С. В. Камашев
Новосибирский государственный педагогический университет kvs200@ngs.ru
Ключевые слова: национальная безопасность, образование и интеграция, образовательное пространство
Страницы: 89-95
В статье рассматриваются проблемы взаимодействия национальной безопасности государства и образования, а также роль в условиях интеграции России в европейское образовательное пространство. Отмечается, что в современных условиях образование становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности России в мире. Автор исследует взаимосвязь образования и безопасности, которая способствует формированию объективных представлений о параметрах развития российского государства и общества. Обращается внимание на проблемы интеграции российского образования в европейское образовательное пространство.
А. А. Соловьев
Волгоградский государственный технический университет lokotigr@mail.ru
Ключевые слова: образование и гражданское общество; цели образования; неопределенность; самоорганизация
Страницы: 95-101
Целью данной работы является уяснение эффективных способов взаимодействия системы образования и развивающегося гражданского общества в современной России. При этом постулируется, что неопределенность будущего представляется фактором, в значительной степени определяющим принципы формирования новых механизмов социальных взаимодействий. Одновременно с этим указывается на то, что неопределенность не обязательно является негативным фактором и может положительно сказываться на развитии культуры. В данном контексте целью образовательного процесса признается реализация запросов социума. Но эта цель рассматривается не в сугубо прагматическом смысле, а прежде всего сквозь призму возможных культурообразующих перспектив социального организма.
Л. Р. Вышегурова
Алтайский государственный университет lubzay@mail.ru
Ключевые слова: качество высшего образования, управленческая структура вуза, модернизация высшего образования в России
Страницы: 101-108
Автор анализирует состояние проблемы управления качеством высшего образования в современной России. В статье дается оценка роли управленческой структуры вуза в процессе повышения качества высшего образования, при этом упор делается на доминирование компетентостного подхода в развитии образовательных технологий. Автором проанализированы возможные пути решения данной проблемы в плоскости социологической и социально-философской рефлексии. Это дает возможность представить управленческую структуру вуза как необходимый элемент в системе повышения качества высшего образования.
Автор проводит социально-философский анализ качества образования, выделяет его структурные компоненты: условия (здоровьесберегающие технологии, психологический комфорт, развивающая предметная среда, педагогические кадры, уровень их квалификации), образовательный процесс (формирование содержания дошкольного образования на основе интегративного, развивающего, деятельностного подходов с использованием инновационных интегрированных, проектных технологий, технологии портфолио), а также результаты, сформулированные в категориях преемственности, готовности к школе, уровня взаимодействия с родителями. Таким образом, обоснована специфика современного качества дошкольного образования с точки зрения системо-деятельностного подхода.
А. И. Маркеев
Сибирская академия государственной службы markeev@sapa.nsk.su
Ключевые слова: инновационное общество, инновационное развитие, правовая культура, современное образование, специфика образования в обществе ХXI в
Страницы: 115-120
Автор анализирует содержание и смыслы современного этапа инновационного развития правовой культуры, прослеживает влияние современных федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и принятых федеральных законов на развитие правовой культуры российского общества. В статье исследованы и сопоставлены различные точки зрения российских ученых на содержание правовой культуры конкретных ее носителей - юристов, показаны пути инновационного развития правовой культуры у студентов. Таким образом, обосновано утверждение о том, что инновационное развитие правовой культуры в российском обществе зависит от деятельности законодательных органов, образовательных структур и самих юридических сообществ.
С. В. Кущенко
Новосибирский государственный технический университет kushenko@fgo.nstu.ru
Ключевые слова: политология, предмет политологии, политика, политические отношения, политическое поведение, политические институты, демократия, функционально-смысловая неопределенность
Страницы: 120-124
В статье анализируются две методологические проблемы, непосредственно связанные с подготовкой специалистов-политологов в высшей школе: 1) вариативность определения предмета политологии в России; 2) вариативность гипотетической модели специалиста-политолога в России.
В данной статье обсуждается проблема образования в контексте работ Яна Паточки. Образование рассматривается в форме трёх движений человеческого бытия: получение, воспроизводство и трансцендентирование. В статье раскрывается содержание теории образования Паточки как некоторого движения человеческого бытия и современной европейской традиции, обсуждается значение этой теории для современных теорий образования. Образование понимается как некий шанс встречи с поколением на определeнной общей основе и как диалог, конфликт и борьба между поколениями. Оно также понимается как непрерывность культуры и разрывность необходимых метаморфоз, как симметричные и асимметричные взаимоотношения, основанные на ответственности.
Язык тела реализует наиболее естественный и удобопонятный диалог в мире. Рассматривается значение Олимпийских игр на фоне языка тела, роль рук в жизненных движениях, роль речи с точки зрения человеческих принципов.
Статья обращается к теории, практики и поэзису как проявлениям человеческой активности и как источникам ее будущих изменений. Изучается применение данной концепции человеческой активности к учительской профессии. На базе этического анализа современной ситуации в мире и человека мы пытаемся выделить основы профессиональной этики учителей.
Б. В. Илькевич
Гжельский государственный художественно-промышленный институт ilk_bv@mail.ru
Ключевые слова: художественно-промышленное образование, аксио-логия образования, ценности образования, декоративно-прикладное искусство, народные художественные промыслы
Страницы: 142-147
Автор анализирует содержание и смысл ценностной характеристики художественно-промышленного образования, включающего три взаимосвязанных элемента: художественно-промышленное образование как государственная ценность, художественно-промышленное образование как общественная ценность, художественно-промышленное образование как личная ценность. Показано, что когда речь идет о согласовании личных и государственных (социальных) образовательных ценностей, то акцент необходимо делать на государственные (социальные) идеалы.