Б.Ф. Бояршинов, С.Ю. Фёдоров
Институт теплофизики им. С. С. Кутателадзе СО РАН, Новосибирск boyar@itp.nsc.ru
Ключевые слова: пограничный слой, массоперенос, горение, срыв пламени, ребро, уступ
Страницы: 3-7
Проведено сравнение характеристик пограничного слоя с горением при стабилизации пламени ребром и уступом. Получены данные о тепловом пограничном слое, о скорости срыва пламени и скорости испарения этанола в воздушный поток с турбулентностью до 26 %. Показано, что температура во внешней области пограничного слоя и скорость срыва пламени за ребром выше, чем за уступом. При обоих способах стабилизации пламени интенсивность испарения соответствует переходному режиму массообмена.
В.А. Виноградов1, Ю.М. Шихман1, М.А. Гольдфельд2, А.В. Старов1 1Центральный институт авиационного моторостроения им. П. И. Баранова, 111116 Москва starov@itam.nsc.ru 2Институт теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича СО РАН, 630090 Новосибирск
Ключевые слова: сверхзвуковой поток, воспламенение, керосин, рабочий процесс, стабилизация
Страницы: 8-16
Представлены результаты экспериментального исследования рабочего процесса в модели прямоточной камеры сгорания, работающей на подогретом керосине со сверхзвуковым потоком воздуха на входе с числами Маха 3 и 3.5. Испытания проводились в импульсной трубе по схеме присоединенного воздухопровода при полных температурах 2350÷3250 К и давлениях 3.2÷12.0 МПа. Получены данные по условиям воспламенения и эффективности горения керосина. Показана принципиальная возможность использования критерия Озавы и его модификации для описания области устойчивого горения керосиновоздушной смеси в канале со стабилизаторами в виде ниш и уступов, обтекаемых существенно трехмерным потоком.
В.Е. Козлов, А.М. Старик, Н.С. Титова, И.Ю. Ведищев
Центральный институт авиационного моторостроения им. П. И. Баранова, 111116 Москва star@ciam.ru
Ключевые слова: камера сгорания, гомогенное горение, метан, синтез-газ, кинетика образования NO2, эмиссионные характеристики
Страницы: 17-33
Разработана кинетическая модель, позволяющая рассчитывать эмиссионные характеристики гомогенных камер сгорания, работающих на метане и синтез-газе. Тестирование модели проведено с использованием широкого набора экспериментальных данных по концентрациям NO, CO, OH в ламинарных пламенах и горелке Бунзена, а также по концентрациям OH, NO, CO в гомогенной камере сгорания, работающей на смеси синтез-газа с воздухом. Показано, что при одинаковой температуре продуктов сгорания, т. е. при одинаковой термодинамической эффективности, камера сгорания, работающая на синтез-газе, эмитирует большее количество NO, CO и CO2 по сравнению с камерой сгорания на метане. Хотя использование в качестве топлива синтез-газа позволяет организовать устойчивое горение ультрабедных смесей и получить очень низкие концентрации NO и CO на выходе из камеры сгорания (≈ 1÷3 ppm), тем не менее количество CO2 в выхлопе даже в случае очень бедных смесей (α ≈ 3) существенно больше, чем при использовании метана.
В.М. Гремячкин
Институт проблем механики им. А. Ю. Ишлинского РАН, 119526 Москва grema@ipmnet.ru
Ключевые слова: углерод, пористая частица, горение, кинетика
Страницы: 34-38
Для диффузионно-кинетической модели горения пористой частицы углерода в воздухе исследована структура зоны реакции углерода с реакционными газами внутри пористой частицы. Показано, что при заданной кинетике реакции взаимодействия углерода с кислородом зависимость скорости горения пористой частицы от ее внутренней поверхности неоднозначна, что связано с резкой зависимостью скорости реакции углерода с кислородом от температуры. Для получения однозначной зависимости необходимо использовать кинетическое уравнение для скорости реакции углерода с кислородом с более низкой энергией активации, чем экспериментально определенная величина.
Для моделирования двухстадийного горения гидрореагирующего топлива в прямоточном гидрореактивном двигателе использованы камера сгорания высокого давления и реактор металл/пар. В качестве металлической добавки исследованы порошки алюминия, магния, алюмомагниевого сплава 50/50 (AM) и алюмомагниевого механосплава 50/50 (b-AM), полученного в шаровой мельнице. Порошки характеризовали с использованием сканирующей электронной микроскопии, рентгенофазового и термогравиметрического анализов. Определена эффективность реагирования Al в исходном (сырьевом) металле в горячем паре, а также при двухстадийном горении топлива. Результаты исследований показали, что Mg и Al в составе сплавов AM и b-AM полностью реагируют в воздухе при нагревании до температуры 950 °C. По данным рентгенофазового анализа продукты реакции обоих сплавов в горячем паре содержали оксид магния MgO и шпинель Al2MgO4, в рентгенограммах также зарегистрированы пики дифракции Al. Эффективность реагирования Al с горячим паром в составе сплавов AM и b-AM была намного выше, чем в случае чистых порошков Al. Топливные композиции на основе полибутадиена с концевыми гидроксильными группами (HTPB), такие как HTPB-AP-(b-AM)-Mg и HTPB-AP-AM-Mg, продемонстрировали лучшую эффективность реагирования Al, чем системы HTPB-AP-Al-Mg и HTPB-AP-Al.
В.М. Бойко, А.А. Пивоваров, С.В. Поплавский
Институт теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича СО РАН, 630090 Новосибирск
Ключевые слова: двухфазные потоки, ударные волны, PIV-диагностика
Страницы: 49-54
Рассмотрены методы восстановления скорости газового потока по измерению скорости частиц дисперсной фазы и показано, что существующие подходы ограничены малой скоростной неравновесностью фаз. Для измерения скорости газа в высокоградиентных потоках предложена методика коррекции данных PIV-диагностики на основе измерения параметров скоростной релаксации частиц. Методика экспериментально апробирована в потоке за проходящей ударной волной с субмикронными трассерами, показана возможность ее применения в течениях с газодинамическими разрывами.
Проведено исследование горения гранулированной смеси титана с сажей, помещенной в кварцевую трубку, при продуве засыпки аргоном или азотом. Поток газа (спутная фильтрация) обеспечивался наличием фиксированного перепада давления на входе и выходе из трубки, не превышавшего 1 атм. Проанализированы возможные режимы горения гранулированных смесей, связанные с наличием более сложной иерархии масштабов (микро, макро и мезо), отличной от порошковых смесей (микро, макро). Проведено сравнение скоростей горения порошковых и гранулированных смесей. Экспериментально установлено увеличение скорости горения при использовании гранулированных смесей. Показано, что продув гранулированной смеси Ti + 0.5C спутным потоком газа приводит к увеличению скорости горения. Установлено, что за распространение фронта горения гранулированной смеси Ti + 0.5C в потоке азота или аргона отвечают различные реакции. Показано, что в отличие от порошковых смесей Ti + 0.5C при горении гранулированного состава Ti + 0.5C в потоке азота наблюдается только один фронт. Доказано, что при распространении фронта горения в гранулированной смеси Ti + 0.5C существенную роль играет излучение.
О.Б. Ковалев, В.В. Беляев
Институт теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича СО РАН, 630090 Новосибирск kovalev@itam.nsc.ru
Ключевые слова: порошковая смесь, никель, алюминий, СВС, объединение макрои микроописаний, металлохимические реакции, образование и разложение фаз, интерметаллические соединения, концентрация, моделирование
Страницы: 64-76
Предложена гетерогенная модель безгазового горения бинарных дисперсных систем, объединяющая описание микромасштабных процессов межфазного взаимодействия в ячейке смеси с макромасштабным описанием, что позволяет с позиций континуального подхода механики сплошных сред описывать физико-химические превращения, рассчитывать фазовый состав конечных продуктов. На основе анализа диаграммы состояния системы Ni—Al предложены схемы металлохимических реакций образования и разложения интерметаллических фаз. Численно решена задача о распространении волны СВС и эволюции пространственного распределения концентраций интерметаллических фаз при горении смеси порошков Ni и Al. Получена двухволновая структура волны горения, приведено сопоставление с данными экспериментов.
Изложена физико-математическая постановка совместной газодинамической и геометрической задачи моделирования внутрикамерных процессов и расчета внутрибаллистических характеристик бессопловых РДТТ, разработаны метод и алгоритм решения задачи. Для расчета параметров в переднем объеме двигателя применены осредненные нестационарные уравнения внутренней баллистики, а для канала заряда и выходного конуса — одномерные газодинамические уравнения в квазистационарной постановке. Программный комплекс проверен расчетом внутрибаллистических характеристик двигателя, который утилизировался без соплового блока и моделировал внутрикамерные процессы бессоплового РДТТ в течение полного времени работы. Расчетными исследованиями определены конструктивные особенности, рабочие параметры двигателей и характеристики составов, влияющие на реализацию энергетики топлив в бессопловых РДТТ. Показано, что по основному энергетическому параметру — удельному импульсу тяги бессопловые РДТТ в зависимости от условий сравнения (одинаковые степени расширения и профили сопла и выходного конуса) незначительно уступают или практически сближаются с традиционными РДТТ.
Исследованы характеристики аномалии скорости горения канальной шашки смесевого топлива, известной под названием "аномалия середины свода горения" или "горб на кривой давления". Приведены результаты экспериментального исследования влияния рецептуры топлива, вязкости топливной суспензии, особенностей процедуры ее заливки в корпус двигателя. Согласно предшествующим исследованиям предполагается, что геометрия "изохронных поверхностей" движущейся в процессе заливки топливной суспензии оказывает влияние на локальную скорость горения. Для исследования этого эффекта проведена визуализация изохронных поверхностей. Предложена зависимость между конфигурациями изохронных поверхностей и скоростью горения, зарегистрированной в огневых испытаниях двигателя и в опытах с образцами, вырезанными из шашки. Помимо обычных статических характеристик аномалии скорости горения, таких как "горб" на зависимости давления от времени и неизотропное поведение скорости горения, установлена специфическая связь распределения локальных скоростей горения с изохронными поверхностями.