Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Геология и геофизика

2024

Выпуск № 7

71.
АКТИВНАЯ ТЕКТОНИЧЕСКАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЦИЛИАН-ШАНЯ, CЕВЕРО-ВОСТОК ТИБЕТСКОГО НАГОРЬЯ

Ч. Чэнь1,2, Н.В. Короновский1, В.А. Зайцев1, В. Сюй2, Е.А. Мануилова1,3, С. Лю2
1Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Росссия
chenzhidan188@163.com
2School of Geosciences and Info-Physics, Central South University, Changsha, China
3Институт физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН, Москва, Россия
Ключевые слова: Активная тектоническая деформация, сейсмичность, активность разломов, поле скоростей GPS, Цилиан-Шань, Тибетское нагорье
Страницы: 901-919

Аннотация >>
Цилиан-Шань (или горы Цилиан) расположен на северо-востоке Тибетского нагорья и представляет собой активно растущий ороген, обусловленный коллизией Индостана с Евразией. Сжатие между континентами вызвало интенсивное сокращение земной коры в Цилиан-Шане. Однако способ тектонической деформации земной коры остается неясным. Для оценки тектонической деформации Цилиан-Шаня в этой работе представлены материалы региональной сейсмичности, активности разломов и поле скоростей движения земной коры, по данным GPS, за последние два десятилетия. Результаты показывают, что для Западного Цилиан-Шаня характерно сжатие земной коры в меридиональном направлении. В Восточном Цилиан-Шане проявляется сдвиговая деформация вдоль пограничных разломов, разделяющих крупные блоки земной коры, в сочетании с их вращением по часовой стрелке. Сокращение земной коры в меридиональном направлении и боковая экструзия в широтном направлении - две модели деформации, соответствующие Индо-Евразийской конвергенции, которые совпадают с деформацией земной коры в Цилиан-Шане. Тектоническая деформация Западного Цилиан-Шаня в значительной степени согласуется с первой моделью, а деформация Восточного Цилиан-Шаня - со второй. Нижний поток земной коры под центральной частью Тибетского нагорья является потенциальной движущей силой, вызывающей экструзию земной коры нагорья на восток и рост некоторых пограничных горных хребтов, таких как Цилиан-Шань.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 7

72.
РАННЕПРОТЕРОЗОЙСКИЕ ПОЛИМИГМАТИТЫ В ЗОНЕ ГРАНУЛИТОВОЙ ФАЦИИ МЕТАМОРФИЗМА: ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ВОЗРАСТ И ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ (Северное Приладожье)

Ш.К. Балтыбаев1,2, А.В. Юрченко1, Н.Г. Ризванова1, Э.С. Вивдич1, О.Л. Галанкина1, Е.Б. Борисова1
1Институт геологии и геохронологии докембрия РАН, Санкт-Петербург, Россия
shauket@mail.ru
2Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
Ключевые слова: Свекофенниды, мигматиты, лейкосома, U-Pb датирование, длительность мигматизации, Северное Приладожье
Страницы: 920-943

Аннотация >>
Полимигматиты в раннепротерозойском метаморфическом комплексе Северного Приладожья позволяют проследить эволюцию физико-химических условий анатексиса при метаморфизме пород. РТ-параметры на начальной стадии плавления анатектических лейкосом отвечают условиям гранулитовой фации метаморфизма: Р = 5.5-6.2 кбар, Т = 720-810 °С. На регрессивной ветви метаморфизма эволюция РТ -параметров характеризуется сопряженным спадом давления и температуры до Р ~ 4 кбар, Т = ~550 °С. Позднейшие инъекционные гранитные жилы внедряются в условиях широкого развития хрупких деформаций. Такой тренд метаморфизма коррелирует со сменой минеральных метаморфических парагенезисов в мигматизированных гнейсах и соответствует закономерным изменениям составов минералов. Наблюдается смена составов новообразованного лейкократового вещества от плагиогранитов к гранитам, если плавлению подвергаются плагиогнейсы, а при плавлении глиноземистых гнейсов выплавки изначально имеют гранитный состав. Образование лейкосом и инъекционных гранитных жил в гранулитовой области Северного Приладожья происходило 1875-1865 млн л. н. в результате многостадийного плавления и смене РТ-условий от гранулитовой фации метаморфизма к амфиболитовой. Датирование серий лейкосом и инъекционных гранитных жил из полимигматитов Лахденпохской и Приозерской зон Северного Приладожья показывает, что общая продолжительность кристаллизации гранитоидного вещества лейкосом и жил в сравниваемых зонах не была одинакова. Исходя из этого, допускается появление разновозрастных интрузий коровых гранитов в результате одной термальной активности, но при плавлении вещественно контрастных толщ.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 7

73.
ДВУХЭТАПНАЯ МОДЕЛЬ ДЕВОНСКОГО БАЗИТОВОГО МАГМАТИЗМА ВИЛЮЙСКОГО ПАЛЕОРИФТА (Сибирская платформа)

О.П. Полянский1, В.А. Симонов1, О.В. Королева2, А.В. Прокопьев2, А.В. Бабичев1, А.В. Котляров1, А.Н. Семёнов1
1Институт геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН, Новосибирск, Россия
pol@igm.nsc.ru
2Институт геологии алмаза и благородных металлов СО РАН, Якутск, Россия
Ключевые слова: Дайковый пояс, расплавные включения, термобарометрия, геохимия, базитовый магматизм, 40Ar/39Ar возраст, численное моделирование, Сибирская платформа, Вилюйский палеорифт
Страницы: 944-964

Аннотация >>
Представлены результаты исследований базитовых интрузивных тел среднепалеозойского Вилюйского палеорифта (Сибирской платформы). Приведены геохимические данные для базитовых силлов, вскрытых скважинами в дайковых поясах рифта, обсуждены авторские данные о времени формирования силлов и даек. Изучены расплавные включения в минералах из дайки долеритов Вилюйско-Мархинского дайкового пояса, расположенного на северо-западном плече Вилюйского палеорифта. Данные по составам гомогенных стекол расплавных включений в минералах дали возможность установить РТ-параметры мантийных источников базитовых расплавов, ответственных за формирование габбро-долеритов Вилюйского рифта. Установлено два уровня генерации базитовых расплавов: в интервалах 95-65 км при 1480-1400 °С и 55-45 км при 1360-1320 °С. Кристаллизация расплавов происходила на небольшой глубине 12-4 км при снижении температуры от 1185 до 1125 °С. Двухуровневое положение очагов генерации базитовых расплавов, а также неоднородность химического состава расплавных включений и их минералов-хозяев позволяют объяснить наличие двух импульсов девонского базитового магматизма. Разработанная численная термомеханическая модель подъема магмы при плавлении мантийной литосферы над плюмом подтверждает данные о наличии двух очагов под основанием коры и на границе шпинелевых-гранатовых перидотитов, а также двухэтапный характер девонского магматизма.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 7

74.
УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИГНИМБРИТОВ ВУЛКАНА ХАНГАР (Камчатка)

В.А. Симонов1, А.В. Котляров1, А.А. Котов1, А.Б. Перепелов2, Н.С. Карманов1, А.А. Боровиков1
1Институт геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН, Новосибирск, Россия
kotlyarov@igm.nsc.ru
2Институт геохимии им. А.П. Виноградова СО РАН, Иркутск, Россия
Ключевые слова: Игнимбрит, фьямме, расплавные и флюидные включения, РТ-параметры кристаллизации минералов, влк. Хангар, Камчатка
Страницы: 965-984

Аннотация >>
В результате исследования минералов, расплавных включений, а также природных стекол выяснено, что при формировании игнимбритов влк. Хангар участвовали два разных расплава. Первый, охарактеризованный информацией по расплавным включениям во вкрапленниках плагиоклаза и кварца, представляет состояние магмы в глубинном очаге. Другой тип расплава является ответственным за образование стекол и микрокристалликов полевых шпатов во фьямме. Экспериментальные и аналитические исследования расплавных включений показали, что кристаллизация большинства вкрапленников плагиоклаза и кварца из игнимбритов влк. Хангар происходила при температурах 840-960 °С и давлениях до 1.1 кбар из расплава с содержаниями воды до 3.23 мас. % в условиях магматического очага. Наличие сингенетичных первичных расплавных и флюидных включений во вкрапленниках плагиоклаза и кварца из игнимбритов влк. Хангар свидетельствует о фазовой сепарации («вскипании») расплава с массовым образованием микропузырьков СО2 в магме. Другой тип расплава является вторичным по отношению к собственно магматическим системам влк. Хангар и образуется в результате спекания и плавления туфогенного вулканокластического материала. При участии этого расплава происходило формирование фьямме в рассмотренных игнимбритах. На основе исследования стекол и микрокристалликов полевых шпатов во фьямме установлено, что кристаллизация олигоклаза происходила при температурах 770-840 °С в расплаве между сферулами (с содержанием воды до 2.91 мас. %). Нарастание кристалликов санидина на сферулы шло при более низких температурах - 680-760 °С.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 7

75.
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ВЫСОКОУГЛЕРОДИСТЫХ (шунгитовых) ПОРОД ВОДАМИ ОНЕЖСКОГО ОЗЕРА: МИНЕРАЛОГИЯ И ГЕОХИМИЯ ПРОЦЕССА

В.И. Малов1, В.Д. Страховенко1, Д.А. Субетто2, Е.А. Овдина1, М.С. Потахин3, Н.А. Белкина3, Г.И. Малов1
1Институт геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН, Новосибирск, Россия
malov@igm.nsu.ru
2Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
3Институт водных проблем Севера КарНЦ РАН, Петрозаводск, Россия
Ключевые слова: Шунгитовые породы, минералогия, геохимия, Fe-Mn конкреции, Онежское озеро
Страницы: 985-997

Аннотация >>
Углеродсодержащие (шунгитовые) породы содержат высокие концентрации микроэлементов, которые могут попадать в окружающую среду в результате выветривания. Шунгитовые породы представляют собой группу докембрийских углеродсодержащих пород Карелии вулканогенного и осадочного генезиса. В данной работе приводятся результаты изучения минерального и геохимического составов шунгитовых пород в районах их выхода на береговой линии Онежского озера. Взаимодействие вод Онежского озера с шунгитовыми породами привело: 1) к выносу большинства элементов за исключением K, Mn, Ba, Mg, для которых характерно увеличение концентраций в породах; 2) формированию ассоциаций вторичных минералов, таких как гематит, ярозит, гетит, халькозин, англезит, брукит, гидроксиды Mn. На основании полученных результатов предложена модель преобразования высокоуглеродистых (шунгитовых) пород водами Онежского озера.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 7

76.
УГЛЕВОДОРОДЫ-БИОМАРКЕРЫ И ИЗОТОПЫ УГЛЕРОДА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ н-АЛКАНОВ ПАРАФИНИСТЫХ НЕФТЕЙ И БИТУМОИДОВ СРЕДНЕДЕВОНСКО-НИЖНЕФРАНСКОГО ТЕРРИГЕННОГО КОМПЛЕКСА ТИМАНО-ПЕЧОРСКОГО БАССЕЙНА

Д.А. Бушнев1, А.А. Ильченко1, Л.В. Огданец2, Н.С. Бурдельная1
1Институт геологии ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, Сыктывкар, Россия
ilchenko@geo.komisc.ru
2Филиал ООО «Газпром ВНИИГАЗ», Ухта, Россия
Ключевые слова: Парафинистые нефти, битумоиды, углеводороды-биомаркеры, среднедевонско-нижнефранский нефтегазоносный терригенный комплекс, изотопный состав углерода, Тимано-Печорский бассейн
Страницы: 998-1011

Аннотация >>
Объектами исследований являлись битумоиды осадочных пород и парафинистые нефти среднедевонско-нижнефранского терригенного комплекса Тимано-Печорского бассейна. Изучен состав углеводородов-биомаркеров и изотопный состав углерода индивидуальных н-алканов битумоида из керна скважин Омра-Лыжской седловины. Полученные результаты сопоставлены с аналогичными данными по составу парафинистых нефтей юга Печоро-Кожвинского мегавала. Генерационный потенциал и термическая зрелость органического вещества исследованы методом пиролиза Rock-Eval. Показано, что зрелость органического вещества пород изучаемого комплекса Омра-Лыжской седловины и Печоро-Кожвинского мегавала соответствует главной фазе нефтеобразования. Данные по изотопии углерода индивидуальных н-алканов и по составу углеводородов-биомаркеров не противоречат возможной генетической связи парафинистых нефтей и органического вещества вмещающего комплекса отложений. И для исследованных парафинистых нефтей, и для битумоидов пород оказалось характерным наличие рано элюирующихся перегруппированных гопанов, а также высокие концентрации н-алканов по отношению к изо-алканам и полициклическим биомаркерам, нетипичных для нефтей других нефтегазоносных комплексов. Показано, что и для н-алканов нефтей, и для н-алканов битумоидов пород характерен тренд на снижение содержания изотопа 13С с ростом числа атомов углерода в молекуле н-алкана.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 7

77.
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ИНВЕРСИЯ СИГНАЛОВ ИМПУЛЬСНЫХ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ЗОНДИРОВАНИЙ В ЗАДАЧЕ МОНИТОРИНГА МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ПОРОД С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДОВ ГЛУБОКОГО ОБУЧЕНИЯ

О.В. Нечаев, К.Н. Даниловский, И.В. Михайлов
Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН, Новосибирск, Россия
mikhayloviv@ipgg.sbras.ru
Ключевые слова: Мониторинг многолетнемерзлых пород, импульсное электромагнитное зондирование, векторный метод конечных элементов, преобразование Сумуду, экспресс-моделирование, неитерационная инверсия, глубокое обучение, искусственные нейронные сети
Страницы: 1012-1022

Аннотация >>
Представлен подход к решению задач мониторинга многолетнемерзлых пород на основе интеграции традиционных методов электромагнитных индукционных зондирований с технологиями глубокого машинного обучения. Приводятся решение прямой задачи импульсного электромагнитного зондирования методом конечных элементов с применением преобразования Сумуду, а также результаты разработки нейросетевого решателя прямой задачи на основе искусственной нейронной сети (ИКС), обученной на рассчитанных конечно-элементным алгоритмом данных. Нейросетевой решатель характеризуется схожей точностью моделирования с конечно-элементным методом, однако работает на несколько порядков быстрее, что открывает возможности для быстрой инверсии. Приводится решение обратной задачи, основанное на алгоритме PARS. Кроме того, представлен нейросетевой алгоритм инверсии, обученный на том же наборе данных, представляющий собой альтернативный подход к решению обратной задачи. В рамках вычислительного эксперимента сравниваются результаты численной инверсии на базе нейросетевого моделирования сигналов с результатами, полученными с помощью решателя обратной задачи на основе ИНС, а также с линейной комбинацией этих решений. Этот всесторонний анализ дает понимание эффективности предлагаемого подхода, основанного на глубоком машинном обучении, в задаче мониторинга многолетнемерзлых пород и предоставляет новые идеи для его дальнейшего применения в геофизике.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Философия образования

2024

Выпуск № 2

78.
Ценностно-знаниевый и методологический ресурс дисциплин эстетического и проективного цикла в развитии архитектурно-художественного мышления

Д.Н. Деменёв, Е.К. Подобреева, Д.Д. Хисматуллина
Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия
denis-demenev@mail.ru
Ключевые слова: архитектурно-художественное пространство, синтез искусств, ценность, знание, методология, ресурс, концепция дополнительности, интегрированное мышление
Страницы: 114-130

Аннотация >>
Введение. Тенденции развития общества начала XXI в. указывают на интегративность знания, формирующего сознание человеческого общества в целом. Актуальным становится развитие архитектурно-художественного интегрированного мышления, позволяющего понимать сложные исторические процессы. С целью обратить внимание на ценностно-знаниевый и методологический ресурс дисциплин эстетического и проективного цикла в развитии этого вида мышления разработана соответствующая методология, которая строится на совокупности теоретических и эмпирических подходов, включающих анализ литературы, диалектический подход к историко-искусствоведческой реконструкции. Ядром исследования является феномен синтеза пластических искусств, в котором главным связующим выступает архитектура (зодчество), формирующая комфортную и эстетизированную пространственную среду. Обсуждение. На протяжении многих веков роль архитектурно-художественного образования в деле развития интегрированного мышления была определяющей и неоспоримой. Информационно-цифровая и технологическая эпоха дает большие преимущества (в скорости и наглядной визуализации логики художественного и других процессов и явлений действительности). Новизной исследования является представленная модель проекта и реализация методологии развития интегрированного, архитектурно-художественного мышления. В рамках поставленных целей и задач проекта было реализовано взаимодействие живописи и архитектуры, оказывающее на человека многостороннее, эмоционально-насыщенное, эстетическое воздействие. Заключение. Проведенный анализ синтеза искусств сквозь призму концепции дополнительности подтверждает, что архитектурно-художественное пространство на протяжении всей истории развития человеческой цивилизации продолжает оставаться одним из главных средств эстетического преобразования действительности и культурного прогресса. Это, в свою очередь, определяет и подтверждает необходимость комплексного, интегративного подхода в архитектурно-художественном образовании для реализации ресурса дисциплин эстетического и проективного циклов, позволяющих формировать интегрированное мышление, в котором ценностная, знаниевая и методологическая составляющие слиты воедино.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

79.
Интерактивная видеотехнология как средство развития умений иноязычной профессионально ориентированной коммуникации в условиях цифровизации образования

Е.А. Мельникова, А.В. Соболева, О.А. Обдалова
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
elena.melnikova@mail.tsu.ru
Ключевые слова: интерактивная видеотехнология, иноязычная профессиональная коммуникация, цифровизация образования, социальная сеть, развитие иноязычных умений речи
Страницы: 131-143

Аннотация >>
Введение. С целью изучения проблемы поиска эффективного средства иноязычной подготовки студентов нелингвистических направлений в условиях профессионально ориентированного контекста используются современные средства цифровой среды, а также апробация эффективности и универсальности новых технологий. Методология исследования выстроена на основе аналитических методов субъективизма в интерпретации интерактивной видеотехнологии. Теоретической основой выступает синтез ведущих подходов, включая профессионально ориентированный, личностно-деятельностный, компетентностный и технологический. С позиции этих подходов обучение становится целенаправленным и становится более эффективным. Разработана технология развития умений иноязычной профессионально ориентированной коммуникации на основе интерактивной видеотехнологии в контексте проектной деятельности по созданию видеоролика как виртуального доклада на англоязычной конференции. Вокруг этого дидактического ядра строится весь образовательный процесс. Описано содержательное наполнение этой деятельности, включающей подготовку, отбор и анализ материалов, адекватных профессиональным и коммуникативным целям. Разработан сценарий видеофрагмента и выбраны способы реализации проекта по созданию видео, включая монтаж, озвучивание на иностранном языке и загрузку в цифровую образовательную среду в формате видеодоклада. Разработано понятие интерактивной видеотехнологии как мультимедийного средства обучения, позволяющего интегрировать видеоматериалы и инструментарий цифровых социальных ресурсов в процесс создания интерактивной образовательной среды в пространстве сообщества конференции Dive into Science в социальной сети ВКонтакте. Обсуждение. Интерактивная видеотехнология, положенная в основу процесса обучения 1) создает условия для активизации учебно-познавательной деятельности и активной коммуникации, стимулирует взаимодействие студентов с контентом и между собой за счет интерактивности и мультимодальности; 2) является инструментом самореализации личности и развития способности иноязычной профессионально ориентированной коммуникации обучающихся на основе создания видеороликов. Заключение. Результаты апробации позволяют сделать вывод об эффективности и универсальности предложенной технологии в развитии умений иноязычной профессионально ориентированной коммуникации в условиях цифровой среды.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

80.
Художественная гимнастика в вузе: поиск новых форм и методов физического воспитания

Т.И. Колосова, Б.О. Майер
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск Россия
kolosovanew@yandex.ru
Ключевые слова: физическое развитие, эстетика развивающего воспитания, мотивация, здоровый образ жизни, высшее образование, технико-эстетический вид спорта
Страницы: 144-157

Аннотация >>
Введение. Художественная гимнастика в рамках физического развития характеризуется сложнокоординационными действиями в формате музыкального сопровождения и одновременно зрелищными эффектами воздействия на публику спортивными атрибутами (мячи, ленты, обручи, булавы, скакалки и др.). На всех этапах подготовки этот вид спорта предъявляет высокие требования к развитию координации движений, гибкости, ловкости, концентрации внимания и других индивидуально-потенциальных возможностей физического развития субъекта. Принимая во внимание, что требования к соревнованиям по художественной гимнастике регулярно меняются, имеют стойкую тенденцию к введению элементов повышенной сложности, соответственно, в высшей школе актуализируется поиск творческих методов повышения эффективности физкультурного процесса. Учитывая, что в рамках получения основного образования невозможно увеличить объем и интенсивность физической нагрузки, важно способствовать стимулированию потребностно-мотивационной сферы обучающихся в комплексе с воспитательным воздействием на психо-эмоциональный фон занимающихся. С целью всестороннего совершенствования двигательных способностей существует необходимость преодоления противоречий между потенциальной эффективностью использования элементов художественной гимнастики в физическом воспитании студенток вуза и отсутствием проработанности педагогического сопровождения в преподавания такого подхода. Методология. Для достижения цели изучены отечественные работы по организации занятий художественной гимнастикой в рамках физического воспитания, дан анализ апробирования элементов технико-эстетического вида спорта. Обсуждение. Необходимость изменения традиционной методики организации учебных физкультурных занятий с использованием элементов художественной гимнастики обусловлена обновлением степени интенсивности и качества двигательной активности девушек 17-19 лет. Предложена программа элективного курса «Основы художественной гимнастики в формате эстетически развивающего воспитания». Заключение. В целях преодоления противоречий невозможности увеличить объем и интенсивность физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию предложена модель эстетически ориентированного педагогического сопровождения в преподавании художественной гимнастики, обеспечивающая наряду с содействием формированию ценностей здорового образа жизни и развитием физических качеств повышение интереса к самостоятельной работе.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину



Статьи 71 - 80 из 43869
Начало | Пред. | 6 7 8 9 10 | След. | Конец Все