Введение. Высшая школа, равно как и вся система образования, переживает глобальные трансформации. Создание цифровой образовательной среды (ЦОС) становится основным трендом этих трансформаций. Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) - составляющая (пожалуй, самая развитая сегодня) цифровой образовательной среды. Цель исследования состоит в выявлении эффективности использования МООК в образовательном процессе и определении готовности к этому студента. Состоятельна ли высшая школа в дискурсе такой подготовки субъекта к его самостоятельной работе в «пространстве цифрового обучения», уровень патернализма в котором резко понижается? Методология и методика исследования базируются на принципах коннективизма (В. Флуссер, Д. Сименс, С. Доунс и др.) и социального конструкционизма (П. Бергер, Т. Лукман и др.). Определяющими среди них являются следующие: 1) обучение - это процесс, который происходит в неопределенной среде и не может полностью находиться под контролем личности обучающегося; 2) процесс учения должен поддерживаться извне, с помощью Сети и главная задача обучающегося - включение себя в эту Сеть при условии создания собственной обучающей траектории (коммуникации). STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) и МООК при этом рассматриваются как своеобразные узлы коммуникаций, обеспечивающие достижение индивидуальных целей обучения и создание образовательного сообщества нового типа. Исследования, связанные с оценками их перспектив и эффективности, опираются на специфические рефлексивные системы, разрабатываемые в дискурсе междисциплинарного подхода. В основе рефлексии происходящих изменений лежит тезис неизбежности диалектического снятия ранее устойчивых (как образовательных парадигм) бихевиоризма и конструктивизма коннективизмом. При этом основой дискуссий зачастую становятся именно технологии обучения. STEM, STEAM (Science, Technology, Engineering, Аrts, Mathematics), SCRUM, Agile, Басе, Кайдзен и другие методики и технологии (в их практическом развитии) прокладывают стабильную линию на повышение активности и самостоятельности студента как основного субъекта образовательного пространства. Как студенты умеют использовать эту самостоятельность? Насколько она эффективна в содержании технологии STEM? Основным тезисом, подтверждающим несомненную пользу STEM, является положение о том, что в этой образовательной среде обучающиеся используют «и мозги и руки», то есть сразу учатся получать и использовать знания, развивая свои практические способности. Авторы делают попытку подтвердить или подвергнуть сомнению абсолютность этого утверждения. В конкретно-педагогическом отношении это проблема соотнесенности теоретического материала, изучаемого с помощью МООК, и решения на основе этого материала практических задач. Результаты исследования. С целью ответить на поставленный вопрос проведено пилотное исследование в Сибирском федеральном университете (пока для двух разделов дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» - «Инженерная графика» и «Начертательная геометрия»). Описание пилотного исследования в Сибирском федеральном университете показало, что высокие результаты тестирования в МООК, полученные при самостоятельном изучении теоретической части курса, не подтвердились при решении практических задач. Эта противоречивая ситуация требует основательных исследований в этом направлении, поскольку ставит под сомнение эффективность планирования и управления процессом обучения в образовательных средах STEM и STEAM. Это, в свою очередь, требует тщательной проработки их педагогических, психологических и технологических оснований. Заключение. Авторы не сомневаются в том, что замена (пока элементная) инструкционизма (на платформе бихевиоризма) и социального конструкционизма, а затем и коннективизма - это стратегический путь взаимодействия индивида и Сети. Создание ЦОС можно рассматривать одновременно и как дизруптивную инновацию и как начало формирования качественно иной экосистемы образования. Сетевое обучение будет все больше напоминать «большую игру» всех со всеми, а наделение знания (продукта игры) личностным смыслом нести в себе все больший социальный потенциал. Однако, как показывают частные практики обучения, для получения подобных результатов архитектура образования нуждается в коренном пересмотре, а не в одномоментных актах и решениях. Смешанное обучение в этом ракурсе может оказаться оптимальным средством преодоления ощущений «шоковой образовательной политики» и преодоления разрыва (наряду с проектными технологиями) между теорией и практикой.
