Н. Хишигдулам1, А.А. Изгарская2 1Монгольский национальный университет образования, Улан-Батор, Монголия khishigdulam@msue.edu.mn 2Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Россия aizgarskaya@gmail.com
Ключевые слова: миросистемный подход, геополитическая теория, интеграционные процессы, образование в Монголии, двуязычное образование, этнические меньшинства, Баян-Ульгий
Страницы: 93-114
Введение. Современная система языкового образования Монголии нацелена на обучение подрастающих поколений монгольскому - государственному, родному и английскому языкам. На сегодняшний день необходимо задать вопрос о состоянии двуязычного образования этнических меньшинств, указать на причины существующих проблем. Методология. Проблемы двуязычного образования следует рассматривать через их взаимосвязь с динамикой монгольского общества в процессах его интеграции в советскую систему в XX в. и в международную систему разделения труда на постсоветском этапе. Теоретическим основанием послужили миросистемный подход и теория геополитической динамики Р. Коллинза. Обсуждение. Двуязычное образование этнических меньшинств зависит от характера более обширной системы, включающей монгольское общество. Социалистическая система функционировала относительно автономно от мировой системы разделения труда, ее устойчивость зависела от многообразия функций, которую могли выполнять включенные в нее общества. Способствующее устойчивости многообразие достигалось двумя путями. Во-первых, за счет территориального расширения. В этом процессе русский язык и образование служили формированию долговременных связей с включаемыми в систему обществами. Происходил не только экономический и культурный подъем монгольского общества, но и его «русификация». Во-вторых, многообразие элементов формировалось конструированием границ этнических групп, их языки выступали здесь основным средством. В результате в Монголии были созданы благоприятные условия для развития языков малых народов. После распада системы социализма языковое образование Монголии переориентировано на международную систему разделения труда с доминирующим в ней английским языком. Проекты в области языкового образования этнических меньшинств нацелены на привлечение капитала ядра, для которого необходимы долговременные связи и готовность монгольского общества поддержать его в конкуренции с Китаем. На этой основе подробно описаны проблемы двуязычного образования казахского и тувинского этнических меньшинств в аймаке Баян-Ульгий. Заключение. Монгольское государство смогло частично восстановить ранее созданную систему языкового образования этнических меньшинств. Однако миросистема вступает в период дезинтеграции, что приведет к оттоку капитала ядра. Для Монголии существует опасность оказаться в сетях неравного обмена с Китаем без всякого международного противовеса его могуществу, а значит, проблемы двуязычного образования этнических меньшинств будут ставиться и решаться иначе.
С.И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия serg2560380@yndex.ru
Ключевые слова: высшее образование, институциональный подход, продуктовый подход, моделирование образовательных взаимодействий, обучение, цифровая культура
Страницы: 115-127
Введение. В условиях стремительной цифровизации всех уровней общественной и индивидуальной жизнедеятельности исследования, связанные с конвергенцией традиционного обучения в цифровое пространство, особенно актуализируются. Статья посвящена комплексному рассмотрению соотнесенности стратегий обучения в высшей школе в рамках цифровой культуры как процессуального социотехнического феномена. Методология основывается на сочетании институционального и продуктового подходов как наиболее репрезентативных при анализе динамических процессов цифровизации. Обсуждение. Ведется множество дискуссий о достоинствах и рисках процесса взаимной конвергенции классического обучения и цифровой культуры. Рассматриваются новые образовательные практики, среди которых актуализируются персонализация, геймификация, микрообучение, использование больших данных и нейросетей в моделировании траекторий обучения и использовании образовательного контента и др. Выявляются (как возможности и как следствия) достоинства этих практик: индивидуализация обучения, повышение мотивации и вовлеченности субъектов в образовательные взаимодействия, эффект непрерывности в развитии образовательного потенциала личности и др. Вместе с достоинствами анализируются и риски. Традиционно к ним относят фрагментацию знаний, делегирование ответственности, снижение порога критического мышления, проблемы кибербезопасности, антропологизация гаджетов, «девальвация» живого опыта и многое другое. Это говорит об устойчивом тренде рассмотрения субъекта образования не только как «продукта» образовательных систем, но как «совокупной системы функций», которые он сможет выполнять, основываясь на развитом в системе образования личностном потенциале. Заключение. Формирование модели соотнесенности классического и цифрового форматов обучения находится в стадии становления. Сегодня происходит своеобразное «перераспределение активов», в процессе которого «цифровые собственники» (нейросети, образовательные платформы, чат-боты, ИИ-агенты и др.) «захватывают» пространство образовательных субъектов, начиная с государства и заканчивая семьей и индивидами. Эффекта от подобных стратегий не определяется.
Введение. Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в образование есть некоторая подмена, в том числе и подмена понятий, поскольку интеллекта вообще, тем более искусственного, не существует. Кроме того, такая подмена может замаскировать неявные процессы, происходящие в образовательном процессе. Рассмотрим две задачи: 1) какие старые мифы об ИИ и цифровизации в образовании возродились вновь на современной технологической базе; 2) понимают ли управленцы от образования, что такое ИИ, его возможности и ограничения, а также необходимо ли им такое понимание? Методология исследования основывалась на системном анализе отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования, а также на историческом анализе первоисточников возникновения машинной метафоры - «может ли машина мыслить»? Обсуждение. Сложность наиболее развитых современных цифровых нейронных сетей отстает от сложности отдельного человеческого мозга, по крайней мере, в миллион раз. Тем не менее, подменяя понятия, считают, что такая сеть обладает определенным «интеллектом». Это связано с фактически безальтернативным убеждением в области ИИ, что интеллект можно опознать по тесту Тьюринга, который есть не более чем возрождение бихевиоризма на современной компьютерной базе в его наиболее фундаменталистском проявлении: «стимул - реакция» позволяет формализовать интеллектуальные процессы. Заключение. Внедрение ИИ в сферу образования связано с тем, что в современной реальности образовательный процесс есть часть экономического процесса. Комплексное же внедрение цифровизации и ее производной ИИ консервирует сложившиеся экономические и управленческие отношения со всеми вытекающими отсюда последствиями.
А.В. Говорушенко
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия govorushenkoaljona@gmail.com
Ключевые слова: констатирующий этап, адаптация, адаптированность, опытно-экспериментальная работа, иностранный язык, образование, обучение
Страницы: 142-158
Введение. Адаптация студентов к учебному процессу в университете является важнейшим этапом в студенческой жизни, ведь от ее успешности зависит дальнейшее обучение молодого человека, его успехи, будущее. Поэтому многие исследователи уделяют внимание адаптации студентов первого курса к изучению иностранного языка. Для проверки результативности и последующего внедрения разработанной модели необходимо определить начальные показатели уровня адаптированности студентов первого курса и провести входную диагностику. Представлены результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы по проверке ее результативности. Методология. При построении модели используется компетентностный, системный и личностно-деятельностный подходы, а также принципы непрерывности и постоянства процесса адаптации, прогрессивности, перспективности, согласованности. Также для проведения опытно-экспериментальной работы был разработан критериально-оценочный аппарат и уровни сформированности адаптированности студентов первого курса к образовательному процессу университета. Обсуждение. Представлены результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы по проверке результативности модели адаптации студентов первого курса языкового факультета педагогического университета на основе первичной диагностики их адаптированности и вводного анкетирования. Опытно-экспериментальная работа была организована на базе факультета иностранных языков (ФИЯ) ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» (НГПУ). Экспериментальная база исследования: студенты первого курса Новосибирского государственного педагогического университета в количестве 120 человек (направление подготовки: «Педагогическое образование» с одним и двумя профилями). Заключение. Проведенный анализ и обобщение результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы дают основание утверждать, что первокурсники имеют низкий уровень адаптированности к обучению в университете. Реализация разработанной модели адаптации студентов первого курса к обучению в университете способна обеспечить достижение высокого уровня адаптированности к образовательному процессу вуза.
Б.В. Пеньков1, Л.И. Агафонова2, О.Ю. Смоленчук3, Е.В. Виноградова4 1Московский университет "Синергия", Москва, Россия penkovlinguistics@gmail.com 2Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия liagafonova@herzen.spb.ru 3Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия smolenchuk@gmail.com 4Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия vinog_le@list.ru
Ключевые слова: дистанционное обучение, искусственный интеллект, инструменты ИИ, обучение английскому языку, онлайн-обучение, смешанное обучение, цифровое обучение
Страницы: 159-174
Введение. Исследуется потенциал искусственного интеллекта (ИИ) в преподавании и изучении английского языка. Акцентируются возможности интеграции технологий искусственного интеллекта (ТИИ) в педагогическую практику и выявляются аспекты их применения в образовательном процессе. Цель исследования состоит в эмпирическом описании восприятия преподавателями и обучающимися внедрения ИИ-инструментов в процесс обучения иностранным языкам и определении возможностей позитивной динамики в данной области. Методология. Использовались качественные и количественные методы исследования, включая описательный анализ и эмпирический подход; в качестве инструмента сбора данных применялся онлайн-опрос для изучения мнений студентов и преподавателей высших учебных заведений относительно применения конкретных ТИИ в обучении английскому языку. Результаты опроса визуализированы в виде диаграммы с целью проведения сравнительного анализа данных и интерпретации процентных показателей. Методологическая база исследования сочетает теоретические основы педагогики, методики преподавания и дидактики, обеспечивая комплексный подход к анализу интеграции ИИ в образовательный процесс. Обсуждение. Анализ данных опроса выявил разнообразие мнений респондентов относительно использования и роли ИИ в преподавании английского языка. Диаграмма позволила выделить следующие тенденции: большинство участников исследования приветствуют использование ТИИ в языковом образовании, однако отмечают недостаточную осведомленность о масштабах и возможностях их применения. Студенты и преподаватели демонстрируют элементы цифровой грамотности. Эмпирический анализ показал, что респонденты ожидают от использования ИИ-технологий повышения эффективности учебного процесса, развития иноязычных коммуникативных навыков и умений. Интеграция ИИ в преподавание английского языка воспринимается как многообещающее направление, способное трансформировать образовательную практику. Заключение. Результаты опроса демонстрируют высокую готовность участников образовательного процесса к использованию ИИ-технологий для совершенствования профессиональных компетенций в английском языке.
Т.Г. Лобова, Т.В. Мироненко
Омский государственный медицинский университет, Омск, Россия lotogen@mail.ru
Ключевые слова: персонализация, деперсонализация, профессионально-личностные качества врача, высшее образование, диалог, мышление, личность, медицина
Страницы: 175-192
Введение. Активное внедрение «технократической модели» в медицину меняет характер взаимоотношений «врач - пациент». О них сегодня судят как о деперсонализированных. Деперсонализация отношений «врач - пациент» свидетельствует о сущностном «кризисе медицины». Причина последнего видится в вытеснении из практического здравоохранения наработанного веками подхода к пациенту, принципа взаимного доверия. Актуальным становится вопрос о роли высшего медицинского образования в преодолении процессов деперсонализации медицины. Преодоление возможно благодаря рефлексии ценностных основ врачебной деятельности и профессионально значимых личностных качеств специалиста в процессе обучения. Методология. Используется аксиологический подход в анализе противоречий между особенностями современной медицинской практики и декларируемыми традиционными ценностными ориентирами. Привлечение научной литературы по обозначенной проблеме коррелирует с собственным опытом преподавания гуманитарных дисциплин в медицинском вузе. Обсуждение. Рассматриваются основания диалектической природы и уникальности медицинской практики, которые с необходимостью определяют «профессионально-ценностные ориентации и качества личности» будущего специалиста. Утверждается, что в формировании будущего врача ведущая роль принадлежит дисциплинам гуманитарного цикла. Заключение. В современных условиях дегуманизации медицины одной из задач дисциплин гуманитарного цикла в медицинском вузе становится критическое осмысление ценностных оснований профессии врача. Эта задача может быть связана с применением ряда педагогических приемов, позволяющих студентам-медикам осуществить реконструкцию смысловых измерений медицины, без которых сложно удерживать целостное восприятие медицинского опыта и миссии врача.
В статье описан новый для науки вид - Dianthus tuvinicus Baikov - эндемичный таксон из Республики Тыва. Установлены диагностические признаки, надежно отличающие растения нового вида от других видов родства D. chinensis L. s.l. ( D. versicolor Fisch. ex Link, D. ramosissimus Pall. ex Poir.). Растения нового вида представляют собой низкие многолетние травы, развивающие стержневой корень, в надземной сфере состоящие из многочисленных генеративных побегов, формирующих плотную дерновину. Стебли не имеют шаровидных расширений в узлах, развивают 3-4 нормальных междоузлия, в большинстве случаев не ветвятся, заканчиваются одиночным терминальным цветком. Срединные листья в нижних узлах не увядают и не разрушаются к началу цветения, как у D. versicolor и других видов родства D. chinensis s.l., отгиб лепестков во время цветения имеет интенсивно розовую окраску с адаксиальной стороны и заметно более светлую, бледно-розовую окраску с абаксиальной стороны. При описании нового вида особое внимание уделено деталям строения и окраски прицветных листочков, различное для наружной и внутренней пары, соотношению их длины между собой и относительно трубки чашечки, окраске трубки чашечки и ее зубцов. Эти диагностические признаки четко отличают новый вид от других близкородственных видов. Новый вид обитает преимущественно на пологих склонах низкогорий в опустыненных степях на каменистых и мелкощебнистых уплотненных субстратах. Его ареал охватывает восточную часть Тувинской межгорной котловины и северные участки Убсунурской котловины.
