Предложена модель формирования современной структуры зоны сочленения Сибирской платформы и Западно-Сибирской плиты, учитывающая имеющиеся на настоящее время геологические и геофизические факты. В истории формирования выделяются пять этапов. На первом (раннесреднерифейском) этапе на континентальной коре Сибирской платформы и Касском микроконтиненте, отодвинувшимся в начале рифея от Северо-Азиатского кратона, формировался осадочно-вулканогенный комплекс, а между ними существовал бассейн с океанической корой. Второй этап (на рубеже 850 млн лет) обусловлен коллизией Касского микроконтинента, в результате которой океанические образования обдуцированы на край Сибирской платформы, смяты и метаморфизованы. Третий этап (с байкальского времени до позднего карбона), когда на всей территории региона формируется терригенно-карбонатно-эвапоритовый плитный комплекс. Четвертый этап (рубеж позднего карбона-раннего триаса), связанный с закрытием Палеоазиатского океана, выразился в коллизионных явлениях на западной окраине Касского массива. В течение пятого (мезозойско-кайнозойского) этапа на левобережье Енисея формируется плитный комплекс Западно-Сибирской плиты, а Енисейский кряж и прилегающие части Сибирской платформы развиваются в режиме воздымания.
Представлены результаты исследования характеристик модельного гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД) с трехмерным воздухозаборником в новой аэродинамической трубе с адиабатическим сжатием АТ 303, недавно созданной в Институте теоретической и прикладной механики СО РАН. Установка работает в диапазоне чисел Маха набегающего потока М = 8 – 20 и позволяет воспроизводить числа Рейнольдса Re1 в диапазоне от 3,6 106 до 108 1/м – значения, близкие к натурным. Испытания модели проведены при числе Маха М 8 как без подвода горючего в камеру сгорания, так и с подачей газообразного водорода. Измерены распределения давления и тепловых потоков вдоль основного клина сжатия воздухозаборника и всего двигательного тракта с целью исследования возможного влияния числа Рейнольдса на течение в ГПВРД в широком диапазоне Re1 от 2,7 106 до 4 107 1/м в условиях обтекания модели с естественным развитием пограничного слоя. При подаче водорода реализованы режимы с его самовоспламенением. Результаты экспериментов показали, что в течение кратковременного рабочего режима трубы (50 – 60 мс) в модельном двигателе сначала формируется режим горения при сверхзвуковой скорости на входе в камеру сгорания и с подводом тепла к потоку, в среднем сверхзвуковому, а затем развивается режим горения с подводом тепла за псевдоскачком в воздухозаборнике при критических условиях запирания потока на выходе участка камеры сгорания с постоянной площадью поперечного сечения.
В диапазоне скоростей потока от малых дозвуковых до предкритических выполнены численно-аналитические и экспериментальные исследования обтекания моделей симметричного крылового профиля с акцентом на выявление роли сжимаемости среды. Показано, что для тел хорошо обтекаемой формы, относительная толщина которых не превышает 12 %, нет оснований считать, что эффект сжимаемости, по крайней мере, до чисел Маха М = 0,15 сколько-нибудь существен. При этом, однако, обнаружены заметные различия данных в окрестности передней кромки крылового профиля, обусловленные допущением малости возмущений, которое в большинстве анализируемых методов не является справедливым. Кроме того, вследствие неодинаковой точности предсказания результатов на различных участках обтекаемой поверхности, коэффициент сжимаемости, по-видимому, не может приниматься лишь в виде функции числа Маха для всей области исследуемого течения, как это считается в ряде классических подходов.
Представлены экспериментальные данные по исследованию устойчивости трехмерного сверхзвукового пограничного слоя на скользящем крыле. Изучалось развитие искусственных волновых поездов и их взаимодействие со стационарным возмущением. Эксперименты выполнены на модели скользящего крыла с чечевицеобразным профилем, углом скольжения передней кромки 40o под нулевым углом атаки. Определены волновые характеристики бегущих возмущений. Установлено, что эволюция контролируемых возмущений на энергонесущих частотах подобна развитию бегущих волн для случая дозвуковых скоростей. В результате исследований обнаружено принципиальное различие природы неустойчивости в градиентных плоских и пространственных сверхзвуковых пограничных слоях. Показано, что основным механизмом возникновения турбулентности в сверхзвуковом пограничном слое на скользящем крыле является вторичная неустойчивость поперечного течения.
Д.В. Смовж, В.А. Мальцев*, С.А. Новопашин*
Новосибирский государственный университет *Институт теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН, Новосибирск
Страницы: 369–372
Проведено систематическое экспериментальное исследование ламинарно-турбулентного перехода при течении воды в длинной круглой трубе при изменении температуры в диапазоне 0,8 – 50 oС. В экспериментах использовался стеклянный капилляр длиной 300 мм и диаметром 1,2 мм. Показано, что критическое число Рейнольдса является универсальной величиной во всем рассматриваемом диапазоне температур.
Приведены результаты экспериментальных исследований релаксационных свойств несжимаемого турбулентного пограничного слоя на плоской пластине, возмущенного присутствием на ее поверхности поперечно-обтекаемого кругового цилиндра, в условиях воздействия умеренно повышенной турбулентности внешнего потока. Анализируется эволюция профилей средней скорости, интегральных характеристик и продольной компоненты пульсаций скорости неравновесного (по Клаузеру) пограничного слоя вниз по потоку от источника возмущений. Выявлены особенности развития неравновесного сдвигового течения, связанные с протяженностью неравновесной области и темпом релаксации как средних, так и пульсационных параметров потока.
О.Ф. Воропаева, Б.Б. Илюшин*, Г.Г. Черных
Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск *Институт теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН, Новосибирск
Страницы: 389–400
Численный анализ эволюции безымпульсного турбулентного следа в линейно стратифицированной среде выполнен с применением двух математических моделей. Результаты расчетов сопоставляются с экспериментальными данными. Удовлетворительное описание процесса анизотропного вырождения турбулентности в следе дает модель, основанная на усовершенствованных алгебраических представлениях тройных корреляций поля скорости и уравнении переноса скорости диссипации.
Предложена математическая модель для описания импульсной лазерной абляции в вакууме сублимирующего твердого материала при умеренной интенсивности лазерного излучения. Для описания поглощения лазерного излучения и нагрева твердого материала используется тепловая модель на базе нестационарного одномерного уравнения теплопроводности с объемным тепловым источником, а для моделирования разлета пара в вакуум – метод прямого моделирования Монте-Карло. Согласование тепловой и газодинамической задач осуществляется с помощью граничных условий на поверхности. Эффективность применения предложенной модели рассмотрена на примере моделирования импульсной лазерной абляции графита в наносекундном диапазоне длительности импульса.
В.Ш. Шагапов, У.Р. Ильясов*, Л.А. Насырова**
Стерлитамакский государственный педагогический институт *Институт проблем транспорта энергоресурсов АН РБ, Уфа **Уфимский технологический институт сервиса
Страницы: 411–422
Рассмотрены плоскоодномерная и радиально-симметричная задачи о нагреве пористой проницаемой среды, насыщенной жидкостью, с подводом тепла через непроницаемую для воды или пара границу. Построены автомодельные решения, описывающие распространение поля давления, возникающего вследствие термического расширения или вскипания жидкости. Исследована зависимость теплового удара от интенсивности нагрева и параметров пористой среды. Установлено, что основная часть подводимого через границу тепла затрачивается на нагрев пористой среды, затраты тепла на фазовые переходы незначительны.
Представлены результаты исследования тепломассообмена в тепловых установках быстротекущих процессов на основе теории локально-неравновесных процессов для сверхзвуковых и гиперзвуковых скоростей потока.