И.В. Яковлева
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: философия образования, фундаментальная наука, реформирование системы образования, отечественное образование, философская рефлексия
Страницы: 18-45
Введение. Журнал «Философия образования» - рецензируемое научное издание, на базе которого в течение двадцати лет осуществляются поиск новых исходных оснований и развитие фундаментального социально-философского знания (онтология образования, гносеология и эпистемология образования, аксиология образования, праксиология образования и др.) с целью выработки новой методологии философии образования в области философских (онтология и теория познания, социальная философия) и педагогических наук (теория и методика обучения и воспитания по областям и уровням образования) по актуальным проблемам системы «общество - образование - человек». В целом журнал призван формировать общую панораму когнитивно-педагогического и научно-организационного поля исследования и собственного антропосоциального гносеологического ядра актуальных проблем философии образования. Методология и методика исследования. При исследовании публикационной активности журнала «Философия образования» за период 2001-2005 гг. методологическими источниками стали традиционные фундаментальные образовательные положения, принципы общественного бытия, сформированные на основе исторического опыта и современных социокультурных реалий, законов общественного развития. Учитывая, что система образования не только отражает социальную жизнь общества, но и представляет собой решающий фактор развития социума, решение вопросов прогнозирования направлений исследований в философии образования опирается на фундаментальные идеи, концепции и методологию философской рефлексии. Опора на философию образования как основной методологический принцип развития и совершенствования российского общества необходима как стратегия возрождения отечественных традиций и инновационного развития современной России. Результатом исследования стал анализ публикаций, ранжированных согласно рубрикатору журнала «Философия образования», сформулированному за последние годы издательской деятельности в соответствии с разделами: методологические основы философии образования; философия развития общества и образования; мировой опыт теории педагогики; исследование систем образования Востока и Запада; ценности и цели российского образования; проблемы человека в философии образования; философия воспитания; конкретные методики и инновации в практике образования; здоровьесберегающие технологии в образовании; вопросы формирования духовности; история философии образования и прогнозирование в образовании, которые способствовали созданию платформы для становления и определения исходных оснований философии образования как самостоятельного философского знания об образовании в области социальной философии. Заключение. Итоги пятилетней работы журнала «Философия образования» обнаружили наличие научно-методологических основ, значимых для развития философии образования, призванной способствовать рефлексии реформ и модернизации образования. Современное российское образование не мыслится без философских основ, позволяющих сформировать рациональное мышление и целостное мировоззрение.
Введение. Достижение метапредметных образовательных результатов требует специализированного дидактического обеспечения, акцентирующего внимание обучаемых на обобщенных принципах освоения предоставляемого предметного знания. Комплекс обобщенных принципов формулируется как педагогический дизайн обучающего ресурса, генерирующий целостную смысловую картину мира. Методология и методика исследования. В качестве общенаучной базы использовалась методика ADDIE (Analysis - Design - Development - Implementation - Evaluation или Анализ - Структурирование - Оформление - Реализация - Оценка) как универсальный подход к системному проектированию образовательных ресурсов. Для управления процессом формирования метапредметных знаний, рассматриваемых как умение использовать межпредметные понятия в качестве механизма освоения междисциплинарного контента, выбрана концепция научной картины мира. Результаты исследования. В качестве обучающего ресурса рассматривается учебное пособие как информационно-методическое обеспечение базовых инженерных дисциплин. Целезадание как формирование обобщенных приемов синтеза инженерных знаний определено в результате многоаспектного анализа всех групп компетенций выпускника-инженера. Показано, что процедурной основой общей схемы представления предметной информации являются философский анализ и систематизация фундаментальных понятий дисциплины-концентра. На этой основе оптимизируется традиционная структура учебных материалов. Ядром информационного массива выступает опорный конспект теоретического знания, отражающий принципы взаимосвязи всего понятийного аппарата. Обоснован комплекс методов обучения на базе предложенного информационного ресурса. Для выяснения эффективности обучающих материалов использовался метод Киркпатрика. Заключение. Использование педагогического дизайна как системного подхода и методики ADDIE позволяет выстроить учебный материал в виде целостной навигационной системы, ориентированной на формирование основ методологических знаний в качестве базовых элементов научного мировоззрения.
В.В. Петров
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия v.v.p@ngs.ru
Ключевые слова: производство научного знания, вузовский дуализм, трансфер технологий
Страницы: 57-73
Введение. В результате системных трансформаций, произошедших в российском социуме на рубеже XX-XXI вв., в организации производства научного знания и его последующего трансфера произошли серьезные изменения. В соответствии с мировыми трендами российские университеты в современных условиях вынуждены ориентироваться на «западные» модели, где одним из ключевых показателей успеха является производство фундаментального знания. В статье обозначены ключевые функции системы науки и образования в современных условиях и выявлены положительные элементы предыдущего опыта развития образовательных систем, которые могут быть успешно адаптированы в российских условиях постиндустриального развития. Методология и методика исследования. Применяемый автором метод философской концептуализации позволил провести ретроспективный анализ изменений структуры, формы и методов производства научного знания и его последующей трансляции в университетском секторе. С помощью этого подхода оказалось возможным выявить реформы, позитивно отразившиеся на развитии высшей школы, определить причины, по которым они были проведены, и обозначить ключевые элементы организации научно-образовательной деятельности, способствовавшие успешному переходу системы образования и науки на качественно новый уровень в изменившихся социокультурных условиях. Результаты исследования. Показано, что университетский, государственный и корпоративный секторы научных исследований, функционирующие в современных условиях, сформировались на рубеже XIX-XX вв. Установлено, что переходный период второй половины XIX в. привел наряду с развитием традиционных университетов и их эволюцией к повсеместному созданию альтернативного научно-образовательного сектора прикладного характера в виде технических, аграрных, педагогических, коммерческих и иных подобного типа колледжей и институтов. Обосновано, что одновременное развитие университетского и неуниверситетского секторов привело к возникновению вузовского дуализма, в рамках которого произошло расширение направлений и форм научных исследований. Показано, что университетский сектор построен по модели интеграции обучения и исследований, в то время как неуниверситетский сектор ориентирован на трансфер научного преимущественно прикладного знания. Заключение. В результате проведенной работы продемонстрировано, что успешное развитие научно-образовательного процесса не требует полного перевода академической науки в университеты. Обосновано, что формирование вузовского дуализма позволяет одновременно успешно развивать научные исследования в университетском и неуниверситетском секторах.
В.А. Николаев
Образовательный комплекс школа-сад "Наша Школа", Новосибирск, Россия mdlab@nshkola.ru
Ключевые слова: педагогика развития, "живое знание", общеобразовательная школа, педагогический процесс, школьная образовательно-технологическая среда
Страницы: 74-87
Введение. Цель статьи - обсуждение путей совершенствования современного школьного образования через осмысление таких категорий, как «педагогика развития» и «живое знание». Базируясь на основополагающих подходах Ю. К. Бабанского к педагогическому процессу как единому целостному процессу обучения, воспитания и развития обучающихся и ориентируясь на современную социокультурную ситуацию, необходимо создать условия, при которых «живое знание» становится целевой установкой педагога, его профессионального самоопределения, основанного на деятельностном характере педагогического «действия» педагога по организации новых «действий» обучающихся и приводящего к образованию «живого знания». Методология и методика исследования. Методологическим основанием исследования являются философия образования, философская и педагогическая антропология, философская и педагогическая аксиология, психологическая педагогика, принципы православной педагогики, теория эволюционной педагогики. Сформулированные основополагающие идеи, методы исследования выдающихся философов, педагогов, психологов прошлого и современности, проанализированные в статье, являются методологической базой исследования, а следование лучшим традициям педагогики развития и «живого знания» дают автору право считать себя преемником и продолжателем их идей. Результаты исследования определены в позиции автора к пониманию «живого» педагогического знания через ви́дение «формулы» изменения педагогического профессионализма и конструирование образовательно-технологической среды развития одаренности в школе. Представлены подходы к формированию образовательно-технологической среды развития, основанные на интегративных решениях ее формирования и развития: новой педагогике, новом содержании образования, новой политике оценивания, новых технологиях, новых процессах и управленческих надстройках. В заключении сформулированы ожидаемые результаты проектирования школьной образовательно-технологической среды развития обучающихся. Ожидаемый конечный результат проектирования школьной образовательно-технологической среды развития - успешный и счастливый ученик, способный к системному мышлению, понимающий коммуникации, рефлексивности, с развитыми личностными качествами и установками. На получение запланированных результатов направлены системные изменения в организации процессов обучения, воспитания и развития обучающихся Школы развития способностей (ОК «Наша Школа», г. Новосибирск), ведущих к возникновению и проявлению норм «живого знания».
Н.М. Сысоева1,2 1Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, Иркутск, Россия syssoeva@oresp.irk.ru 2Иркутский научный центр СО РАН, Иркутск, Россия
Ключевые слова: теория освоения, обживание, территориально-производственный комплекс, географическая экспертиза, трансформация территории, стратегии развития
Страницы: 168-173
Произведен анализ научного наследия К.П. Космачева, 100-летие со дня рождения которого отмечается в 2021 г. Созданная им теория освоения дает возможность оценить современные проблемы развития регионов, где были реализованы планы строительства территориально-производственных комплексов, с позиции обустройства среды обитания для прибывающего населения, учета особенностей территории для принятия управленческих решений. Особое значение придается исследованию К.П. Космачевым деятельности местного населения по использованию биологических ресурсов тайги. Выявлено, что в настоящее время именно этот слой «низового», укорененного сектора экономики, функционирующего на основе индивидуальной инициативы, дает возможность активизации внутренних ресурсов местных сообществ для территориального развития.
Н.В. Воробьёв
Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, Иркутск, Россия vorobyev@irigs.irk.ru
Ключевые слова: сибирская школа географии населения, системы расселения, население, социально-демографический потенциал, хозяйственный комплекс, Сибирь
Страницы: 174-178
Дан обзор научной деятельности Корнея Николаевича Мисевича по проблемам населения и его расселения во взаимосвязи с хозяйственным освоением Сибири для использования в изучении современного социально-демографического потенциала. К.Н. Мисевич - ученый-географ в сфере изучения населения, признанный в России и за рубежом специалист в области социально-экономической географии и картографии. Показано, что ученый внес большой вклад в изучение территориальной организации систем расселения в связи с особенностями хозяйственной деятельности, социально-демографических условий жизнедеятельности населения, традиционных укладов жизни коренных малочисленных народов, разработку разномасштабных карт населения. Им установлен характер взаимосвязи между географическими особенностями производства и расселением населения в районах хозяйственного освоения Сибири. Результаты его исследований опубликованы в 250 научных работах. За научные достижения К.Н. Мисевич удостоен ряда государственных наград и получил общественное признание - избран Почетным членом Русского и Украинского географических обществ.
О.В. Евстропьева, Т.Н. Шеховцова
Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, Иркутск, Россия ledotop@irigs.irk.ru
Ключевые слова: медико-географическое направление, рекреационная география, региональная антропоэкология, развитие идей, современные тренды
Страницы: 179-183
Представлен опыт медико-географических исследований в Институте географии им. В.Б. Сочавы СО РАН. Отмечается, что на базе медико-географических исследований в Институте сформировались антропоэкологическое и рекреационно-географическое направления. Говорится о трансформации исследовательского фокуса с течением времени по различным причинам внешнего и внутреннего характера. Представлена краткая биография С.В. Рященко, рассмотрены основные направления его научной деятельности.
О.И. Баженова, В.М. Плюснин
Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, Иркутск, Россия bazhenova@irigs.irk.ru
Ключевые слова: геоморфология, неотектоника, Северное Прибайкалье, развитие рельефа, картографирование
Страницы: 184-190
Рассмотрена научно-исследовательская деятельность известного геоморфолога - Анатолия Гавриловича Золотарёва, профессора географического факультета Иркутского государственного университета. Область его научных интересов определяется новейшей тектоникой, геоморфологией и коррелятными отложениями. В области региональных исследований А.Г. Золотарёвым получены новые данные о формировании и строении Байкало-Патомского ступенчато-сводового поднятия, дано представление о предрифтовых переходных зонах Восточной Сибири. Он разработал новый подход к расчетам суммарных амплитуд вертикальных неотектонических движений и предложил вычислять их не от современной поверхности Мирового океана, а от его уровня в начале новейшего тектонического этапа, а также с учетом искажающего влияния литоморфного фактора. Результатом этих исследований стали выводы об опускании западной части внутреннего поля Иркутского амфитеатра, а не о его поднятии, как это принято было считать ранее. На Карте новейшей тектоники юга Восточной Сибири м-ба 1:1 500 000, созданной под руководством А.Г. Золотарёва (1981 г.), показаны неотектонические особенности отдельных регионов юга Восточной Сибири, их структуры. При этом учтены поправки с учетом влияния литоморфного фактора и изменения уровня Мирового океана как репера расчетов.