А.В. Ворохобов
Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия им. М. В. Лебедева, Нижний Новгород, Россия vorokhobov@yandex.ru
Ключевые слова: философия образования, преподавание философии, метафилософия, дидактика философии, образовательные парадигмы, реализм, интеграция знания, воспитание, образовательные цели, метадидактика
Страницы: 108-123
Введение. Существующие концепции преподавания философии сталкиваются с необходимостью метадидактического обоснования в контексте трансформации образовательных парадигм. Актуальность исследования обусловлена необходимостью преодоления ограниченности подходов, апеллирующих преимущественно к историко-философской традиции передачи философской проблематики без должной артикуляции вызовов современности. Методология. В исследовании используются историко-критический и междисциплинарный подходы, включающие сравнительный философско-эпистемологический анализ концепций философии образования, метафилософии, философии дидактики и философии науки в контексте их взаимосвязи с проблемами преподавания философии. Такой подход позволяет систематизировать различные образовательные парадигмы и определить степень их влияния на современное преподавание философии и философское образование. Обсуждение. В исследовании обосновывается тезис о том, что выработка релевантного подхода к преподаванию философии требует его помещения в более широкий контекст, связанный с философией образования. В различных концепциях преподавания философии внимание обычно сосредоточено на программной основе и степени детализации, определяющих ценность содержания и возможность адаптации к аудитории. Подчеркивается важность ориентации метадидактических предложений в широком концептуальном контексте, обращения к базовому уровню рефлексии и изменениям в познавательных и аксиологических обусловленностях. Рассматриваются вызовы современного образования: устранение сапиенциального измерения, субъективизм, фрагментация знания и воспитательная беспомощность. Особое внимание уделяется интеграционному потенциалу философского знания, способному преодолевать междисциплинарную разобщенность и способствовать формированию целостного мировоззрения. В качестве методологического императива выдвигается тезис о необходимости возвращения к реалистическому, объективистскому, универсалистскому подходу к преподаванию и изучению философии, способному возродить сапиенциальную направленность образования. Заключение. Метадидактическая рефлексия способствует согласованию с философией образования, подчеркивая стабилизирующую и культурообразующую роль философии. Метафилософский анализ позволяет конкретизировать предпосылки и ценность теорий преподавания, обеспечивая их надежное концептуальное обоснование. Классическая философия рассматривается как условие образовательного опыта, направленного на целостное развитие личности и возвращение образованию гуманистической сущности.
М.Ф. Носков1,2,3, С.А. Татьяненко2,3, Е.С. Чижикова2,3 1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия eggl@rambler.ru 2Тобольский индустриальный институт (филиал), Тобольск, Россия tatjanenkosa@tyuiu.ru 3Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия сhizhikovaes@tyuiu.ru
Ключевые слова: философия образования, социально-экономические проблемы, электроэнергетика, гелиоэлектростанция, альтернативные источники энергии, Республика Тыва
Страницы: 124-137
Введение. В исследовании обсуждаются технологии инновационной индустриализации, опирающиеся на электроэнергетику в гибридном формате, способную повысить производительность предприятий различных областей экономики, а также решить комплекс социальных и образовательных проблем. Республика Тыва выбрана как пример дефицитного энергопроизводства. Обсуждение предназначено для магистрантов-электроэнергетиков, изучающих дисциплину «Философия технических наук», которую преподают преподаватели с классическим философским образованием, и многие аспекты науки и техники в их интерпретациях представлены в упрощенном виде. Методология. Философия образования призвана раскрыть онтологические основания любой технической сферы, поэтому исходной методологией в области исследования электрификации Республики Тыва стали философско-исторический генезис социально-экономических событий. На базе философии образования с опорой на ее методологический аппарат стало возможным провести работу по интегрированию всех направлений исследования. Обсуждение. Учитывая потребности многоотраслевой экономики тувинского региона в профессиональных кадрах, альтернативные методы электрификации исследуются на основе общенаучных методологических подходов (эволюция экономических взглядов на становление энергетического комплекса, образовательные потребности нового этапа преобразований в электроэнергетике, оценка эффекта использования гелиоэлектростанций как тактического звена в прогнозировании успешного социально-экономического развития). Показано, что развитие гибридной энергетики в Республике Тыва приведет к снижению стоимости электроэнергии, развитию горнодобывающей промышленности, а социально-экономическое обоснование необходимости использования альтернативных источников энергии повлияет на сокращение вероятности обесточивания региона. Заключение. Переориентация политики энергообеспечения населения на безопасную энергетику включает возможность перехода от традиционных источников к технологиям гелиоэнергетики и от них к гибридным формам. Обсуждение данных мероприятий с точки зрения философии образования повлияет, а в перспективе и повысит качественный уровень и стандарты жизни населения Республики Тыва.
