.ru
Ключевые слова: изменение профессиональной позиции, личностный смысл, социальная установка, профессиональные стереотипы
Страницы: 174-180
Современное образование сталкивается с отсутствием желания педагогических кадров пересмотреть свои неконструктивные профессиональные позиции. Опираясь на теоретико-методологические исследования, автор выявляет факторы, влияющие на процесс личностного переосмысления жизненных и профессиональных ценностей. Исследованы механизмы влияния на сущностные структуры стереотипизированного профессионального отношения. Рассмотрены условия, влияющие на перестройку социальных установок, являющихся устойчиво доминирующими компонентами профессиональной позиции. Обозначены перспективы изучения феномена изменения профессиональных позиций специалиста сферы образования.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее