Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Философия науки

2013

Выпуск № 2

31251.
ПОНЯТИЕ В«ПРИРОДА» И ПРОБЛЕМА СОЛИДАРНОСТИ В ФИЛОСОФИИ Т. ГОББСА И ДЖ. ЛОККА

Д.Р. Яворский
Волгоградская академия государственной службы, г. Волгоград
yavorsky@vistcom.ru
Ключевые слова: природа, солидарность, британская философия, Гоббс, Локк
Страницы: 3-14
Подраздел: Общие вопросы истории и философии науки

Аннотация >>
В статье реконструируется совершенный в британской философии XVII–XVIII вв. переход от теологической символики единства к натуралистической выявляется его своеобразие в сравнении с континентальной философией и показано, как в свете проблемы солидарности трансформировалось содержание понятия «природа» в трудах Т. Гоббса и Дж. Локка.


Выпуск № 2

31252.
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ КАК ОБЪЕКТ МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

А.П. Федяев
Казанский государственный медицинский университет, г. Казань
fedyaev.54@mail.ru
Ключевые слова: история науки, рост научных знаний, будущее науки
Страницы: 15-26
Подраздел: Общие вопросы истории и философии науки

Аннотация >>
В статье представлена новая периодизация этапов развития науки: античная наука рассматривается автором как исходный пункт («тезис») становления современного естествознания, классический этап развития науки понимается как ее противоположность («антитезис»), а будущая наука – как особый «синтез» античных и современных представлений. Предложен метод «контролируемого роста научных знаний», с помощью которого можно заранее предвидеть основные черты науки в будущем.


Выпуск № 2

31253.
ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ В КОНТЕКСТЕ ЕЕ РАЗВИТИЯ Ч. II: СТАНОВЛЕНИЕ НЕКЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

А.Л. Симанов
Институт философии и права СО РАН, г. Новосибирск
simanov@philosophy.nsc.ru
Ключевые слова: философия, наука, теория, проблема, система, унификация
Страницы: 27-47
Подраздел: Общие вопросы истории и философии науки

Аннотация >>
В статье рассматривается эволюция представлений о философии науки с учетом развития конкретных наук, и прежде всего – физики, история которой во многом представляет лицо истории науки. Цель исследования – попытка ответить на вопрос о возможности создания единой унифицированной философии науки.


Философия образования

2013

Выпуск № 3

31254.
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ И ВОСТОЧНОАЗИАТСКАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ

В.Н. Никитенко1, И.А. Файнфельд2
1Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, Биробиджан
rsgilab@rambler.ru
2Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, Биробиджан
kaf psi@prgusa.ru
Ключевые слова: образование, личность, христианские традиции, образовательные парадигмы, саморазвитие человека
Страницы: 12-21
Подраздел: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация >>
В статье представлен сравнительный анализ западной и восточной парадигм образования человека; они рассматриваются как равнозначные и взаимодополняющие. Вместе взятые, эти парадигмы полнее отражают сущность образования и саморазвития личности. Западноевропейская парадигма образования базируется на христианских традициях и рационалистической науке. В рамках этой парадигмы человек, как познающий и образующийся субъект, противопоставлен объекту своего познания, учитель и педагог – своим ученикам и воспитанникам. Восточноазиатские философские учения не выделяют человека из холической системы мироздания. Образование человека, согласно восточноазиатским учениям, заключается в поэтапном «просветлении» его сознания и чувствовании себя в единстве со всем миром. Для этого в образовательных системах Восточной Азии сложились специфические, отличные от западноевропейских, приемы и методы образования – коаны, медитация и другие.Синтез западноевропейской и восточноазиатской образовательных парадигм обеспечивает более высокий потенциал для саморазвития человека, чем каждая из них в отдельности.


Выпуск № 3

31255.
ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ НАУКИ ВТОРОГО РОДА

Н.В. Головко1,2, Е.А. Рузанкина3
1Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск
golovko@philosophy.nsc.ru
2Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
3Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск
lizaruz@yandex.ru
Ключевые слова: высшее образование, наука второго рода, М. Гиббонс
Страницы: 53-59
Подраздел: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация >>
Цель работы – иллюстрация ключевых элементов трансформации высшего образования после Второй мировой войны с точки зрения концепции науки второго рода (М. Гиббонс). Массовый характер высшего образования приводит к тому, что нарушается естественная монополия университета на предоставление образовательных услуг и роль единственной организационной структуры по производству и передаче знаний. В рамках неолиберальной концепции науки этот процесс может отвечать идее перераспределения общественных благ (высшее образование) на фоне пролиферации соответствующей области общественных отношений.


Выпуск № 3

31256.
ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НОВОГО ЗАКОНА

А.Б. Дидикин1,2
1Институт философии и права Сибирского отделения РАН, Новосибирск
abdidikin@bk.ru
2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Ключевые слова: образование, образовательные отношения, закон об образовании, образовательный кредит, ответственность, инновационная деятельность, экспериментальная деятельность, договор об образовании, образовательная организация
Страницы: 70-77
Подраздел: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

Аннотация >>
В статье представлен комплексный анализ содержания нового закона об образовании с учетом существующих тенденций в правовом регулировании образовательных отношений. Автор обосновывает позицию о существенном влиянии норм закона на функционирование российской системы образования, указывая на неопределенность ее перспектив в свете предложенных законом нововведений.


Выпуск № 3

31257.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Б.Е. Ламаш
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток
lamash@meteo.dvgu.ru
Ключевые слова: глобализация образования, информатизация образовательного процесса, мультимедийный контент
Страницы: 194-198
Подраздел: ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В работе анализируется влияние глобализации и информатизации на гидрометеорологическое образование. Показывается, что рост образовательных ресурсов в сети Интернет является объективным процессом, от которого нельзя оставаться в стороне. Мультимедийная наполняемость учебных материалов улучшает усвояемость, а использование работ зарубежных авторов ведет к совершенствованию профессионального иностранного языка. Сильная физико-математическая базовая подготовка и учет региональных особенностей изучаемых геосфер остаются отличительными чертами российского гидрометеорологического образования.


Выпуск № 3

31258.
УЧИТЕЛЬ И ЕГО КОНСТАНТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Г.Г. Зейналов, Е.Н. Чекушкина, Р.Г. Костина
Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, Саранск
zggo@mail.ru
Ключевые слова: константа, инновационное развитие, система «учитель», инновационное мышление, нравственное воспитание, духовные качества, ответственность, мобильность
Страницы: 198-203
Подраздел: ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье предлагается переосмыслить роль и место учителя в современном образовании. В данном случае, учитель понимается в широком смысле, обретая форму системы «учитель», которая представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование. Наличие высокопрофессионального, компетентного, мобильного учителя превращает его в константу образования XXI века, причем его задачей является также воспитание как первостепенный приоритет образования. В задачи учителя входит не только передача готовых знаний прошлого, но и формирование у молодого поколения способности инновационного мышления, умения быть мобильным, духовно богатым и нравственно воспитанным. Учитель превращается в важное технологическое педагогическое звено между наукой и образованием, теорией и практикой, прошлым, настоящим и будущим. Его деятельность многофункциональна, и он – выступает как педагог и исследователь, творец и разработчик, управляющий и конструктор процесса обучения, модератор между обучающимся и источником информации. В современном образовании учитель превращается в исследователя, который постоянно должен совершать научные открытия и апробировать их. Задача учителя – целенаправленно подводить его к этому. Общество, которое сумеет создать такую совершенную систему «УЧИТЕЛЬ», станет лидером XXI века и определит будущее человечества.


Выпуск № 3

31259.
ФИЛОСОФИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕССЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

О.И. Баркова
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. ак. М. Ф. Решетнева, Красноярск
Ym-cili@mail.ru
Ключевые слова: градостроительство, урбанистика, урбанизация, эффективность градостроительного планирования
Страницы: 204-209
Подраздел: ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Рассматриваются проблемы, возникающие при столкновении теорий развития градостроительства, которые принадлежат метафизическому и диалектическому проектам науки, а также политические, экономические и социальные предпосылки и последствия.


Выпуск № 3

31260.
О СУЩНОСТИ ТВОРЧЕСТВА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Ю.И. Шапиро1,2
1Новосибирский ДТДиУМ «Юниор», Новосибирск
licey_Kondratuka_nsk@nios.ru
2Новосибирский государственный педагогический университет
Ключевые слова: творчество, творческие способности, интеллект, шахматное творчество, творческие способности шахматиста, интуиция в шахматах, интуитивный компонент творческого мышления
Страницы: 209-217
Подраздел: ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье анализируются понятия «интеллект» и «творчество», известные в научной литературе, а также представления о «шахматном творчестве», сущность которого не раскрывалась в научной и специальной литературе. На основе сущностного анализа выводится понятие «творческие способности». В результате теоретического анализа предложен следующий понятийный ряд: «шахматное творчество», «творческие способности шахматиста», «описательно-оценочная способность шахматиста», «интуиция в шахматах».



Статьи 31251 - 31260 из 43782
Начало | Пред. | 3124 3125 3126 3127 3128 | След. | Конец Все