Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Rambler's Top100

Поиск по журналу

Философия образования

2011 год, номер 3

1.
Понятие «устойчивое развитие»

О. П. Кожина, А. В. Кожина
Институт фундаментальной подготовки Сибирского федерального университета
kozhina_olga_p@mail.ru, anastacia_kozhina@mail.ru
Ключевые слова: экологические проблемы, эволюция, устойчивое развитие
Страницы: 3-11

Аннотация >>
Статья посвящается 80-летию со дня рождения академика Валентина Афанасьевича Коптюга.


2.
ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ МОДЕРНИЗАЦИИ С ПОЗИЦИЙ МИРОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА

А. А. Изгарская
Новосибирский государственный педагогический университет
izgarskaya@online.nsk.su
Ключевые слова: реформы системы образования в России, полупериферийное государство
Страницы: 12-18

Аннотация >>
Предметом исследования данной статьи являются перспективы решения государством проблем в сфере образования и воспитания современной российской молодежи. Автор раскрывает связи между трансформацией социально-экономических основ российского общества и реформами системы образования, а также объясняет причины критического отношения педагогического сообщества к инициативам государства.


3.
КУЛЬТУРНЫЕ СТРАТЕГИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ САМОРАЗВИТИЯ

И. А. Жерносенко
Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова
iaj2002@mail.ru
Ключевые слова: модернизация образования, саморазвитие, творчество, свобода воли
Страницы: 19-24

Аннотация >>
В статье рассматриваются проблемы выстраивания современных стратегий образования, основанных на принципах системности и культуросообразности. Социальные системы - такие, как общество, культура, образование - развиваются по нелинейным законам системы. Для прогнозирования направления их развития необходимо учитывать такие непредсказуемые факторы, как творчество, свобода воли, самодетерминация.


4.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - ПУТЬ К НЕПРЕРЫВНОМУ ОБУЧЕНИЮ СПЕЦИАЛИСТА

С. О. Мануйлова
Сибирский государственный университет путей сообщения
ludovik-14@rambler.ru
Ключевые слова: иноязычная профессиональная коммуникативная компетентность, информационная компетентность, информационные технологии, практико-ориентированный курс иностранного языка
Страницы: 25-30

Аннотация >>
Цель данной статьи - поиск путей повышения эффективности языковой подготовки студентов технических вузов. Автор рассматривает внедрение современных информационных технологий в практико-ориентированный курс иностранного языка как средство формирования иноязычной профессиональной коммуникативной и информационной компетентностей у обучающихся, что является необходимой базой для дальнейшего самообразования обучающихся


5.
ИНФОРМАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ С ПОЗИЦИЙ ГУМАНИТАРНОГО ПОДХОД А

И. М. Асанова
Санкт-Петербургский институт гостеприимства
apsha@yandex.ru
Ключевые слова: гуманитарный подход к организации подготовки специалиста в вузе, содержание образования специалистов вузов, требования к содержанию образовательного процесса, ключевые компетенции
Страницы: 31-38

Аннотация >>
Автор анализирует требования к определению содержания образования в вузе с позиций гуманитарного подхода. В статье исследована специфика гуманитарного подхода как методологической основы к определению содержания образования, обоснован комплекс требований к содержанию образования в вузе, определена инвариантная структура содержания образования, показана взаимосвязь между данными требованиями и основными ключевыми компетенциями, которые должны быть сформированы у выпускника. Таким образом, обоснована структура содержания образования в вузе на основе комплекса требований, определяемых с позиций гуманитарного подхода к организации подготовки специалиста в вузе.


6.
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Н. А. Голиков
общеобразовательный лицей Тюменского государственного нефтегазового университета
nikgol2004@mail.ru
Ключевые слова: социализация, качество жизни учащейся молодежи, социальные технологии, полифункциональное образовательное учреждение, инвариантные и вариативные функции образования
Страницы: 38-45

Аннотация >>
В статье рассматриваются проблемы социализации личности в условиях инновационных образовательных учреждений и способы их решения. Представлен анализ деятельности ряда инновационных образовательных учреждений городов Тюмени и Ханты-Мансийска.


