Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 100.24.20.141
    [SESS_TIME] => 1711632202
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 3174192c21679f37a647655cabb0f031
    [UNIQUE_KEY] => b733d9bb15cd76eb7d5077f9f7b6f742
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2014 год, номер 1

1.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

И.И. Драч
Университет менеджмента образования Национальной Академии педагогических наук, Киев, Украина
drach_i@ukr.net
Ключевые слова: синергетический подход, компетентностно ориентированное управление, профессиональная подготовка, открытость, нелинейность, самоорганизация
Страницы: 4-11
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Автор обосновывает целесообразность и анализирует сущность синергетического подхода к компетентностно ориентированному управлению подготовкой будущих преподавателей высшей школы. В статье выделены ключевые положения синергетической методологии и исследованы основные принципы синергетики, которые следует учитывать при компетентностно ориентированном управлении. Таким образом, обоснованы условия реализации синергетического подхода к профессиональной подготовке будущих преподавателей вузов.


2.
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИМПЕРАТИВ СОВРЕМЕННОСТИ

Л.Ф. Матронина
ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики», 119454, Москва, пр. Вернадского, 78
matronina@gmail.com
Ключевые слова: образование, качество образования, общество знания, стандартизация образования, интеллектуальный капитал, интеллектуалы, компетентностный подход
Страницы: 11-19
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Современный этап общественно-исторического развития - эпоха становления общества знания, в формировании и развитии которого особая роль отводится образованию. Актуализируется проблема качества образования, которое должно соответствовать требованиям времени. Принимая во внимание многомерность данного концепта, в статье дан анализ определения «качество образования», представленного в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Выявляются особенности современного подхода к управлению качеством образования, а также перспективы совершенствования системы образования в обществе знания.


3.
СОЦИАЛЬНАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНДИКАТОР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Н.А. Голиков
Тюменский государственный нефтегазовый университет, Тюмень
nikgol2004@mail.ru
Ключевые слова: качество образования, социальная состоятельность, социальная турбулентность, человеческий капитал
Страницы: 19-26
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье рассматривается феномен социальной состоятельности как индикатора качества образования. Предлагается ряд условий для успешного формирования социальной состоятельности воспитанников, выявленных в результате многолетней опытно-экспериментальной работы педагогических коллективов г. Тюмени и Ханты-Мансийска.


4.
ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА (ВНЕДРЕНИЕ CDIO В АСТРАХАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ)

А.В. Федотова, Л.В. Баева, С.А. Храпов
Астраханский государственный университет, Астрахань
a.v.fedotova@gmail.com
Ключевые слова: CDIO, классический университет, инженерное образование, гуманитарное образование, проектное обучение, интегрированный учебный план, компетенции, социализация, образовательный менеджмент
Страницы: 27-31
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Представлен анализ опыта внедрения CDIO в классическом университете. Рассмотрены проблемы интеграции учебных планов. Охарактеризована специфика применения CDIO в рамках подготовки бакалавров и магистров инженерного и гуманитарного направлений, а также в сфере социализации студентов. Внедрение CDIO интерпретируется как инновационная стратегия образовательного менеджмента.


5.
ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ ИСТОКИ И АСПЕКТЫ ФОРСАЙТ

Д.В. Евзрезов, Б.О. Майер
Новосибирского государственный педагогического университет, 630126, Россия, Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28
etracker@gmail.com
Ключевые слова: форсайт, проектирование будущего, образование, футурология, глобализация, эпистемология
Страницы: 32-42
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Показано, что процесс глобализации универсально сопровождается своеобразным комплексным методом под названием «форсайт». Форсайт создает новую мультидисциплинарную картину конструируемой социальной реальности, порождая новый взгляд на старые понятия и создавая междисциплинарные ментальные установки, в том числе и на «здесь и сейчас». Современный форсайт — это комплексный метод анализа, экспертизы, оценивания, проектирования и реализации социального будущего, а также рефлексивного сопровождения подобных проектов. Форсайт предназначен для прогнозирования и управления в условиях глобализации. Обосновано, что форсайт является комплексным набором разноуровневых ментальных и организационных методов, таких как: метод Дельфи, метод логических моделей, структурный анализ, моделирование, мозговой штурм, SWOT-анализ и метод сценариев. Основная нацеленность форсайта есть конструирование «желаемого будущего». Широкая и безальтернативная представленность метода форсайт требует своего онтологического и эпистемологического объяснения. С одной стороны, эффективность форсайта объясняется его компилятивным содержанием: форсайт вобрал в себя чуть ли не все известные аналитические инструменты и более частные методы, с другой — эпистемология форсайта имеет широкие философские основания, поэтому неудивительно, что «аналитики» и «технологи» глобализации во всех формах используют данный метод.


6.
ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.И. Кудашов, А.А. Груздев
Сибирский федеральный университет, Красноярск
vkudashov@mail.ru
Ключевые слова: информационное общество, общество знания, современное образование, дистанционное образование, дистанционно-виртуальное образование
Страницы: 43-50
Подраздел: СОВРЕМЕННЫЙ ВУЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЯ И ИНФОРМАЦИИ

Аннотация >>
В современном обществе чрезвычайно важную роль играет проблема распространения знания и информации. Проблема заключается в том, что распространение информации не тождественно распространению и усвоению знания. Современное глобальное общество, оплетенное сетью коммуникативных взаимодействий, опосредованных новейшими средствами связи, предоставляет возможность обучения и трансляции знания и опыта, но можем ли мы быть уверены в том, что это знание будет усвоено? Способно ли дальнейшее развитие современного общества, характеризующегося знаниевой парадигмой, способствовать предоставлению человечеству такой возможности? В статье приведен анализ тенденций развития дистанционного образования в его взаимосвязи с развитием «общества знания». Тенденции развития образования рассматриваются в связи с объективными векторами развития общества и технологии. Показана специфика и возможности дистанционного и виртуально-дистанционного образования. Анализируется отношение между иностранными электронными образовательными ресурсами и национальным образовательным суверенитетом России. Рассматриваются вызовы для национального образовательного рынка. Намечен путь сохранения конкурентоспособности и развития отечественного дистанционного образования.


7.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ВУЗ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ И ВЫБОРА ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Р.А. Заякина
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск
raisa@uf.nstu.ru
Ключевые слова: сетевые связи, сетевое поведение, процессы интеграции, результативность сетевой деятельности
Страницы: 50-55
Подраздел: СОВРЕМЕННЫЙ ВУЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЯ И ИНФОРМАЦИИ

Аннотация >>
Сложившиеся запросы государства, адресованные высшей школе, сводятся к производству инновационных продуктов, а подобное производство немыслимо без использования инновационных процессов и технологий. Одним из таких процессов является эффективное взаимодействие вуза в социальных сетях. Однако вокруг поиска сетевой эффективности по-прежнему больше вопросов, чем ответов. В статье излагается авторский взгляд на процесс вхождения российских вузов в социальные сети. Анализируются сложившиеся в высшей школе механизмы стимулирования сетевой деятельности. Определяется продуктивность сетевой активности в зависимости от выбора формы сетевого взаимодействия.


8.
КОНСОЛИДАЦИЯ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫМ ОБУЧЕНИЕМ)

М.А. Гузев, И.О. Красильников, Е.Ю. Никитина
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток
guzev@iam.dvo.ru
Ключевые слова: электронное обучение, новая образовательная среда, современное образование
Страницы: 56-60
Подраздел: СОВРЕМЕННЫЙ ВУЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЯ И ИНФОРМАЦИИ

Аннотация >>
Авторами проведен анализ системообразующих факторов построения новой образовательной модели вуза. В статье исследуется специфика электронного образовательного пространства, его роль как консолидирующего инструмента в образовательной системе. На примере построения системы управления электронным обучением показано, каким образом на практике реализуются требования современной образовательной модели, указаны перспективные направления ее развития.


9.
ИНТЕГРАЦИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗ: РАЗВИТИЕ МЕТАМЫШЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ

В.С. Чернявская, А.К. Самойличенко
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток
valstan13@mail.ru
Ключевые слова: информационные технологии, высшее образование, инновации, метамышление, рефлексия
Страницы: 60-64
Подраздел: СОВРЕМЕННЫЙ ВУЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЯ И ИНФОРМАЦИИ

Аннотация >>
Представлены результаты интеграции в процесс высшего образования специальных рефлексивных информационных технологий - кросс-технологий ситуационного центра. Обозначены ключевые особенности указанных технологий. Обоснована категория метамышления в качестве когнитивно-личностного ресурса инноваций и источника преобразовательной активности будущего профессионала. Описано экспериментальное обоснование действенности кросс-технологий ситуационного центра для рефлексии и согласования образа востребованного выпускника с точки зрения всех субъектов дизайн-образования. Доказано влияние информационных рефлексивных кросс-технологий ситуационного центра на динамику развития метамышления личности и ее ценностно-профессиональных приоритетов.


10.
ХАРАКТЕР РИСКОВ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ В МЕДИА-ИНФОРМАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Е.Н. Великодная
Днепропетровский областной институт последипломного педагогического образования, Днепропетровск, Украина
ippoj@mail.ru
Ключевые слова: медиа-информационное образовательное пространство, философия образования, здоровье, риски, личность, визуализация
Страницы: 64-70
Подраздел: СОВРЕМЕННЫЙ ВУЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЯ И ИНФОРМАЦИИ

Аннотация >>
В статье раскрывается влияние на здоровье человека такого социального феномена, как медиа-информационное образовательное пространство, интерпретируемое как образовательное пространство, которое интегрировано с медиа-пространством и функционирует на основе использования компьютерной техники и электронных информационных сетей. Основное внимание уделяется характеристике рисков для здоровья человека, которые возникают в пределах исследуемого феномена.


11.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ МНОГОЯЗЫКОВОЙ МНОГОПРЕДМЕТНОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ОНЛАЙН-КОНТЕСТОВ

И.Л. Артемьева, М.А. Болгов
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток
iartemeva@mail.ru
Ключевые слова: онлайн-контест, многоязыковая система, многоязыковый интерфейс, многопредметные контесты
Страницы: 70-74
Подраздел: СОВРЕМЕННЫЙ ВУЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЯ И ИНФОРМАЦИИ

Аннотация >>
Целью данной статьи является описание методологических аспектов создания многоязыковой многопредметной системы поддержки онлайн-соревнований. Описаны свойства существующих систем указанного класса. В качестве основных недостатков этих систем отмечается необходимость изменения программного кода при добавлении новых языков, недостаточная поддержка многопредметности, а также отсутствие конфиденциальности добавляемых в систему тестов. Основное внимание в работе уделяется многоэтапному многопользовательскому механизму добавления новых заданий. Данный процесс обеспечивает конфиденциальность хранимых в системе заданий и вариантов ответов к ним. Приводятся примеры использования системы.


12.
МЕТАМОРФИЗМ НАУКИ КАК УГРОЗА ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Я.С. Турбовской
Институт теории образования и педагогики РАО, Москва
turbovskoy@itiprao
Ключевые слова: метаморфизм, рефлексия, наука, мировоззренческие установки, социальная философия, мотивы, интересы, образование, причинно-следственные связи, личность
Страницы: 75-92
Подраздел: ПРИГЛАШАЕМ К ДИСКУССИИ

Аннотация >>
Существующие философские истоки проблемы метаморфизма свидетельствуют о том, что в науке рефлексивная предназначенность представляет собой потенциальную возможность выявления не только допущенных ошибок, сколько тех причинно-следственных связей, от которых зависит требуемая результативность. Анализ сложившейся ситуации в исследовательской деятельности показывает значимость здесь философии: человек руководствуется мотивами, исходными мировоззренческими установками, личностно актуализированной готовностью к выдвижению цели и выбору путей ее достижения и др. Философия способствует постановке и формулированию вопросов, без ответов на которые принимаемые решения не могут быть судьбоносно и исторически оправдано продуктивными. Человек отвечает на общие вопросы бытия, общественной жизни при пробуждении личного интереса к этим вопросам, без чего не возникает осознания, глубокого осмысления ее фундаментальных положений как основы личностного проникновения в суть происходящих в реальной действительности событий, жизненно необходимых для осознаваемо ответственного принятия решений. Именно философия призвана научить «читать» во всей противоречивости книгу жизни, раскрывая перед человеком окружающую действительность как совокупность реальных условий, которые являются основой для выдвижения продуктивных и достижимых целей.


13.
ТРАНСФОРМАЦИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕМЕЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ОБЩЕСТВЕ МОДЕРНА И ПОСТМОДЕРНА

А.О. Крашенинина
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск
avgkrashao@mail.ru
Ключевые слова: идея университета, академическая свобода и ответственность, академические ценности, глобализация академического пространства
Страницы: 93-101
Подраздел: ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье рассмотрена эволюция ценностных установок общества и университета (на примере немецкого университета) как социального института от приоритета чистого разума, необходимости одиночества и свободы в обществе модерна через преодоление аполитичности в виде солидарности и социальной открытости в середине XX в. к плюрализму ценностей, индивидуализации, коммуникации в обществе «высокого» модерна или постмодерна. Обсуждается риск потери членами академического сообщества ответственности за последствия исследований, качество образования, развитие общества в надгосударственном, глобализированном пространстве и в качестве преодоления данного риска предлагается осознание экологической общности как основания внутренней духовной ответственности.


14.
ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ CФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Ю.С. Кравцов
Днепродзержинский государственный технический университет, Днепродзержинск, Украина
kravсоvyuri@yandex.ru
Ключевые слова: модернизация образования, социальное познание, новая парадигма, гносеологическая модель образования, когнитивные средства и технологии науки
Страницы: 101-106
Подраздел: ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье рассматривается новая ситуация в сфере образования, которая задается особенностями современного этапа развития национальной системы образования и определяется необходимостью переосмысления ценностных принципов образования в ХХІ в. через призму приоритетов устойчивого развития Украины как независимого государства. Особенностью современного социального познания, задающей новую парадигму, является то, что оно осуществляется через анализ того, какими представлениями опосредовано само познавательное отношение к социальным феноменам, что сопровождается глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности, изменений в социально-коммуникативной сфере.


15.
ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Т.В. Излученко
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, Красноярск
izluchenko@mail.ru
Ключевые слова: ислам, образование, мересе, воскресная школа, обучение, просвещение
Страницы: 106-112
Подраздел: ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье приводится характеристика процесса обучения последователей и просвещения населения в рамках исламского образования. Автором обозначается наличие официальных «воскресных школ» и незарегистрированных учебных заведений «частных медресе» в качестве альтернативы, а также выделяются их особенности в России. Кроме этого, обозначается ряд проблем государственного регулирования, вызванных отсутствием сформированной системы исламского образования. Сравнительный анализ деятельности выделенных видов учебных заведений основывается на материалах религиоведческого исследования автора.


16.
К ПРОБЛЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В БУРЯТИИ НА ОСНОВЕ ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ ТИТУЛЬНОГО НАРОДА

Т.Н. Кондратьева
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
Tanita973@list.ru
Ключевые слова: глобализация, этническая культура, традиционная культура, этнопедагогика, этнопсихология, этническое самосознание, титульный народ
Страницы: 112-117
Подраздел: ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Размышляя над проблемами взаимодействия общества и природы, автор выявляет ряд противоречий, касающихся существования двух основных моделей образования: техноэкономической и эколого-гуманистической, соответствующих техноэкономическому и экогуманному мировоззрению. Определенную роль в изменении общественного мировоззрения играет образование, точнее, его новые модели и принципы, позволяющие в будущем минимизировать или исключить неразрешимые противоречия в системе «общество - природа». С учетом указанных противоречий в статье актуализируется проблема развития экологического воспитания в этнопедагогике бурятского народа с учетом этноэкологических традиций, востребованных в современных условиях реформирования отечественного образования. Этноэкологические традиции титульного народа Бурятии, накопленный уникальный опыт гармоничного взаимодействия человека с природной средой, способы его трансляции, с одной стороны, и угроза утраты этой уникальности - с другой, требуют специального изучения с привлечением различных источников и должно быть учтено при разработке концепции развития бурятской национальной школы в современных условиях.


17.
ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТАПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ: ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

Ю.А. Ротенфельд
Луганский национальный аграрный университет, Луганск
rotenfeld@mail.ru
Ключевые слова: философия для детей, ум, рассудок, разум, трилогия ума, метапредмет, тождественное, различное, соотнесенное, противоположное
Страницы: 117-124
Подраздел: ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Предлагается новый метод умственного развития детей - трилогия ума, основной мыслительной операцией которого является логическая операция сравнения. Метод создавался с учетом аристотелевского понимания философии как «науки о первых причинах и началах» познания, с чего и должно начинаться познание окружающего мира в школе. В дополнение к общепринятому обучению школьников рассудочному и разумному мышлению при помощи конкретных наук новый метод является эффективным средством углубленного развития разумного мышления детей на основе выработанных еще в древности общенаучных сравнительных понятий - видов противолежания, способствующих целостному восприятию школьником окружающего мира.


18.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛАХ С УЧЕТОМ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ В МЕСТАХ ТРАДИЦИОННОГО ПРОЖИВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

Р.С. Никитина, Е.И. Винокурова
Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха, Якутск, Республика Саха Якутии
katevino@mail.ru
Ключевые слова: образовательная деятельность, социокультурная среда, социализация, школы Севера, традиционное проживание, хозяйственная деятельность, малочисленные народы
Страницы: 125-131
Подраздел: ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Рассматривается вопрос об организации образовательной деятельности в школах Севера с учетом природно-климатических, социокультурных условий и традиционного вида хозяйствования. Приведены результаты мониторинга организации образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия). В итоге авторами разработан учебно-методический комплект по традиционным знаниям для учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений с учетом ФГОС.


19.
ЛИНГВОФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ МНОГОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ЕВРОПЕ

О.А. Першукова
Институт педагогики НАПН Украины, Киев, Украина
perhoksy@mail.ru
Ключевые слова: философские концепции, лингвистические концепции, многоязычное образование, плюрилингвальность, многоязычие, Европа
Страницы: 131-139
Подраздел: ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Статья посвящена анализу влияния основных направлений философских и лингвистических исследований на становление многоязычного образования школьников в странах Европы. Как показано в настоящей работе, развитие знаний в области философии было тесно связано с новыми лингвистическими исследованиями, направленными на познание природы языка и существующих связей между языком и мышлением, поисками путей формирования индивидуального многоязычия и сохранения многоязычия общества. Решение современных потребностей в области европейского языкового образования возложено на многоязычное образование в школе, представляющее собой многогранный и полифункциональный педагогический феномен.


20.
ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Т.А. Павлова
Алтайский государственный университет, Барнаул, Алтайский край
tapavlov@mail.ru
Ключевые слова: общество, человек, социальная безопасность, свобода человека, факторы, ограничивающие свободу человека
Страницы: 140-146
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ГУМАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Цель статьи - проанализировать факторы, ограничивающие свободу человека в контексте социальной безопасности современной России. Данная проблема в рассмотрении любого ее аспекта является определяющей в развитии общества. В настоящее время ценности свободы и социальной безопасности человека тесно взаимосвязаны друг с другом, поскольку испытывают на себе воздействие различных факторов - территориальных, социальных, культурных, экологических. Сегодня человек не может определить для себя значимость и роль свободы, что приводит к ограничению в реализации его прав.


21.
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ

О.В. Плотникова
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток
plotolga@yandex.ru
Ключевые слова: гуманитаризация, естественнонаучное образование, образовательное пространство
Страницы: 146-150
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ГУМАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Научно-технический прогресс, помимо своей, положительной роли в развитии человечества, сопровождается и рядом побочных эффектов, имеющих негативное значение. Это чрезмерная технократизация современной жизни, углубляющийся мировоззренческий кризис, потеря ряда гуманистических ориентиров, понимания того, что именно человек, его индивидуальность, его благо должны быть главной целью развития общества. Соответствующие деформации наблюдаются в любых сферах общественной жизни, в том числе в образовании, и являются дестабилизирующим фактором развития общества. В статье обосновывается необходимость гуманитаризации естественнонаучного образования для совершенствования образовательного пространства России, устранения негативных эффектов, сопровождающих научно-технический прогресс. Автор выделяет и конкретизирует возможные направления гуманитаризации образования на примере курса физики в вузе.


22.
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ

Н.А. Примеров
Кемеровский государственный университет культуры и искусств, Кемерово, Кемеровская область
primerov@ngs.ru
Ключевые слова: традиции, культурные ценности, музыкально-певческое наследие, духовности, нравственность, патриотизм, жизненные силы, национальное самосознание, культуринтервенция, культуроцентричность, социокультурная экология
Страницы: 151-158
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ГУМАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственного потенциала личности, ее ценностных ориентаций через приобщение к базовым ценностям традиционной музыкально-певческой культуры на примере творчества баянистов и гармонистов. В обществе существует недооценка народного музыкального творчества, патриотического воспитания на основе освоения культурных традиций. У молодого поколения размыты мировоззренческие и духовные ориентиры, что приводит зачастую к нежелательным поступкам и стремлению к ложным целям жизни. Система образования в России не только не стала культуроцентричной, духовно-направленной, но все больше превращается в технократичную. Среди детей и подростков мало развито исполнительство на русских народных музыкальных инструментах. В школах занятия музыкальным народным творчеством фактически отсутствуют, школьники не поют русские народные песни, а все больше увлекаются западными музыкальными течениями, авангардом. Еще русские философы выражали беспокойство по поводу утраты национального воспитания. В современную эпоху проблема, пожалуй, еще больше обострилась. В статье автор дает краткий анализ современной периодики, специализированных журналов, приводит интересные данные, полученные во время социолого-культурологического исследования школьников. Выявилась четкая взаимосвязь между увлечениями, интересами и приоритетами в сфере творчества, музыки, с одной стороны, и духовно-нравственными ценностями, смысложизненными ориентациями, устремлениями и убеждениями - с другой стороны. На основе материалов проведенных исследований предлагается комплекс мер по организации духовно-нравственного воспитания молодого поколения, концепция образовательной и социальной деятельности в сфере сбережения и распространения культурных ценностей, приобщения к ним школьников и студентов.


23.
ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОЕКТИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО: РЕАЛИИ И ВОЗМОЖНОСТИ

В.Н. Чудомех
Крымский инженерно-педагогический университет, Крым, Симферополь
chudovnik@mail.ru
Ключевые слова: государство, социум, современное образование, философия, будущее Человечества
Страницы: 159-165
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Автор анализирует содержание систем современного общественного образования, рассматривает их способность к воспроизводству «людей будущего» и раскрывает причины их отставания от требований времени. На основе этого анализа в статье предлагается путь модернизации содержания общественного образования для функционирования по принципу опережения «требований будущего», предполагающий активное и созидательное участие философов в формировании программ общественного образования и их содержания. Дается обоснование необходимости такой философской активности, приводятся ее современные примеры и прослеживаются базисные направления.


24.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Т.Н. Гнитецкая, Е.Б. Иванова
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток
gnitetskaya.tn@dvfu.ru
Ключевые слова: межпредметные связи, история развития межпредметных связей, естественнонаучные дисциплины, качественная оценка межпредметных связей, количественная оценка межпредметных связей
Страницы: 166-170
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье проанализирована история развития межпредметных связей. Приведена хронологическая последовательность их исследования начиная от исследователей XVII в. до современных ученых. Показаны особенности определений межпредметных связей, предложенных в XIX и XX вв., их отличие и общие черты. Установлено отсутствие количественных подходов к этой проблеме. Показана целесообразность развития исследований количественной оценки межпредметных связей.


25.
ОРГАНИЗАЦИЯ МОТИВА ДОСТИЖЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ

Т.Н. Гнитецкая1, Е.В. Карнаухова1, Н.А. Алмаев2
1Дальневосточный федеральный университет, Владивосток
gnitetskaya.tn@dvfu.ru
2Института психологии РАН, Москва
Ключевые слова: мотивация, обучение физике, мотив достижения, психическое отражение
Страницы: 170-173
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Проблема мотивации студентов первых курсов обучения к активной учебной деятельности всегда стояла перед преподавателями естественнонаучных дисциплин и особенно физики. В последнее время эта проблема обострилась в связи с общими изменениями в школьном образовании, среди которых к основным можно отнести, например, уменьшение числа аудиторных часов, отводимых на изучение физики в школе, что стало причиной снижения уровня школьной подготовки по физике. Авторы статьи анализируют проблему мотивации студентов первых курсов естественнонаучных специальностей к изучению физики в рамках модели системы психического отражения. Исследована возможность достижения студентами-первокурсниками высокого уровня психического отражения за счет формирования у них мотива достижения. Приведены примеры организации целенаправленной самостоятельной деятельности студентов в процессе обучения физике на лекциях и семинарах.


26.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ В«ЛИНГВИСТИКА»

Е.Ю. Варламова
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, Чебоксары
ev302@mail.ru
Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенция, бакалавр, магистр, профессиональное обучение, профессиональная подготовка, система, направление подготовки «Лингвистика»
Страницы: 174-177
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Автор анализирует и сопоставляет содержание профессиональной компетентности бакалавров и магистров по направлению подготовки «Лингвистика» в условиях реформирования российской системы высшего профессионального образования и осуществления профессиональной подготовки в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения. В статье определены понятия «профессиональная компетентность бакалавра», «профессиональная компетентность магистра»; выявлены их сходство и различие на основе сопоставления объектов и видов профессиональной деятельности, видов компетенций и других компонентов, исследуемых понятий.


27.
ВОЗМОЖНОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ДЕЗАДАПТИВНЫХ ФОРМ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

О.О. Андронникова
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
andronnikova_69@mail.ru; andronnikovaO@gmail.com
Ключевые слова: виктимное поведение, трансформация, образовательное пространство, безопасность
Страницы: 178-184
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В данной статье автор анализирует психолого-педагогические условия трансформации дезадаптивных форм виктимного поведения подростков в образовательном пространстве. Дано понятие дезадаптивных форм виктимного поведения, описаны его характеристики и специфические факторы возникновения. Представлены результаты экспериментальных исследований, проведения подростков г. Новосибирска и области. Выделены и описаны условия, при которых работа по трансформации дезадаптивных форм виктимного поведения подростков может быть эффективна. Представлены результаты исследования параметров безопасности образовательной среды, выступающей основой для формирования безопасного поведения. Охарактеризованы параметры психолого-образовательного сопровождения, обеспечивающие возможность трансформации поведения подростков.


28.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КЛАСТЕР ТЕРРИТОРИИ КАК ФАКТОР ЕЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

А.Н. Сапрыкина
Российская академия народного хозяйства и государственная служба при Президенте Российской Федерации, Новосибирск
oxyfoxy@mail.ru
Ключевые слова: система образования, бизнес, культура, социокультурный кластер, креативные индустрии, развитие территории, инвестиционная привлекательность, человеческий капитал, инновационный тип развития общества, государственно-частное партнерство, информационно-коммуникационные технологии
Страницы: 185-194
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье рассматривается применение кластерного подхода в настоящее время в качестве одного из наиболее эффективных путей развития территорий. Это новая форма партнерства бизнеса, системы образования и культуры. Показано, что суть кластерного подхода заключается в том, чтобы создавать концепцию развития территории с позиции выстраивания на ней максимально высокой плотности деятельности и максимально длинной цепочки добавленной стоимости. Главная цель здесь - максимизация экономического эффекта и прибыли, которая остается на этой территории и идет на развитие инфраструктур, условий и качества жизни. Анализируются три вида кластеризации в сфере культуры и образования, которые рассматриваются в данной работе с разбором того, что в этих направлениях делается в Новосибирской области.


29.
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА

Р.П. Мусат
Сибирский федеральный университет, Красноярск
lozraisa@yandex.ru
Ключевые слова: картина мира, художественная картина мира, социокод, художественный код, современное искусство, субъект-объектное
Страницы: 194-200
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье рассматриваются принципы связи художественной картины мира с социокультурными явлениями. Для современных художественных процессов характерна динамичность изменений, которые требуют конкретизации и понимания перспектив развития в контексте их зависимости от особенностей культуры общества. Принцип связи выстраивается на основе системного подхода с применением понятий социокода и художественного кода, являющихся своеобразным транслятором содержания мировоззрения и культуры общества непосредственно в произведениях искусства и художественной картине мира.


30.
СТЕНОГРАММА ВЕБИНАРА ПО ПРОБЛЕМАМ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ В«ЖИВОЕ СЛОВО КОНСТАНТИНА ДМИТРИЕВИЧА УШИНСКОГО»

Я.С. Турбовской
Институт теории образования и педагогики РАО, Москва
turbovskoy@itiprao.ru
Страницы: 201-211
Подраздел: Информация

Аннотация >>
Вебинар проходил под руководством академика, доктора педагогических наук, профессора Я. С. Турбовского 30 января 2014 г.