Г.И. Петрова1, Э.А. Бикташева2 1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия seminar_2008@mail.ru 2Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческая библиотека Советского района», Советский, Россия biktashevasov@mail.ru
Ключевые слова: университетское образование, двусоставность университетского кода, «универсализирующая матрица», универсальность современного образования, форма универсализации, устойчивость кода университета, «университет 3.0», «университет 4.0»
Страницы: 138-164
Введение. Актуальность обозначенной проблемы объясняется изменениями современным университетом парадигмы своего развития, что инициирует необходимость ответственного осмысления процессов, сопровождающих данную диалектику. Предлагается увидеть университет в ракурсе не только университетского кода, но и специфического «духа университета». Появившееся множество моделей университетов вызывает потребность ответа на вопрос: каждая ли из моделей являет себя университетским образом? Проблема статьи заявлена в ответе на вопрос: «Какое значение в утверждении об устойчивости и одновременно о возможных трансформациях университета имеют понятия его “кода” и “духа”?» Методология решения проблемы связана с прояснением классического понятия «университет» применительно к его современным изменениям. Учитывается, что истоки определения университета идут, во-первых, от универсализирующего значения платоновского понятии эйдоса (что в применении к университету можно интерпретировать как «идею университета» - его метафизическую сущность); во-вторых, от характеристик классического университета, сформулированных Дж. Г. Ньюманом, В. Гумбольдтом, Ф. Шлейермахером и др.). Обсуждение. Код университета виден в «двусоставности» содержания: в его логосе (эйдосе - в понимании Платона), и в эстезисе (особой иррациональной атмосфере - «духе университета»). Интерпретируется имеющееся в нашей литературе понятие «универсализирующая матрица» университетского образования. Вводится новое понятие - «форма универсализации» (разная форма проявления «матрицы» в разных культурах). Теоретические рассуждения подкрепляются российским опытом использования в «университете 3.0» практико-ориентированного образования и принятия его третьей миссии. То и другое нарушает «универсализующую матрицу», ставя под вопрос устойчивость «университета». Заключение. Делается вывод о необходимости (возможности?) хранения кода и духа университета.
А.А. Изгарская1, К.И. Хаценко2 1Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия aizgarskaya@gmail.com 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия ya.lukyano2012@ya.ru
Ключевые слова: билингвальное образование, миросистемный подход, ингушский язык, языковая политика, языковой капитал
Страницы: 165-188
Введение. Исследование посвящено проблемам билингвального образования и сохранения родных языков народов России на примере Республики Ингушетия. Цель исследования заключается в ответе на вопрос о том, как глобальные и внутренние социально-экономические процессы влияют на языковую политику. Методология. Теоретико-методологическим основанием выступил синтез миросистемного подхода (И. Валлерстайн, Дж. Арриги) и концепции форм капитала П. Бурдье. Обсуждение. Синтез позволил проанализировать проблему как следствие циклических колебаний территориально обширной полупериферии (стратегий «встраивания» и «разрыва» с миросистемой) и социально-экономической иерархии, в которой язык рассматривается как культурный капитал, обладающий разной степенью конвертируемости в другие формы капитала (экономический, социальный, символический). На историческом материале показано, как языковая политика в отношении ингушского населения менялась в зависимости от общей стратегии российского/советского государства. В современный период ингушский язык, несмотря на естественный билингвизм и статус государственного в соответствии с классификацией ЮНЕСКО, находится в «уязвимом» положении. Школа выступает ключевым институтом, который не только воспроизводит нацию, но и способен закреплять социальное неравенство через языковой стандарт и учебные планы. Система образования сталкивается с отсутствием качественных учебников, билингвальных методик преподавания, нехваткой кадров и институциональными условиями, понижающими статус ингушского языка. Существующая поддержка ингушского языка на региональном уровне оказывается недостаточной для преодоления разрыва в конвертируемости языковых капиталов. Заключение. Языковая политика России имеет «маятниковый» характер, под воздействием миросистемных и геополитических факторов она колеблется между тенденцией к многообразию и тенденцией к усиленной унификации (посредством русификации).
Е.В. Ушакова1, Т.С. Косенко2, И.В. Яковлева2 1Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России, Барнаул, Россия foaushakova@gmail.com 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия nnalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: образование, философия образования, философско-онтологические подходы, западный и российский подходы в образовании, философская онтология русской идеи в образовании
Страницы: 189-205
Введение. Исследование посвящено анализу русской идеи в образовании, исследованы основные философско-онтологические подходы, воздействующие на общую структуру и содержание образования. Методология. В исследовании применены социокультурный, цивилизационный подходы в ракурсе компаративистского анализа философско-онтологических основ западного и российского образования. Обсуждение. Философско-онтологические основы современных знаний сложились с середины XIX до середины ХХ в. За основу были приняты философско-онтологические подходы, выработанные преимущественно западной цивилизацией к середине ХIХ в. Это постулирование двух главных альтернативных основ мира - одностороннего (парциального) материализма и идеализма, которые реализуются, прежде всего, в учениях религиозного идеализма и научного материализма. С наукой идентифицировался материализм в аспекте телесной или вещественной атомно-молекулярной основы мира. А постижение мира нематериального - духовно-нравственного стало прерогативой идеалистического и религиозного постижения. Русский ученый А. А. Богданов впервые опубликовал фундаментальный труд по общей теории систем, заложив философско-онтологические основы системной философии как целостного, нерасчлененного знания о мире, о системах любой природы - неорганической, органической, социальной, духовной. Было преодолено противостояние материализма и идеализма и восстановлено цельное знание, как единство Мира. Это направление идей русской философии как цельных знаний о мире в ХХ в. приобрело философско-онтологическую форму системной философии как синтетического дуализма. Указанные разные цивилизационные философско-онтологических концепты - западный и российский - легли в основу специфики естественно-научных, социогуманитарных, антропных и технико-технологических знаний, которые заложили разные фундаменты образования - расчлененные знания о всеобщем в западной онтологии и цельные взаимодополняющие знания в русском мировоззрении. Заключение. Констатируется, что существуют альтернативные философско-онтологические концепты бытия - западный (парциальный, внутренне расчлененный, конфликтный) и русский (холистический, внутренне единый, гармоничный).
Т.С. Косенко1, И.В. Яковлева1, Б.О. Майер1, Ю. Чжан2, Н. Хишигдулам3, Б.В. Май4, Д.В. Шатохина5, С.Н. Цаплин1, В.Х. Тен1, И.Ю. Пушкарева1, И.Д. Кирякова6, Е.А. Гордейчик1, Т.А. Безбородова7 1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия nii-fo@nspu.ru 2Шаньдунский институт физического воспитания, Цзинань, Китайская Народная Республика 543018031@qq.com 3Монгольский государственный университет образования, Улан-Батор, Монголия khishigdulam@msue.edu.mn 4Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия tsu.berthm@gmail.com 5Средняя общеобразовательная школа № 206, Новосибирск, Россия shatohinadarja@yandex.ru 6Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирск, Россия dotkiryakova@mail.ru 7Сибирский институт управления - филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Новосибирск, Россия bezborodova-ta@ranepa.ru
Ключевые слова: социально-философский анализ, образование, ценности, модернизация, информатизация, человек
Страницы: 206-229
Введение. Представлен анализ факторов общественного развития, выявлены новые стратегические цели для понимания и повышения «качества» самого человека, выработки критериев этого качества, адекватных воспроизводству «потока общественного развития». Именно эти аспекты стали предметом исследования образовательного пространства. Методологической основой стали концептуально-теоретические основания социально-философского анализа медиапространства, элитарного и массового образования, субъекта образовательного взаимодействия, а также основ баланса жизни человека и общества.Обсуждение. Сформулированы концептуально-теоретические основания социально-философского анализа в области: просвещенческой парадигмы медиапространства, элитарного и массового образования, онтологии субъекта образовательного взаимодействия, этики телесности, ценностного отношения к национально-культурным традициям в современных условиях, становления личности профессионала, а также поиска ценностных основ баланса жизни человека и общества. Авторские исследования в большинстве случаев имели прикладной характер, в них вычленяется человек как феномен материального и экзистенциального мира. В заключении обобщаются результаты проведенного анализа и подчеркивается особая роль социальной аксиологии в познании человека, которая не должна превращаться в простое толкование данных гуманитарных наук. Концептуальная разработка онтологических проблем человека нашла свое отражение в авторских идеях: «Проблема человека в современной философии», «Медиапросвещение как предмет теории познания», «Философия о сущности человека», «Человеческая телесность», «Человек - деятельность - коммуникация», «Перспективы образования человека» и др. В качестве собственно социально-философских аспектов исследования представлены оценки социальных субъектов и их осуществление, формирование новой модели образовательного пространства и осмысление его ценностных основ.
В связи с проведением критической ревизии видов рода Hackelia Opiz в пределах Евразии были изучены гербарные материалы в коллекциях, хранящихся в Гербариях LE, MW, NSK, NS, ТK, ALTB, AA, TAD, а также виртуальные коллекции, размещенные на агрегаторе “Global plants on JSTOR”. Анализ морфологических, кариологических, палиноморфологических, карпологических признаков и результатов молекулярно-генетических исследований показал, что на территории Евразии встречается девять видов рода Hackelia из трех секций. Ревизия позволила выявить изменения в таксономии и распространении видов рода Hackelia, описать новую секцию Popovia Ovczinnikova, валидизировать название секции Macrophylla Lian et J.Q. Wang ex Ovczinnikova, описать новый для науки вид H. lipschitzii Ovczinnikova из Республики Таджикистан, а также процитировать новые местонахождения обсуждаемых видов. Вид H. deflexa (Walenb.) Opiz впервые указывается для Синьцзян-Уйгурского автономного района в Китае, показано, что H. thymifolia (A. DC.) I.M. Johnst. ограничен в своем распространении Северной и Центральной Азией, на Памире не произрастает. Памирские растения описаны в качестве нового вида. В конспекте для всех таксонов приводятся: номенклатурная цитата, сведения о типовых образцах и новых местонахождениях, данные об экологических особенностях и распространении, карты ареалов для трех видов, ключ для определения секций и видов. Обозначен лектотип названия Myosotis deflexa Walenb. При описании H. lipschitzii дается диагноз, сравнительная таблица диагностических признаков нового вида и других видов рода, основные признаки плода проиллюстрированы на рисунке, приводится фотография голотипа. При обсуждении таксономии рода в пределах полного арела предлагается новая номенклатурная комбинация вида H. torvum (Dimon et M.A.M. Renner) Ovczinnikova из Австралии.
Н.В. Шеремет1, О.С. Сафронова2, Т.Г. Ламанова1 1Центральный сибирский ботанический сад СО РАН, Новосибирск, Россия nsheremet@yandex.ru 2Научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакасии - филиал Федерального исследовательского центра “Красноярский научный центр СО РАН”, с.Зеленое, Россия olya_egoshina@mail.ru
Дополнительные материалы
В статье представлены результаты наблюдений за особенностями самозарастания отвалов, возникших в результате добычи угля открытым способом в аридных районах Хакасии. Изучение структурных особенностей и продуктивности пионерных сообществ проводили в течение пяти лет на склонах разных экспозиций 10-летних отвалов Черногорского разреза. Установлено, что первичные сукцессии характеризуются травянистым типом зарастания. Видовой состав включает 24 вида сосудистых растений, 87 % из которых являются аборигенными. В качестве доминантов на склонах разных экспозиций отмечены виды синантропного разнотравья ( Salsola collina , Sonchus arvensis , Teloxys arista , Erysimum cheiranthoides и др.) и два злака ( Calamagrostis epigeios и Hordeum jubatum). Вертикальная структура характеризуется приземным типом распределения биомассы. Высота травостоя ниже зональных показателей. Продуктивность пионерных сообществ (максимальные значения отмечены на плато 0.7 ± 1.6 т/га) ниже показателей мелкодерновинной злаковой степи, которая находилась на месте отвала до проведения вскрышных работ. Надземная биомасса на всех участках профиля преобладает над подземной. После десяти лет самозарастания изучаемые сообщества находятся на начальной стадии восстановления и далеки по составу и структуре от зональных сообществ.
