О. А. Ефремова1, Л. А. Барахтенова1, А. Т. Пименов2, А. А. Киринюк3 1 Новосибирский государственный педагогический университет 2 Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин) 3 Московский городской университет управления Правительства Москвы uchotdel@list.ru, uchotdel@list.ru, uchotdel@list.ru, uchotdel@list.ru
Ключевые слова: моделирование системы квалиметрического мониторинга в сфере образования, качество обучения, компетенции выпускника, компетенции образовательного учреждения
Страницы: 58-71
Представлена концептуальная модель квалиметрического мониторинга в сфере образования, разработанная с учетом требований теории систем, дидактики, квалиметрии и педагогической кибернетики. Обосновано выделение таких понятий, как «система ключевых компетенций выпускника образовательного учреждения» и «система ключевых компетенций образовательного учреждения», показаны характеристики инструментария их оценивания.
Ю. В. Дружинина
Новосибирский государственный педагогический университет druzok5@rambler.ru
Ключевые слова: сельская интеллигенция, образовательно-просветительская деятельность, внешкольное образование, медицинское и сельскохозяйственное просвещение
Страницы: 72-78
В статье отображены направления профессиональной и общественной деятельности сельских интеллигентов по распространению просвещения в селе, сочетавшие общероссийские тенденции и региональную специфику. В выводах автор указывает на проблемы, с которыми сталкивалась интеллигенция в процессе образования крестьян; отмечает достижения интеллигентов в образовательной деятельности.
С. Е. Глушков
Новосибирский государственный педагогический университет kerchak@ngs.ru
Ключевые слова: демографический переход, эпидемиологический переход, историко-демографические процессы, заболеваемость населения
Страницы: 78-84
В статье характеризуется методологический инструментарий исследования историко-демографических процессов в Западной Сибири, связанных с уровнем здоровья и заболеваемости общества.
Основное внимание сосредоточено на анализе трех методологических концепций: теории модернизации традиционного общества, теорий демографического и эпидемиологического перехода. Автор предлагает сочетать в исследовательской практике все три концепции для наиболее полного раскрытия объекта и предмета изучения.
М. А. Реутова
Новосибирский государственный педагогическийуниверситет maria.reutova@yandex.ru
Ключевые слова: педагогическая печать, сибирская школа, государственные училища, церковноприходская школа
Страницы: 84-91
Характеризуются основные содержательные компоненты темы «Сибирская начальная школа», представленной на страницах официальных педагогических изданий России начала ХХ в.: журнала «Народное образование» и «Журнала Министерства народного просвещения». Акцентируя внимание читателей на особенностях начальной школы в регионе, центральные педагогические издания включали их в общую канву проблем, связанных с развитием системы народного образования в стране.
К. Б. Умбрашко
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета historian09@mail.ru
Ключевые слова: русская историография, критический метод, теория, методология, исторический процесс
Страницы: 92-103
В статье представлены философско-методологические поиски в русской историографии первой половины XIX в. Проанализированы теоретические положения изучения исторических процессов. Научные выводы сделаны на основе анализа научных сочинений авторов, придерживающихся критического метода.
О. И. Ивонина
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета ivonina@ngs.ru
Ключевые слова: «Новый Град», историческая наука русской эмиграции 30-х гг. ХХ века, междисциплинарный синтез, авторы русского «религиозного ренессанса»
Страницы: 103-110
Автор анализирует теоретико-методологические основы историософии «Нового Града», авторами которого были выдающиеся представители исторической науки русской эмиграции: Г. Федотов, Ф. Степун, Н. Бердяев. Показана взаимосвязь их исторических оценок с методологией междисциплинарного синтеза. Сделан акцент на взаимодействии в историософии и историографии «новоградцев» исторической компаративистики, герменевтики, этнопсихологии, культурной антропологии. Сделан вывод о методологическом новаторстве мыслителей русского «религиозного ренессанса», обусловленном опытом переживания исторических катастроф мировых войн и революций, интуицией «заката Европы» и формирования новой эпохи всемирной истории.
Е. Ю. Черная
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета ChernayaLena@mail.ru
Ключевые слова: структура урока, система требований к учебнику, познавательная деятельность, функции учебника, технические средства обучения
Страницы: 110-117
В статье выделены и сформулированы основные методические идеи академика М. В. Нечкиной. Автор анализирует конкретные методы и приемы работы на уроке с историческим источником, учебником, техническими средствами обучения, разработанные М. В. Нечкиной. Обосновывается целесообразность использования опыта советских методистов в современном образовании.
В. Н. Сорокин
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета imr-nspu@yandex.ru
Ключевые слова: религиозное мировоззрение, «музейная религия»
Страницы: 122-127
Сочинения известного русского философа Николая Федорова, посвященные музеям, привлекли внимание широких кругов музеологов только в постсоветский период. Федоров рассматривал музей как последний остаток культа предков, изгоняемый из религии и восстанавливаемый в виде музеев. Философ сам работал библиотекарем в Румянцевском музее четверть века и был человеком, знавшим особенности музейной среды очень хорошо. Он был готов использовать музеи для формирования нового религиозного движения, подобно тому, как Рерих использовал живопись, а Толстой - литературу.
М. Е. Давыдов
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета david-82@mail.ru
Ключевые слова: «холодная война», конфронтация, антикоммунизм, империализм, биполярность
Страницы: 127-132
В данной статье раскрываются культурологические основы «холодной войны», изучаемые в западной и отечественной историографии. Рассматривается формирование новых подходов к генезису «холодной войны», изучающих проблему с точки зрения ментальной истории. Выявляются основные закономерности данного процесса, характерные для современной западной и отечественной историографии.
В. А. Спесивцева
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета wierra@yandex.ru
Ключевые слова: Краковский университет, польские историки, Мартин Бельский, Матвей Стрыйковский
Страницы: 133-138
Автор рассматривает польское средневековое образование, его этапы и аспекты на примере старейшего университета Восточной Европы - Краковского (Ягеллонского) университета. В статье показаны наиболее значимые польские историки XVI в., которые учились в Краковском университете. Исследованы дисскусионные вопросы биографий Мартина Бельского и Матвея Стрыйковского, относящиеся к их обучению в Краковском университете, указаны перспективы развития исследований этого направления.