С.А. Михеев
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, Новосибирск omega1978@yandex.ru
Ключевые слова: тест, тестирование, разработка, принципы, алгоритмы
Страницы: 97-103 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБЩЕСТВЕ
В статье проведен анализ существующих тестов (из области социологии) на предмет их педагогического потенциала и соответствия основным принципам тестирования. Отражены особенности тестовых технологий, используемых на практике. Раскрыты основные сложности разработки тестов в гуманитарных областях знания и обозначены потенциальные пути их преодоления. Проанализированы подходы к алгоритмам оценивания результатов тестирования. Сформулированы наиболее актуальные задачи, стоящие перед разработчиками педагогических тестов, показана их реализация в педагогической практике. В статье автор обосновывает необходимость комплексного подхода к решению проблем тестирования, предполагающего использование системно-деятельностного, индивидуально-дифференцированного, интегративно-развивающего и контекстно-модульного подходов.
В.В. Бобров
Институт философии и права Сибирского отделения РАН, Новосибирск Secretar@philosophy.nsc.ru
Ключевые слова: компетентностный подход, образовательный процесс
Страницы: 103-111 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБЩЕСТВЕ
Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс в настоящее время именуется одним из ключевых способов повышения его качества и эффективности. В статье рассмотрены условия и причины повышенного внимания к нему, проанализированы особенности исследования данной проблемы в диссертационных и монографических работах, сборниках материалов семинаров и конференций. На основе фактических данных автор показал, что используемый в научных работах понятийный комплекс компетентностного подхода не позволяет адекватно отразить объективную действительность. Основные усилия исследователей направлены на перечисление компетентностей и компетенций без обеспечения надлежащей их связи с конкретными образовательными программами. Указания на наличие в компетентностном подходе смыслового содержания даны без необходимого в таких случаях теоретического обоснования. Сделан вывод, что компетентностный подход в образовании предполагает: разработку модели выпускника учебного заведения; установление связи между моделью выпускника и содержанием учебно-воспитательного процесса; определение места, роли и назначения учебных дисциплин в формировании общегражданских, общепрофессиональных и должностных качеств выпускника.
С.В. Камашев
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск kvs200@ngs.ru
Ключевые слова: методология, образование, национальная безопасность, безопасность образования, методологические уровни, комплексно-системный подход
Страницы: 112-118 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБЩЕСТВЕ
В статье рассматриваются проблемы определения методологического подхода в исследовании проблемы безопасности образования в контексте национальной безопасности. Обосновывается необходимость разработки новых научных, мировоззренческих и концептуальных подходов к проблеме обеспечения безопасности образования. Автор предлагает при формировании методологической основы исследования безопасности образования исходить из деления методологии на три уровня: методология философии безопасности, методология общей теории безопасности, методология специальной теории безопасности.
И.А. Пфаненштиль
Сибирский федеральный университет, Красноярск ndubrovskaya@sfu-kras.ru
Ключевые слова: глобализация, наркомания, коррупция, образование, культура, государство, элита, девиантное поведение, образовательная политика
Страницы: 119-124 Подраздел: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются актуальные проблемы борьбы с наркоманией и коррупцией, и предлагается реальная альтернатива в форме образовательно-воспитательной государственной политики.
В.О. Новоселова
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М. Ф. Решетнева, Красноярск vo559955@yandex.ru
Ключевые слова: духовная любовь, лад, круговая порука, модель мира, мораль, нравственное воспитание, совершенствование
Страницы: 124-131 Подраздел: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Целью статьи является изучение основ нравственного воспитания с точки зрения стандартов естественности, существующих в русской модели мира. Стандартами естественности русской модели мира являются общинный (коллективистский) тип общественных отношений, их совершенствование и духовная любовь. В соответствии со стандартами естественности сложилась многовековая отечественная концепция образования, которое является единством процессов обучения и воспитания. На протяжении всей истории формирования, развития и существования русской модели мира общественные отношения опирались на культурные, исторические, экономические традиции и социальные институты, определявшие методы нравственного воспитания.
И.В. Кучерук
Астраханский государственный университет, Астрахань irikucheruk@rambler.ru
Ключевые слова: асимметричность диалога, диалог цивилизаций и культур, неравновесность позиций, редукция диалога, комплиментарность в диалоге
Страницы: 132-136 Подраздел: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Целью настоящей статьи является анализ асимметричности как качественной характеристики диалога культур и цивилизаций. Автор рассматривает асимметричность диалогического взаимодействия как многоаспектное явление, изучаемое ныне представителями различных областей научного познания, но не имеющее в гуманитарной сфере четкости границ и спецификаций. В статье утверждается тезис о том, что асимметричность является качественной характеристикой межсубъектного диалога, включая диалог цивилизаций и культур, основанный на неравновесности позиций его субъектов, их статусов и ресурсов.
М.П. Яценко
Сибирский федеральный университет, Красноярск ymp1957@rambler.ru
Ключевые слова: национальные ценности, взаимодействие цивилизаций, историческая преемственность, глобализация, регионализация, мироустройство, локальный, вестернизация, интернационализация
Страницы: 136-140 Подраздел: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье освещаются особенности исторического познания в условиях глобализации, одной из важных характеристик которого является «силовая» интерпретация истории, когда оправдываются агрессивные устремления инициаторов глобализации. Историческое прошлое может использоваться субъектами искусственной глобализации как основа для управления глобализационными процессами или провоцировать хаос, в зависимости от аксиологического вектора субъектов глобализации.
Н.А. Сигида
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск sigida-1952@mail.ru
Ключевые слова: героизм, подвиг, военная добродетель, духовная власть, светская власть
Страницы: 140-147 Подраздел: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье исследуется понятие «героизм» в философии воспитания воинов общества коллективистского типа и общества индивидуалистического типа. Цель статьи – рассмотрение условий возникновения и реализации в процессе боевой деятельности явления героизма как сверхнормальной добродетели. В работе проведен анализ явления героизма и его влияние на формирование личности и воина в ходе обучения, подготовки и ведения военной практики в войнах первого поколения. Автор выделяет героизм в системе ценностей воинов, формируемых в процессе воинского обучения как основу воспитания патриотизма.
С.А. Смирнов
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Новосибирск smirnoff1955@yandex.ru
Ключевые слова: антропология образования, институт человека, автопоэзис
Страницы: 172-180 Подраздел: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается институт образования как институт человека. Автор предлагает вернуться к базовым задачам образования, понимая его как пространство, где должны выстраиваться образовательные практики преображения человека. Автор констатирует, что современное образование окончательно «забыло» человека. В статье вводится понятие автопоэзиса как базового метода и принципа образовательной практики – практик преображения человека, отличного от принципов мимезиса и экстазиса.
Т.В. Черняк
Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Новосибирск chernjak@sapa.nsk.su
Ключевые слова: инновационная политика вуза, инновационная среда вуза, психологические, социальные, экономические причины противодействия инновациям, психологические качества личности инноватора
Страницы: 205-209 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГООТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются проблемы формирования инновационной политики и инновационной среды вуза как фактора инноваций в вузе. Автор анализирует факторы обеспечения инноваций в вузе, различные аспекты деятельности вуза по формированию инновационной политики и инновационной среды вуза, проводит исследование психологических, социальных, экономических причин, препятствующих внедрению инноваций.