Н.Л. Цепкова, Ю.М. Саблирова
Институт экологии горных территорий им. А.К. Темботова РАН, Нальчик, Россия sablirova@mail.ru
Ключевые слова: флора, ценофлора, ассоциация, синтаксон, географический анализ, геоэлемент, Центральный Кавказ
Страницы: 327-334
На основе использования схемы географических элементов Н.Н. Портениера проанализировано три синтаксона лугов, описанных на территориях национального парка “Приэльбрусье” и Кабардино-Балкарского высокогорного заповедника, отличающихся по экологической приуроченности, составу, степени и характеру нарушенности. Состав ведущих семейств исследуемых синтаксонов субальпийских лугов Центрального Кавказа включает как бореальные (Poaceae), так и средиземноморские (Fabaceae, Lamiaceae) геоэлементы флоры, что типично для кавказской флоры в целом. В ценофлоре субасс. Betonici macranthae-Calamagrostietum arundinaceae Bistortetosum carnea Tsepkova 2016 - 86 видов, 73 рода и 27 семейств. К ведущим семействам относятся Fabaceae (13.9 % от числа видов в синтаксоне), Asteraceae (11.6 %) и Poaceae (9.3 %). В ценофлоре асс. Artemisio chamaemelifoliae-Plantaginetum atratae Tsepkova 2005 - 30 видов, 27 родов, 14 семейств. Семейства Fabaceae и Lamiaceae составляют по 16.7 % от ценофлоры, Asteraceae , Poaceae - по 13.3 %, Rosaceae отсутствует. В ассоциации Ranunculo grandiflora-Hordeetum violacei Tsepkova 2016 отмечено 40 видов из 35 родов и 15 семейств. По числу видов на первом месте находятся Asteraceae - 25 %, Fabaceae и Poaceae - 15 %, Lamiaceae отсутствует. Согласно схеме Портениера, в субасс. Betonici macranthae-Calamagrostietum arundinaceae Bistortetosum carnea выделено 12 геоэлементов. В асс. Artemisio chamaemelifoliae-Plantaginetum atratae - 6 геоэлементов. В обоих синтаксонах преобладает кавказский геоэлемент (39.5 и 26.7 % соответственно). Сообщества асс. Ranunculo grandiflori-Hordeetum violacei характеризуются преобладанием палеарктического геоэлемента (30.0 %), что может указывать на миграционный характер флоры. Всего в ассоциации присутствует 9 геоэлементов.
И.С. Андреева1, О.Д. Тотменина1, Е.П. Храмова2, И.Е. Лобанова2, А.А. Черемискина1, Т.М. Шалдаева2, С.Я. Сыева3 1Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии “Вектор” Роспотребнадзора, Кольцово, Россия andreeva_is@vector.nsc.ru 2Центральный сибирский ботанический сад СО РАН, Новосибирск, Россия elenakhramova2023@yandex.ru 3Горно-Алтайский научно-исследовательский институт сельского хозяйства (филиал) Национального исследовательского Томского государственного университета, Майма, Россия serafima-altai@mail.ru
Ключевые слова: Rosaceae, Соmarum salesovianum, Asteraceae, Artemisia obtusiloba, водно-этанольные экстракты, антимикробная активность, патогенные грамположительные микроорганизмы, патогенные грамотрицательные микроорганизмы
Страницы: 341-351
Исследована антимикробная активность водно-этанольных растительных экстрактов Соmarum salesovianum и Artemisia obtusiloba в отношении коллекционных патогенных грамположительных штаммов Staphylococcus haemolyticus, St. aureus, Bacillus cereus, Candida albicans, грамотрицательных бактерий Shigella sonnei, Klebsiella pneumoniaе, Salmonella typhimurium, Escherichia coli, а также относительно бактериальных изолятов, выделенных из атмосферного воздуха, также способных вызывать инфекционные заболевания. Для экстракции использовали листья, корни, стебли, цветки и плоды растений. Установлена высокая антимикробная активность исследуемых экстрактов не только относительно грамположительных микроорганизмов, но и ряда грамотрицательных бактерий, для которых известна устойчивость ко многим антимикробным соединениям. Наименьшую активность или ее отсутствие относительно применяемых тест-штаммов микроорганизмов наблюдали для вариантов с использованием экстрактов корней растений.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее