В.Н. Никитенко1, И.А. Файнфельд2 1Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, Биробиджан rsgilab@rambler.ru 2Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, Биробиджан kaf psi@prgusa.ru
Ключевые слова: образование, личность, христианские традиции, образовательные парадигмы, саморазвитие человека
Страницы: 12-21 Подраздел: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В статье представлен сравнительный анализ западной и восточной парадигм образования человека; они рассматриваются как равнозначные и взаимодополняющие. Вместе взятые, эти парадигмы полнее отражают сущность образования и саморазвития личности. Западноевропейская парадигма образования базируется на христианских традициях и рационалистической науке. В рамках этой парадигмы человек, как познающий и образующийся субъект, противопоставлен объекту своего познания, учитель и педагог – своим ученикам и воспитанникам. Восточноазиатские философские учения не выделяют человека из холической системы мироздания. Образование человека, согласно восточноазиатским учениям, заключается в поэтапном «просветлении» его сознания и чувствовании себя в единстве со всем миром. Для этого в образовательных системах Восточной Азии сложились специфические, отличные от западноевропейских, приемы и методы образования – коаны, медитация и другие.Синтез западноевропейской и восточноазиатской образовательных парадигм обеспечивает более высокий потенциал для саморазвития человека, чем каждая из них в отдельности.
Н.В. Головко1,2, Е.А. Рузанкина3 1Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск golovko@philosophy.nsc.ru 2Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук 3Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск lizaruz@yandex.ru
Ключевые слова: высшее образование, наука второго рода, М. Гиббонс
Страницы: 53-59 Подраздел: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Цель работы – иллюстрация ключевых элементов трансформации высшего образования после Второй мировой войны с точки зрения концепции науки второго рода (М. Гиббонс). Массовый характер высшего образования приводит к тому, что нарушается естественная монополия университета на предоставление образовательных услуг и роль единственной организационной структуры по производству и передаче знаний. В рамках неолиберальной концепции науки этот процесс может отвечать идее перераспределения общественных благ (высшее образование) на фоне пролиферации соответствующей области общественных отношений.
А.Б. Дидикин1,2 1Институт философии и права Сибирского отделения РАН, Новосибирск abdidikin@bk.ru 2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Ключевые слова: образование, образовательные отношения, закон об образовании, образовательный кредит, ответственность, инновационная деятельность, экспериментальная деятельность, договор об образовании, образовательная организация
Страницы: 70-77 Подраздел: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
В статье представлен комплексный анализ содержания нового закона об образовании с учетом существующих тенденций в правовом регулировании образовательных отношений. Автор обосновывает позицию о существенном влиянии норм закона на функционирование российской системы образования, указывая на неопределенность ее перспектив в свете предложенных законом нововведений.
Н.В. Полищук
Ровенский государственный гуманитарный университет, Ровно, Украина pnv202@ukr.net
Ключевые слова: знание, вера, духовность, познавательная деятельность, педагог, молодое поколение, научно-технический прогресс
Страницы: 169-177 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Автор анализирует философскую связь между знанием и верой, а также ее способность оказывать воздействие на познавательную деятельность молодежи на современном этапе развития человечества. В статье исследуется философская проблема влияния веры на воспитание духовности молодежи, поскольку исправлять ошибки разума и безверия на сложном пути научно-технического и культурного прогресса придется благодаря духовному разуму молодых специалистов. Обосновано, что высокий уровень веры в сознании молодого человека способствует развитию его гуманного разума и дает возможность достойно открыться людям, стремиться к реализации идей гуманизма в процессе жизнедеятельности, то есть стать личностью и нужным специалистом в нынешнем и будущем обществах.
Н.В. Волынкина
Военный авиационный инженерный университет, Воронеж volynkina_n@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, инфолингвистическая система, интеллектуально-творческие способности, системно-прогностическое мышление
Страницы: 177-181 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье анализируется одна из основных проблем современной глобализации в научной сфере. Предложен альтернативный путь ее решения в условиях высшей школы – широкая реализация инфолингвистической системы развития интеллектуально-творческих способностей.
Ю.Б. Вертгейм
Новосибирский государственный университет, Новосибирск jwertheim@yandex.ru
Ключевые слова: культура, образование, глобализация, массовая культура, интеграционные процессы, диалектика, понимание, ценности
Страницы: 181-187 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
В условиях глобализации актуализируется проблема взаимовлияния интеграционных процессов в обществе и образовании. В статье показано, как действует механизм обратной связи в треугольнике образование – личность – общество. Раскрыто понятие «охлокультура» как совокупность наиболее крайних форм массовой культуры. В качестве способа минимизации рисков предлагается стратегия «понимающего образования».
А.В. Мальгина
Российский государственный педагогический университет им. А. Герцена, Санкт-Петербург malgina_@mail.ru
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, жизненная ситуация, выбор, жизненный выбор, личностный смысл, смысловые универсалии, ценности
Страницы: 188-194 Подраздел: ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Целью статьи является анализ содержания выбора профессии выпуск-никами школы. Выделено значение поиска личностного смысла в процессе выбора. Рассмотрены смысловые универсалии, под влиянием которых совершается выбор, но нельзя выделить одну из них как эффективную, так как все зависит от жизненной ситуации и особенностей личности. Если смысл в профессии найден, тогда изменяется отношение выпускника к обучению. Определено, что выбор профессии относится к жизненным выборам личности. Автором проведена диагностика критериев выбора и сделан анализ основных характеристик выбора: продуманность, самостоятельность и удовлетворенность принятым решением.
Б.Е. Ламаш
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток lamash@meteo.dvgu.ru
Ключевые слова: глобализация образования, информатизация образовательного процесса, мультимедийный контент
Страницы: 194-198 Подраздел: ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В работе анализируется влияние глобализации и информатизации на гидрометеорологическое образование. Показывается, что рост образовательных ресурсов в сети Интернет является объективным процессом, от которого нельзя оставаться в стороне. Мультимедийная наполняемость учебных материалов улучшает усвояемость, а использование работ зарубежных авторов ведет к совершенствованию профессионального иностранного языка. Сильная физико-математическая базовая подготовка и учет региональных особенностей изучаемых геосфер остаются отличительными чертами российского гидрометеорологического образования.
Г.Г. Зейналов, Е.Н. Чекушкина, Р.Г. Костина
Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, Саранск zggo@mail.ru
Ключевые слова: константа, инновационное развитие, система «учитель», инновационное мышление, нравственное воспитание, духовные качества, ответственность, мобильность
Страницы: 198-203 Подраздел: ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье предлагается переосмыслить роль и место учителя в современном образовании. В данном случае, учитель понимается в широком смысле, обретая форму системы «учитель», которая представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование. Наличие высокопрофессионального, компетентного, мобильного учителя превращает его в константу образования XXI века, причем его задачей является также воспитание как первостепенный приоритет образования. В задачи учителя входит не только передача готовых знаний прошлого, но и формирование у молодого поколения способности инновационного мышления, умения быть мобильным, духовно богатым и нравственно воспитанным. Учитель превращается в важное технологическое педагогическое звено между наукой и образованием, теорией и практикой, прошлым, настоящим и будущим. Его деятельность многофункциональна, и он – выступает как педагог и исследователь, творец и разработчик, управляющий и конструктор процесса обучения, модератор между обучающимся и источником информации. В современном образовании учитель превращается в исследователя, который постоянно должен совершать научные открытия и апробировать их. Задача учителя – целенаправленно подводить его к этому. Общество, которое сумеет создать такую совершенную систему «УЧИТЕЛЬ», станет лидером XXI века и определит будущее человечества.
О.И. Баркова
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. ак. М. Ф. Решетнева, Красноярск Ym-cili@mail.ru
Ключевые слова: градостроительство, урбанистика, урбанизация, эффективность градостроительного планирования
Страницы: 204-209 Подраздел: ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматриваются проблемы, возникающие при столкновении теорий развития градостроительства, которые принадлежат метафизическому и диалектическому проектам науки, а также политические, экономические и социальные предпосылки и последствия.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее