Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2013 год, номер 5

1.
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ УПРАВЛЯЕМОГО ХАОСА

С.В. Камашев
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
kvs200@ngs.ru
Ключевые слова: глобализация, управляемый хаос, технологии управляемого хаоса, безопасность, образование
Страницы: 8-15
Подраздел: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

Аннотация >>
В статье автор рассматривает теорию управляемого хаоса, активно используемого в современном глобализирующемся мире. Особое внимание уделено основам и последствиям применения управляемого хаоса, в том числе для России. Показано влияние применяемых технологий управляемого хаоса на состояние национальной безопасности. Фактически концепция управляемого хаоса – это новая форма колониальной политики. Обоснована актуальность образования как одного из приоритетных направлений стратегии обеспечения безопасности России, для минимизации последствий управляемого хаоса. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и устойчивого развития государства в целом.


2.
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

В.Н. Турченко1,2, Р.Н. Шматков3
1Новосибирский архитектурно-строительный университет, Новосибирск
otechestvo-stu@mail.ru
2Институт развития образовательных систем РАО
3Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск
srn-travel@mail.ru
Ключевые слова: качество высшего образования, онтологические проблемы, гносеологические проблемы, социальная философия
Страницы: 15-24
Подраздел: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

Аннотация >>
Настоящая работа посвящена исследованию методологических особенностей онтологических и гносеологических проблем качества высшего образования. Проводится анализ диалектической и феноменологической парадигм философии образования. Диалектическая парадигма не игнорирует и не абсолютизирует субъективные стороны функционирования образовательных систем, но учитывает обусловленность их, в значительной степени, объективными (духовной и материальной) сторонами общественной жизни. Причем данная взаимосвязь не однозначна, а имеет диалектический характер, проявляясь лишь в конечном счете, при рассмотрении событий в достаточно широких интервалах исторического времени. Феноменологическая (или постмодернистская) парадигма принимает субъективные отражения объективной реальности за саму объективную социальную реальность. Следовательно, даже к классической науке, признающей объективное (то есть независимое от ощущений и мнений исследователя) существование объектов исследования, эта парадигма имеет лишь формальное отношение. Тем не менее, именно она служит методологической основой абсолютного большинства современных исследований образовательных систем.


3.
НОРМОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАНИЕ

О.А. Цуканова
Сибирский федеральный университет, Красноярск
flusova18@mail.ru
Ключевые слова: нормотворческий процесс, коллективистское общество, индивидуалистическое общество, модель мира, нормотворческие механизмы, метафизическая концепция
Страницы: 24-29
Подраздел: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

Аннотация >>
В статье раскрывается сущность нормотворчества, которая приобретает особую остроту в условиях глобализации образования. Автор доказывает, что проблема нормотворчества детерминирована несоответствием задач общества и государства, что особым образом отражается на системе образования. В статье доказывается, что этот нормотворческий процесс тесно связан с типом общества, и это требуется учитывать в учебно-воспитательном процессе. В диалектическом проекте нормотворческий проект детерминирован тем, что идея государства и идеология неотделимы друг от друга. Объективная диалектика коллективистского общества предполагает всеобщую связь явлений. В качестве нормативного рассматривается стандарт социальности, поскольку социализация подростка является одной из основных целей любой школы.


4.
ДРАМА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСУГУБЛЯЕТСЯ

В.В. Павловский
Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск
valpavlovskiy@mail.ru
Ключевые слова: российская система образования, дошкольное образование, общее образование, среднее и высшее профессиональное образование, драма образования в России
Страницы: 29-37
Подраздел: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

Аннотация >>
В статье проанализированы государственные статистические материалы в сфере образования за 1990–2011 гг., выявлены некоторые основные проблемы ее драматического состояния и опасности, которые грозят российскому обществу в связи с этим. Россия продолжает по интеллектуальному потенциалу оставаться позади развитых стран, российское образование выстраивается по лекалам европейского и американского, где готовятся самые узкие специалисты. В целом охват российской молодежи системой образования недостаточен, и наша страна не является лидером в развитии образовательной сферы.


5.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Ю.В. Денисенко, Т.А. Рубанцова
Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск
denisenko1986@yandex.ru
Ключевые слова: социальное партнерство, социальная система, структурно-функциональный анализ, социально-трудовые отношения
Страницы: 37-41
Подраздел: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

Аннотация >>
Статья посвящена анализу российской системы социального партнерства, анализу его структуры и функций. Социальное партнерство рассматривается как способ разрешения социальных конфликтов на основе социологических исследований и структурно-функционального подхода. Социальное партнерство показывает взаимозависимость социальных групп друг от друга, при этом главная задача социального партнерства – учитывать различия между этими группами при проведении согласованных решений. Гармонично общество может развиваться только в условиях согласованности интересов государства и различных групп населения.


6.
ПАРАДОКСЫ И ПАРАДИГМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА

И.Г. Комиссарова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск
comir@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: парадокс, парадигма, «кентавр-проблема», ценностные ориентации, студенческая молодежь
Страницы: 42-45
Подраздел: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

Аннотация >>
Показано, что парадокс противоположных выводов из аналогичной эмпирической информации о ценностных ориентациях студенчества выражается в эклектическом сочетании принципов альтернативных парадигм. Основное направление трансформации ценностных ориентаций студенческой молодежи имеет асоциальную направленность. Ценностное отношение к труду сводится к двум типам: терминальному (смысложизненному) и инструментальному (как средству для достижения других целей). Массовый отказ от инструментального отношения к труду в пользу терминального – противоречивый процесс, составляющий историческую эпоху. В результате трансформационных социально-экономических процессов в России происходят масштабные изменения в сознании студенческой молодежи.


7.
О НЕОБХОДИМОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФСКИХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ

Ю.В. Кокарева
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского, Чита
kokareva@inbox.ru
Ключевые слова: современное образование, философские дисциплины, дополнительное образование, духовно-нравственное образование
Страницы: 45-49
Подраздел: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

Аннотация >>
В статье актуализируется проблема систематизации гуманитарного знания и утверждается необходимость введения таких философских дисциплин, как этика, религиоведение, логика для учащихся старших классов в рамках дополнительного образования. Автор делится опытом работы по внедрению данных дисциплин в Читинском суворовском военном училище МВД России. Дополнительные образовательные дисциплины философского цикла помогают разрешить целый комплекс мировоззренческих проблем, способствуют формированию духовно-нравственных ориентиров, критическому осмыслению социальных процессов, утверждению гуманистических ценностей. Реформа образования в России направлена на формирование такой духовно-нравственной среды, в которой учащиеся отстаивают свою мировоззренческую позицию, учитывая приоритет традиционных культурных ценностей.


8.
СОЦИАЛЬНАЯ ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРАКТИКА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Н.В. Щербакова
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского, Чита
compas_3006@bk.ru
Ключевые слова: социальная волонтерская практика, бакалавры социальной работы, воспитание, качества личности
Страницы: 49-54
Подраздел: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

Аннотация >>
Автор анализирует роль социальной волонтерской практики в процессе подготовки бакалавров социальной работы и рассматривает данный вид практической подготовки как образовательно-воспитательную технологию. Социальная волонтерская практика выступает как база для создания новых возможностей и реализации личностного потенциала молодежи, а также как способ овладения основами будущей профессии через теоретическую и практико-ориентированную деятельность. Развитие волонтерского движения в высшей школе понимается как одна из приоритетных стратегий, поскольку для подготовки качественных социальных специалистов требуются принципиально новые, активные формы обучения.


9.
КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ ЗАПАД – РОССИЯ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРАВА

А.В. Пугачёв
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
pugachev-1967@mail.ru
Ключевые слова: кросс-культурный диалог, российская цивилизация, западная цивилизация, культурная экспансия, философско-мировоззренческие позиции
Страницы: 54-64
Подраздел: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

Аннотация >>
В статье рассматриваются наиболее значимые черты западной и российской цивилизаций, определяющие содержание кросс-культурного диалога Запад – Россия. На основе выявленных особенностей автором предлагается подход к формированию позиции России в кросс-культурном диалоге. Необходимо сохранение национальной и культурной самобытности России как основного условия равноправного диалога. Также недопустим откат на позиции изоляционизма, поскольку для России объективно необходима интеграция, прежде всего экономическая. Последняя невозможна без интеграции культурной, достигаемой с помощью равноправного диалога культур.


10.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ В ВУЗЕ

Т.Н. Петрова
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток
petrovatn1956@mail.ru
Ключевые слова: систематизация, система знания, концепция инвариантности и относительности, иерархия учебного знания
Страницы: 65-68
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация >>
В работе раскрывается систематизирующая роль концепции инвариантности и относительности в системе учебного знания на примере обучения физике. Автор, в соответствии со структурой организации классического физического знания, построил модель пятиуровневой системы классического физического образования. При этом образование по любому уровню должно удовлетворять требованиям целостности и преемственности. Анализ системы физического знания на основе концепции относительности и инвариантности обеспечивает методологическое основание для структурирования учебного физического знания.


11.
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО И БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

А.Д. Хуторянская1,2
1Новокузнецкий институт, Новокузнецк
aldx@inbox.ru
2Кемеровский государственный университет
Ключевые слова: непрерывное образование, дополнительное профессиональное образование, экономическое образование
Страницы: 69-72
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация >>
В статье исследуются возможности и перспективы реализации системы непрерывного профессионального экономического и бизнес-образования в учреждении высшего профессионального образования. Выделяются два уровня непрерывного образования – высшее профессиональное экономическое образование и дополнительное профессиональное экономическое бизнес-образование. При этом информационное обеспечение деятельности системы непрерывного образования расценивается как приоритетное направление развития. Система непрерывного профессионального образования способствует самореализации человека в социально-профессиональной сфере, содействует профессиональному и карьерному росту.


12.
СТАНОВЛЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОГО ТЕЛА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Е.И. Липич
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург
bored.momo@gmail.com
Ключевые слова: виртуальная реальность, киберпространство, образование, телесность, тело, техника, технолизация
Страницы: 72-79
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация >>
Автор анализирует содержание понятия феномена тела человека и его трансформации в истории философии и исследует специфику виртуальной телесности в ее взаимосвязи с формированием современной личности. В статье отмечается необходимость изменений в образовательном процессе с учетом возникновения новых типов телесности (медиальное, виртуальное тело), мышления («клиповое мышление»), новых общностей людей на основе виртуального пространства. Исследуются характеристики телесности, формирующейся в условиях ускоряющегося развития современных технологий. Автор указывает на принципиальное различие в представлениях о теле человека в классической философии и о телесности пользователя в современном дискурсе, что требует создания новых подходов при решении проблем, связанных со становлением личности и формированием индивида.


13.
ВОЗДЕЙСТВИЕ СОВРЕМЕННОГО ТЕХНОГЕННОГО ОБЩЕСТВА НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

П.В. Григорьев
Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград
pv.grigoryev@gmail.com
Ключевые слова: постиндустриальное или информационное, техно-сфера, техногенность, техногенное общество, технобиогенные процессы
Страницы: 80-86
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация >>
В статье рассматривается проблема воздействия формирующегося искусственного техногенного мира на человека и биосферную природу, при этом уделяется особое внимание исследованиям катастрофических последствий таких воздействий. Автор статьи не только исследует социально-экономические изменения, которые происходят в постиндустриально-техногенном обществе, но и изучает характер техногенного социо- природного развития земного мира. Показывается, что трансформация биогенных процессов в техносферной среде приводит к возникновению технобиогенных процессов, которые являются причиной запуска патологических процессов в природе и организме человека.


14.
ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ ТРАНССПЕКТИВЫ ПОДРОСТКОВ-СИРОТ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ НПО

А.К. Лукина, Л.А. Чупахина
Сибирский федеральный университет, Красноярск
kop-sfu@mail.ru
Ключевые слова: временная трансспектива, подростки-сироты, социализация, время, самоопределение, локус контроля, ответственность, профессиональное самоопределение
Страницы: 86-93
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация >>
В современных условиях актуализируется проблема жизнеустройства детей-сирот, обеспечения их успешной социализации. Важным условием этого является формирование связанной устойчивой положительной временной трансспективы, в которой прошлое выступает основой для построения образа будущего; при этом три временные модальности – прошлое, настоящее, будущее – формируют условия для развития личности. Показано, что сироты – воспитанницы профессионального лицея имеют искаженную временную трансспективу: низкую продуктивность, сокращенную протяженность, негативную эмоциональную окраску, слабо развитую рефлексию и готовность к принятию на себя ответственности за свою жизнь, – что требует особой работы, направленной на ее коррекцию. Подобная коррекционная работа ведется в образовательной среде профессионального лицея.


15.
СИСТЕМНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТАНЦА В НОВОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

А.С. Фомин
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
AS_Fomin@mail.ru
Ключевые слова: философия образования, системное исследование, полифункциональная теория танца, танец в инновационном образовании, педагогические технологии танца
Страницы: 94-99
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация >>
Статья посвящена системному исследованию полифункциональной теории танца. Показана вариативность педагогических технологий танца в системе образования и воспитания XXI в. Перспектива внедрения танца как вида творческой деятельности человека созвучна идеям разных специалистов. Впервые в мире функции танца исследованы как педагогические технологии. Теоретическое и методическое исследование феномена «танец», накопленный многовековой практический опыт народной культуры ориентированы на перспективное развитие России.


16.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ УТОПИЯ В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОМ РОМАНЕ И. ЕФРЕМОВА «ТУМАННОСТЬ АНДРОМЕДЫ»

М.В. Привалова
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского, Чита
MVPrivalova@yandex.ru
Ключевые слова: утопия, социальный проект, система образования, глобализация, современное общество
Страницы: 100-105
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация >>
Автор статьи анализирует педагогическую систему, предложенную И. Ефремовым в социально-философском романе «Туманность Андромеды» как альтернативный вариант реформирования системы образования в условиях глобализации. Под влиянием гуманистических педагогических идей И. Ефремов в романе «Туманность Андромеды» создает пример школы будущего, в которой образование неотделимо от воспитания. Проект И. Ефремова предназначен для такой стадии общественного развития, когда процесс глобализации завершается, при этом складываются единый язык, единая система образования. Новое объединенное человечество становится субъектом образовательного процесса, при этом фундаментом образования является мораль.


17.
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС ОБРАЗОВАНИЯ

С.Б. Игнатов
Тюменский нефтегазовый университет, Тюмень
Super.borisovich@yandex.ru
Ключевые слова: деонтология, образование, устойчивое развитие, эколого-правовая компетентность
Страницы: 106-110
Подраздел: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация >>
В статье отмечается ведущая роль образования в реализации модели устойчивого развития. Рассматривая экологический императив как ее методологический базис, автор раскрывает сущность экологической деонтологии – новой сферы социально-гуманитарного знания, объектом исследования которой являются поведение и деятельность человека в природе и их важнейшие регулятивы. Одной из форм реализации ее идей в цивилизационной практике является экологическое право, а эколого-правовая компетентность выступает важнейшим показателем культуры гражданина. В условиях перехода к устойчивому развитию ее формирование становится одной из стратегических задач образования.


18.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЕМ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Н.Е. Аматова
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород
nina.amatova@yandex.ru
Ключевые слова: студенческая молодежь, сознание, общественное сознание, социальное управление, управленческий цикл, факторы влияния
Страницы: 110-116
Подраздел: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация >>
В статье рассматриваются философско-методологические аспекты состояния общественного сознания студенческой молодежи современной России. Анализ теоретических и эмпирических данных свидетельствует о влиянии деструктивных процессов, происходящих в обществе, на рост разного рода противоречий в общественном сознании россиян. Поиск эффективных мер воздействия вуза на процесс формирования общественного сознания и социального поведения студентов приводит автора статьи к выводу о том, что решение многих из числа существующих проблем возможно с позиций социологии управления.


19.
ЛАПЛАСОВ ДЕТЕРМИНИЗМ: ОТ ИСТОРИИ ИДЕИ К СОВРЕМЕННЫМ ПРОБЛЕМАМ

Е.В. Ковешников1, В.Н. Савченко2
1Уссурийский государственный педагогический институт, Уссурийск
Yujin-k@list.ru
2Тихоокеанский государственный экономический университет, Владивосток
vanes_sav@mail.ru
Ключевые слова: Лаплас, механицизм, детерминизм, индетерминизм, фатализм, неопределенность, двойственность, логика, образование, мировоззрение
Страницы: 116-122
Подраздел: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация >>
Цели статьи: 1) ознакомить читателя с историей детерминизма Лапласа, центральной идеей данной научно-философской программы и теми фундаментальными проблемами, которые возникли после принятия этой программы научным миром; 2) предложить пути решения этих проблем. Главная тема статьи: сегодня детерминизм не преодолен в умах ученых и простых людей, и это представляет серьезную проблему современности. Вклад авторов: мы предлагаем педагогическое решение сложившейся проблемы. Это корректировка учебных планов образовательных учреждений (от школ до вузов) с целью привить современной молодежи идеи индетерминизма в природе, так как слепая вера в предопределенность в наш техногенный век очень опасна.


20.
КОНЦЕПТ «РОСТА-РАЗВИТИЯ» У ДЬЮИ КАК МЕТОД И РЕЗУЛЬТАТ

М.Н. Кожевникова
Институт педагогического образования и образования взрослых РАО, Санкт-Петербург
MargaritaKozh@yandex.ru
Ключевые слова: Дьюи, рост, методология, диалектика, цели образования, деятельность, исследование, «Я», этика, социальное
Страницы: 122-130
Подраздел: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация >>
Концепт «роста-развития» (развития, трактуемого в особом значении «роста») занимает центральное место в философии образования Джона Дьюи (1859 – 1952), в его онтологии, гносеологии, этике, социально-философских принципах. Сам этот факт интепретировался по-разному и имел разные следствия для теории и практики образования. Но в России, переживающей увлечение проектной образовательной деятельностью, базирующейся на идеях Дьюи, этот концепт не получил еще достаточного внимания. Однако, имея решающее значение для понимания системы этих идей, не обретающих без него ни фундамента, ни глубины, концепт «роста-развития» таит как возможные открытия, так и проблемы. Эти вопросы обсуждаются в рамках статьи и получают оригинальную авторскую интерпретацию.


21.
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ

Г.В. Иойлева
Северный федеральный университет им. М. В. Ломоносова, Архангельск
rector@narfu.ru
Ключевые слова: сознание, психика, память, мышление, эмоции, внимание, воля, поведение
Страницы: 131-137
Подраздел: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация >>
Автор анализирует структурную организацию сознания, представляющую собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В статье исследованы бытийные и знаковые слои сознания, генетически предшествующие собственно рефлексивным его слоям. Аргументировано, что источником бытийных характеристик сознания является предметное и социальное действие. В целом обосновано, что внутренние рефлексивные ресурсы сознания актуализируются посредством эмоций, памяти, мышления, внимания, воли, воображения и других его структурных составляющих. Сознательный человек осознает объективную значимость своих целей и мотивов, а также способен к самоконтролю, исходя из общественно выработанных моральных норм.


22.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В.В. Осташев
Псковский государственный университет, Псков
ostvv@yandex.ru
Ключевые слова: системный анализ, конструктивизм, компетентостный подход, аутопоэзис, самореферентность, формализация модели, нечеткая логика
Страницы: 137-145
Подраздел: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация >>
Статья посвящена разработке теоретических основ математического моделирования компетентостного подхода (КП) в профессиональном образовании на основе идей конструктивистской педагогики в формате современной системной парадигмы. Содержание работы определяется исследованием трех концептуальных составляющих – системные принципы КП, концепция математической модели, математическая модель КП. Математическая модель разработана на принципах нечеткой логики.


23.
К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕСТА ВОЕННОГО ПРОГРЕССА В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ

С.В. Максимов
Сибирский федеральный университет, Красноярск
maxserge@mail.ru
Ключевые слова: «общество всеобщего потребления», военная сила, совокупные военные расходы, международный терроризм, имперская политика, особая цивилизационная миссия, ценности техногенной цивилизации, превентивные ядерные удары
Страницы: 146-149
Подраздел: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье освещаются новые тенденции, характеризующие военный прогресс современности. В частности, анализируются особенности военного прогресса после «холодной войны», после упразднения мировой биполярной системы. НАТО продолжает движение к российским границам, мотивируя это необходимостью борьбы с международным терроризмом. Тем не менее реальные цели при этом остаются прежними, хотя и приобрели более рациональную окраску. В учебном процессе важно показать амбивалентность военного прогресса как части социального прогресса, при этом проблема мира, предотвращения войны, рассматривается как вопрос первостепенной важности.


24.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

С.Л. Фоменко
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург
sfomenko2012@yandex.ru
Ключевые слова: методологические принципы управления профессиональным развитием педагогического коллектива, компетентностная модель образования, закономерности профессионального развития
Страницы: 150-154
Подраздел: ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ В ФИЛОСОФСКОМОСМЫСЛЕНИИ

Аннотация >>
Сложность задач разработки и изучения процесса профессионального развития педагогического коллектива определяет необходимость ориентации на соответствующие проблеме методологические положения. Четкость методологических принципов и методологического аппарата позволяет получить более обоснованные, системные и конкретные педагогические и методические рекомендации, которые создадут надежную базу для исследования столь сложной и многоаспектной проблемы. В статье охарактеризованы выявленные в результате многолетнего исследования закономерности профессионального развития педагогического коллектива в современной школы. Указанные закономерности конкретизируются теоретическими положениями и принципами реализации в педагогической практике. Таким образом, дано методологическое обоснование процессу профессионального развития педагогического коллектива в современных условиях.


25.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

К.И. Платунова
Северный педагогический колледж, Серов
Platynova.k@gmail.com
Ключевые слова: экономическая подготовка, экономическое образование, экономическая компетентность, модульное обучение, компетентностный подход, требования работодателей к выпускникам педагогических колледжей
Страницы: 154-158
Подраздел: ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ

Аннотация >>
Статья посвящена экономической подготовке студентов в системе среднего профессионального образования. Автором сформулировано определение «экономическая подготовка» как непрерывный процесс формирования и развития социально-экономических компетенций, навыков и социально-ориентированных профессиональных ценностей, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность в новых экономических условиях. Рассмотрены требования к современному молодому специалисту в условиях рыночной конкуренции (в том числе образовательных услуг), содержание Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в части экономической подготовки и особенностей компетентностного подхода к обучению студентов.


26.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГА, ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЕ ПОЛИКУЛЬТУРНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ

М.Г. Синякова
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург
msinykova@yandex.ru
Ключевые слова: поликультурное образовательное пространство, профессионально-психологические характеристики педагога
Страницы: 159-163
Подраздел: ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ

Аннотация >>
Автор обосновывает понятие профессионально-психологические характеристики педагога, которые детерминированы формированием современного поликультурного образовательного пространства России. Данные проведенного эмпирического исследования показывают существующие различия в выраженности профессионально-психологических характеристик педагогов, работающих в поликультурной и монокультурной среде. Развитие культурного и этнического многообразия российского общества повлияло на формирование поликультурного образовательного пространства, которое является важнейшим фактором профессионального и личностного развития педагогов. При этом у педагогов, работающих в поликультурном образовательном пространстве, выше показатели настойчивости, адаптивности, коллективизма, гендерной толерантности, межконфессиональной толерантности и приверженности к традиционной культуре.


27.
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ

И.А. Ступин
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
jarnsk@mail.ru
Ключевые слова: модель, компетентность, технологическая компетентность, технологическая подготовка, педагогическое образование, интегративный курс
Страницы: 163-169
Подраздел: ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ

Аннотация >>
Автор анализирует актуальность и содержание модели формирования технологической компетентности бакалавров педагогического образования по технологическому профилю. Технологическая компетентность личности определяется как интегративная характеристика, связанная со способностью реализовать свой профессиональный потенциал. В статье показаны взаимосвязи всех составляющих элементов модели, исследована специфика образовательного процесса с внедрением авторского интегративного курса «Основы теории технологической подготовки». Таким образом, обосновано применение модели формирования технологической компетентности бакалавров педагогического образования по технологическому профилю, существенно повышающей уровень технологической компетентности, мотивацию студентов и оптимизирующей деятельность преподавателя.


28.
РЕКЛАМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ОСНОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

А.В. Харламов
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
prirso@mail.ru
Ключевые слова: информационное общество, реклама, социальная сеть, цифровые технологии, компетенции, социальная виртуализация
Страницы: 170-180
Подраздел: РЕКЛАМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация >>
Автор анализирует место и содержание рекламного образования в контексте развития современного информационного общества. В статье исследована институциональная специфика рекламного образования в России, показаны взаимосвязи в развитии цифровых и рекламных технологий с изменениями образовательных стандартов, профессиональных компетенций, социальной виртуализацией. Обоснована необходимость исследования и использования рекламного образования как одной из специфических форм практики гуманитарного воздействия на протекающие в обществе процессы.


29.
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ ВИЗУАЛЬНОГО ТЕКСТА РЕКЛАМЫ

Н.И. Степанова
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
happy_ns@mail.ru
Ключевые слова: текст культуры, текст рекламы, эффекты коммуникации, культурные смыслы
Страницы: 180-187
Подраздел: РЕКЛАМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация >>
В данной статье социально-коммуникативные функции визуального текста рекламы анализируются с позиций двух подходов – маркетингового и культурологического. Теория коммуникативной эффективности рекламы, с одной стороны, и взгляд на рекламное сообщение как на создание и трансляцию социокультурных смыслов – с другой, дают возможность интегративного рассмотрения феномена рекламного текста. Новаторский синтез данных подходов позволяет выделить такие его функции, как «создание эффектов коммуникации», «референтная», «рецептивная», «смыслообразующая», «адаптационная», «креативная», «релаксационная», а также открывает перспективы дальнейших научных исследований.


30.
ВСЕМИРНЫЙ ФИЛОСОФСКИЙ КОНГРЕСС-2013 И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

В.В. Павловский
Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск
valpavlovskiy@mail.ru
Ключевые слова: XXIII Всемирный философский конгресс, международная философия образования, российская философия образования, отечественные образование и воспитание, основная цель образования и воспитания
Страницы: 188-195
Подраздел: ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация >>
В статье рассматриваются некоторые общие итоги XXIII Всемирного философского конгресса, а также работа секции философии образования. Изложены авторское понимание современной отечественной философии образования, основная цель образования и воспитания. За недавние два десятилетия философия образования сделала значительный шаг вперед, чему способствовала новая историческая эпоха, с острыми общественными противоречиями. Великой целью человечества является формирование нового, всесторонне развитого, свободного человека. Для этого требуется создание качественного нового общества, наделенного системой универсального образования и воспитания.