7.
ПРИНЦИПЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

С. А. Терепищий
НПУ имени М. П. Драгоманова
som_org@ukr.net
Ключевые слова: принципы стандартизации высшего образования
Страницы: 45-52

Аннотация >>
Статья посвящена проблеме определения принципов стандартизации высшего образования в философско-образовательном измерении. Предложены принципы системности, адекватности, проактивности, эффективности, личностной ориентированности, достаточности, необходимости, однозначности, вариативности, самообновления.


8.
CТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

Н. Ю. Симушкина
Новосибирский государственный педагогический университет
malunsy@mail.ru
Ключевые слова: частное образование, частные школы, государственное образование, государственные школы, религиозное образование
Страницы: 52-60

Аннотация >>
В статье исследовано развитие категории «частное образование». Автор показывает, что на содержание теоретического понятия «частное образование» существенное влияние оказывают социально-экономические и культурные факторы. В статье обосновывается, что на этапе становления философия частного образования совпадает с философией обучения и воспитания учащихся. В настоящее время частное образование представляет собой форму образования, дополняющую государственное и решающую те социальные задачи, которые в данный момент остаются нерешенными государственным образованием.


9.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ОБЩЕСТВА, «РАБОТАЮЩЕГО» НА ЗНАНИЯХ

А. О. Карпов
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
apfn@mx.bmstu.ru, a.o. karpov@gmail.com
Ключевые слова: исследовательское обучение, общество знаний, инновационное развитие, компетентность, социализация, культурное многообразие, когнитивная мобильность
Страницы: 60-68

Аннотация >>
В статье обосновывается особая роль исследовательского образования в условиях роста культуры знаний. Формируется критерий научности современного образования. Обозначены такие ключевые концепты новой педагогической парадигмы, как научно-исследовательский тип социализации, когнитивная компетентность, когнитивно-комфортные образовательные условия, культурное многообразие, когнитивная мобильность. Определены основные проблемы, связанные с постановкой исследовательского обучения в качестве основной формы школьной и университетской подготовки. Показана взаимосвязь общего технологического поля культуры знаний с периодом профессионального взросления личности и инновационным статусом учебного знания.


10.
СОВРЕМЕННАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ

А. Р. Дзиов
Шадринский государственный педагогический институт
artur.dziov@yandex.ru
Ключевые слова: высшая школа, социальный институт, структурно-функциональный подход, методология идеал-реализма
Страницы: 68-72

Аннотация >>
В статье рассматривается функционирование высшей школы России в институциональном аспекте. Отмечается, что в некоторых исследованиях, посвященных этой проблематике, прослеживается тенденция неразличения технически и технологических подходов, прикладных аспектов образовательной деятельности и ее содержательных, сущностных оснований. На фоне изменений в сфере высшего образования, выступающих ответом на цивилизационные вызовы, все более актуальным становится моделирование общественных процессов, позволяющее выявить интегративные принципы и развернуть систему связей, характеризующую взаимодействие образования и прогресса общества. Существенно важной чертой современного российского общества является многоукладность, требующая своего осмысления и в образовательном аспекте. С помощью структурно-функционального подхода анализируется феномен российского студенчества.


11.
ФЕНОМЕН ВИРТУАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

С. И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет
2560380@ngs.ru
Ключевые слова: виртуальная личность, виртуализация образования, символическая интеракция, информационная цивилизация
Страницы: 72-78

Аннотация >>
В статье рассматривается феномен виртуальной личности. На основе методологических установок постмодернизма, символического интеракционизма и разработок отечественной философии предпринята попытка рассмотреть феномен виртуальной личности как новый - образ информационной цивилизации. Проведенный анализ приводит автора к заключению о необходимости социального контроля над работой в Интернете - с одной стороны, и социально-философского анализа феномена виртуальной личности - с другой. Статья связана с рассмотрением проблемы бытия виртуальной личности. Под виртуальной личностью понимается «мое видение самого себя как другого».


12.
СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

С. В. Чирков
Новосибирский государственный педагогический университет
s.v.chirkov@yandex.ru
Ключевые слова: информационная культура, компетентностный подход, информационная компетентность, информационное общество, профессиональная культура
Страницы: 78-83

Аннотация >>
Становление информационного общества оказывает существенное влияние на профессиональную сферу. Следствием этого является возрастание роли изучения информатики и информационных технологий в высших учебных заведениях.
Целью обучения информатике и информационным технологиям студентов вузов является формирование их информационной культуры. Одним из направлений развития высшего образования в Российской Федерации является компетентностный подход. Он обусловливает изменение сущности информационной культуры студентов вузов.
В статье раскрывается сущность понятия информационной культуры студентов в контексте компетентностного подхода. Автор разграничивает и устанавливает взаимосвязь между понятиями «информационная компетентность» и «информационная культура».


13.
МЕТОДОЛОГИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ И ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ

А. В. Пугачёв
Новосибирский государственный педагогический университет
pugachev-1967@mail.ru
Ключевые слова: методология образовательной деятельности, правовое регулирование, теория образовательного права
Страницы: 84-89

Аннотация >>
В статье рассматривается понятия методологии, в том числе методологий образования, теории образовательного права и правового регулирования образования, их соотношения и положения в системе общей методологии. На основе анализа содержания данных понятий делается вывод об особом положении методологии правового регулирования образования в системе общей методологии и, как следствие, особом характере ее содержания.


14.
БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

С. В. Камашев
Новосибирский государственный педагогический университет
kvs200@ngs.ru
Ключевые слова: национальная безопасность, образование и интеграция, образовательное пространство
Страницы: 89-95

Аннотация >>
В статье рассматриваются проблемы взаимодействия национальной безопасности государства и образования, а также роль в условиях интеграции России в европейское образовательное пространство. Отмечается, что в современных условиях образование становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности России в мире. Автор исследует взаимосвязь образования и безопасности, которая способствует формированию объективных представлений о параметрах развития российского государства и общества. Обращается внимание на проблемы интеграции российского образования в европейское образовательное пространство.


15.
ОБРАЗОВАНИЕ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

А. А. Соловьев
Волгоградский государственный технический университет
lokotigr@mail.ru
Ключевые слова: образование и гражданское общество; цели образования; неопределенность; самоорганизация
Страницы: 95-101

Аннотация >>
Целью данной работы является уяснение эффективных способов взаимодействия системы образования и развивающегося гражданского общества в современной России. При этом постулируется, что неопределенность будущего представляется фактором, в значительной степени определяющим принципы формирования новых механизмов социальных взаимодействий. Одновременно с этим указывается на то, что неопределенность не обязательно является негативным фактором и может положительно сказываться на развитии культуры. В данном контексте целью образовательного процесса признается реализация запросов социума. Но эта цель рассматривается не в сугубо прагматическом смысле, а прежде всего сквозь призму возможных культурообразующих перспектив социального организма.


16.
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВУЗА И КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Л. Р. Вышегурова
Алтайский государственный университет
lubzay@mail.ru
Ключевые слова: качество высшего образования, управленческая структура вуза, модернизация высшего образования в России
Страницы: 101-108

Аннотация >>
Автор анализирует состояние проблемы управления качеством высшего образования в современной России. В статье дается оценка роли управленческой структуры вуза в процессе повышения качества высшего образования, при этом упор делается на доминирование компетентостного подхода в развитии образовательных технологий. Автором проанализированы возможные пути решения данной проблемы в плоскости социологической и социально-философской рефлексии. Это дает возможность представить управленческую структуру вуза как необходимый элемент в системе повышения качества высшего образования.


17.
КОНЦЕТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Т. М. Селина
Новосибирский государственный педагогический университет
selina_tatiana@mail.ru
Ключевые слова: системо-деятельностный подход, гуманизация, преемственность, личностные, физические, интеллектуальные качества, интеграция
Страницы: 108-115

Аннотация >>
Автор проводит социально-философский анализ качества образования, выделяет его структурные компоненты: условия (здоровьесберегающие технологии, психологический комфорт, развивающая предметная среда, педагогические кадры, уровень их квалификации), образовательный процесс (формирование содержания дошкольного образования на основе интегративного, развивающего, деятельностного подходов с использованием инновационных интегрированных, проектных технологий, технологии портфолио), а также результаты, сформулированные в категориях преемственности, готовности к школе, уровня взаимодействия с родителями. Таким образом, обоснована специфика современного качества дошкольного образования с точки зрения системо-деятельностного подхода.


18.
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

А. И. Маркеев
Сибирская академия государственной службы
markeev@sapa.nsk.su
Ключевые слова: инновационное общество, инновационное развитие, правовая культура, современное образование, специфика образования в обществе ХXI в
Страницы: 115-120

Аннотация >>
Автор анализирует содержание и смыслы современного этапа инновационного развития правовой культуры, прослеживает влияние современных федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и принятых федеральных законов на развитие правовой культуры российского общества. В статье исследованы и сопоставлены различные точки зрения российских ученых на содержание правовой культуры конкретных ее носителей - юристов, показаны пути инновационного развития правовой культуры у студентов. Таким образом, обосновано утверждение о том, что инновационное развитие правовой культуры в российском обществе зависит от деятельности законодательных органов, образовательных структур и самих юридических сообществ.


19.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ПОЛИТОЛОГОВ В РФ (ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

С. В. Кущенко
Новосибирский государственный технический университет
kushenko@fgo.nstu.ru
Ключевые слова: политология, предмет политологии, политика, политические отношения, политическое поведение, политические институты, демократия, функционально-смысловая неопределенность
Страницы: 120-124

Аннотация >>
В статье анализируются две методологические проблемы, непосредственно связанные с подготовкой специалистов-политологов в высшей школе: 1) вариативность определения предмета политологии в России; 2) вариативность гипотетической модели специалиста-политолога в России.


20.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ДВИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

Надежда Пелцова
Карлов университет
nadezda.pelcova@centrum.cz
Ключевые слова: образование, движение, метаморфоза, встреча, состязание
Страницы: 125-133

Аннотация >>
В данной статье обсуждается проблема образования в контексте работ Яна Паточки. Образование рассматривается в форме трёх движений человеческого бытия: получение, воспроизводство и трансцендентирование. В статье раскрывается содержание теории образования Паточки как некоторого движения человеческого бытия и современной европейской традиции, обсуждается значение этой теории для современных теорий образования. Образование понимается как некий шанс встречи с поколением на определeнной общей основе и как диалог, конфликт и борьба между поколениями. Оно также понимается как непрерывность культуры и разрывность необходимых метаморфоз, как симметричные и асимметричные взаимоотношения, основанные на ответственности.


21.
ТЕЛО И РЕЧЬ

Анна Хогенова
Карлов университет
Hogen@volny.cz
Ключевые слова: речь, говорить, язык тела, феноменология, интенциональность
Страницы: 133-135

Аннотация >>
Язык тела реализует наиболее естественный и удобопонятный диалог в мире. Рассматривается значение Олимпийских игр на фоне языка тела, роль рук в жизненных движениях, роль речи с точки зрения человеческих принципов.


22.
ОБ ОСНОВАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ УЧИТЕЛЕЙ

Илона Семрадова
Университет Градец Кралове
ilona.semradova@uhk.cz
Ключевые слова: учительская профессия, профессиональная этика, теория, практика, поэзис, человеческая активность
Страницы: 135-141

Аннотация >>
Статья обращается к теории, практики и поэзису как проявлениям человеческой активности и как источникам ее будущих изменений. Изучается применение данной концепции человеческой активности к учительской профессии. На базе этического анализа современной ситуации в мире и человека мы пытаемся выделить основы профессиональной этики учителей.


23.
ЦЕННОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Б. В. Илькевич
Гжельский государственный художественно-промышленный институт
ilk_bv@mail.ru
Ключевые слова: художественно-промышленное образование, аксио-логия образования, ценности образования, декоративно-прикладное искусство, народные художественные промыслы
Страницы: 142-147

Аннотация >>
Автор анализирует содержание и смысл ценностной характеристики художественно-промышленного образования, включающего три взаимосвязанных элемента: художественно-промышленное образование как государственная ценность, художественно-промышленное образование как общественная ценность, художественно-промышленное образование как личная ценность. Показано, что когда речь идет о согласовании личных и государственных (социальных) образовательных ценностей, то акцент необходимо делать на государственные (социальные) идеалы.


