М. А. Сидоренко
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета masid@list.ru
Ключевые слова: придворное общество, просвещенный монарх, Людовик XIV - король-педагог, благовоспитанный человек, новый поведенческий идеал
Страницы: 138-145
Автор анализирует взаимосвязь французского королевского двора эпохи Людовика XIV (1643-1715) с процессами образования и просвещения французского (и в целом европейского) общества раннего Нового времени. В статье исследована одна из функций придворного общества в период правления Людовика XIV, которое, являясь своего рода «очагом культуры», выполняло функцию примера для нации. Ведущую роль играл сам Людовик XIV, которого по праву можно называть «королем-педагогом» и отнести к числу просвещенных монархов. Благодаря последовательной политике в отношении своего двора королю удавалось решать не только вопросы репрезентации и «одомашнивания» дворянства, но также культурные и образовательные задачи.
Л. Д. Тузикова
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета tuzikovald@mail.ru
Ключевые слова: школьное историческое образование, познавательная деятельность, визуальные исторические источники
Страницы: 145-151
Актуализирована проблема использования визуальных источников на уроках истории для развития мотивации, познавательной деятельности и критического мышления школьников в условиях активного внедрения информационных технологий. Обозначены возможности политического плаката как информационного ресурса на страницах учебника истории, составлен алгоритм анализа политического плаката с позиций исторического источника; приведен пример использования данного алгоритма в практике обучения. Выделены направления методической работы учителей с визуальными историческими источниками на уроках истории.
О. М. Хлытина
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета khlytina@mail.ru
Ключевые слова: школьное историческое образование, историко-познавательная деятельность, старшая школа, учебная литература
Страницы: 151-160
Автор определяет роль учебника истории в социализации школьников в современном информационном обществе, формулирует критерии оценки потенциала учебной литературы в обучении приемам работы с разноречивыми источниками исторической информации. Показано, что познавательная модель учебника заложена в характере его текста, вопросах и заданиях, алгоритмах учебной деятельности. На примере вариантов введения сведений о спорных вопросах истории автором охарактеризованы представленные в современных учебниках модели познавательной деятельности старшеклассников с историографическими материалами.
Е. В. Гребенкин
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета rusforcher@mail.ru
Ключевые слова: конфликт, конфликтное взаимодействие, конфликтные ситуации
Страницы: 161-166
В данной статье анализируется проблема конфликтов в системе образования, рассматриваются инновационные (в концептуальном и содержательном планах) способы урегулирования конфликтов, а также основные научные подходы и концепции, раскрывающие проблему конфликтов в российском и зарубежном образовании.
Г. В. Винникова1, А. А. Ярышева2 1 Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета 2 Институт филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета alisse-ya@yandex.ru, alisse-ya@yandex.ru
Ключевые слова: наркозависимость, фасилитация, «Я-концепция», когнитивный диссонанс, эмоциональный контакт, инфантилизм, одиночество
Страницы: 166-174
В статье анализируются основные социально-психологические детерминанты наркотической зависимости у старших подростков и молодых людей, рассматриваются подходы различных авторов к факторам, формирующим аддиктивное поведение: инфантилизм, эмоциональные нарушения, тревожность, коммуникативные нарушения, состояние одиночества. Авторы делают вывод, что наркозависимое поведение является сложным образованием и детерминировано большим количеством социально-психологических факторов.
Э. С. Тимербулатова
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета elvira1977@mail.ru
Ключевые слова: материнство, гендерный подход, биологический аспект материнства, социальный аспект материнства, психология личности женщин, психология личности беременных женщин
Страницы: 175-182
В статье представлен обзор современных научных исследований по проблемам материнства в психологии личности. Автор исследует феномен материнства как аспект психологии личности женщин, рассматривает подходы к изучению материнства как части личностной сферы женщин. Теоретически обосновано, что социальный аспект материнства в большей степени влияет на психологию личности женщин, реализующих биологическое материнство.
З. И. Лаврентьева
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета Lzi53@mail.ru
Ключевые слова: педагогическая реабилитация, реабилитационное пространство, социальное развитие, подростки
Страницы: 183-189
Обоснованы теоретические положения изучения сущности педагогической реабилитации, показано значение реабилитации в социальном развитии подростков. Представлены результаты исследования, выявляющие закономерности влияния педагогического процесса реабилитации на социальное развитие подростков в открытом, смешанном и закрытом реабилитационном пространствах. Выводы сделаны на основе анализа данных, полученных автором статьи в течение десятилетней опытно-экспериментальной деятельности в реабилитационных центрах Новосибирской области, Алтайского края и Республики Хакасии.
И. В. Олейников1, Н. А. Олейникова2 1 Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета 2 лицей № 130 им. акад. М. А. Лаврентьева oleynikov_i@mail.ru, oleynikov_i@mail.ru
Ключевые слова: ЕГЭ, общественные нормы, образование, система требований к составлению заданий, критерий оценки
Страницы: 189-197
На примере практических материалов по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ автор анализирует формирование ценностных ориентиров и общественных норм. Исследуются основные содержательные тенденции тестовых заданий, выявляются проблемные и перспективные аспекты совершенствования предложенных контрольных материалов.
А. О. Катионова, О. Н. Катионов
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета kafedra_pip68@mail.ru, korolek@gmail.com
Ключевые слова: усыновление, международное усыновление, несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей
Страницы: 197-202
Институт усыновления с участием иностранного элемента становится все более значительным в практике применения, способствуя возникновению противоречий между нормами и представлениями национальных государств в процессе урегулирования международного усыновления. Новизна и актуальность данного правового явления констатирует стремление общества осуществить защиту интересов ребенка, оставшегося без попечения родителей, с привлечением ресурсов других государств. Однако государства, передающие детей на воспитание иностранным гражданам, оказываются в стратегически сложной демографической ситуации.
Е. В. Богданова
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета elbogd@mail.ru
Ключевые слова: социально-философский подход к волонтерству, волонтерская деятельность
Страницы: 202-209
В статье представлен анализ философских, социологических, экономических, социально-психологических и педагогических подходов к пониманию сущности волонтерства на основании изучения отечественного и зарубежного опыта волонтерской деятельности; предложен авторский подход к рассмотрению волонтерской деятельности в социальном и педагогическом аспектах, позволяющем конкретизировать сущность понятия «волонтерская деятельность».