В.Б. Сапунов1,2 1Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, Санкт-Петербург sapunov@rshu.ru 2Российский Государственный гидрометеорологический университет
Ключевые слова: фундаментальная наука, высшее образование, квалиметрия
Страницы: 10-16 Подраздел: Раздел I ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЩЕСТВА В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ
Статья посвящена оценке роли науки и высшего образования в динамике развития общества в мировом масштабе и применительно к России. Предложена закономерность, согласно которой скорость научно-технического прогресса в обществе пропорциональна уровню оплаты профессорско-преподавательского состава. Оценено количественно и качественно изменение роли России в мировой науке и в подготовке квалифицированных кадров за последние 60 лет. Наибольших успехов (выход в космос, создание ракетно-ядерного щита и т. д.) страна достигла в 1950–1960-е гг. за счет повышения качества и общественной роли вузовского образования и фундаментальной науки. Снижение престижности и оплаты этих областей квалифицированного труда, которое произошло в России в конце прошлого века, уменьшило мировую роль России во всех областях.
А.С. Бегалинов1,2 1Новосибирский государственный педагогический университет, Алматы, Республика Казахстан alibek557@rambler.ru 2АО «Агентство «Хабар»
Ключевые слова: кинофилософия, философия образования, педагогика перцепции, образ-движение, образ-время, план имманенции
Страницы: 44-53 Подраздел: Раздел II ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ О РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ
В статье речь идет о философии кино и образования одного из крупнейших постструктуралистов ХХ в. Ж. Делеза. За основу взяты его работы «Что такое философия?» и двухтомник «Кино». Отмечается не-обычный подход философа к проблемам кино и образования, подчеркнуты их точки соприкосновения. Ж. Делезу принадлежит разработка «педагогики перцепции» – обучения киновосприятию и виртуализации опыта. В статье указана ее суть, а также нашли отражение мысли философа о связи кино и философии, кино и образования.
Б.И. Ким1,2 1Костанайский инженерно-педагогический университет, Костанай, Республика Казахстан kimbi@yandex.ru 2Костанайский государственный педагогический институт
Ключевые слова: традиционное образование, новая система, философия методологии, гносеология, знаниевые тесты, технология тестирования, качество образования
Страницы: 93-104 Подраздел: Раздел V ВОПРОСЫ ДИДАКТИКИ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
Критический взгляд на современное образование, отражающий исторический период перехода традиционной системы образования на новую качественную, не может состояться вне философско-методологических обоснований центрального ядра образования – дидактики. Социальную философию образования и методологию дидактики педагогической науки объединяет раздел философии гносеология (эпистемология) – теория познания объективной реальности, имеющая прямое отношение к познавательному процессу студентов и учащихся. Качество образования достигается в нашем опыте инновационной технологией знаниевых тестов и учебного (обучающего) тестирования, особенно на предэкзаменационном этапе. Традиционную тестологию – науку о контроле и оценке качества образования применяем в новой системе ее синтеза с дидактикой – теорией обучения. Функциональная интеграция двух родственных наук в образовании (дидактики и тестологии) дает неожиданно прогрессирующей, потрясающий результат.
Л.М. Струминская1, Я.Б. Дорожкина2 1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск strumlya@mail.ru 2Сибирский университет потребительской кооперации, Новосибирск jbdoroshkina@rambler.ru
Ключевые слова: мониторинг, система менеджмента качества, внутренний аудит, образование
Страницы: 117-123 Подраздел: Раздел V ВОПРОСЫ ДИДАКТИКИ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
Для достижения своих целей вузы собирают информацию посредством мониторинга. Полученная информация позволяет правильно принимать управленческие решения, результаты мониторинга способствуют выявлению проблемных зон, на которые будут направлены соответствующие меры и программные действия. В рамках данной статьи рассмотрены инструменты системы менеджмента качества, зарекомендовавшие себя как наиболее эффективные при проведении мониторинга образовательных процессов в Сибирском университете потребительской кооперации (СибУПК).
О.И. Мезенцева1,2 1Новосибирский государственный педагогический университет, Куйбышев fpk@kfngpu.ru 2Куйбышевский филиал Новосибирского государственного педагогического университета
Ключевые слова: профессиональная компетентность педагога, образовательный стандарт, образовательная программа, система повышения квалификации
Страницы: 123-128 Подраздел: Раздел V ВОПРОСЫ ДИДАКТИКИ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
В статье рассматриваются требования к уровню профессиональной компетентности современного педагога, а также подходы к организации обучения педагогов в системе повышения квалификации в условиях развития отечественной системы образования. Наиболее подробно анализируются особенности проектирования и реализации программ повышения квалификации в рамках модульно-накопительной системы, предусматривающей переход от практико-воспроизводящей деятельности к практико-преобразующей, актуализацию педагогом собственных возможностей и самостоятельное конструирование педагогом собственной образовательной программы. В качестве примера предложена программа образовательного инвариантного, нормативно-правового модуля как составная часть индивидуального образовательного маршрута.
Л.И. Еремина
Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, Ульяновск lariv73@mail.ru
Ключевые слова: творческое развитие, креативность, учебная группа, малая социальная группа, социальное воспитание
Страницы: 129-135 Подраздел: Раздел VI ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕОБРАЗОВАНИЯ
В статье показано влияние учебной группы как микрофактора социализации на творческое развитие студентов, дается сущностная характеристика учебной группы как малой социальной группы, как группы сверстников, как предпосылки социального и личностного развития студентов. С точки зрения философского подхода раскрывается понятие «творчество», рассматривается творческое развитие студентов в аспекте развития креативности как общей универсальной способности к творчеству, в той или иной степени свойственной каждому человеку.
О.А. Сухарева
Академия социального управления, Москва osuhareva@mail.ru
Ключевые слова: средства массовой информации, связи с общественностью, ценностная структура, воспитание молодежи, культура, идеология
Страницы: 135-144 Подраздел: Раздел VI ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье обозначены актуальные проблемы влияния связей с общественностью на формирование культурно-идеологических ценностей молодежи. Автором анализируются функции СМИ и их влияние на сознание, личностное становление, мышление молодых людей.
О.В. Зиневич, Э.Д. Петрова
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск zinevich@fgo.nstu.ru
Ключевые слова: коучинг, модели образования, личностно-ориентированная модель образования, технологии образования
Страницы: 144-152 Подраздел: Раздел VI ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Анализируются современные модели образования: традиционная и гуманистическая. Описывается появившаяся относительно недавно новая технология обучения коучинг, его принципы, методы, приемы и сферы применения. Обсуждается возможность использования коучинга в современных условиях в качестве инструмента, способствующего реализации принципов гуманистической образовательной модели.
Ю.В. Агапов
Рязанский институт развития образования, Рязань agapov-u@mail.ru
Ключевые слова: когнитивные и метакогнитивные структуры, культура мышления, мыслительная деятельность, образовательные стратегии
Страницы: 153-160 Подраздел: Раздел VI ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Автор анализирует различные подходы к формированию метакогнитивных структур познавательной деятельности и их роли в развитии общей культуры мышления в процессе образования. В статье исследуется влияние этих подходов на формирование современных образовательных стратегий и моделей. Показана специфика формирования и развития когнитивных и метакогнитивных структур сознания и мышления в условиях традиционного предметного обучения, в процессе развивающего и ориентированного на метапредметное содержание образования. Обосновывается необходимость учета различий метакогнитивных структур, организующих логическое мышление в его классическом понимании, и нарративных языковых категорий и структур. Делается вывод о необходимости и перспективности разработок новых моделей образования, нацеленных на развитие метакогнитивных структур сознания и способностей к рефлексии организующих мышление категорий и языковых средств.
Л.А. Казакова
Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, Ульяновск pedagogika@bk.ru
Ключевые слова: человек с ограниченными возможностями здоровья, дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, социализация, инклюзивное образование, методологические основания
Страницы: 161-168 Подраздел: Раздел VI ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлены методологические основания исследования социализации человека с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании. На философском уровне методологии социализация человека с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как форма проявления всеобщей философской категории «развитие» на основе трех динамических пар понятий. На общенаучном уровне методологии социализация человека с ограниченными возможностями здоровья анализируется через призму синергетического, деятельностного и субъект-субъектного подходов.