24.
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В КОНТЕКСТЕ ИЗМЕНЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР

Е. В. Семенова
Лесосибирский педагогический институт (филиал Сибирского федерального университета)
elenacs@mail.ru
Ключевые слова: современное образовательное пространство, взаимодействие культур, интеркультурный характер взаимодействия культур в современном мире
Страницы: 148-154

Аннотация >>
Раскрыто понятие современного образовательного пространства в контексте изменений взаимодействия культур, носящего интеркультурный характер. Выявлены и охарактеризованы составляющие современного образовательного пространства: объективно существующее образовательное пространство, специально организованное образовательное пространство и субъективное образовательное пространство личности. Актуализирована задача поиска адекватных способов осмысления феномена и средств решения проблемы гармонизации трех пространств в жизни ученика/студента.


25.
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

С. Ю. Полянкина
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
kgo@nipkipro.ru
Ключевые слова: поликультурность, поликультурное образование, культурологический подход к образованию, цели и задачи поликультурного образования, культурное самоопределение личности
Страницы: 155-160

Аннотация >>
В статье уточняется понятие «поликультурное образование», его отличие от «мультикультурного» и «полиэтнического», выделяются доминирующие цели поликультурного образования в современной России в качестве фактора реформирования отечественного образования, определяются направления исследований данной проблемы отечественными учеными. Основываясь на особенностях отечественного поликультурного образования, автор предлагает педагогические условия построения оптимальной модели организации образования в контексте поликультурности.


26.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПАРАДИГМЕ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Н. А. Медова
Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
medov@sibmail.com
Ключевые слова: инклюзивное образование, интеграция, сегрегация, гуманистическая педагогика, ограниченные возможности здоровья
Страницы: 160-164

Аннотация >>
В статье предложен историко-педагогический анализ систем общего и специального образования в рамках меняющейся парадигмы на этапе становления инклюзивного образования в российском и мировом образовательном сообществе. Исследуемые предпосылки к сближению систем общего и специального образования рассматриваются как тенденция к становлению инклюзивного образования на современном этапе развития общества.


27.
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

С. А. Кулешов
Новосибирский государственный технический университет
kushenko@fgo.ru
Ключевые слова: междисциплинарные связи, гуманитарные науки, дублирование в преподавании, новейшие исследования, качество образования
Страницы: 165-170

Аннотация >>
В статье обоснована необходимость расширения и совершенствования междисциплинарных связей, устранения дублирования в преподавании гуманитарных и правовых наук. Автор отмечает важность и необходимость философского осмысления наиболее острых и актуальных проблем в курсах отечественной истории и политологии, предлагает рекомендации по повышению качества преподавания, по привлечению студентов к изучению новейших фундаментальных исследований отечественных и зарубежных авторов по истории России и Сибири, в частности, подчеркивает необходимость объективной самооценки деятельности преподавателя и повышения статуса гуманитарных наук.


28.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА: ТРАДИЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

М. В. Тарасова
гуманитарный институт Сибирского федерального университета
delight1@yandex.ru
Ключевые слова: образование, система, подсистема, система образования, диктатный, энтузиазный, обучение, развитие
Страницы: 170-178

Аннотация >>
Целью статьи является многоаспектное определение образования как системы. Для достижения данной цели проводится рассмотрение традиционных концепций системно-целостного качества образования, в рамках которых образование предстает как многоаспектная система. В работе исследуются возможности установления целеполагающего, содержательного, технологического и организационного единства между рядом концепций, что дает возможность выявить принципиальную дуальность образовательного пространства, состоящую из диктатных и энтузиазных систем образования. Автором раскрывается специфика каждой из систем, а также их общие основания.


29.
МЕТОДОЛОГИЯ МОНИТОРИНГА: ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ

О. А. Ефремова1, Л. А. Барахтенова1, А. Т. Пименов1, А. А. Киринюк2
1 Новосибирский государственный педагогический университет
2 Московский городской университет управления Правительства Москвы
uchotdel@list.ru, uchotdel@list.ru, uchotdel@list.ru, uchotdel@list.ru
Ключевые слова: система мониторинга, принципы организации, классификация по основаниям, выбор и оценивание инструментария и программ
Страницы: 178-191

Аннотация >>
В статье показаны основы формальной методологии системы мониторинга, определены принципы структурной и функциональной ее организации, предложены основания для классификации с учетом эмерджентности составляющих ее элементов, а также требования к проектированию, включая этапы разработки, использование методов и инструментария оценивания программ.


30.
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ДИДАКТИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ

Н. Г. Шнипа
Алтайская государственная педагогическая академия
modern.language@bk.ru
Ключевые слова: методологические подходы и принципы, педагогические условия обучения; компоненты модели
Страницы: 191-198

Аннотация >>
В данной статье представлена модель формирования готовности студентов к дидактическому исследованию в процессе преподавания частных методик обучения. Модель базируется на совокупности определенных методологических подходов и принципов, педагогических условий и представляет собой совокупность взаимосвязанных структурных компонентов.


31.
ХАРАКТЕР ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

И. В. Рябцева
Кузбасская государственная педагогическая академия
ryabtseva2010@mail.ru
Ключевые слова: модернизация образования, предпрофильная подготовка, профильная ориентация, профессиональная ориентация
Страницы: 198-202

Аннотация >>
Автор анализирует состояние и проблемы предпрофильной подготовки обучающихся на современном этапе развития системы образования. В статье исследован характер организации предпрофильной подготовки, ее содержание; раскрыты особенности базовой модели и модели предпрофильной подготовки в отдельной предметной области знаний; выявлена преемственность понятий «профильная ориентация» и «профессиональная ориентация».


32.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ИДЕИ СОЗДАНИЯ МИРА (ЭТИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

С. В. Мальцева
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
sv-maltseva@bk.ru
Ключевые слова: всемирный язык, комбинаторика, праязык, словотворчество
Страницы: 203-208

Аннотация >>
Данная статья посвящена анализу идеи создания мира как лингвистического феномена с позиции этико-философского мировоззрения. Рассматривается вопрос реконструкции естественного языка и переосмыслении границ личностного творчества, в котором проявляется субъективное восприятие мира, сложный опыт познания человеком реальности, включающий способность познающего субъекта к самокоррекции. Выдвигается предположение о связях между различными сторонами реальности и влиянии языка на данную реальность.


33.
ДВУЯЗЫЧИЕ КАК СИНОНИМ КУЛЬТУРЫ

Е. Ю. Погожева
Новосибирский государственный педагогический университет
pogosheva@mail.ru
Ключевые слова: образовательная политика, языковая компетенция, билингвизм, мультилингвизм, полиязычная личность, поликультурность, коммуникативная компетентность
Страницы: 209-217

Аннотация >>
В данной статье автор рассматривает многоаспектность двуязычия, анализирует основные направления изучения билингвизма, определяет цели педагогического исследования, в основе которых лежит психологический механизм развития полиязычной личности в многокультурном мире. Второй язык есть средство, изменяющее психическую индивидуальность, взгляд человека на мир, на жизненные ценности, определяющее характер и содержание его поступков и деяний. И только личность, способная понимать (в широком смысле этого слова) представителей других культур, сможет содействовать эффективной реализации общечеловеческих задач обучения языкам - установлению мира и взаимопонимания между разными культурами.


34.
МЕТОД ГЕРМЕНЕВТИКИ И АУТЕНТИЧНОСТЬ ТЕКСТА КУЛЬТУРЫ

Г. С. Попова
Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова
GSpopova@yandex.ru
Ключевые слова: герменевтика, механизм и методы воссоздания устного и письменного аутентичного текста олонхо
Страницы: 217-224

Аннотация >>
Целью статьи является раскрытие возможностей герменевтического анализа текстов олонхо. Предполагается, что первоисточник олонхо заложен в архетипах, хранимых в каждом из индивидуальных представителей этноса. Сказительство может возрождаться при триединстве: 1) нахождения субъекта в центре события по принципу синхроничности; 2) непосредственной вертикальной связи субъекта со вселенским порядком; 3) владения субъектом родным языком. Автор выделяет две группы методов (путей). Во-первых, воссоздание устного аутентичного текста олонхо: а) спонтанное пробуждение дара сказительства при вхождении сказителя в измененное состояние сознания; б) изустная передача-перенятие между двумя живыми сказителями;
в) воспроизведение в состоянии синкретизма детского возраста услышанного многократно устного текста олонхо. Во-вторых, воссоздание письменного аутентичного текста олонхо: а) «прочитывание» заново письменного текста методом герменевтики; б) создание письменного авторского текста олонхо; в) создание нового синтетического письменного жанра, основанного на пробудившемся эпическом мышлении.


35.
РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Л. П. Загорулько
Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России
zalex82@list.ru
Ключевые слова: миграционные процессы, языковое образовательное пространство, интеграция, родной язык, неродной язык
Страницы: 224-231

Аннотация >>
В статье обосновывается актуальность исследования языкового образовательного пространства с учетом современных миграционных процессов. Интеграция мигрантов представляет собой сложный общественный процесс, который затрагивает многие стороны социально-экономической жизни, в том числе и процессы языкового образования. Миграционные процессы, обусловленные развитием информационного общества и глобализацией, изменяют архитектуру языкового образовательного пространства.


36.
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Н. А. Потапова
Новосибирский государственный педагогический университет
n_potapova07@mail.ru
Ключевые слова: гуманизация образования, социально-психологическая адаптация, психологическая безопасность образовательной среды, факторы социально-психологической адаптации
Страницы: 232-238

Аннотация >>
В статье рассматриваются некоторые аспекты гуманизации высшего военного образования. Автор выделяет проблемы гуманизации высшего военного образования, обеспечивающей психологическую безопасность образовательной среды в военном вузе, раскрывает особенности военно-профессиональной подготовки и сложности переноса процесса гуманизации образования. Кроме того, в статье выделяются некоторые факторы социально-психологической адаптации курсантов к обучению.


37.
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ФИЛОСОФИИ И ДВЕ ПАРАДИГМЫ В СОВРЕМЕННОМ ФИЛОСОФСКОМ ПРОЦЕССЕ

И. В. Борисов
Новосибирский государственный университет
igbor@ngs.ru
Ключевые слова: гуманизация образования, онтология самоопределения личности, иррационализм
Страницы: 239-246

Аннотация >>
В статье рассматриваются противоречивые отношения между задачами гуманистического образования и воспитания, нацеленных на формирование навыков целостного личностного самоопределения, и тем, как это самоопределение представлено в изучаемых современных философских концепциях. Автор утверждает, что философская тема гуманистического самоопределения личности в последние десятилетия оказалась монополизирована направлениями иррационалистического толка. В статье рассматриваются те особенности иррационалистического самосознания (герметичность, детеоретизированность, синкретизм и т. п.), которые противоречат задачам самоопределения личности в действительной сложности общественных процессов. Предлагается дидактическая схематика, которая могла бы представить альтернативные подходы к указанной проблематике.


38.
ПОНЯТИЕ «ДИАЛОГ» В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Т. С. Косенко, Н. В. Наливайко
Новосибирский государственный педагогический университет
tany0879@mail.ru, nnalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: образование, диалог, самообразование, общество
Страницы: 246-253

Аннотация >>
В данной статье речь пойдет о диалоге как о способе реализации современного образования. Данная позиция выбрана не случайно, поскольку в государственных образовательных стандартах второго поколения определены компоненты научного знания и ключевые компетентности, ключевой является коммуникабельность. Таким образом, авторы отмечают, что в основу современного образования (обучения и воспитания) должны быть положены диалоговые отношения. Поскольку диалог в обучении и воспитании ориентирует на принципиально новое качество образования - создает условия для личностного становления человека: мыслящего, самостоятельного, способного к слову, умению общения, выбору, действию, самоопределению, рефлексии и т. д.