В статье представлены результаты изучения семейства Lamiaceae в сибирском секторе Циркумбореальной области. Выявлен 151 вид из 29 родов, что составляет 25.5 % от общего числа видов Lamiaceae Циркумбореальной флористической области. Установлена наибольшая концентрация видов в Алтае-Саянской, Западносибирской и Забайкальской провинциях (от 71 до 96 видов), в сообществах степного пояса (50.3 %) на каменисто-щебнистом субстрате. Проанализированы следующие биоморфологические признаки побегов и особи: цикл роста побега (моно-, ди- и полициклические), структура побега (полурозеточный, розеточный, удлиненный), способ нарастания (моноподиальный или симподиальный), расположение соцветия (терминальное или боковое), частота цветения (поликарпик, монокарпик), длительность онтогенеза (однолетник, двулетник, многолетник), направление роста побегов или скелетных осей (ортотропное, плагиотропное, анизотропное), способ ветвления (акротонное, мезотонное, базитонное). Определен спектр жизненных форм, включающий 1 полукустарник, 3 кустарничка, 3 полукустарничка и 11 трав (всего 18 жизненных форм). Показано распределение жизненных форм по флористическим провинциям. Установлено, что наиболее разнообразны жизненные формы у представителей семейства в Алтае-Саянской, наименее - в Арктической провинциях. Описано разнообразие биоморфологических признаков видов и выявлен набор морфологических признаков, характерный для растений большинства видов. Показано, что в семействе преобладают многолетники, поликарпики с моноциклическими, безрозеточными, анизотропными побегами, верхушечным расположением соцветия, базитонным ветвлением, симподиальным нарастанием и смешанной корневой системой. Среди жизненных форм доминируют стержнекорневые и диннокорневищные травы. Выявлено, что многообразие жизненных форм и биоморфологических признаков побеговой системы обуславливают распространение видов в разных эколого-ценотических условиях сибирского сектора Циркумбореальной области.
Пригородные леса г. Барнаула (Алтайский край), представленные сосновыми насаждениями Барнаульского ленточного бора, подвержены многолетней антропогенной нагрузке. Выявлен флористический состав пригородных сосняков на лесотипологической основе и проведено их сравнение путем изучения отдельных парциальных флор. Сравнительный анализ парциальных флор сосновых насаждений показал, что лесные сообщества травяного бора богаче по числу семейств, родов и видов, чем сообщества свежего бора. По мере удаления от города (0-15 км) таксономическое богатство аборигенной фракции парциальных флор снижается в насаждениях обоих типов леса, а на малонарушенных участках леса (15-34 км) выравнивается. Увеличение числа таксонов в ПФ вблизи черты города связано с активным заносом нелесных элементов - луговых, синантропных. Основу сообществ образуют: по характеру широтного распространения - бореально-неморальные и бореальные виды; по долготному распространению - виды с евразийским ареалом; по отношению к влаге - мезофиты; по ценотической приуроченности - опушечно-лесные и лесные. Показательным является участие в составе ПФ травяного и свежего бора адвентивных таксонов, доля которых резко снижается по мере удаления от черты города. Наиболее агрессивным видом-трансформером является Acer negundo, который внедрился в сообщества травяного бора, где образовал густой подлесок, препятствующий естественному возобновлению основной лесообразующей породы - сосны обыкновенной.
Леонид Иванович Малышев (1931-2014) - один из крупнейших исследователей флоры Сибири, выдающийся специалист в области сравнительной флористики и флорогенетики, автор, вдохновитель и главный редактор проекта “Флора Сибири”. Вся трудовая деятельность Л.И. Малышева связана с изучением сибирской флоры. Материалы, собранные Малышевым во время многочисленных походов в труднодоступные районы Сибири и в составе комплексных международных экспедиций в Монголии и США, планомерно пополняли гербарные коллекции. Еще в 1977 г., анализируя информационные поисковые системы в гербариях зарубежных стран, в своей работе Малышев обосновал необходимость электронной обработки данных в гербарном деле и флористике. В 2017 г. через 40 лет после выхода этой статьи в ЦСБС СО РАН начал создаваться Цифровой гербарий, к настоящему времени в нем размещено свыше 113 тыс. оцифрованных изображений гербарных листов с полным текстом этикеток, из них более 4500 образцов собраны лично Малышевым или вместе с другими коллекторами. Наибольшее количество сборов представлено с территории России, а также Монголии, США, Республики Казахстан и Республики Таджикистан. В Цифровом гербарии ЦСБС СО РАН хранится 179 типовых гербарных образцов, выделенных Малышевым при описании 43 новых таксонов сосудистых растений.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее