|
|
Array
(
[SESS_AUTH] => Array
(
[POLICY] => Array
(
[SESSION_TIMEOUT] => 24
[SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
[MAX_STORE_NUM] => 10
[STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
[STORE_TIMEOUT] => 525600
[CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
[PASSWORD_LENGTH] => 6
[PASSWORD_UPPERCASE] => N
[PASSWORD_LOWERCASE] => N
[PASSWORD_DIGITS] => N
[PASSWORD_PUNCTUATION] => N
[LOGIN_ATTEMPTS] => 0
[PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
)
)
[SESS_IP] => 18.191.107.181
[SESS_TIME] => 1732180571
[BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
[fixed_session_id] => d10d520deb993b037c33f35068329f77
[UNIQUE_KEY] => 411aac55cdff4f396da42ea454b77e5d
[BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
(
[LOGIN] =>
[POLICY_ATTEMPTS] => 0
)
)
2013 год, номер 3
М.А. Абрамова1,2, В.В. Крашенинников3, Ю. Подгурецкий4
1Институт философии и права СО РАН, Новосибирск marika24@yandex.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет 3Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск krash@nspu.net 4Опольский университет Польши, Ополье, Польша marika24@yandex.ru
Ключевые слова: коммуникационное пространство системы образования, коммуникативные навыки, тип семьи, уровень образования родителей, студенты
Страницы: 5-12 Подраздел: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация >>
В статье на основе подхода Н. Лумана актуализируется исследование факторов формирования коммуникационного пространства системы образования. Коммуникационное пространство рассматривается как целостное и системное образование, развернутое в динамическом процессе как связь состояний, а также имеющее внешние и внутренние ресурсы собственного развития. Для изучения внутренней структуры этого социального феномена используется структурно-функциональный анализ и деятельностный подход, применяемый к исследованию общественных явлений. По результатам пилотажного опроса по методике Н. Збигнева и Ю. Подгурецкого были получены подтверждения существования взаимосвязи между типом семьи, уровнем образования родителей, наличием в семье братьев и сестер и уровнем развития коммуникативных навыков студентов, которые определялись на основе исследования следующих характеристик личности: легкость в установлении контактов, эмпатия, устойчивость к внешним раздражителям, умение перевоплощаться (гибкость в общении), чувствительность к оценке внешних характеристик собеседника и своих, эгоцентричность, открытость, простота общения. Все они нашли отражение в интервальной переменной, определившей уровень сформированности коммуникативных навыков индивида и качества осуществления коммуникативной деятельности в целом. Также была выявлена взаимосвязь между уровнем развития коммуникативных навыков студентов и их профессиональным выбором. По результатам исследования сделан вывод о том, что выявленные зависимости могут служить основанием для корректировки методики обучения студентов исходя из детального анализа факторов, обусловивших их воспитание и образование до поступления в вуз.
|
В.Н. Никитенко1, И.А. Файнфельд2
1Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, Биробиджан rsgilab@rambler.ru 2Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, Биробиджан kaf psi@prgusa.ru
Ключевые слова: образование, личность, христианские традиции, образовательные парадигмы, саморазвитие человека
Страницы: 12-21 Подраздел: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация >>
В статье представлен сравнительный анализ западной и восточной парадигм образования человека; они рассматриваются как равнозначные и взаимодополняющие. Вместе взятые, эти парадигмы полнее отражают сущность образования и саморазвития личности. Западноевропейская парадигма образования базируется на христианских традициях и рационалистической науке. В рамках этой парадигмы человек, как познающий и образующийся субъект, противопоставлен объекту своего познания, учитель и педагог – своим ученикам и воспитанникам. Восточноазиатские философские учения не выделяют человека из холической системы мироздания. Образование человека, согласно восточноазиатским учениям, заключается в поэтапном «просветлении» его сознания и чувствовании себя в единстве со всем миром. Для этого в образовательных системах Восточной Азии сложились специфические, отличные от западноевропейских, приемы и методы образования – коаны, медитация и другие.Синтез западноевропейской и восточноазиатской образовательных парадигм обеспечивает более высокий потенциал для саморазвития человека, чем каждая из них в отдельности.
|
М.С. Ашилова1, Н.В. Наливайко2,3
1Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Аблай-хана, Алматы, Республика Казахстан
alibek557@yandex.ru
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
n-nalivaiko@mail.ru
3Институт философии и права СО РАН
Ключевые слова: глобализация, вестернизация, системы образования, парадигма, трансформация, самобытность
Страницы: 22-27 Подраздел: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация >>
Глобализация – это многофакторный процесс в современном мире, характеризующий трансформацию связей всех общественных отношений, в том числе и в сфере образования. В последние годы процесс глобализации активно исследуется учеными Запада и Востока. Высказывается мнение, что идет сближение восточной и западной систем образования, происходит смена парадигм, когда технократический принцип обучения сменяется гуманитарным. При усиливающейся фактически во всем мире вестернизации необходимо стремиться и Востоку, и Западу к сохранению самобытных национальных систем образования, не отвергая идею об использовании зарубежного опыта. Но использовать этот опыт надо не эклектично, а органично включая в контекст образования.
|
Б.Р. Каримов
Национальный университет Узбекистана, Ташкент, Узбекистан karimov.bahtiyor@yahoo.com
Ключевые слова: ойкуменическая теория нации, концепция этносизма, концепция этнолингвопанизма, усредненные языки, среднемировой язык, глобальная единая система письменностей
Страницы: 27-31 Подраздел: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация >>
В статье предлагается решить ряд проблем глобального образования, а также языковой и культурной конвергенции Востока и Запада посредством использования ойкуменической теории нации, концепций этносизма, этнолингвопанизма, создания системы усредненных языков для групп родственных языков, среднемирового языка и глобальной единой системы письменностей.
|
З.А. Абасов
Ульяновский педагогический университет, Ульяновск pedagogika@bk.ru
Ключевые слова: кризис образования, глобализация, философия образования, проектное образование, информационное общество
Страницы: 32-38 Подраздел: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация >>
Преодоление кризиса образования требует выхода за рамки самого института образования, осуществления рефлексии над ним, анализа и осмысления его проблем и перспектив в широком социокультурном контексте. В статье анализируются методологические функции философии образования в условиях глобализации.
|
М.Б. Лига
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет, Чита m-Liga@inbox.ru
Ключевые слова: качество жизни, образование, социальное образование, культуроцентричность
Страницы: 38-41 Подраздел: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация >>
В статье исследуется процесс взаимодействия образования и качества жизни, задачи, стоящие перед современным образованием как одним из механизмов обеспечения достойного качества жизни. Доказывается, что в условиях современной социокультурной ситуации российского общества только культуроцентричность образования вообще и социального образования, в частности, является условием формирования социально активной личности, а также основой фундаментализации и технологизации подготовки кадров для всех сфер жизнедеятельности общества.
|
Л.П. Загорулько
Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России, Новосибирск zalex82@list.ru
Ключевые слова: поликультурность, философия образования, языковое образование, межкультурное общение
Страницы: 42-46 Подраздел: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация >>
В статье рассматриваются вопросы поликультурности как особенности современного социального мироустройства в отношении философии образования. Подчеркивается, что проблема развития поликультурного образования является не только российской. Формирование культуры межнационального общения как одной из форм общественного развития возможно благодаря системе языкового образования.
|
А.А. Антипов
Профессиональный лицей «Приморский», Санкт-Петербург aantipov80@mail.ru
Ключевые слова: гуманитарное образование, охранительная функция литературы, преобразовательная функция литературы, смыслопорождающая функция литературы, тенденция офиса, проблемный характер преподавания
Страницы: 47-53 Подраздел: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация >>
В статье рассматривается проблема исчезновения литературы как важнейшего компонента современной философии образования. Показано, что русская литература выполняет важнейшую мироориентирующую функцию для становления человека в человеке как сверхприродного существа. В работе аргументируется мысль о том, что главная задача образовательной политики – возвращение культа чтения и осознание того, что русская литература имеет непосредственное отношение к основаниям национального бытия. Автор обращается к ряду философских взглядов и утверждает, что исчезновение литературы делает бесплодной философию и гуманитарное знание в целом.
|
Н.В. Головко1,2, Е.А. Рузанкина3
1Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск golovko@philosophy.nsc.ru 2Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук 3Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск lizaruz@yandex.ru
Ключевые слова: высшее образование, наука второго рода, М. Гиббонс
Страницы: 53-59 Подраздел: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация >>
Цель работы – иллюстрация ключевых элементов трансформации высшего образования после Второй мировой войны с точки зрения концепции науки второго рода (М. Гиббонс). Массовый характер высшего образования приводит к тому, что нарушается естественная монополия университета на предоставление образовательных услуг и роль единственной организационной структуры по производству и передаче знаний. В рамках неолиберальной концепции науки этот процесс может отвечать идее перераспределения общественных благ (высшее образование) на фоне пролиферации соответствующей области общественных отношений.
|
А.В. Пугачёв
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск pugachev-1967@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, взаимодействие, образование, право, единое информационное пространство, кросскультурный диалог
Страницы: 60-70 Подраздел: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕОБРАЗОВАНИЕМ
Аннотация >>
В статье рассматриваются понятие глобализации и ее влияние на российский социум, а также на процесс взаимодействия социальных институтов образования и права. В ходе исследования автор делает вывод о том, что глобализация как объективный процесс оказывает существенное влияние на российский социум, в том числе и на процесс взаимодействия образования и права. Это влияние имеет как положительные стороны – формирование единого информационного пространства, развитие кросскультурного диалога, так и отрицательные – ослабление фундаментальной составляющей отечественного образования, утрата национальной самоидентификации.
|
А.Б. Дидикин1,2
1Институт философии и права Сибирского отделения РАН, Новосибирск abdidikin@bk.ru 2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Ключевые слова: образование, образовательные отношения, закон об образовании, образовательный кредит, ответственность, инновационная деятельность, экспериментальная деятельность, договор об образовании, образовательная организация
Страницы: 70-77 Подраздел: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Аннотация >>
В статье представлен комплексный анализ содержания нового закона об образовании с учетом существующих тенденций в правовом регулировании образовательных отношений. Автор обосновывает позицию о существенном влиянии норм закона на функционирование российской системы образования, указывая на неопределенность ее перспектив в свете предложенных законом нововведений.
|
В.В. Петров1,2
1Института философии и права СО РАН v.v.p@ngs.ru 2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Ключевые слова: общество знания, информационно-коммуникационные технологии, инновации, модернизация, качество образования, управление
Страницы: 77-84 Подраздел: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Аннотация >>
В условиях формирования общества знания и проникновения высоких технологий и инноваций во все сферы жизнедеятельности, система образования подвергается серьезным преобразованиям и не всегда успевает адекватно реагировать на динамично возрастающие требованиям социума. Причина краха реформ заключается в факторах организационного плана, которые возникают как ответная реакция на многочисленные изменения и препятствуют оперативному принятию рационально обоснованных, грамотных управленческих решений, что приводит к смене аксиологических установок и снижению качества образования.
|
Л.Ю. Шемятихина
Институт кадрового развития и менеджмента, Екатеринбург lyshem@mail.ru
Ключевые слова: философия управленческого образования, научные основы управления и экономики в России, подготовка руководителей отраслевых организаций
Страницы: 84-88 Подраздел: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Аннотация >>
Автор анализирует содержание и вклад российских научных школ в становление философии управленческого образования. В статье исследуются национальные особенности управленческого образования в конце XIX – начале ХХ вв., показана взаимосвязь научных основ управления с развитием индустриального советского общества, обоснована необходимость подготовки руководителей отраслевых организаций для деятельности в новых экономических условиях.
|
Л.Н. Вьюшкова1, Л.М. Кочетова2
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск l_vjushkova@mail.ru 2Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск Uzori@rambler.ru
Ключевые слова: холистический маркетинг, принципы, организационные звенья и этапы работы с образовательной услугой, интернет-маркетинг, корпоративный сайт
Страницы: 88-97 Подраздел: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Аннотация >>
Рассматриваются особенности образовательных услуг для абитуриентов и маркетинговые механизмы их продвижения. Анализируется специфика маркетинга отношений и маркетинга интегрированных коммуникаций в образовательном пространстве. Говоря об этапе продвижения образовательных услуг, исследователи называют Интернет в качестве наиболее действенного канала продвижения информации о высшем учебном заведении. Причем подчеркивается, что Web-сайт вуза оценивается как главный канал взаимодействия не только потребителем, но и поставщиком образовательных услуг. Анализ материалов сайтов позволил выявить противоречие между пониманием вузами необходимости адресной информации (каждый вуз имеет страницу для абитуриентов) и недостаточно эффективным использованием этого электронного ресурса. В работе исследуются плюсы и минусы электронной коммуникации университетов с абитуриентами через управление специальной адресной страницей корпоративных сайтов ряда высших учебных заведений Новосибирска. Цель статьи – состоит в выявлении наиболее эффективных технологий интернет-маркетинга для абитуриентов и в обмене опытом между структурами, курирующими довузовское образование.
|
Я.С. Турбовской
Институт теории образования и педагогики РАО, Москва turbovskoy@itiprao.ru
Ключевые слова: педагогическая аксиоматика, педагогические принципы, глобализация, конкурентоспособность, личность, безопасность, безопасность образования
Страницы: 98-132 Подраздел: ПРИГЛАШАЕМ К ДИСКУССИИ
Аннотация >>
Уважаемые читатели, имя доктора педагогических наук, профессора, заведующего лабораторией «Философия образования» Института теории образования и педагогики РАО, президента Академии творческой педагогики, председателя Совета директоров школ России, академика и члена президиума Академии социально-психологических наук Якова Семеновича Турбовского давно известно научно-педагогической общественности России и за рубежом. Мы знаем и глубоко ценим многие его замечательные труды по педагогике, философии образования, психологии, такие, например, как «Традиции и современность» (учебное пособие, 2006), «Русский язык: между неприязнью и любовью» (монография, 2010), статьи: «Поликультурное воспитание в США и Канаде» (2002), «Духовность как объект методологического рассмотрения» (2009) и многие, многие другие. Сегодня мы продолжаем публиковать (начало в предыдущем номере журнала – № 2 (47), 2013 г.) новую научную работу Якова Семеновича «Педагогическая аксиоматика как фундаментальная востребованность времени». В статье представлена система «Педагогическая аксиоматика» как исходная основа для развития современного отечественного образования в условиях глобализации. Отмечается аксиоматическая непреложность педагогического принципа природосообразности, а также принципов адаптации и преемственности. Признание необходимости целенаправленного использования педагогической аксиоматики должно обеспечить качество и эффективность формирования конкурентоспособной личности, а также способствовать превращению отечественного образования в фактор безопасности страны. Редакция журнала благодарит Я. С. Турбовского за предоставленную возможность публикации данного научного труда, поднимающего острые вопросы образовательной теории и практики, и приглашает читателей продолжить обсуждение обозначенных, актуальных сегодня проблем педагогической аксиоматики.
|
Т.А. Арташкина
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток tam.artand@gmail.com
Ключевые слова: воспитание, информационная культура, информационное общество, проблема информационной безопасности, личность, проблема сохранения личности, массовая культура, элитарное сознание, отчуждение сознания, проблема формирования личности
Страницы: 133-143 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация >>
Проблема информационной безопасности в современном информационном обществе трансформируется в проблему сохранения личности. В статье показано, что проблема сохранения личности оказалась многослойной и полифонической, а условия, блокирующие процесс формирования и трансляции будущим поколениям системы духовных и культурных ценностей, базовых для формирования личности, оказались слишком значительными. Автор анализирует основные каналы, действующие в информационном обществе, по которым возможно активное разрушающее воздействие на личность. Делается вывод о том, что в информационном пространстве действительно эффективная система сохранения личности требует формирования нового типа мировоззрения, не разрушающего ни духовных, ни телесных основ личности. Параллельно с системой образования необходимо формировать новые каналы воспитания и трансляции духовных и культурных ценностей, отвечающие запросам постиндустриального общества.
|
А.С. Фомичев
Сибирский государственный технологический университет, Красноярск alex_fomichev87@mail.ru
Ключевые слова: совершенные отношения, образование, обучение, воспитание, историческая эпоха, философия образования, модель мира
Страницы: 143-148 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация >>
В статье обосновывается, что российское образование должно развиваться в рамках русской модели мира «лад», предполагающей подготовку людей для реализации совершенных отношений. Процесс образования в рамках данной модели подразумевает единство всех социальных норм, а также единство обучения и воспитания. Доказывается, что обучение и воспитание выступают как неотделимые друг от друга отношения, совершенствующиеся в системе других общественных отношений и приобретающие законченность друг в друге. Показывается, что российское образование должно быть адекватно исторической эпохе и отвечать ее требованиям.
|
А.Е. Фирсова
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград allfir85@rambler.ru
Ключевые слова: антропологический подход, принципы антропологического подхода, концептуально-теоретический, процессуально-деятельностный уровни
Страницы: 148-156 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация >>
В статье анализируется проблема антропологического подхода в теории и практике современного образования. Дается определение категории «антропологический подход», рассматриваются уровни трактовки антропологического подхода: концептуально-теоретический и процессуально-деятельностный. Приводится классификация и обоснование принципов антропологического подхода в современном педагогическом знании.
|
Г.Г. Гранатов
Магнитогорский государственный университет, Магнитогорск granatov@rambler.ru
Ключевые слова: педагогическое мышление, концепция дополнительности, понятие, рефлексия, функции понимания, развивающее образование
Страницы: 156-165 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация >>
В статье в свете идеи дополнительности обосновываются природа, особая диалектичность и предельно широкий объем педагогического мышления – его идейно-понятийность, рефлексивность, объективно-этическая и субъективная значимость для развивающегося образования человека разумного и нравственного. Представлена общая картина мышления при постижении любого предмета изучения. Отражены также роль и функции понимания на этапах формирования понятий. Дано модельное представление педагогического мышления в концепции дополнительности и, в этой связи, приведен ряд положений диалектической логики и этики.
|
Н.В. Дмитриева, А.В. Сигаева
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск dnv2@mail.ru
Ключевые слова: комплекс неудачника, аддиктивное поведение, признаки комплекса неудачника, коррекция комплекса неудачника у студентов вуза
Страницы: 165-169 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация >>
В статье рассматривается понятие комплекса неудачника как фактора, способствующего развитию аддиктивного поведения у студентов вуза. Выделяются признаки, которые позволяют сделать вывод о наличии у студентов комплекса неудачника, а также способы его коррекции.
|
Н.В. Полищук
Ровенский государственный гуманитарный университет, Ровно, Украина pnv202@ukr.net
Ключевые слова: знание, вера, духовность, познавательная деятельность, педагог, молодое поколение, научно-технический прогресс
Страницы: 169-177 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация >>
Автор анализирует философскую связь между знанием и верой, а также ее способность оказывать воздействие на познавательную деятельность молодежи на современном этапе развития человечества. В статье исследуется философская проблема влияния веры на воспитание духовности молодежи, поскольку исправлять ошибки разума и безверия на сложном пути научно-технического и культурного прогресса придется благодаря духовному разуму молодых специалистов. Обосновано, что высокий уровень веры в сознании молодого человека способствует развитию его гуманного разума и дает возможность достойно открыться людям, стремиться к реализации идей гуманизма в процессе жизнедеятельности, то есть стать личностью и нужным специалистом в нынешнем и будущем обществах.
|
Н.В. Волынкина
Военный авиационный инженерный университет, Воронеж volynkina_n@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, инфолингвистическая система, интеллектуально-творческие способности, системно-прогностическое мышление
Страницы: 177-181 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация >>
В статье анализируется одна из основных проблем современной глобализации в научной сфере. Предложен альтернативный путь ее решения в условиях высшей школы – широкая реализация инфолингвистической системы развития интеллектуально-творческих способностей.
|
Ю.Б. Вертгейм
Новосибирский государственный университет, Новосибирск jwertheim@yandex.ru
Ключевые слова: культура, образование, глобализация, массовая культура, интеграционные процессы, диалектика, понимание, ценности
Страницы: 181-187 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация >>
В условиях глобализации актуализируется проблема взаимовлияния интеграционных процессов в обществе и образовании. В статье показано, как действует механизм обратной связи в треугольнике образование – личность – общество. Раскрыто понятие «охлокультура» как совокупность наиболее крайних форм массовой культуры. В качестве способа минимизации рисков предлагается стратегия «понимающего образования».
|
А.В. Мальгина
Российский государственный педагогический университет им. А. Герцена, Санкт-Петербург malgina_@mail.ru
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, жизненная ситуация, выбор, жизненный выбор, личностный смысл, смысловые универсалии, ценности
Страницы: 188-194 Подраздел: ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Целью статьи является анализ содержания выбора профессии выпуск-никами школы. Выделено значение поиска личностного смысла в процессе выбора. Рассмотрены смысловые универсалии, под влиянием которых совершается выбор, но нельзя выделить одну из них как эффективную, так как все зависит от жизненной ситуации и особенностей личности. Если смысл в профессии найден, тогда изменяется отношение выпускника к обучению. Определено, что выбор профессии относится к жизненным выборам личности. Автором проведена диагностика критериев выбора и сделан анализ основных характеристик выбора: продуманность, самостоятельность и удовлетворенность принятым решением.
|
Б.Е. Ламаш
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток lamash@meteo.dvgu.ru
Ключевые слова: глобализация образования, информатизация образовательного процесса, мультимедийный контент
Страницы: 194-198 Подраздел: ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
В работе анализируется влияние глобализации и информатизации на гидрометеорологическое образование. Показывается, что рост образовательных ресурсов в сети Интернет является объективным процессом, от которого нельзя оставаться в стороне. Мультимедийная наполняемость учебных материалов улучшает усвояемость, а использование работ зарубежных авторов ведет к совершенствованию профессионального иностранного языка. Сильная физико-математическая базовая подготовка и учет региональных особенностей изучаемых геосфер остаются отличительными чертами российского гидрометеорологического образования.
|
Г.Г. Зейналов, Е.Н. Чекушкина, Р.Г. Костина
Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, Саранск zggo@mail.ru
Ключевые слова: константа, инновационное развитие, система «учитель», инновационное мышление, нравственное воспитание, духовные качества, ответственность, мобильность
Страницы: 198-203 Подраздел: ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
В статье предлагается переосмыслить роль и место учителя в современном образовании. В данном случае, учитель понимается в широком смысле, обретая форму системы «учитель», которая представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование. Наличие высокопрофессионального, компетентного, мобильного учителя превращает его в константу образования XXI века, причем его задачей является также воспитание как первостепенный приоритет образования. В задачи учителя входит не только передача готовых знаний прошлого, но и формирование у молодого поколения способности инновационного мышления, умения быть мобильным, духовно богатым и нравственно воспитанным. Учитель превращается в важное технологическое педагогическое звено между наукой и образованием, теорией и практикой, прошлым, настоящим и будущим. Его деятельность многофункциональна, и он – выступает как педагог и исследователь, творец и разработчик, управляющий и конструктор процесса обучения, модератор между обучающимся и источником информации. В современном образовании учитель превращается в исследователя, который постоянно должен совершать научные открытия и апробировать их. Задача учителя – целенаправленно подводить его к этому. Общество, которое сумеет создать такую совершенную систему «УЧИТЕЛЬ», станет лидером XXI века и определит будущее человечества.
|
О.И. Баркова
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. ак. М. Ф. Решетнева, Красноярск Ym-cili@mail.ru
Ключевые слова: градостроительство, урбанистика, урбанизация, эффективность градостроительного планирования
Страницы: 204-209 Подраздел: ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Рассматриваются проблемы, возникающие при столкновении теорий развития градостроительства, которые принадлежат метафизическому и диалектическому проектам науки, а также политические, экономические и социальные предпосылки и последствия.
|
Ю.И. Шапиро1,2
1Новосибирский ДТДиУМ «Юниор», Новосибирск licey_Kondratuka_nsk@nios.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет
Ключевые слова: творчество, творческие способности, интеллект, шахматное творчество, творческие способности шахматиста, интуиция в шахматах, интуитивный компонент творческого мышления
Страницы: 209-217 Подраздел: ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
В статье анализируются понятия «интеллект» и «творчество», известные в научной литературе, а также представления о «шахматном творчестве», сущность которого не раскрывалась в научной и специальной литературе. На основе сущностного анализа выводится понятие «творческие способности». В результате теоретического анализа предложен следующий понятийный ряд: «шахматное творчество», «творческие способности шахматиста», «описательно-оценочная способность шахматиста», «интуиция в шахматах».
|
Страницы: 218-233 Подраздел: ИНФОРМАЦИЯ
|
|