Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.238.118.80
    [SESS_TIME] => 1670049115
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 77c8f54752f41d5e759df0e42d31252f
    [UNIQUE_KEY] => 3680ea9b4c6c010ae4540927d97eb5eb
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2021 год, номер 3

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ СЕКТОР НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ОПЫТ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

В.В. Петров
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
v.v.p@ngs.ru
Ключевые слова: производство научного знания, вузовский дуализм, трансфер технологий
Страницы: 57-73

Аннотация

Введение. В результате системных трансформаций, произошедших в российском социуме на рубеже XX-XXI вв., в организации производства научного знания и его последующего трансфера произошли серьезные изменения. В соответствии с мировыми трендами российские университеты в современных условиях вынуждены ориентироваться на «западные» модели, где одним из ключевых показателей успеха является производство фундаментального знания. В статье обозначены ключевые функции системы науки и образования в современных условиях и выявлены положительные элементы предыдущего опыта развития образовательных систем, которые могут быть успешно адаптированы в российских условиях постиндустриального развития. Методология и методика исследования. Применяемый автором метод философской концептуализации позволил провести ретроспективный анализ изменений структуры, формы и методов производства научного знания и его последующей трансляции в университетском секторе. С помощью этого подхода оказалось возможным выявить реформы, позитивно отразившиеся на развитии высшей школы, определить причины, по которым они были проведены, и обозначить ключевые элементы организации научно-образовательной деятельности, способствовавшие успешному переходу системы образования и науки на качественно новый уровень в изменившихся социокультурных условиях. Результаты исследования. Показано, что университетский, государственный и корпоративный секторы научных исследований, функционирующие в современных условиях, сформировались на рубеже XIX-XX вв. Установлено, что переходный период второй половины XIX в. привел наряду с развитием традиционных университетов и их эволюцией к повсеместному созданию альтернативного научно-образовательного сектора прикладного характера в виде технических, аграрных, педагогических, коммерческих и иных подобного типа колледжей и институтов. Обосновано, что одновременное развитие университетского и неуниверситетского секторов привело к возникновению вузовского дуализма, в рамках которого произошло расширение направлений и форм научных исследований. Показано, что университетский сектор построен по модели интеграции обучения и исследований, в то время как неуниверситетский сектор ориентирован на трансфер научного преимущественно прикладного знания. Заключение. В результате проведенной работы продемонстрировано, что успешное развитие научно-образовательного процесса не требует полного перевода академической науки в университеты. Обосновано, что формирование вузовского дуализма позволяет одновременно успешно развивать научные исследования в университетском и неуниверситетском секторах.

DOI: 10.15372/PHE20210304
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину