А. И. Маркеев
Сибирская академия государственной службы markeev@sapa.nsk.su
Ключевые слова: инновационное общество, инновационное развитие, правовая культура, современное образование, специфика образования в обществе ХXI в
Страницы: 329-334
Автор анализирует содержание и смыслы современного этапа инновационного развития правовой культуры, прослеживает влияние современных федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и принятых федеральных законов на развитие правовой культуры российского общества. В статье исследованы и сопоставлены различные точки зрения российских ученых на содержание правовой культуры конкретных ее носителей - юристов, показаны пути инновационного развития правовой культуры у студентов. Таким образом, обосновано утверждение о том, что инновационное развитие правовой культуры в российском обществе зависит от деятельности законодательных органов, образовательных структур и самих юридических сообществ.
Т. А. Юдина
Сибирская академия государственной службы sunshine64@mail.ru
Ключевые слова: этническая идентичность, культурная идентичность, культура, обучение иностранным языкам, метод сравнения
Страницы: 334-341
Задача данной статьи заключается в том, чтобы показать важность изучения иностранных языков в конструировании этнической и культурной идентичности и как указанные идентичности проявляются в языке. В статье подчеркивается необходимость приобретения навыка наблюдения в изучении иных культур, используя метод сравнения.
Т. А. Ромм
Новосибирский государственный педагогический университет tat.romm@gmail.com
Ключевые слова: социальное воспитание, феноменология, герменевтические методы, нормативно-интерпретативный подход
Страницы: 6-14
Автор анализирует содержание и смыслы современных представлений о социальном воспитании. В статье представлен взгляд на возможности феноменологического осмысления сущности социального воспитания, показана необходимость использования герменевтических методов в определении целей и задач социального воспитания. Таким образом, подтверждена актуальность нормативно-интерпретативного обоснования концепций социального воспитания контексте современного гуманитарного знания.
Т. Я. Самойлова
Новосибирский государственный педагогический университет kafedra_pip68@mail.ru
Ключевые слова: историко-педагогические идеи, имитация образованности
Страницы: 15-19
Автор использует историко-педагогические идеи как методологические подходы, необходимые для построения адекватной современным вызовам образовательной модели. В статье анализируются изменения в современном обществе и образовании, отмечается ослабление культурной позиции школы и учительства: из образовательных процессов вытесняется тема человека, наблюдается имитация образованности. Автор анализирует идеи К. В. Ушинского, В. В. Зеньковского, С. И. Гессена - о школе, развивающей деятельности педагогики, о преемственности.
Е. А. Полиновская
Новосибирский государственный педагогический университет iskra2017@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, неолиберальная модель, движение солидарности, всемирный социальный форум, особенности мировоззрения альтерглобализма
Страницы: 19-25
Автор анализирует идейную концепцию нового международного движения, каким является альтерглобализм, зарождение которого было связано с критической оценкой частью общества результатов и последствий либеральной глобализации. В статье выделены периоды формирования мировоззрения альтерглобалистского движения, определены его основные программные принципы как в негативной части, так и в позитивном аспекте. Этот анализ позволил автору выявить идейную неоднородность альтерглобализма и выделить его основные течения, а также определить сущность самого движения как политическое и социальное течения левого толка.
В статье автор анализирует понятие «воспитывающие отношения», трактуя данный тип отношений как целенаправленно создаваемые и выступающие в качестве гуманитарной технологии. Рассматривается содержание воспитывающих отношений, а также педагогический результат реализации данных отношений, исследуются изменения ценностных норм в современный период. Автор утверждает, что ценности и нормы могут считаться платформой развития и формирования воспитывающих отношений.
Н. Н. Киселев
Новосибирский государственный педагогический университет kiselev_nikolay@mail.ru
Ключевые слова: информационный фактор, развитие личности, информационный подход, инфонеопределенность, жизненный сценарий как инфосценарий, инфопотребность личности
Страницы: 31-40
В статье анализируется роль информации в становлении и развитии личности, даются теоретические определения понятия «информация», рассматриваются различные точки зрения на теорию информационного подхода и определения информации в различных науках, Информационный критерий развития анализируется автором как критерий развивающихся систем. Автор определяет сущность состояния инфонеопределенности и рассматривает его как движущую силу активности человека. В статье проанализирована теория жизненных сценариев как инфосценариев и рассмотрено их влияние на развитие личности. Автор также анализирует понятие «инфопотребность» личности и влияние уровня ее развития на становление человека.
Н. Ю. Симушкина
Новосибирский государственный педагогический университет kafedra_pip68@ mail.ru
Ключевые слова: частное образование, частные школы, интеграция, индивидуализация обучения, технологизация обучения
Страницы: 40-46
В статье представлен всесторонний анализ литературы, посвященной изучению педагогической деятельности английских и американских частных школ. Показаны характерные черты и тенденции функционирования частных школ США на современном этапе: высокое качество образования, реализация индивидуального подхода, самоуправление и т. д. Представлены разные типы частных школ. Выявлены особенности учебного процесса и тенденции, которые проявились за последние десятилетия: перестройка содержания образования, усиление интеграции между частными школами и бизнесом, возрастание социальной роли школы, технологизация. Анализ современных тенденций учебного процесса частных школ США дан с позиций социокультурной методологии.
Д. А. Борисов
Новосибирский государственный педагогический университет denisborisov69@gmail.com
Ключевые слова: центрально-азиатское образовательное пространство, Шанхайская организация сотрудничества, университет ШОС
Страницы: 46-51
Автор анализирует деятельность Шанхайской организации сотрудничества в сфере образования на пространстве Центральной Азии.
В статье исследована сущность и специфика развития «шанхайского образовательного процесса», который происходит в условиях продолжающегося кризиса образования на всем постсоветском пространстве. На основании официальных документов ШОС дается подробный анализ функционирования университета ШОС. Таким образом, обосновано содержание и значение образовательной инициативы ШОС на современном этапе становления единого центрально-азиатского образовательного пространства.
Н. Л. Селиванова
Институт теории и истории педагогики РАО nselivanova2000@mail.ru
Ключевые слова: 13+37.0, теория и практика воспитания, ценностное содержание воспитания, парадигмальный сдвиг в теории воспитания
Страницы: 51-57
В статье обоснованы современные актуальные проблемы теории воспитания, представлены теоретические положения научной школы Л. И. Новиковой. Научные выводы сделаны по результатам исследования методологических последствий парадигмального сдвига в теории воспитания, проанализированы проявления парадигмального сдвига в теории воспитания. В статье также исследуются проблемы и перспективы современной теории и практики воспитания.