Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Философия образования

2011

Выпуск № 2

32061.
СТРУКТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Е. Б. Бабошина
Курганский государственный университет
KGU_PF@ mail.ru
Ключевые слова: культура, гуманитарный, личность, ценность, отношение, гуманизм, смысл, существование, самореализация, образование
Страницы: 71-79

Аннотация >>
Статья посвящена анализу понятия «гуманитарная культура» личности. Автор рассматривает основные подходы к определению сущности гуманитарной культуры личности, сопоставляет с понятием культуры. Один из главных выводов: гуманитарная культура - ценностная основа культуры в целом. С позиций ценностного подхода анализируются структурные компоненты гуманитарной культуры личности, обсуждаются проблемы человеческого существования. Автор видит в качестве главной цели образования - формирование гуманитарной культуры личности


Выпуск № 2

32062.
ФОРМИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ СТРУКТУРЫ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Т. С. Килина
Новосибирский государственный университет экономики и управления
kilinoi@gmail.com
Ключевые слова: гуманитарное образование, европейский университет, гуманизм
Страницы: 79-85

Аннотация >>
Статья посвящена анализу процесса формирования системы гуманитарного образования в Европе, которая была заложена в эпоху Возрождения и окончательно сложилась в эпоху Просвещения. Исследуются социокультурные факторы в изменении интеллектуальной жизни общества, повлиявшие на становление гуманитарных дисциплин. Автор анализирует данный процесс как с точки зрения университетской традиции (факультеты свободных искусств), так и с позиции деятельности кружков гуманистов, повлиявших на построение новой системы европейского образования.


Выпуск № 2

32063.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

Н. В. Волынкина
Военный авиационный инженерный университет
volynkina_n@mail.ru
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, духовно-нравственный потенциал, развитие интеллектуально-творческих способностей, стратегия личностного развития, теория решения изобретательских задач, системно-прогностическое мышление
Страницы: 86-93

Аннотация >>
В статье раскрывается комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эффективному развитию творческой личности в контексте современной социополикультурной среды; представлен алгоритм стратегии личностного развития; определена роль теории решения изобретательских задач, направленной на формирование системно-прогностического мышления как осознанного, целенаправленного, управляемого и эффективного процесса мыследеятельности в развитии интеллектуально-творческих способностей современного специалиста


Выпуск № 2

32064.
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В РАЗМЫШЛЕНИЯХ РУССКИХ ЛИБЕРАЛОВ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

Т. И. Зайцева
Новосибирский государственный технический университет
tatyanazaiceva@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, либерализм, консервативный либерализм, западники, славянофилы, личность, свобода личности, соборность
Страницы: 94-99

Аннотация >>
Статья посвящена одному из направлений русской либеральной мысли - консервативному либерализму, который рассматривается автором в качестве подлинного либерализма. В статье подчеркивается важность изучения в условиях глобализации отечественного либерализма, являющегося органической частью русской религиозно-философской мысли. В работе дается социально-философский анализ теоретического опыта русского либерализма, актуализирующий одну из ключевых тем современной философии образования - проблему становления личности. Автор обращает внимание на своеобразие русского либерализма по сравнению с западным аналогом, усматривая в трактовке личности их принципиальную разницу.


Выпуск № 2

32065.
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Л. А. Аксенова
Новосибирский государственный технический университет
pip@fgo.nstu.ru
Ключевые слова: жизненные ценности, толерантность, индивидуальность, общение
Страницы: 99-104

Аннотация >>
В статье исследуются взаимосвязи жизненных ценностей личности и особенностей поведения в межличностных отношениях. В соответствии с идеями Б. Г. Ананьева о целостности онтогенеза, единства и взаимосвязи всех периодов человеческого развития, общение на протяжении всей жизнедеятельности человека можно считать одним из ведущих факторов его развития. Установлено, что для студенческой молодежи (возраст 18-20 лет) ценность сохранения индивидуальности, ответственность и толерантность взаимосвязаны между собой. Осознание собственной ценности, уникальности, чувство собственного достоинства способствуют принятию другого человека, открытости его опыту, его взглядам, а также принятию на себя ответственности во взаимодействии с окружающими. Автор выдвляет особенности стилей поведения в семье и в кругу сверстников.


Выпуск № 2

32066.
ДУХОВНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ОРИЕНТИР СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. Б. Куклина
Новосибирский государственный технический университет
Kuklina_NB@mail.ru
Ключевые слова: образование, формирование, социальное мышление, духовность как социальное качество и фактор социальной адаптации личности
Страницы: 104-111

Аннотация >>
В статье рассмотрены адаптивная модель социального мышления личности как проявление духовности и социальный заказ современной школе; духовность как фактор жизнеспособности личности и общества и ориентир современного образования; социальные качества адаптирующейся личности как проявление духовности.


Выпуск № 2

32067.
ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Е. В. Горелова, Н. Е. Седова
Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет
gele0na@yandex.ru, gele0na@yandex.ru
Ключевые слова: гражданское воспитание, патриотическое воспитание, младший школьник, компоненты модели
Страницы: 112-118

Аннотация >>
В статье дано философское обоснование компонентов модели младшего школьника, обладающего гражданственностью и патриотизмом, - личностного, мотивационного, деятельностного, процессуального, когнитивного и компонента саморазвития. Компоненты модели раскрываются через философское осмысление таких понятий, как «человек», «личность», «свобода личности», «нравственность», «ответственность», «совесть», «общение», «опыт», «саморазвитие», «познание», «мотивация». В качестве основных философских идей для обоснования компонентов модели рассмотрены идеи немецкой классической философии (И. Кант), антропологии (Л. Фейербах), философии жизни (Ф. Ницше, С. Кьеркегор), экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. Бубер и др.), персонализм (Н. Бердяев, Л. Шестов, Н. Лосский).


Выпуск № 2

32068.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В КОНТЕКСТЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Я. А. Мазуренко
Новосибирский государственный технический университет
yana_maz@bk.ru
Ключевые слова: эмпатия, позитивная психотерапия, механизм доминанты, актуальные способности, эмоциональный резонанс, особенности развития
Страницы: 118-123

Аннотация >>
Формирование нравственно развитой личности опирается на эмпатийные способности человека. Исследование особенностей развития эмпатии у подростков и молодых людей позволяет проследить моменты, являющиеся ключевыми в развитии личности, строящей гармоничные отношения с окружающим миром. В качестве характеристик, помогающих оценить роль воспитания и социального взаимодействия, выбраны «актуальные способности» (понятие, введенное Н. Пезешкианом).
Актуальные способности, взаимосвязанные с такой глубинно-психологической категорией, как чувство самоценности, дают нам дополнительные дифференциально-диагностические указания и открывают новые возможности для воспитания, самопомощи и саморегуляции


Выпуск № 2

32069.
ПОИСК И ОСМЫСЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Т. А. Поцукова
Новосибирский государственный педагогический университет
Angel-elizaveta@vfil.ru
Ключевые слова: методология, философская антропология, педагогическая антропология, экзистенциальный подход, саморазвитие, социальное закаливание, общечеловеческие ценности
Страницы: 124-129

Аннотация >>
В статье анализируется вопрос о том, что в современных условиях развития общества и образования важен процесс осмысления воспитания как философского и социально-культурного феномена; особенно важное значение имеет то, какие ценности, идеалы, цели будет воплощать современный педагог в своей профессиональной деятельности. Подобное понимание рождается «изнутри», в процессе таких аналитических и рефлексивных действий, как поиск, осознание, выработка представления о сфере своих действий и отношении к ней.В статье подробно рассматриваются философско-антропологический и экзистенциальный подходы к воспитанию; взаимосвязь и преемственность идей, положенных в основу воспитательной деятельности, за счет усвоения опыта зарубежной и отечественной педагогики.


Выпуск № 2

32070.
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ АКСИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

А. Е. Демидчик, А. В. Динельт
Новосибирский государственный педагогический университет
a-demidchik@yandex.ru, annadi@yandex.ru
Ключевые слова: аксиология образования, цели образования, непрерывное образование, древнеегипетская письменность, «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа», «Прославление писцов»
Страницы: 130-134

Аннотация >>
Вопросы аксиологии образования всего раньше стали специально рассматриваться в письменности Древнего Египта. В статье реконструируются концепции ценности и целей образования, отразившиеся в «Поучении Ахтоя, сына Дуауфа» и «Прославлении писцов».



Статьи 32061 - 32070 из 43681
Начало | Пред. | 3205 3206 3207 3208 3209 | След. | Конец Все